Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Об экологии социального поведения субъекта
Сегодня в нашем обществе и глобальном мире остро стоит вопрос о качестве жизни человека, удовлетворении его потребностей в нормальных, то есть не вредящих качеству жизни условиях жизни. К ним относятся не только потребности в качественной пище, воде, воздухе, жилище, но и потребность в нормальном духовном климате позитивном социальном самочувствии. Если пренебрежение экологией "материальной" ведет к ухудшению телесного здоровья, то игнорирование законов и требований экологии "психологической" может привести к моральной, культурной, а затем интеллектуальной деградации.Л.А. Китаев-Смык (2000) отмечает, что для каждого человека, где бы он ни находился и какое бы "пространство" ни выходило на первый план, важно, как к нему относятся и влияют на него люди из этого пространства (члены семьи, друзья, соседи, сослуживцы, сограждане). Эти влияния суммируются, образуя "социальное экологическое пространство". Известно, как сложны, многогранны, а иногда и тяжелы такие влияния. Экологическая психология социального поведения человека обеспечивает поиск гармонии во внешних и внутренних психологических пространствах.Активность субъекта разворачивается в пространстве объектов культуры и социального взаимодействия с другими людьми, причем каждый ее вид имеет свой уровень субъектной организации. Развитие субъекта в разные периоды жизни является особой регуляторной инстанцией, которая обеспечивает овладение человеком своим поведением. Его осознанная саморегуляция, по Л.С. Выготскому, сущность культурного развития «заключается в том, что человек овладевает процессом собственного поведения, но необходимой предпосылкой является образование личности…» (1983, т. 3, с. 316). Опыт пережитого и переживаемого поведения, в котором сам человек может дать себе отчет, и который содержит иерархию значимых для него социальных установок, ценностей, отношений и смыслов, составляет субъектный опыт личности. Именно он способствует или препятствует эффективным способам организации субъектной активности, обеспечивающей внутреннюю спонтанную активность самодетерминации, осмысленную С.Л. Рубинштейном, А.В. Брушлинским, В.А. Ядовым и др. Он же помогает организовывать и налаживать межсубъектные отношения, включаться в жизнедеятельность социальных групп, творчески модифицировать усвоенные регуляторные механизмы в социальном поведении.
Социокультурный фактор совладания рассматривается нами через востребованность как интра – так и интериндивидуальных, социально-психологических качеств субъекта, то есть некоторых особенностей его межличностных отношений и социального взаимодействия. Имеются в виду социокультурные и межкультурные особенности, установки (личностные и детско-родительские, коммуникативные), ролевые позиции и гендерная идентичность, включенность субъекта в систему социальных отношений и социальной поддержки и т.д. При этом мы убеждены, что эффективность и качество адаптации задаются различными иерархическими уровнями регуляции и саморегуляции социального поведения субъекта, связанными также со всеми компонентами активности субъекта совладания, в том числе, диспозиционным, динамическим и регулятивным факторами. Рассматриваемые нами социокультурные факторы социального поведения обеспечивают субъекту обратные связи, которые он получает от других людей, способствующие осознанной субъектной саморегуляции, в том числе, выбору стратегий и стилей поведения в трудной жизненной ситуации. Мы относим к социокультурному фактору совладающего поведения социальную психологию совладания: социальное взаимодействие и межличностные отношения – детско-родительские, супружеские, дружеские, профессионально-деловые, культурный контекст как самостоятельную детерминанту успешного / неуспешного совладания. При этом характеристики группового субъекта распространяются на особенности поведения совладающей группы (в нашем случае, семьи, Крюкова, 2003, 2005, Крюкова, Петрова, 2007). Делается попытка различить копинг-поведение индивидуального и группового субъекта. Однако это направление исследований - одно из самых методологически сложных в социальной психологии (Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк, 2004; Н.О. Белорукова, 2005; Т.В. Гущина, 2005; Е.А. Петрова, 2008). Мы обобщили результаты эмпирических исследований, проведенных с целью: выявить значение и роль социокультурных и социально-психологических факторов в регуляции и предсказании (предикции) выбора субъектами разного возраста совладающего с трудностями поведения. Было проведено 11 исследований, количество испытуемых – 819 человек. В исследованиях также участвовали 219 семей.
Для решения поставленных задач был сформирован методический комплекс, включающий 11 методик. Гендерная идентичность измерялась при помощи методики Сандры Беем (S. Bem) в адаптации М.В. Бураковой (1999). Специфика детско-родительских отношений исследовалась с помощью Опросника родительского отношения (ОРО) А.Я. Варги, В.В. Столина (1995), опросника «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера; опросника «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) Е. С. Шефера, Р. Белла, Н. Бейли (Schaefer и др.), адаптация Т.В. Архиреевой, 2000; методики ADOR или ПОР ─ «Подростки о родителях» (адаптация Л.И. Вассермана, И.А. Горьковой, Е.Е. Ромициной, 1983, 2004). Особенности межличностных отношений и общения и мы изучали при помощи модифицированного варианта Опросника межличностных отношений Шутца (Schutz) в адаптации А.А. Рукавишникова (OMO); теста-опросника удовлетворенности браком В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко; методики диагностики социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда (C. Rogers, R. Diamond), адаптация Т.В. Снегиревой, 1987. Также использовались модифицированный нами вариант методики "Берлинские шкалы социальной поддержки" (Berlin Social Support Scales - R. Schwarzer, U. Schulz, 2000) и методика "Социальная сеть" G. Perry (1990), представляющая собой современный вариант социометрии и исследующая особенности межличностных отношений и общения (их широту и интенсивность). В этих исследованиях мы попытались понять уровень связи и влияния социальных установок и социально-психологических характеристик субъекта на выбор и особенности совладающего поведения. Был выделен ряд социально-психологических переменных, которые соотносились с переменными, относящимися к совладающему поведению. К методикам, измеряющим копинг, описанным выше, в данном цикле добавился Опросник копинг-стратегий школьного возраста (Schoolagers` Coping Strategies Inventory - N.M. Ryan - Wenger, 1990) адаптирован И.М. Никольской и Р.М. Грановской (2000) для исследования стратегий совладания с неприятными, стрессовыми событиями у детей младшего школьного возраста. Среди выделенных переменных назовем: Принадлежность к культуре Гендерная идентичность (3 шкалы) Показатели детско-родительских отношений: воспитательные установки (5 шкал) родительское отношение (11 шкал) материнские установки (23 установки) восприятие подростками родителей (5 шкал) Социально-психологические показатели общения и отношений: тенденции (установки) межличностных отношений и общения (6 шкал) качества (широта и интенсивность) общения в социальном окружении или так называемой социальной сети (2 шкалы) социальная поддержка (3 шкалы) показатели социально-психологической адаптированности (5 шкал). Одно из основных предположений заключалось в том, что социокультурные переменные обладают собственной спецификой связи с выбором совладающего поведения субъектом, а их влияние на выбор совладания не может быть ниже влияния переменных, связанных с диспозиционным фактором (описанных в главе 3).
Культура и копинг Под культурой в психологии понимаются, прежде всего, социальные различия между людьми, а именно, понятия, социальное восприятие, установки, обычаи и особенности поведения, общие для большой группы людей и передающиеся от поколения к поколению (Д. Майерс, 1997, с. 226). Популярно также определение культуры как «характерного образа жизни, разделяемого группой людей» (J. Berry и др., 1992/2006). Культуры различаются по нормам, ценностям, усвоенным ролям, регулирующим поведение индивидов. Общей характеристикой кросскультурных исследований является их сравнительная природа: они изучают и объясняют кросскультурные сходства и различия (Митина и Петренко, 2000). Нас интересуют взаимовлияния между культурой и поведением субъекта в трудной жизненной ситуации, конкретнее, связи между контекстными переменными – демографическими и психологическими характеристиками испытуемых и выбором ими стратегий совладания. Нашей целью было проверить, работают ли закономерности совладающего поведения, установленные в западной культуре, в культуре российской. Поскольку влияние культурных факторов происходит на протяжении длительных периодов времени, мы исследуем различия в социальном поведении, унаследованные современными российскими испытуемыми (особенно взрослыми) от прежних поколений. Осознают ли они себя и действуют ли в качестве субъектов совладающего поведения, преодолели ли «рабское», по выражению Гегеля, самосознание, доставшееся от тоталитаризма? (К.А. Абульханова, 1999, с. 195). Насколько “закаленный” российский характер проявляет себя в феноменологии совладания с трудностями по сравнению с менее “закаленными” национальными характерами? Ориентированные на западную культуру исследователи не раз изумлялись «загадочной русской душе», одной из черт которой является «систематическое укрощение разума и чувства». Эрик Эриксон (2002) называет три элемента русской традиционной культуры, детерминирующих идентичность русских и их социальное поведение. Это компактная социальная жизнь; долгие периоды тугого пеленания, чередующиеся с минимумом обильного обмена радостными чувствами во время освобождения и одобряемое проявление в поведении нечеловеческой (“деревянной”) выносливости. Наряду с этим существует периодический эмоциональный катарсис, «достигаемый безудержным излиянием души» (Эриксон, 2002, с. 378 – 388).
Влияние культуры на копинг убедительно показано в современном американском исследовании совладания с одиночеством, где доказано, что одиночество и совладание с ним лучше понимаются именно при соотнесении с культурой испытуемых. Большинство теорий о том, почему одиночество охватывает западные общества, вращаются вокруг идеи о социальной изоляции. Например, Gordon (1976) отметила, что в американской культуре рост индивидуалистических настроений повлек за собой рост одиночества. Сознание прежде существовавшего патриархального общества было разрушено и люди больше не чувствовали того, что у них есть кто-то, к кому они могут обратиться за помощью. Автор предположила и то, что повышенная подвижность населения также стала причиной роста одиночества. В исследовании Neto и Barros (2000) были предприняты некоторые попытки узнать, будет ли культура, основанная на более индустриальных и конкурирующих ценностях (Португалия), порождать больше одиноких, чем общество с менее индустриализированными и конкурирующими ценностями (Cape Verde). Их анализ показал незначительную, что довольно интересно, разницу между этими двумя обществами и их уровнем одиночества среди подростков и взрослых людей. Это подняло важный вопрос о том, переживают ли члены индивидуалистических обществ такой же уровень одиночества, как и в коллективистических (социалистических) обществах. Исследование Rokach (1999) обнаружило, что существуют культурные различия в копинг-стратегиях, их выбор неодинаков в различных культурах, также как и их набор. Пока неизвестно, предполагает ли норма в одной культуре справляться с одиночеством менее эффективно, чем в другой. Предварительные результаты исследований противоречивы и требуют дальнейших разработок (S. Seepersad, 2002).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.011 с.) |