Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Одаренность и совладающее поведение

Поиск

 

В целях идентификации одаренности в диссертационном исследовании, выполненном под нашим руководством С.А. Хазовой (2002), наряду с психометрическими показателями использовались три типа качественных критериев: интеллектуальные достижения, качественное своеобразие интеллектуальной деятельности и особенности мотивационной сферы. Именно качественное своеобразие когнитивной и мотивационной сфер является экологически валидным признаком, позволяющим предполагать наличие одаренности. Исследуя связь одаренности с выбором совладающего поведения у старшеклассников, одаренным считалсястаршеклассник, который отличается, прежде всего, качественным своеобразием когнитивных процессов, особенностями потребностно-мотивационной сферы, демонстрирует высокие интеллектуальные достижения, а также имеет уровень развития интеллекта и креативности выше возрастной нормы.

Для диагностики интеллектуального уровня испытуемых был использован «Культурно – свободный тест интеллекта» R.B. Cattell (1958) или Culture-Fair Intellegence Test, CFIT. Развитие творческих способностей (креативности) изучалось с помощью теста Е.R. Torrence.

В качестве параметров креативности рассматривались беглость (быстрота выполнения тестовых заданий), гибкость (число переключений с одного класса объектов на другой), оригинальность (минимальная частота встречаемости данного ответа в однородной группе), разработанность (способность детально разрабатывать придуманные идеи), абстрактность названия (способность понимать суть проблемы), сопротивление замыканию (способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей).

В исследовании не обнаружены связи между выбором стратегий совладающего поведения и коэффициентом интеллектуального развития (IQ). Однако обнаружены связи между творческими способностями, интеллектуальными достижениями и выбором стратегий совладания.

Таблица 3. Корреляционные связи между выбором копинг-стратегий по ЮКШ и IQ, показателями креативности, интеллектуальными достижениями в группе одаренных подростков (n=38).

Копинг-шкалы Беглость Оригинал. Разработанн. Абстр. назв. Сред. академ. балл Участие в олимп. НИР
Соц. поддержка         ,326 p=,045    
Беспокойство              
Друзья     ,352 p=,029   ,382 p=,017    
Принадлеж-ть           -,382 p=,017  
Чудо   -,345 р=,033     ,456 p=,003 -,434 p=,006  
Разрядка -,352 p=,029 -,336 p=,038 -,336 p=,038        
Игнорирование   -,464 p=,003          
Самообвинение           -,382 p=,017 ,455 p,=004
Духовность         ,535 p=,0005 -,714 p=,0000 ,546 p=,0003

 

Мы видим, что разные показатели интеллектуальных достижений по-разному связаны в группе одаренных с выбором копинг-стратегий (ЮКШ): участие в олимпиадах коррелирует отрицательно с социальной поддержкой и несовладанием, а успешная учеба и НИР, наоборот, способствуют к обращению к религиозному опыту, стремлению принадлежать к группе, т.е. социально-ориентированному совладанию, и только успехи в учебе – желанию помечтать. Умение разрабатывать идеи дает единственную значимую связь со стратегией Друзья, но связано на уровне тенденции достоверной связи еще с двумя стратегиями, направленными на получение социальной поддержки (Принадлежность, Духовность). Таким образом, чем выше способность к разработке идей, тем чаще одаренный подросток обращается за социальной поддержкой. Нельзя не сказать о важности связи разработанности и двух стратегий, одна принадлежит к непродуктивному стилю - Отвлечение и другая (Позитивный фокус) к продуктивному. В целом нужно отметить, что умение разрабатывать идеи, внимание к деталям способствует более частому обращению за помощью к окружающим людям, но в то же время делает совладание несколько противоречивым благодаря связям: Социальная поддержка – Отвлечение – Позитивный фокус.

Все связи способности к выдвижению оригинальных идей отрицательны и снижают риск непродуктивного совладания и выбора таких стратегий как Игнорирование, Разрядка, Чудо и Самообвинение.

Показатель креативности «абстрактность названия» отрицательно коррелирует со стратегией Разрядка, то есть снижает возможность использования социально-неприемлемых способов совладания, но в то же время снижает возможность обращения к профессиональной помощи. Показатель «беглость» снижает риск обращения к социально неодобряемым способам реакции на трудные ситуации за счет отрицательной связи с выбором стратегии Разрядка. Все это вместе позволяет говорить о том, что:

1) творческие способности (за исключением умения разрабатывать идеи) способствуют повышению совладания и снижению несовладания;

2) способность к детализации и разработке идей стоит несколько особняком, способствуя обращению к поддержке других, возникновению беспокойства, мечтательности.

В целом совладающее поведение одаренных старшеклассников (n=38 чел., возраст 15-16 лет) отличается от совладающего поведения их сверстников (n = 73 чел.) следующим. Одаренные старшеклассники реже прибегают к социальной поддержке и религиозному опыту, реже не справляются с трудностями и обвиняют в причинах их возникновения себя. Однако они несколько чаще, чем их сверстники, при возникновении проблем замыкаются в себе и не делятся своими переживаниями с окружающими. Выявлены разнообразные, порой противоречивые, связи между стратегиями совладающего поведения, с одной стороны, и невербальной креативностью и интеллектуальными достижениями, с другой:

Так, в группе одаренных старшеклассников высокий уровень развития копинга, ориентированного на получение социальной поддержки, связан с успешностью в учебе и научно-исследовательской работе, с умением подробно и детально разрабатывать идеи. Низкий показатель по этой стратегии совладающего поведения связан с высокими результатами в олимпиадах и умением видеть суть проблемы («абстрактность названия»). В группе обычных старшеклассников подобные связи малочисленны, причем высокий уровень развития социально-ориентированного копинга связан с низкой оригинальностью мышления и невысокими результатами в учебе; - низкий уровень выраженности неконструктивного копинга в группе одаренных связан с высоким уровнем развития способности к выдвижению оригинальных идей, успехами в олимпиадах, способностью к философскому переосмыслению и пониманию сути явлений («абстрактность названия»). Однако, одаренные учащиеся, демонстрирующие успехи в учебе и научно-исследовательской работе, несколько чаще выбирают неконструктивные стратегии. В группе обычных старшеклассников высокая беглость способствует выбору стратегий, ориентированных на Решение проблемы. В группе одаренных не выявлены связи между невербальной креативностью и интеллектуальными достижениями и выбором стратегий совладания, ориентированных на решение проблемы.

Нет сомнений в том, насколько важно наличие в репертуаре копинг-поведения самых разнообразных способов (за исключением социально неодобряемых, таких как алкоголь, наркотики, агрессивное поведение) взаимодействия с трудной жизненной ситуацией. В этом контексте наличие развитых творческих способностей и высоких достижений расширяет перечень копинг-стратегий, особенно в группе одаренных, где связей больше и они выраженнее. Выявленные в исследовании связи между выбором копинг-стратегий и креативностью и интеллектуальными достижениями у одаренных старшеклассников позволяют утверждать, что одаренность делает копинг-поведение подростков, по сравнению с их сверстниками, гибким, ориентированным на конкретную ситуацию, на сферу трудностей, личностные особенности, и имеет в качестве особого ресурса как интеллектуальные достижения, так и творческие способности.

В исследовании был проверен также уровень влияния невербальной креативности на совладание, иными словами, можно ли считать ее предиктором или ресурсом одаренных в преодолении жизненных трудностей. Пока остается окончательно невыясненной роль IQ: в словацком исследовании Л. Медведовой указывается на положительное влияние IQ на совладание у девочек-подростков (Medvedova, 1998).

Данные регрессионного показали, что значения коэффициента детерминации R2 колеблется в пределах.167-.384, что не позволяет сделать качественный прогноз. Однако показатели невербальной креативности могут оказывать влияние на выбор совладания, причем в большинстве случаев это влияние позитивно. Неожиданным оказался факт влияния на совладание IQ (корреляционных связей, как указано выше, обнаружено не было): оно противоречиво. Старшеклассники с высоким IQ не разговаривают о своих проблемах с другими людьми, но обращаются за поддержкой к самым близким друзьям; они не склонны к самообвинению, надеются на лучшее; если проблема не решается, они ее просто игнорируют.

Таким образом, исследование констатировало, что такие компоненты одаренности как невербальная креативность и IQ выступают в качестве ресурсов совладания одаренных подростков с трудными жизненными ситуациями, имея при этом невысокую прогностическую способность.

Одиночество и совладание

Далеко не всегда одинокие люди – это, действительно, люди, лишенные общения и контактов. И хотя в отечественном менталитете, отраженном в лучших поэтических образах, «характер» одиночества «крут» (А. Ахматова), «…и пробиться друг к другу никому не дано» (Б. Пастернак), считается, что негативные стороны одиночества могут быть преодолены, а оно само позитивно использовано (Moustakas, 1972). Под одиночеством мы понимаем дефицит в социальных и межличностных отношениях, которые субъект определяет как неудовлетворяющие его потребности. Другими словами, одиночество является результатом оценки человеком своих социальных связей, отношений (так называемой социальной сети), которые качественно неадекватны или количественно невелики (M. Zeidner, D. Saklofske, 1996). Особенно привлекают внимание отдельные разновидности одиночества – как непродуктивное и опасное состояние, приводящее к депрессии и болезням; или как столкновение с пограничными жизненными ситуациями, переживаемыми в одиночку (рождение, болезнь, смерть, потеря и т.д.). Переживание же одиночества как столкновения, конфронтации с самим собой экзистенциальные психологи рассматривают как творческую силу и потенциал человека.

Изучение зарубежными психологами совладающего поведения по отношению к одиночеству как одной из основных острых социально-психологических проблемсовременного общества берет начало в 80-х годах двадцатого столетия. Наиболее часто упоминают работы Rubenstein и Shaver, 1982; Rokach и Brock, 1998. Их результаты показали, как люди справляются с одиночеством, в частности, какие копинг-стратегии они используют. Были выделены следующие категории: активное уединение, увеличение активности (посвящение больше, чем обычно, времени работе), социальные контакты (увеличение социальной включенности и общения с другими, поиск романтических отношений). Две категории являются общими для обоих исследований: это «унылая пассивность» (плачут, спят, сидят и ничего не делают, принимают транквилизаторы, смотрят телевизор, «каменеют») и дистанцирование или отрицание (отрицание одиночества вообще, злоупотребление алкоголем и наркотиками, вынуждение себя к изоляции). «Унылая пассивность» отрицательно связана с возрастом (предполагалось, что это копинг-стратегия, связанная с молодостью). Rubenstein и Shaver (1991) описали ее как состояние апатичной жалости к себе, которая может существенно способствовать снижению самоуважения и социальной изоляции. В дополнительных исследованиях они сделали вывод о том, что унылая пассивность проявляется как у одиноких, так и у не одиноких людей, однако, одинокие личности постоянно оказываются неспособными вырваться из этого состояния (Seepersad, 2001).

Поведенческие категории дистанцирования и отрицания представляют собой другую концепцию: это вынуждающие к изоляции себя от других людей механизмы, подразумевающие как меру защиты уязвимой личности, так и попытку свести к минимуму дальнейшую боль, которая могла быть причиной провалов попыток взаимодействия с окружающими. Эта попытка, в действительности, может иметь результат возрастания одиночества, включая боль от одиночества, появившегося в результате дальнейшей необходимости защищать себя (G. Pierce, I. Sarason, B. Sarason, 1996).

Мы изучали совладающее поведение субъекта, соотнося его с уровнем переживания одиночества. Нас интересовало, как считающие себя одинокими и неодинокими люди восстанавливают внутреннее равновесие, устраняют беспокойство; как связан выбор стратегий совладающего поведения человека с его установками в сфере общения и межличностных отношений. Как при этом отражаются в совладающем поведении важные характеристики психологии субъекта, то есть человека, отличающегося таким пониманием собственного бытия, «при котором он, осознавая объективность и сложность своих проблем, в то же время обладает ответственностью и силой для их решения» (Знаков В.В., 2003).

В эмпирическом исследовании сравнивались старшеклассники (средний возраст 15 лет) и взрослые семейные люди обоего пола, находящиеся на лечении в терапевтическом стационаре (средний возраст 32 года) – всего 176 человек. Одиночество дианостировалось при помощи двух методик: Шкала измерения одиночества UCLA Д. Расселла и Л. Пепло (1989) и Шкала одиночества (LO) J. de Gierveld и T. van Tilburg, Амстердамский университет (1999), модифицированная нами. Обе шкалы основаны на когнитивно-поведенческом подходе к одиночеству как дистанции между тем, что человек хочет, и что реально имеет в сфере социальной привязанности, отношений с другими. Одиночество включает ситуации, когда количество реальных отношений меньше, чем хотелось бы, или такие ситуации, когда не может быть реализована желательная интимность. Выбор совладающего поведения измерялся при помощи опросника КПСС у взрослых, ЮКШ - у подростков. Опросник межличностных отношений Schutz (ОМО) в адаптации А.А. Рукавишникова (1992) использовался для диагностики установок-тенденций в межличностных отношениях и результаты этой части исследования описаны в главе 5.

Результаты двух исследований показали:

1. Состояние одиночества, переживаемое подростками-старшеклассниками, выражено в большей степени, острее, чем состояние одиночества, переживаемое взрослыми людьми. Однако шире одиночество распространено у взрослых. 2. В выборе конкретных стратегий совладания одинокие школьники по сравнению с неодинокими чаще предпочитают стратегии Разрядка (U=900.5, p<0.003), Отвлечение (U=931.0, p<0.005), принадлежащие к непродуктивному стилю совладающего поведения.

3. Установлено, что у одиноких школьников уровень переживаемого одиночества связан с выбором только непродуктивного стиля совладания: r=0.305, p<0.001. Те из них, кто выбирает стратегии социального копинг-стиля, обнаруживают склонность общаться с малым количеством людей и осторожность при выборе людей для доверительного эмоционального общения.

4. У взрослых одиноких людей связь уровня одиночества с выбором проблемно-ориентированного копинга значимая обратная (r= - 0.473. p < 0.001), а эмоционально-ориентированного положительная высокая (r=0.728, p< 0.0001). Одинокие взрослые не позволяют себе обращаться к другим людям за поддержкой и помощью в трудной ситуации: связь между уровнем одиночества и субстилем социальное отвлечение у них отрицательная и явно выраженная: r= - 0.550, p<0.0001 (таблица 4).

Табл. 4. Корреляционные связи между уровнем одиночества и стилем совладания у взрослых (по Спирмену) (n =66 чел.)

Шкалы О. и копинг-стили n r T(n-2) p
UCLA и ПОК   -0,473 -4,291 0,000
UCLA и ЭОК   0,728 8,498 0,000
UCLA и КОИ   -0,208 -1,699 0,094
UCLA и О   0,404 3,530 0,001
UCLA и СО   -0,596 -5,931 0,000
LО и ПОК   -0,355 -3,034 0,003
LО и ЭОК   0,692 7,670 0,000
LО и КОИ   -0,248 -2,050 0,045
LО и О   0,290 2,421 0,018
LО и СО   -0,551 -5,276 0,000


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.15.45 (0.008 с.)