Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Совладающее поведение как характеристика самоорганизации и саморегуляции субъектаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Становление полноценного и продуктивного стиля совладающего поведения не может произойти при пассивной позиции человека и включает не только (и не столько) приспособительную активность, но активность, преобразующую окружающий мир (ситуацию), и себя как субъекта этой активности. На основе теории многоуровневой системы организации и множественной детерминации психического развития (Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский) можно сказать, что субъекта совладающего поведения дифференцирует, прежде всего, способность к регуляции и самоорганизации. Это наглядно показывают выявленные нами системы более обобщенных диспозиционных детерминант совладания. Опираясь на методологические идеи психологии субъекта, мы увидели, что поведение в проблемной, трудной ситуации, требует проявления субъектных качеств человека – активности, самоопределения, ответственности за последствия собственного выбора способов поведения. Сравнение двух систем взаимодействия качеств субъекта и копинг-стилей у взрослых и подростков показывает, что у взрослых это взаимодействие значительно сильнее выражено и менее противоречиво, чем у подростков. Это доказывает идею о том, что сознательная регуляция поведения во время взрослости имеет устойчивые стилевые особенности, обусловленные сложившейся личностной диспозицией. Однако пока недостаточно ясно, почему личностные качества не всегда становятся факторами и предикторами определенных стилей совладания. Зачастую требуется высокий уровень стресса, чтобы человек осознал и начал использовать свои возможности и ресурсы (тяжелая болезнь близкого, семейные трудности и кризисы, беременность и др.), что показано в исследованиях Т.В. Гущиной (2005), М.С. Голубевой (2006) и др. Проблема психической регуляции поведения и деятельности является ключевой при реализации субъектного подхода в психологическом исследовании. Концепция субъекта социального поведения и его саморегуляции (осознанного уровня психической регуляции) основывается на следующих отправных пунктах. Личность является особой регуляторной инстанцией, которая обеспечивает овладение индивидом своим поведением и развитием.С усложнением активности усложняются и уровни регуляции: появляются осознанная произвольная регуляция, саморегуляция произвольной активности. Среди теоретических моделей психической регуляции и саморегуляции видное место принадлежит модели осознанной психической саморегуляции, разработанной с позиций структурно-функционального подхода (О. А. Конопкин, В.И. Моросанова, А. К. Осницкий). Она в наибольшей мере пригодна для исследований саморегуляции деятельности, но теоретических представлений в данной концепции о том, каким образом в процесс саморегуляции вовлечена личность, недостаточно. Осознанная саморегуляция в системе осознанного саморегулирования является исследовательской задачей развития психологии субъекта. Отечественные исследователи адаптации (в частности, к деятельности в стрессогенных условиях) отмечают сложность взаимодействия разноуровневых регулятивных систем, участвующих в адаптации, неоднозначность, стохастичность и непредсказуемость взаимовлияний регулятивных систем друг на друга (С.А. Шапкин, Л.Г. Дикая, 1996; Л.Г. Дикая, 2002). Так, например, цели регуляции деятельности могут в стрессовой ситуации вытесняться целями регуляции эмоционального состояния, нарушая тем самым процесс регуляции действия. В таких случаях модулирующее влияние приобретают личностные образования – диспозиции (например, мотивационно-волевые особенности), формирующие специфические связи между компонентами, процессами, участвующими в адаптации, которые обеспечивают контроль за действием (1996, с. 30 – 32). Несмотря на сложность выработки критериев успешности совладающего поведения и адаптации в целом, можно надеяться, что с созданием общетеоретической основы процесса адаптации и ее составляющих – саморегуляции и самоорганизации прогнозирование эффективности социального поведения и деятельности субъекта становится более надежным. Система осознанной саморегуляции подчинена субъектной активности человека, реализующейся также в социокультурном и социально-психологическом контекстах. Этим факторам выбора субъектом совладающего поведения посвящена следующая глава.
ГЛАВА IV. СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ И СИТУАЦИЯ: ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ «Если оно изменяется, это, должно быть, процесс?» (R.S. Lazarus and S. Folkman, 1985) Ситуативные стресcоры и динамика совладающего Поведения В данной главе рассматривается, как изменяются особенности совладающего поведения под влиянием требований конкретной ситуации (трудности) и сферы жизнедеятельности субъекта (учение, беременность и уход за младенцем, семейное взаимодействие). Управляет ли и насколько динамика, развертывание и развитие ситуации (приближение-удаление стрессора) выбором копинг-стратегий и стилей? Динамический фактор включает особенности процесса совладания в конкретной и изменяющейся ситуации, обладающей определенным уровнем стрессогенности для субъекта, оцениваемой им самостоятельно. К таким специфически развивающимся стрессовым ситуациям в наших исследованиях относятся, например, принятие женщиной роли матери от беременности к актуальному материнству, совладание с последствиями развода как потери близких отношений, приближение / удаление от экзамена у с тудентов-первокурсников университета. Изучение развития человека, понимание и прогнозирование его поведения невозможно без учета ситуации и её элементов. Влияние среды на социальное поведение всегда опосредуется актуальными ситуациями (Бурлачук, Михайлова, 2002; Гришина, 2001). Рассматривая ситуацию через три ее наиболее важных аспекта, – особенности восприятия ситуации, - мотивационную сторону поведения в ней субъекта и анализ реакций на ситуацию (D. Magnusson, 1981), мы учитываем аспект личностно- ситуационного взаимодействия, важный для когнитивно-феноменологической теории стресса-копинга (Lazarus, Folkman, 1984). Кроме того, мы учитываем позицию Л.И. Анцыферовой, согласно которой, трудные жизненные условия или ситуации возникают, тогда, когда субъект осознает угрозу потери или уничтожения какой-либо важной для себя ценности (1994). Чем выше эта угроза, тем большему стрессу подвергается субъект в ситуации. Напомним, что в зарубежной психологии изучение поведения в трудных ситуациях ведется в нескольких направлениях. R. Lazarus и S. Folkman (1984) подчеркивают роль когнитивных конструктов, обусловливающих способы реагирования на жизненные трудности. P. Costa и R. McCrae (1992) делают акцент на влиянии личностных переменных, детерминирующих предпочтение индивидом тех или иных стратегий поведения в сложных обстоятельствах. U. Lehr и H. Tomae (1993) уделяют большее внимание анализу самих трудных ситуаций, справедливо предполагая сильное влияние контекста на выбор способа реагирования или “техники” жизни (life techniques). Ситуация как система детерминирует поведение человека, но, с другой стороны, в эту же ситуацию вовлечен человек, активный субъект со своими потребностями, интересами, целями. Само поведение исследователями трактуется как функция взаимодействия личности и ситуации в данный момент времени, а его основной механизм ─ это развитие личности в жизненной ситуации (Е.Ю. Коржова, 2000). Дискуссия 60-х годов о детерминации поведения личностными или ситуативными факторами пришла к концепции «сильных» ситуаций, в которых поведение человека в большей степени опосредуется особенностями ситуации, и «слабых» ситуаций, где поведение больше опосредуется личностью человека или личностными диспозициями (L. Ross и R. Nisbett, 2000). Обе концепции так и не получили достаточных доказательств. Качество индивидуальной регуляции поведения в ситуации прямо не зависит от объективной структуры ситуации, за качество переживания ситуации как проблемы или не проблемы, за качество поведения отвечает субъективная представленность ситуации в личности, внутренняя картина ситуации (Анцыферова, 1993, Frydenberg, 1997). Интерпретация жизненного события как трудного “запускает” работу копинг-механизмов и процессов. Каждый раздражитель при определенных условиях может приобрести роль психологического стрессора и, вместе с тем, ни одна ситуация не вызывает стресс у всех без исключения индивидов. Значение индивидуальной предрасположенности уменьшается при чрезвычайных, экстремальных условиях, природных или антропогенных катастрофах, войнах, криминальном насилии, но даже в этих случаях посттравматическое стрессовое расстройство возникает далеко не у всех перенесших травматическое событие (А.Л. Пушкарев и др., 2000, Н.В. Тарабрина, 2001, 2007). С другой стороны, повседневные жизненные события (такие как, изменения семейных взаимоотношений, состояния собственного здоровья или здоровья близких, характера деятельности или материального положения) в силу их индивидуальной значимости могут оказаться существенными для развития эмоционального стресса, приводящего к расстройствам здоровья. Среди таких жизненных событий выделяются ситуации, непосредственно воспринимаемые как угрожающие (болезни, конфликты, угроза социальному статусу); ситуации потери (смерть близких, разрыв значимых отношений), которые представляют собой угрозу системе социальной поддержки; ситуации напряжения, «испытания», требующие новых усилий или использования новых ресурсов. В последнем случае события могут даже выступать как желательные (новая ответственная работа, вступление в брак, поступление в университет), а угроза будет связана с разрушением сложившихся стереотипов и возможной несостоятельностью в новых условиях (Holmes, Rahe, 1967).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.135.121 (0.011 с.) |