Примечание: ро – родительское отношение и воспитание; пок – проблемно-ориентированный копинг; эок – эмоционально-ориентированный копинг; кои – копинг, ориентированный на избегание. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Примечание: ро – родительское отношение и воспитание; пок – проблемно-ориентированный копинг; эок – эмоционально-ориентированный копинг; кои – копинг, ориентированный на избегание.



 

Качественный анализ полученных данных позволяет утверждать:

1.Отсутствие у родителей аффилиативного устремления, а так же их сосредоточенность на своих негативных переживаниях в стрессовых ситуациях, отдаляет их от социального окружения, вследствие чего общение, близость с ребёнком не воспринимается ими как ценность и не является необходимостью.

2. Выбор родителем копинг-стратегий, ориентированных на самообвинение (в трудных ситуациях они винят себя за нерешительность, слишком эмоциональное отношение к ситуации, считают себя виноватыми в том, что оказались в данной ситуации, обвиняют себя за то, что не знают, как поступить), опосредует возникновение у них чувства вины перед другими людьми, в том числе, и перед ребёнком. Потворствование потребностям ребенка позволяет родителю нейтрализовать чувство вины.

3. Копинг-стратегии самообвинения, переживание отчаяния и безнадёжности при отсутствии в поведении родителя стратегий проблемно-ориентированного копинга связаны с неспособностью родителя определить необходимый уровень достижений для ребёнка. Любое сопротивление ребенка относительно родительских требований оценивается как трудность, с которой взрослый не может справиться.

4. Выраженный копинг, ориентированный на отвлечение от трудных ситуаций в сочетании со стратегиями самообвинения и внешней агрессии, вызывает у родителей тревогу, неуверенность, раздражение по отношению к ребёнку, который нарушает запрет или не выполняет родительские требования. Это затрудняет применение родителями в подобных ситуациях любых, в том числе, адекватных ситуации наказаний. Такие родители не высказывают прямо своё неодобрение, неудовольствие, требование к ребенку, а чаще прибегают к косвенным способам – жалобам, крику, ругани.

5. Способы совладания родителей с различными стрессовыми ситуациями с помощью копинг-стратегий, ориентированных на самообладание, взвешенный подход к решениям позволяет родителям последовательно применять адекватные санкции к ребёнку за нарушение важных требований. Однако здесь имеет значение стремление родителей понять причину, по которой ребёнок нарушил запрет.

6. У родителей, предпочитающих для снятия нервного напряжения использовать копинг-стратегии, ориентированные на избегание, наблюдается неразвитость родительских чувств, которая выражается в их жалобах на то, что родительские обязанности очень утомительны и отрывают их от чего-то более важного и интересного в их жизни. Свои неудачи в личной жизни и профессиональной деятельности родители склонны оправдывать необходимостью воспитания ребёнка. В данном случае наблюдается устойчивая тенденция взрослого избегать анализа собственных неудач и перекладывать ответственность за них на собственного ребёнка.

7. Родители, чье совладание ориентировано на социальную поддержку и сотрудничество со значимыми людьми (социальное отвлечение, в терминологии методики КПСС), принимают своего ребёнка, они чувствительны к его проблемам и сами стремятся оказывать ему психологическую поддержку.

Нами установлено, что с копинг-поведением связаны все особенности родительского отношения – когнитивный, эмоциональный и поведенческие составляющие.

Исследование 2 посвящено совладающему поведению родителей, регулярно применяющих физические наказания по отношению к детям.

Несмотря на большое количество работ о родительстве, очень немногие из них посвящены вопросу физического наказания и процессам, которые предопределяют его использование. Оказалось, что отсутствует универсальное представление о том, что считать наказанием. Понятие «физическое наказание» чаще всего употребляется в неопределенно-расширительном смысле. Учитывая значимость проблемы семейной жестокости, насилия, ее теоретическую неразработанность, Е.В. Куфтяк в диссертационном исследовании, выполненном под нашим руководством (2004), предлагает собственный подход к проблеме. Под физическим наказанием понимается использование или реальная угроза использования физической силы по отношению к ребенку человеком, являющимся фигурой авторитета или власти, в целях прекращения нежелательного / не одобряемого поведения, его дисциплинирования или побуждения к желаемым действиям и поступкам. Регулярное физическое наказание выступает инструментальным, агрессивным способом дисциплинирования ребенка родителями, применяемым с целью и смыслом, но не становящимся и не переходящим в насилие.

Результаты исследования 2 показали, что совладающее поведение родителей, регулярно применяющих физические наказания по отношению к детям, в целом, отличается пассивностью и дезадаптивностью. Измерение совладающего поведения родителей при помощи ОССпоказало, что у всех испытуемых наиболее предпочитаемым является конфронтативный копинг (p < 0.001) в совладании с трудностями, т.е. они склонны проявлять враждебность и агрессивность при возникновении трудной ситуации. Причем поведение обоих родителей отличается враждебностью, что обусловливает сознательное и регулярное использование физических наказаний в качестве варианта агрессивной разрядки, своеобразного деструктивного копинга.

Матери из семей, применяющих физические наказания, чаще склонны для снятия внутреннего напряжения и дискомфорта застревать на проявлениях своей беспомощности и невозможности справиться с ситуацией (эмоционально-ориентированный копинг) (p < 0.001). Среди наименее используемых стратегий у них встречается проблемно-ориентированный стиль совладания (p <0.001), принятие ответственности (p <0.001) и самоконтроль (p <0.001).

Отцы, физически наказывающие детей, больше ориентированы на игнорирование (p <0.001) проблем (копинг, ориентированный на избегание). Одновременно, они иногда прилагают проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации. Но все же отцы из таких семей реже предпочитают принимать ответственность (p <0.001) за создавшуюся ситуацию и использовать все имеющиеся у них ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

В Исследовании 2 выявлены особенности совладающего поведения матерей и отцов, их родительского отношения, которые сопровождают становление копинг-поведения детей младшего школьного возраста и периода раннего отрочества.

Социальные контакты. Склонность матерей к уходу от проблем в семье и ситуативно возникающее стремление заняться собой, желание некоторое время провести на собственное усмотрение: сходить в магазин, на прогулку, посмотреть любимый фильм/передачу), самоустранение от детских проблем и круга повседневного общения с ребенком (p <0.003) уменьшает вероятность выбора детьми копинг-стратегий направленных на поиск социальных контактов с целью получения поддержки («обнимаю, прижимаю, глажу», «говорю с кем-нибудь», «прошу прощения»).

По-видимому, подобная демонстрация материнского совладания лишает ребенка потребности искать социальную поддержку, так как ребенку не надо вести себя «правильно»: говорить правду, проговаривать случившееся, обращаться к окружающим за принятием, пониманием и помощью, ведь взрослые (а именно матери) все равно этого не увидят и не услышат.

Рефлексивный уход. При поиске степени влияния совладающего поведения на выбор детьми копинг-стратегий мы обнаружили интересный факт. Так, выбор детьми копинг-стратегий, направленных на рефлексивный уход от проблем («думаю об этом», «молюсь», «говорю сам с собой», «остаюсь один»), оказывается под влиянием отцовского поведения. Стремление отцов занимать отстраненную позицию в семейной обстановке и окружающей действительности, избегание проблем, ситуативное использование ими отвлечения от трудных ситуаций (p <0.04) располагает ребенка к отказу от копинг-стратегий, направленных на рефлексивный уход от неприятных и тревожащих ситуаций. Отцовская любовь «условна», ребенку одновременно симпатизируют, но в тоже время не всегда принимают его действия и поступки. Отец для детей (в нашем исследовании преобладают мальчики) выступает эталоном и примером для подражания, поэтому дети никогда не останутся один на один со своей проблемой. Ребенок охотнее откажется от социально-неодобряемых стратегий совладания, стараясь «соответствовать» требованиям и ожиданиям отца.

Диаграмма 1.

Деструктивная эмоциональная экспрессия. С помощью регрессионного анализа мы установили влияние родительского отношения и совладания на выбор детьми копинг-стратегий («кусаю ногти», «ломаю пальцы суставов», «воплю, кричу», «плачу, грущу», «схожу с ума», «бью, ломаю, швыряю вещи», «дразню кого-нибудь»). Установленные нами факты влияния носят противоречивый характер.

С одной стороны, оба родителя в семьях, где регулярно физически наказывают ребенка, достоверно чаще используя воспитательные установки, направленные на непринятие и авторитарный контроль за поведением (p <0.02) ребенка, чем повышают вероятность использования ребенком эмоционально-деструктивных копинг-стратегий, направленных, прежде всего, на отреагирование.

С другой, выбор матерями субстиля социальное отвлечение (p <0.05) и отцами стратегии поиск социальной поддержки (p <0.04) оказывает благоприятное влияние на становление копинг-поведения ребенка. Выбор матерью и отцом стратегий, направленных на поиск эмоциональной, информационной поддержки, совета у близких и специалистов уменьшает риск выбора ребенком эмоционально-деструктивных копинг-стратегий. Во-первых, подобное поведение родителей при разрешении детских проблем улучшает психологический климат в семье и благотворно сказывается на контакте ребенок-родитель. Во-вторых, возможно, проблемы, разрешаемые родителями, способствуют их собственной саморегуляции (ребенка начинают меньше наказывать, его деструктивное поведение смягчается).

Таким образом, очевидно, что и эмоциональный и поведенческий компоненты родительского отношения достаточно сильно связаны со способностью родителя совладать с жизненными трудностями и неизбежными проблемами детско-родительского взаимодействия.

Исследования материнско-детских отношений занимают в психологии семьи особое место. Эта проблема не утрачивает своей актуальности, т.к. значимость системы мать – ребенок трудно переоценить. Традиционно материнство изучалось в контексте диадических отношений (Е.И. Исенина, 2002, А.И. Захаров, 1982, А.С. Спиваковская, 1988). Однако в последнее время активно разрабатывается другое направление, в центре которого изучение материнства как личностной сферы женщины (Г.Г. Филиппова).

Мы обратились к изучению родительских установок матерей как когнитивного компонента родительского отношения, их связи с ролевой и личностной самооценкой в контексте изучения совладающего поведения женщины от беременности к материнству (Исследование 3) (О.Б. Подобина, 2004). Результаты, касающиеся изменений, динамики в совладающем поведении женщин представлены в предыдущей главе. Выборку составили 50 женщин на этапе принятия роли матери ‑ до рождения ребенка (2–3 триместр беременности) – после рождения ребенка (от 4 до 15 месяцев). Отметим некоторые результаты, касающиеся особенностей родительского отношения как регулятора и предиктора совладающего поведения матери:

1. родительские установки более высокого диспозиционного уровня (уровня ценностей) на этапе принятия роли матери больше связаны с ролевой самооценкой, чем установки более низкого уровня (уровня действий и операций). В своем ролевом поведении женщина ориентируется на ожидания окружающих, социальные стереотипы, собственный образ роли матери в большей степени, чем на экспектации ребенка, т.е. ожидания, исходящие от комплементарной роли. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что стратегии ролевого поведения в роли матери на этапе ее принятия только складываются и оформляются.

2. Нам удалось установить, как связаны родительские и личностные установки изучаемых нами женщин с особенностями выбираемого ими совладающего поведения. Доказано, что ролевые установки и ролевая самооценка женщины на этапе принятия роли матери становятся важным социально-психологическим фактором, регулирующим и предсказывающим выбор совладающего поведения.

Негативные родительские установки (на жертвенность и мученичество в роли родителя, страх причинения вреда ребенку, подавление сексуальности, раздражительность, навязчивость и сверхавторитет в роли родителя) значимо влияют на выбор неконструктивных способов совладания с трудностями на этапе принятия материнской роли. Их влияние гораздо существеннее, чем влияние позитивных установок на выбор констрктивного копинга женщинами. В контрольной группе влияние родительских установок на совладающее поведение не обнаружено, а корреляционные связи между ними немногочисленны и слабы.

Так на выбор стилей совладания, ориентированных на избегание и отвлечение, влияют такие установки как «поощрение зависимости ребенка от матери» (b= -0,780, р<0,03), «навязчивость в роли родителя» (b= 0,623, р<0,02), «мученичество в роли родителя» (b= 0,416, р<0,05) и «ощущение самопожертвования в роли родителя» (b= 0,802, и р<0,01). Копинг, ориентированный на избегание, значимо отрицательно связан с установкой на «ограничение матери ролью хозяйки дома» (r=-0,282, р<0,05), установкой на «подавление воли ребенка» (r==-0,281, p<0,05) и установкой на «сверхавторитет родителей» (r=-0,311, р<0,03).

Чем в большей степени женщина настроена на установление с ребенком отношений зависимости, чем сильней она «загоняет» себя в рамки «дома», «семьи», тем реже она позволяет себе отвлекаться: «ходить по магазинам», «смотреть телевизор» и пр., считая это неприемлемым занятием для «хорошей матери». При этом внутреннее напряжение и неудовлетворенность материнской ролью нарастают, а вместе с ними – подсознательное желание «убежать из дома», «не думать об этом», то есть о нагрузках, связанных с маленьким ребенком. Если не происходит перестройка установок или способов совладания, этот замкнутый круг приводит к серьезному внутреннему конфликту.

Дистанцирование от проблемы прямо связано с «раздражительностью» (r = 0,293, p<0,04) и «мученичеством в роли родителя» (r=0,319,p<0,02). Стратегия бегство-избегание и субстиль совладания с трудностями отвлечение не способствуют выстраиванию благополучных родительско-детских отношений молодой матерью. Сама женщина, принимая новую для себя роль, понимает, что отвлечение и уход от проблем – не лучший способ справиться с ними в тот период жизни, когда от ее действий целиком зависит здоровье и благополучие ребенка. Оценка женщиной себя «Я – Мать» имеет обратную корреляционную связь с копингом– избегание (r = -0,394, p<0,005) и копингом отвлечение (r = -0,42, p<0,005).

На избегание как стратегию совладания влияют такие личностные качества матери как независимость, решительность, самостоятельность, уверенность, образующие переменную «Сила Я» по методике ЛД (Личностный дифференциал). Регрессионный анализ показал, чем выше «Сила Я» женщины, тем реже она использует избегание как способ совладания с трудностями (b = -0,34, p<0,05).

Сосредотачиваясь на возникшей проблеме, планируя варианты ее решения и предпринимая активные действия, мать проявляет собственную высокую активность и энергичность, причем направленную на проблему. И в этот момент в детско-родительских отношениях она доминирует и принимает решения, т.к. несет ответственность, обусловленную ее родительской ролью.

Проблемно-ориентированный копинг связан с ролевой самооценкой (материнской), а именно с такими качествами матери как открытость (p<0,02) и независимость (p<0,03). Это позволяет говорить о том, что проблемно-ориентированный копинг в большей мере предсказывается ситуационными переменными, нежели личностными особенностями человека.

Полученные результаты подтверждают идею о том, что эмоциональные копинг-стратегииявляются наименее эффективными в совладании молодой матери с трудностями и стрессами. Регрессионный анализ показал, что «Сила Я» личности снижает показатели эмоционально-ориентированного копинга (b=–0,31, р<0,05). С выраженностью эмоционально-ориентированного копинга согласуются и некоторые ролевые характеристики. Например, установки «мученичество в роли матери» и «страх причинить вред ребенку» (т.е. неуверенность и чувство некомпетентности), влияют на выбор эмоционального копинга (b=0,417, р<0,05 и b= 0,50, р<0,05 соответственно). А чем увереннее она чувствует себя как мать, тем реже использует эмоциональные способы совладания с трудной ситуацией (b= -0,30, р<0,05). Таким образом, копинг, направленный на эмоциональное отреагирование, в большей степени определяется личностными качествами, связанными с уверенностью человека в себе, нежели ситуацией актуального материнства (об общей закономерности см. главу третью).

Данные эмпирических исследований показали, что родительское отношение субъекта достаточно выраженно связано с особенностями совладающего поведения родителей, их личностной и ролевой самооценкой.

Детско-родительские отношения рассматриваются в современной психологии как объективная детерминанта развития личности ребенка и зрелости личности взрослого. Так, взаимоотношения в семье, родительское отношение могут сформировать эффективную потребностно-мотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и на самого себя, и те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием приводят к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкой самооценке, недоверию к окружающим (Skynner и Cleese, 1992, Овчарова, 2003, Ромицына, 1998).

Современные научные представления о механизмах формирования детской личности позволили в цикле наших исследований проверить гипотезу о влиянии совладающего поведения родителей, их родительского отношения, а так же восприятия ребенком семейной ситуации на становление механизмов совладающего поведения (см. таблицу 14).

Таблица 14. Значимые корреляционные связи (по Спирмену) между стратегиями/стилями совладающего поведения (по КПСС и ОСС) и родительскими установками (по ОРО) у отцов и матерей

Установки Стили/стратегии Контрольная группа n = 75 чел. Экспериментальная группа n = 76 чел.
отвержение кооперация симбиоз авт..гиперпр. «малые неудачи» отвержение кооперация симбиоз авт.гиперпр «малые неудачи»
ПОК   0.403**                
ЭОК   -0.275* 0.26* 0.385*       0.306* 0.340**    
КОИ 0.275* 0.385*           0.262*     0.268*
О 0.313* 0.260*   -0.308* -0.216*   0.400*** -0.243*        
СО                    
Конфронтация         0.327*          
Дистанцирование     -0.310*              
Бегство-избегание   -0.310*     -0.328*          
Самоконтроль                 0.340*  
Ответственность                 0.456***  
Планирование решения проблемы                 0.465***  
Поиск социальной поддержки               0.309* 0.270*  
Положительная переоценка             0.303*      

Примечание: курсивом - матери; * - p< 0.05; **-p<0.001; ***p<0.0001

 

Данное направление нашло отражение и в Исследовании 4. В эмпирическом исследовании участвовали полные семьи с детьми-подростками: всего 140 человек ─ родители и дети 15-16 лет (эмпирические исследования М.Н. Тарбеевой и Н.О. Белоруковой под руководством Т.Л. Крюковой). Полученные данные регрессионного анализа привели нас к следующим заключениям:

1. Присутствие в воспитательном воздействии матерей гиперсоциализации влияет на выбор подростками стратегий проблемно-ориентированного копинга (β =0.57, p <0.04) и социального копинга (β =0.300, p <0.03).

2. Отвержение (β =0.710, p <0.002) и образ социальной желательности (β =0.246, p <0.01) в отношении отца к подростку приводят к выбору подростком продуктивного совладания, тогда как стремление к симбиозу (β =-0.425, p <0.03) и инфантилизации (β =-0.742, p <0.000) в отношении к подростку отца уводят ребенка от выбора продуктивного совладания.

Эти результаты позволяют говорить о том, что стремление матери следить за социальными достижениями ребенка, проявлениями его индивидуальных особенностей, привычек, мыслей, с одной стороны, становится для ребенка стимулом для достижений и похвалы. С другой стороны, это способствует переходу от ожидания внешнего контроля со стороны матери к самоконтролю, а также к развитию у подростка социально-приемлемых и наиболее успешных форм поведения.

Влияние на выбор подростками продуктивного совладания как отвержения, так и кооперации в отношении отца к подростку, представляет собой, безусловно, противоречивый результат. Этот факт, вероятно, связан с тем, что большинство выборки составили мальчики-подростки. Известно, что в период отрочества отношения мальчика-подростка с отцом очень важны, так как происходит окончательное формирование у подростка сугубо мужских ценностей, форм и стереотипов поведения (маскулинной гендерной идентичности). Общение и принятие отцом становится для мальчика-подростка и желанием, и необходимостью. Возможно поэтому, сталкиваясь с отвержением, критичностью и требовательностью отцов подростки стараются этим требованиям соответствовать, выбирая продуктивные и социально-одобряемые стратегии совладания. Также в подростковом возрасте у мальчиков начинает проявляться некоторая конкуренция с отцом, которая является движущей силой детского развития, создает у мальчиков-подростков стремление утвердиться, доказать свои способности быть активным, решительным, справляться с трудностями не хуже отца.

Таким образом, результаты приведенных исследований убедительно доказывают влияние родительского отношения и совладающего поведения родителей на формирование у ребенка копинг-механизмов. Однако изучение только этих переменных кажется нам нецелесообразным, т.к. здесь, по нашему убеждению, имеет значение и особенности восприятия ребенком семейной ситуации. Известно, что родительское отношение и воспитание «глазами родителя» и «глазами ребенка» может быть весьма различно (Л.И. Вассерман и др., 2004). Поэтому нас интересовала связь восприятия подростком родительского отношения с особенностями его совладающего поведения (таблица 15).

Таблица 15. Корреляционные и регрессионные связи между восприятием подростками родителей (по ПОР) и копинг-стратегиями (по ЮКШ) n=40.

Шкалы ПОР Копинг-стратегии/стили POC HOS DIR NET AUT
отец мать отец мать отец мать отец мать отец мать
Решение проблемы 0.505** 0.572** b=1.68**                
Работа             b=1.02*      
Беспокойство -0.521** -0.504* 0.468* -0.459*   0.592**   0.453*    
Друзья     b=-2.02*         b=-0.889*    
Принадлежность             -0.493*      
Чудо         -0.581**          
Несовладание                    
Разрядка -0.452* -0.442*                
Общественные действия       -0.534**            
Игнорирование         b=-1.331***          
Самообвинение                    
Уход в себя     b=1.506*   b=-0.741*   b=0.637*   0.430*  
Духовность                    
Позитивный фокус -0.519** -0.604**                
Профпомощь                    
Отвлечение     b=-2.116* b=1.851*            
Активный отдых -0.486*     -0.495*         -0.570*  
Непродуктивный копинг   b=-1.297* b=-1.668*   b=-0.953**     b=-0.599*    
Социальный копинг         b=0.735*     -b=0.890**    

Примечание: * - p< 0.05; **-p<0.001; ***p<0.0001. POC – позитивный интерес; HOS – враждебность; DIR – директивность; NET – непоследовательность; AUT – автономность.

Оказалось, что позитивный интерес матерей и отцов уводит подростков от выбора таких стратегий совладания, как Разрядка и Беспокойство, при этом связано и влияет на выбор подростками стратегии Социальной поддержки. То есть в семьях, где дети ощущают психологическую близость, интерес родителей к своей жизни, подростки более склонны обращаться за советом и действенной помощью к окружающим людям, прежде всего, к родителям.

При возникновении проблем и трудностей такие подростки менее склонны паниковать, искать утешение в курении, алкоголе, агрессии и переоценивать ситуацию как менее значимую и важную для себя.

Директивность матери связана с выбором подростками стратегии Беспокойство. Получается что, подростки, у которых матери властные и сильно контролирующие, не подготовлены к разрешению трудных ситуаций и воспринимают их более остро.

Директивность отцов уводит подростков от выбора таких стратегий совладания как Игнорирование, Уход в себя и отрицательно связано с выбором стратегии Чудо (Мечты о чуде). В тоже время автономность отцов положительно связано со стратегий Уход в себя и отрицательно связано со стратегий Активный отдых. По-видимому, отцовский контроль является необходимым компонентом воспитания у подростка воли и характера и обучения противостоянию трудностям, не замыкаясь в себе и не надеясь на то, что все решится само собой, не игнорируя и не боясь проблем и последствий.

Враждебность матерей влияет на выбор подростками стратегии Отвлечения и отрицательно связана со стратегиями Беспокойство, в то время как враждебность отцов, наоборот, положительно связана стратегий Беспокойство у подростков, влияет на выбор ими стратегии Уход в себя и уводит их от выбора стратегий Друзья и Отвлечение. Как видим, враждебность матери и отца оказывают разное влияние на подростка, по-разному оцениваются детьми-подростками. Враждебность матери приводит, на наш взгляд, к нежеланию ребенка разрешать возникающие трудности, равнодушному и пассивному отношению ко всему происходящему в своей жизни и к своему будущему. Тогда как враждебность отца, возможно, внушает ребенку страх, приводит к тому, что при возникновении трудных ситуаций, подросток, прежде всего, боится, опасается реакции и действий отца.

Непоследовательность матери чаще приводит к выбору подростком стратегии Беспокойство, что подтверждает известный теоретический постулат педагогики и психологии семейного воспитания о самых пагубных, неблагоприятных последствиях непоследовательности родительского воспитания.

Непоследовательность отца влияет на выбор подростками стратегий Работа, достижения, и уводит подростков от выбора стратегий Друзья и Принадлежность. Возможно, непоследовательность в своих действиях отцов приводит к ощущению подростками одиночества и непонимания окружающих. В трудных ситуациях такие подростки менее рассчитывают на помощь друзей и окружающих людей, больше полагаются на себя в достижении социальных успехов, что ослабляет переживание зависимости от других.

Результаты сравнения восприятия родительского отношения курящими более двух лет (зависимыми) и некурящими подростками (Тарбеева, 2002) наглядно продемонстрировали преобладание воспринимаемого эмоционального отвержения со стороны отца и матери в семье курящего подростка. Агрессию и отрицательное отношение к подростку проявляют отцы курящих подростков. Такое отношение к подростку формирует чувство опасности, неуверенности, тревожности и беспокойства. Дефицит социальной поддержки в семье усугубляется фактором выраженной автономности у матерей курящих подростков, т.е. дистанции с ребенком, равнодушия и поддержания жесткой (или кажущейся таковой) воспитательной тактики отца. Восприятие отца как враждебного (агрессивного) у некурящих подростков встречается вдвое реже. Воспринимаемая подростком враждебность отца является негативным фактором выбора совладающего поведения. Курящие подростки чаще выбирают непродуктивный копинг-стиль (p<0.001). Установлено, что само по себе курение становится одной из непродуктивных копинг-стратегий у подростков, считающих своих отцов враждебными по отношению к ним. Избавиться от непродуктивного копинга и освоить продуктивные стратегии совладания с трудностями подростки смогут при наличии ряда благоприятствующих условий, одним из которых является гармонизация их отношений с родителями.

Таким образом, родительское отношение, то, как его чувствуют и оценивают подростки, обусловливает выбор ими продуктивных/непродуктивных и социальных стратегий совладания, влияет на особенности поведения подростков в трудных ситуациях.

Подтверждают этот вывод и результаты исследования С.А. Хазовой (2002), в котором изучались социально-психологические трудности и совладающее поведение одаренных старшеклассников. Наблюдения, интервью и результаты контент-анализа незаконченных предложений показали, что отношения в семьях одаренных более благополучные, чем у их сверстников (φ *=2.408, р =0.01), процент неполных и неблагополучных семей ниже на (φ *=4.212, р =0.000). Родительское отношение в восприятии детей достаточно адекватно: процент одаренных старшеклассников, указавших на неадекватное возрасту отношение родителей ниже (φ* =4.889, р =0.000), чем в контрольной группе (обычные старшеклассники). Всего 11% (4 человека из 38) имеют высокий уровень затруднений в семейных отношениях, в то время как в контрольной группе таких старшеклассников 35%. В трудных ситуациях одаренные старшеклассники значительно реже используют стратегии непродуктивного совладания (Разрядка - прием алкоголя, курение, Игнорирование и Несовладание - отказ от решения проблемы, уход в мечты и т.д.) и более ориентированны на получение Социальной поддержки от других людей.

Итак, анализ данных, полученных в данном разделе наших исследований, позволяет утверждать, что совладающее поведение родителей и детей связано с особенностями детско-родительских отношений в семье. Родительское отношение зависит не только от личности самого родителя, но и от качественного своеобразия его копинг-поведения в трудных жизненных ситуациях, а также и, наоборот, – своеобразие совладающего поведения находится под влиянием установок родительского отношения к детям. Взаимоотношения ребенка с родителями и связанные с ними детские переживания, модели совладающего поведения в семье оказывают влияние на развитие и формирование копинг-стратегий у детей. Однако родительские установки и выбор взрослыми стилей / стратегий совладания выступают не только моделью и ресурсом для ребенка, но и одновременно предиктором конструктивности / неконструктивности его совладания с жизненными трудностями. В целом детско-родительские отношения являются важным социально-психологическим фактором, регулирующим и предсказывающим выбор определенного совладающего поведения и взрослыми и детьми в семье.

Подводя итоги большого количества эмпирических исследований, посвященных социокультурному фактору совладающего поведения, можно утверждать следующее. Социокультурные и социально-психологические переменные имеют, несомненно, важное содержательное значение для понимания “запуска‘’ копинг-механизмов. Выявлены условия и факторы, способствующие актуализации продуктивного совладания субъекта с трудностями, или блокирующие выбор адаптивных форм поведения. К ним относятся:

- тип гендерной идентичности и усвоение новых социальных ролей,

- гибкие позитивные установки в общении и межличностных отношениях,

- положение человека в малом социуме – среди значимых других, его способность вступать и поддерживать близкие взаимоотношения, иметь широкие и интенсивные связи с другими, то есть выстраивать собственную социальную сеть,

- получать социальную поддержку от других, не становясь ее аддиктом или теряющим ресурсы “донором”,

- включенность в контекст и групповые динамические процессы в семье как групповой субъекте совладающего поведения.

Основные гипотезы нашли подтверждение. Социокультурные и социально-психологические переменные обладают достаточно широкими и тесными связями с выбором совладающего поведения субъектом. Количество значимых корреляций находятся в диапазоне от 14% до 54% (m = 27.6%).

Как видим, этот диапазон значительно уже, а средний показатель связей ниже, чем в исследованиях второго цикла, где диспозиционные детерминанты имеют значительно большее количество значимых связей с выбором совладания от 8% до 80% при среднем показателе m = 36.6% (см. главу третью).

Однако влияние социокультурных переменных на выбор совладания сильнее (диапазон количества значимых коэффициентов регрессии от 40% в гендерных исследованиях до 100% влияния родительских установок, например, у отцов или их родительского отношения).

Эти результаты позволяют утверждать, что социальная психология совладающего поведения существует как новая для отечественной психологии сложная область проверки и непротиворечивого распространения уже выявленных закономерных тенденций функционирования копинга, а также поиска возможностей для расширения субъектного пространства, адекватности проявлений личности и группы в трудных обстоятельствах жизни. Совладающее поведение семьи как группового субъекта, а также супругов как ее базовой диады (диадич



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 952; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.96.61 (0.043 с.)