Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Совладание с трудностями в семьеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Исследование семейного стресса и совладающего с трудностями поведения в семье и семьи является одним из перспективных направлений в осмыслении, исследовании и приближении позитивных изменений современной семейной ситуации в нашем обществе. Начавшаяся около тридцати лет назад разработка данной темы в гуманитарных науках была достаточно продуктивной и способствовала улучшению практической – психологической и психотерапевтической помощи семье, психосоциальной работы с семьей как системой, супружескими парами, родителями проблемных детей, разведенными родителями и их детьми и т.д. Никто не может отрицать наличие большого количества трудностей совместной жизни в семье. Однако в трудных и напряженных ситуациях, при столкновении с драматическими, по-настоящему серьезными и невыносимыми событиями как в частной и профессиональной жизни, так и в жизни общества, нередко именно семья и близкие отношения становятся той единственной сферой, поддерживающей человека, дающей силы для преобразования ситуации, выбора «варианта жизни» (В.Н. Дружинин, 2000). Однако исследователям семьи пока многое представляется неясным, например, как влияют факторы риска или неблагоприятные события на уязвимость к стрессу отдельных индивидов и семью в целом; что защищает семью от стресса; что такое жизнестойкая или выносливая семья (E. Hetherington, E. Blechman, eds., 1996; Крюкова, Сапоровская, Куфтяк, 2004). Эти проблемы рассматриваются в западной психологии в рамках разных подходов – социологического и адаптивного, системного. Существует устойчивое представление о семье как системе (M. Bowen, А.Я. Варга, А.В. Черников), «так как изменения в одной части ведут к компенсаторным изменениям в других частях семьи» (Bowen, 1978, с. 39). Развитие этой системы внутренних, психологических и интерсубъектных отношений не является социально адаптивным априори. Ее развитие, по мнению А.Б. Орлова (2002), предполагает самодетерминацию, свои собственные цели. Переходное, маргинальное состояние современной семьи связано с ослаблением традиционной, хорошо осознаваемой социальной ориентации и усилением новых и пока плохо осознаваемых детерминаций семейной жизни. Исследуя семью: супружеские, детско-родительские отношения, семейную и личностную идентичность с точки зрения социальной и семейной динамики, а также совладающего поведения, можно констатировать, что изменяющиеся семейные отношения создают новую семейную субкультуру в России. Современная семья рассматривается нами как социокультурный и социально-психологический феномен, во многом детерминирующий совладающее поведение индивидуального субъекта – члена семьи, и обладающий семейным стилем совладания. Оказывая существенное влияние на физическое, социальное и психологическое благополучие каждого человека, семья либо помогает справляться с трудностями ежедневной жизни, обладая ресурсами для этого, либо деформирует человека и толкает к дисфункциональности и дезадаптации (R. Skynner, А.Я. Варга, А.И. Тащева, Э.Г. Эйдемиллер). Особенно мало данных, касающихся ресурсов поведения семьи в трудных ситуациях, ресурсов совладания со стрессом жизнестойкой и здоровой семьи. В фокусе нашего исследования – факторы и предикторы семейного и личностного благополучия и развития при наличии объективных трудностей общества переходного периода. Среди исследовательских задач назовем: изучение трудностей (стрессоров) развития семьи на каждом этапе ее жизненного цикла и особенностей совладающего поведения; ресурсов совладания в молодых семьях (супружеских парах, в том числе) семье, ожидающей и воспитывающей детей, а также в семьях, имеющих специфические трудности (болезни, неверность, развод и пр.). Кроме того, изучение совладания в российской семье как группе, ее коллективистической сущности и динамики представляется важным для российского образа жизни и мысли, склонного к терпению и смирению. Поиск способов осмысления собственных возможностей переустройства жизни, «расширение суженного пространства жизни» (Абульханова К.А.) является теоретическим и практическим решением проблемы преодоления состояния пассивности, фрустрированности части общества, особенно ярко проявляющихся в жизни семьи. В центре нашего внимания находится семейный стресс, определяемый предложившим понятие американским социологом Р. Хиллом (R. Hill, 1949). Это состояние в семье, которое возникает как нарушение равновесия между реально существующими или воспринимаемыми требованиями к семье (в виде угрозы, потери) и возможностями семьи справиться с ними. Обычно такое состояние вызывается действием стрессоров или жизненных событий, неблагоприятно влияющих на семью, в целом, на ее часть (например, на диаду: муж – жена или мать – ребенок), а также на отдельных членов семьи. Существуют заметные и важные жизненные события, которые вызывают к жизни, подталкивают семью к переменам: рождения и смерти членов семьи, серьезные конфликты и пр. и касаются разных сфер семейной жизни, например, эмоционального климата, способов взаимодействия, целей и ценностей, границ (психологической дистанции) между членами семьи. При семейном стрессе семья переживает общее напряжение и негативные эмоции, определенный (оптимальный) уровень которого может оказывать мобилизирующее действие, стимулирующее влияние, заставляя людей «собраться». Разновидностью стрессоров являются семейные трудности – конкретные требования к семье, связанные со стрессовым событием (например, дополнительные расходы, связанные с рождением ребенка или обучением члена семьи в другом городе). Максимальный семейный стресс, с которым семья не справляется, может привести к семейному кризису. Это неспособность семьи восстановить стабильное состояние в ситуации постоянного давления тех требований, которые изменяют семейную структуру и способы взаимодействия членов семьи (например, развод). Семейный кризис можно определить и как необратимую перемену в жизни семьи, когда прежние, привычные роли членов семьи становятся неадекватными и происходит разрушение (резкое изменение, распад) прежних образцов поведения. Семейный стресс необязательно достигает уровня кризиса, если семья использует свои ресурсы, умения и противостоит деструктивным переменам. Стрессоры воздействуют на все сферы жизнедеятельности семьи, но некоторые из них особенно уязвимы к семейному стрессу. Это сферы супружеских взаимоотношений, в том числе, интимно-личностных, на некоторых этапах жизненного цикла семьи (например, раннее супружество или супруги на этапе «пустого гнезда»); родительства ‑ переход к нему, связанный с принятием новой роли (матери или отца первого ребенка), воспитание хронически больного ребенка; здоровья членов семьи (трудности принятия тяжелой болезни и уход за тяжело больным членом семьи). Существуют и другие сферы жизни семьи, требующие изучения с точки зрения их стрессогенности и совладания: одиночество в семье, экономический стресс (финансовое напряжение), профессиональный стресс (семья и работа: перемена или потеря работы, “двойная карьера”, когда оба супруга-родителя много работают) и другие. Можно определенно сказать, что семейный стресс – это важное социальное явление и одновременно социальный стресс, признаками которого выступают когнитивная оценка человеком степени угрозы своему и семейному благополучию и последующие изменения в поведении. Так, например, потеря работы одним из членов семьи, без сомнения, ведет к повышению нагрузки и большей занятости других ее членов, если семья хочет сохранить уровень и качество жизни. Семейные стрессы также разделяют на нормативные (естественные изменения, связанные с семейной динамикой – последовательным прохождением этапов развития семьи) и экстремальные (уровня катастрофы, такие как потеря, неожиданная травма). Нередко признаками стресса разного уровня выступают одни и те же симптомы разной степени интенсивности. Обычно это увеличение напряжения, споров, конфликтов, ссор и борьбы друг с другом, учащение употребления алкоголя, наркотиков, медикаментов, расстройства сна, головные боли, простуды и психосоматические расстройства, изменения в эмоциональном климате и взаимодействии семьи – ревность, измены, подозрительность и недоверие друг к другу, уход от общения, «психологическое отсутствие» и др. Однако, следует отметить, что обычно нормативные стрессы заканчиваются приобретением чего-то нового членами семьи и семьей как общностью (новых ролей, ответственности, автономности, независимости и т.д.). Выжившая в катастрофе при экстремальном стрессе семья также может иметь какие-то приобретения (большая эмоциональная стойкость, важные навыки), но «цена» этих приобретений различна при воздействии стрессоров такого разного качества. Приведем известные исследователям параметры, по которым фиксируются отличия нормативного стресса в семье от стресса уровня катастрофы (P.A. и C.P. Cowan, М.S. Schultz / E. Hetherington, E. Blechman, ред., 1996). Таблица 11. Отличия нормативного и экстремального стресса
Дезадаптационные процессы и явления в социальной сфере и сфере здоровья появляются при длительном несовладании человека с семейным стрессом. Среди них: девиантное поведение родителей и детей, в том числе, домашнее насилие; подростковая беременность; преждевременный уход детей из школы («бросание школы»); длительные тяжелые депрессии, приводящие к самоубийству. Чаще всего в фокусе внимания политиков, чиновников, социальных работников и даже исследователей оказываются семьи группы риска, в которых уровень переживаемого стресса высок при плохом функционировании механизмов совладающего поведения. Нормативные ежедневные стрессы, переживаемые нормальной семьей, в целом совладающей с трудностями своей жизни, игнорируются. Тем не менее, и в таких семьях нередко существуют серьезные психологические и социальные, медицинские трудности, требующие помощи в преодолении. Обстоятельства жизни могут требовать появления новых копинг-стратегий, отсутствующих в “репертуаре” этих семей. Трудные жизненные ситуации проверяют семейную систему на прочность. Существует особое качество семьи, т.н. resilience (McCubbin, 1987), которое позволяет ей формировать и поддерживать устойчивые паттерны функционирования под влиянием стресса. Термин переводится по-разному: эластичность, способность семьи быстро восстанавливать силы в случае неудачи, травмы или быстро изменяющихся событий, после перенесенного стресса или устойчивость к стрессу. Концепция устойчивости (resilience) имеет недавнюю, но богатую историю, связанную с лонгитюдным исследованием стрессоустойчивости детей (Werner, Smith, 1982). Исследования указали на важность семьи в ее формировании. Не все члены семьи одинаково уязвимы к стрессу, не все умеют быстро восстанавливать душевные и физические силы, «выздоравливать» после неудачи, травмы, удерживаться на поверхности, сохраняя душевную энергию, жизнерадостность и другие позитивные качества. Некоторые семьи становятся жертвами ситуации и изменяются в сторону дисфункционального состояния, никогда не «выздоравливают», не оправляются от стресса. Известно, что адаптивные возможности копинг-поведения увеличиваются под действием более сильных стрессоров. Это означает, что чем сильнее стрессор, тем более явно выражено совладающее поведение у хорошо адаптирующихся людей и семей. Изученные нами семьи (n = 219) имеют, в основном, средние показатели совладания. Однако в некоторых случаях выраженность копинга существенно увеличивается: у людей, переживших неожиданный развод; у мужчин, впервые ставших отцами, у мужчин-мужей, возвратившихся после участия в боевых действиях к мирной, в том числе, семейной жизни (см., подробнее Крюкова, Сапоровская, Куфтяк, 2003, 2004). Нами проведен ряд эмпирических исследований семейного стресса и совладающего поведения на разных этапах жизненного цикла семьи: молодые супруги без детей, семья с ребенком - дошкольником и младшим школьником, семья с подростком и семья «пустое гнездо». Мы получили доказательства, что существуют как защитные факторы (но не в смысле механизмов психологической защиты), способствующие эффективному совладанию, так и факторы, делающие семьи несовладающими, дисфункциональными и даже деструктивными. Так, оказалось, что уменьшают уязвимость семьи к стрессу следующие факторы: 1) проблемно-ориентированная коммуникация (умение своевременно идентифицировать, обсуждать и анализировать трудности) или копинг, ориентированный на решение проблем, задач (проблемно-ориентированный копинг); 2) удовлетворенность взаимоотношениями и ролевой структурой в семье, причем наличие лидера в семье оказалось более важным условием успешного взаимодействия, чем ролевое равновесие для нашей культуры); 3) последовательная и целенаправленная социальная поддержка (чаще всего, идущая «сверху вниз», в основном, от родителей к детям), 4) хорошее здоровье (как субъективное, так и объективное); 5) надежды на лучшее и оптимизм. Отмечены разные роли различных членов семьи в осознанном процессе изменения жизненных ситуаций и самих себя, связанных с развитием семьи и переходом с этапа на этап жизненного цикла. Выделена противоречивая и сложная фигура и роль в структуре российской семьи и, соответственно, в процессе совладающего с трудностями поведения. Это фигура женщины. Российская женщина - это, прежде всего, мать. Национальный социально-культурный стереотип предполагает такое ее поведение в трудных ситуациях как умение выстоять, выдержать, вытерпеть любые трудности и испытания. Это особенно понятно при отсутствии сильного мужчины, чей авторитет, прежде всего, в семье, уровень здоровья и культуры существенно снизился к концу советского периода. До сих пор женщина в России занимается чаще всего квалифицированным трудом в рамках материнской роли (заботиться, организовывать, кормить, лечить, воспитывать). Но наряду с этим она нередко выполняет и тяжелую, мужскую, физическую работу. Снижение мужского авторитета в бывшем советском обществе сказывается до сих пор, прежде всего, в семье через уменьшение продолжительности жизни мужчин, снижение уровня здоровья и культуры. Роль отца в семье снизилась уже до того минимума, когда массовая «безотцовщина» стала массовым и опасным социальным явлением (А.А. Реан, Л.А. Регуш). По данным наших исследований, оказалось, что семейные женщины по сравнению с мужчинами имеют более высокие показатели по всем стилям совладания: проблемно-ориентированному, эмоционально-ориентированному и ориентированному на избегание. Как видим, с одной стороны, женщина-мать и жена, казалось бы, справляется с трудностями не хуже мужчин. Однако стили и стратегии ее совладания тяготеют к дистанцированию, избеганию трудных ситуаций, эмоционально-деструктивному выражению своих чувств в семье или негативной их «канализации», что свидетельствует о недостаточности личностных, и, прежде всего, - эмоциональных ресурсов. Так, в исследовании совладающего поведения как фактора детско-родительских отношений М.В. Сапоровской (2002) установлено, что далеко не все матери могут оказать своим детям-первоклассникам необходимую эмоциональную и инструментальную поддержку, что затрудняет совладание ребенка со школьными трудностями и замедляет адаптацию к школе. Материнская фигура в исследовании Е.В. Куфтяк (2004) совладающего поведения семей, регулярно применяющих физические наказания к своим детям в возрасте 7- 10 лет, отличается невысоким уровнем эмпатии или «душевной глухотой» (Alice Miller, 2001; E. Furman, 1993). Она ощущает собственную недостаточность, не принимает себя и не ищет путей разрешения собственных конфликтов. При этом у нее ярко выражена неудовлетворенность ребенком, его эмоциональное отвержение и многое из того, что называют «скрытым материнством» – негативная аффективность, связанная с перегрузкой, стрессом, синдромом «сгорания» матери (Kendall-Tackett, 2001). Прибегая чаще всего к стилю совладающего поведения, ориентированному на избегание, регулярно физически наказывающие своих детей матери в этом исследовании влияют на поведение ребенка, уменьшая вероятность выбора им копинг-стратегий, направленных на поиск социальной поддержки (β = 1.999, p < 0. 003). Проблемы в общении, эмоциональное отчуждение и конфликты, в том числе с матерью, типичны для семей с подростками и обычно происходят (на поверхности) не по поводу базовых ценностей, а чаще всего «из-за длины волос, громко играющей музыки, неубранного мусора, тарелок и грязной обуви». Наше исследование показало, что при довольно высокой ориентации современных подростков (15-16 лет) на свою родительскую семью, их зависимость от родителей, они часто чувствуют себя одинокими именно в семье; получение ими социальной поддержки от родных, особенно от матери, существенно затруднено. Ориентация матери не на конкретного ребенка с его особенностями и потребностями, а на социально желательный образ приводит к подавлению ее собственных нормальных негативных эмоций, накоплению тяжелых переживаний, и как следствие - слабо контролируемой агрессивности, грубости в адрес ребенка, нередко в виде физических наказаний. Так, в исследовании курящих подростков и начинающих наркоманов мать воспринимается как автономная, равнодушная, невнимательная к потребностям подростка. Она нередко директивна, стремится управлять ребенком, особенно мальчиком, навязывая чувство вины и декларируя свою жертвенную позицию. Отрицательное отношение, отсутствие ласки, уважения к себе со стороны матери отмечают 73 процента зависимых подростков обоего пола, а враждебность, в основном, со стороны отца. Все это формирует неуверенность, одиночество, тревогу и часто становится предиктором отклоняющегося поведения. Именно эмоционально - ориентированный копинг: склонность беспокоиться, уходить в себя, бесплодно мечтать, отвлекаться – характерен для совладания эмоционально-неблагополучных подростков группы риска, уже зависимых или склонных к зависимому поведению (см. подробнее в «Семья: стресс, копинг, адаптация: Проблемы психологии совладающего поведения в семейном контексте», 2003). Понятно, что семьи, как и люди, по-разному реагируют на стресс. Уровень и качество совладания с жизненными трудностями зависит от того, насколько успешно функционирует семья, то есть, как она выполняет свои главные функции (О.А. Карабанова, 2004). Построение и поддержание взаимоотношений – супружеских, детско-родительских, межгенерационных является одной из важнейших функций семьи. Совладающее со стрессом поведение в семьях с нормальным (функциональным) и нарушенным функционированием, безусловно, различается. Некоторые обобщенные параметры приведены в таблице 12. Таблица 12. Совладающее с трудностями поведение в семьях с нормальным и нарушенным функционированием
Способы (стратегии и стили) функционального или продуктивного копинга семьи в стрессовой ситуации обычно включают: 1) поиск информации, понимание стрессовой ситуации, события; 2) поиск социальной поддержки от близкого окружения, родственников, друзей, соседей, других людей, находящихся в подобных ситуациях, и профессионалов; 3) гибкость и адекватное ситуации распределение семейных ролей; 4) создание благопрятной психологической атмосферы, связанной с терпимостью, заботой друг о друге, оптимизмом по поводу исхода ситуации; 5) улучшающееся общение семьи, налаженную коммуникацию; 6) включенность всех членов семьи в разрешение проблемы, трудности и др. Из этого становится ясно, насколько важны групповые динамические процессы, присущие семье как малой группе или групповому субъекту. Совладающее с трудностями поведение семьи - нечто большее, чем «сумма составляющих его элементов» (совладающего поведения всех членов семьи в отдельности). Для того чтобы понять и охарактеризовать особенности совладающего поведения семьи, недостаточно диагностировать специфику копинг-поведения отдельных ее членов. Только анализ совладающего поведения всех членов семьи в совокупности, определение предпочтений в стратегиях совладания у жены, мужа, детей, выявление семейного лидера в решении трудностей, определение успешности семьи в совладании, может показать особую картину совладающего поведения семьи в целом. Представляются продуктивными идеи А.Л. Журавлева с сотрудниками о характеристиках коллективного субъекта, многие из которых непротиворечиво применимы к семье как группе (Психология индивидуального и группового субъекта, 2002, с. 51 - 81). Это формально-структурные характеристики (количество членов семьи, гомогенность ее композиции или состава, форма организации жизнедеятельности). Далее динамические характеристики (семейные цели и мотивы, интегрированность, согласованность и сплоченность, результативность совместной жизнедеятельности. Кроме этого особую важность представляют психологические характеристики взаимоотношений, общения, взаимодействия в совместной жизнедеятельности. Данная концептуальная модель коллективного субъекта с очевидностью включает систему внутренних и внешних критериев продуктивности и благополучия группы как субъекта и может использоваться для анализа совладающего поведения семейной группы. Наблюдения за семейным совладанием с трудностями показывают, что семейные стратегии, безусловно, не являются одиночными действиями, а включают в себя одновременно организацию различных действий членов семьи, вовлекают многие сферы семейной жизни, укрепляют внутрисемейное единство и сплоченность. Следуя такой трактовке семейного совладания, важно отметить, что в современной психологической науке совладающее поведение семьи как системы изучено крайне мало, чаще всего диагностируются стратегии совладания отдельных членов семьи. Одним из исключений в зарубежной психологической литературе является изучение семейного копинга с точки зрения диадических отношений в супружеской паре. Так, Coyne и Smith (1994) предложили новый термин в концепции семейного совладания – «центрированный на отношениях копинг», который, по их мнению, охватывает две стратегии: активную поддержку и протекцию (защиту). При использовании стратегии активной поддержки авторы говорят о таких действиях супруга, которые направлены на то, чтобы стимулировать партнера на обсуждение проблемы, выяснение его чувств и нахождение совместного конструктивного решения трудной ситуации. Посредством стратегии защиты супруг эмоционально «разгружает» другого, например, тем, что не обсуждает беспокоящую тему, проявляет заботу, подавляет негативные чувства и уступает партнеру, чтобы избежать размолвок. Наши исследования показывают, что общие задачи по воспитанию детей, наличие работы, удовлетворенность членов семьи своей деятельностью, совместные интересы и дела, разделение ценностей, в том числе, духовных, любовь и верность друг другу, ответственность за семью, сексуальная гармония повышают устойчивость семьи к стрессу и способствуют выработке семейного (группового) стиля совладания. В результате исследований нами впервые выявлены закономерные тенденции функционирования современной российской семьи в трудных жизненных ситуациях и совладания с ними. Серьезные различия получены в семьях с адекватным и суженным субъектным пространством – самостоятельно и успешно справляющихся с возникающими трудностями (их большинство в нашей выборке) и постоянно ожидающих социальной поддержки, помощи извне, не выдерживающих даже слабых испытаний. Нами систематизированы результаты, касающиеся нормально функционирующих семей, которым общество, политика и наука обычно не уделяет внимания, хотя они имеют немало психологических проблем. Преобладание продуктивного совладания в условно благополучной семье не исключает использование ее членами внутренне противоречивых стратегий совладания – деструктивного эмоционального реагирования, конфронтации и избегания активного решения проблем. Так особенно отмечаем неожиданные результаты, касающиеся недостаточности эмоциональных ресурсов и непродуктивности совладающего поведения, полученные в исследовании молодых мужчин, впервые ставших отцами. Данная категория практически никогда не обращается за профессиональной психологической помощью, хотя нуждается в ней (Крюкова и др., 2005). Подводя итоги актуального этапа изучения семейного стресса и совладания с ним, мы можем констатировать, что следующие параметры психологии семьи как группового субъекта и семейных отношений являются важными факторами и частично предикторами выбора способов совладания:- этап или стадия семейного цикла, на котором находится семья в данный момент; функциональность взаимоотношений (супружеских, детско-родительских, межгенерационных);- качества семейной структуры – полнота (доказано, например, что вследствие неполноты семейной структуры семьи без отца не попадают неизбежно в группу риска как неблагополучные семьи, часть их вполне жизнестойки и продуктивно совладают с трудностями); - ролевое равновесие, иерархия социальной власти и лидерства; - степень и качество принятия семейных ролей (матери, отца, дочери, сына, брата, сестры);- наличие кризисных событий в жизненном пути семьи, отношение к ним и уровень их осмысления семьей;- уровень социально-психологического развития семьи как малой группы и качество динамических процессов в ней и т.д.Субъектные способности дают возможность человеку самостоятельно и конструктивно действовать в трудных жизненных ситуациях, придумывая выход, изобретая решения, меняя ситуацию в свою пользу. Если же это невозможно, субъект совладающего поведения приспосабливается к трудности и/ или стремится избежать вредных последствий стресса, антиципируя будущее. Такой опыт служит толчком к выработке особых копинг-навыков, “техник жизни” по H. Tomae (1978, 1980), которыми особенно богата (зачастую поневоле) жизнь обычного россиянина любого возраста – мужа, жены, матери, отца и детей.Сегодня здоровая часть семей в нашей стране «не ждет милости» ни от природы, ни от государства, но активно ищет сама разрешения своих проблем – связанных с жильем, здоровьем, образованием детей и т.д. Семья – живой организм, который постоянно «работает» в меняющемся мире и нестабильном обществе переходного периода, приспосабливаясь к изменениям, изменяя обстоятельства своей жизни. Она сама определяет свою судьбу и выбирает путь (Остаться или эмигрировать? Работать по найму или создать свой бизнес? Обучать детей в государственном или частном образовательном учреждении?). Конечно, иногда запаса прочности и гибкости не хватает. Однако специалисты по проблемам семьи во всем мире говорят, что в течение прошедшего XX века этот социальный институт пережил столько потрясений и кризисов (и сколько в одной только России…), что остается удивляться невероятной жизнестойкости семьи. Мы получили как позитивные, так и негативные тенденции, своеобразие феномена совладания (копинга) в современной российской семье – условно «благополучной» и дисфункциональной с деструктивными отношениями, а также последствия для детей не/совладающего поведения их родителей. Подобные результаты мы относим к психологической экологии совладания. Здоровье – физическое, психическое, психологическое – и общее субъективное ощущение жизненного благополучия являются результатом, в том числе, совладающих усилий субъекта и семьи как группового субъекта. Психологическая помощь, коррекция и психотерапия тем, кто не совладает, должны быть направлены на поиск и открытие собственных ресурсов личности в семье и целой семьи, овладение саморегуляцией, самооорганизацией и побуждением стремиться к самосовершенствованию, вере в свои силы.В семье протекает личная жизнь человека, по выражению С.Л. Рубинштейна, «самое богатое, самое конкретное в многообразии его отношений» (1997, с. 77). Многое в содержании этой жизни, во взаимоотношениях и взаимодействии членов современной семьи претерпевает изменения, подчас парадоксальные. В целом, мы выяснили, что российские семьи, принявшие участие в нашем исследовании, переносят и выдерживают стрессы ежедневной жизни и более серьезные трудности (Белорукова, 2005, Голубева, 2006). Не всегда это дается легко – «цена» совладания включает сопротивление жестким изживающим себя стереотипам образов женщины, мужчины, жены, мужа, ребенка и семьи, присущим нашей традиционной культуре, а также особенностям российской семьи на ее современной стадии.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 867; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.61.243 (0.017 с.) |