Психология совладания в разные периоды жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология совладания в разные периоды жизни



Т. Л. КРЮКОВА

 

 

На обложке: картины Е.В. Честнякова, 1913-1915

 

Т. Л. Крюкова,

Психология совладания в разные периоды жизни – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, Костромаиздат, 2010. 380 стр.

 

 

Книга посвящена психологии совладания с трудной (стрессовой) ситуацией как адаптивного поведения человека. Это относительно новое направление в психологии находится на стыке психологии личности, психологии развития, социальной и клинической психологии, что отражает современные тенденции интеграции науки в междисциплинарное знание. В книге обобщены результаты обширных эмпирических исследований влияния на выбор способа совладания с трудностями личностных качеств человека, особенностей его общения и взаимоотношений с другими людьми, в частности, в семье, характеристик трудной или кризисной ситуации в разные периоды жизни – от детства к зрелости. Описана динамика совладающего поведения и его трансформация по мере изменения требований ситуации к человеку, либо собственных изменений субъекта в ситуации. Данное направление исследований имеет как фундаментальное значение для психологии, так и практическую направленность. Книга содержит описание впервые адаптированных автором для русскоязычной выборки методик диагностики копинг-поведения. Может быть полезна для исследователей, психологов, практиков в сфере социальной работы, медицины и образования, преподавателей и студентов высших учебных заведений.

 

 

©Т. Л. Крюкова, 2010

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ…..…………………………………………………………….7

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТА……………………………………………………………………..12

1.1. Изучение совладающего поведения в психологической науке: методологические предпосылки

1.2. История развития подходов в психологии совладающего поведения….. 15

1.2.1. Различия совладающего поведения (копинга) и психологической защиты

1.2.2. Современные исследования: жизненные трудности, стрессоры, стресс и копинг …………………………………………………………………………….25

1.2.3. Основные подходы в области психологии совладающего поведения

1.3. Параметры совладающего поведения

1.3.1.Виды совладающего поведения………………………………………….. 36

1.3.2. Ресурсы, задачи, проблема эффективности совладания ……………….38

1.4. Совладающее поведение как поведение субъекта ………………………..42

 

ГЛАВА II. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ......................................................................................................54

2.1. Методологические подходы к изучению и измерению совладающего поведения………………………………………………………………………... 54

2.2. Адаптация методик диагностики совладающего поведения у подростков и взрослых

2.2.1. Психометрические характеристики методики WCQ – Опросник способов совладания ……………………………………………………………61

2.2.2. Психометрические характеристики методики CISS – Копинг-поведение в стрессовых ситуациях………………………………………………………… 74

2.2.3. Психометрические характеристики методики ACS - Юношеская копинг-шкала……………………………………………………………………. 77

2.3. Бланки методик измерения совладающего поведения. Обработка данных. Нормы……………………………………………………………………………. 83

2.3.1. Текст методики «Опросник способов совладания» (ОСС – WCQ). Нормы.

2.3.2. Текст опросника «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (КПСС – CISS). Нормы.

2.3.3. Опросник «Юношеская копинг-шкала» (ЮКШ - ACS). Нормы.

ГЛАВА III. ЧЕЛОВЕК «СОВЛАДАЮЩИЙ»: ДИСПОЗИЦИОННЫЙ ФАКТОР СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ…………………………………………………………………………96

3.1. Индивидуально-психологические и личностные качества человека как предикторы социального поведения ………………………………………….96

3.2. Возраст и копинг………………………………………………………… 110

3.3. Пол и копинг …………………………………………………………….. 117

3.4. Выбор копинг-стратегий/стилей людьми разного пола и возраста…… 126

3.5. Как качества субъекта взаимодействуют с совладающим поведением? 3.5.1. Результаты эмпирических исследований …………………………….. 126

Тревожность и совладающее поведение

Интернальность и копинг

Социальный интеллект, самоэффективность и совладающее поведение

Одаренность и совладание

Одиночество и совладание

3.5.2. Система взаимодействия личностных переменных и совладающего поведения у взрослых и подростков ………………………………………….179

3.6. Совладающее поведение как характеристика самоорганизации и саморегуляции субъекта……………………………………………………… 192

ГЛАВА IV. СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ И СИТУАЦИЯ:

ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ………………………………………………195

4.1. Ситуативные стресcоры и динамика совладающего поведения

4.2. Ситуационный (контекстуальный) подход Р. Лазаруса………………... 197

4.3. Динамика совладающего поведения в ситуации экзамена…………….. 204

4.3.1. Мини-лонгитюдные копинг-исследования в ситуации экзамена……. 210

4.4. Лонгитюдное исследование совладающего поведения женщин от беременности к материнству …………………………………………………..225

ГЛАВА V. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФАКТОР СОВЛАДАЮЩЕГО

ПОВЕДЕНИЯ: ЭКОЛОГИЯ СОВЛАДАНИЯ…………………….………230

5.1. Об экологии социального поведения субъекта

5.2. Культура и копинг………………………………………………………… 234

5.2.1. Кросскультурные различия в выборе копинг-стратегий молодежью

5.3. Гендер как фактор выбора копинг-поведения…………………………. 243

5.4. Социально-психологические качества субъекта и копинг…………… .256

5.4.1. Установки и выбор копинг-стратегий

5.4.2. Близкие отношения и социальная поддержка в совладающем поведении

5.5. Совладание с трудностями в семье……………………………………... 275

5.5.1. Совладание со стрессом потери значимых отношений при разводе

5.5.2. Cовладание в детско-родительских отношениях ……………………..295

 

ГЛАВА VI. ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЧЕЛОВЕКА К СТРЕССУ: ОБУЧЕНИЕ КОПИНГ-НАВЫКАМ И ПСИХОТЕРАПИЯ……………………………………………………………315

6.1. Активное обучение навыкам совладающего поведения………………. 318

6.2. Когнитивно-поведенческая терапия и копинг…………………………. 326

6.3. Акциональные методы и совладающее поведение ……………………. 328

6.3.1. Применение методов действия: психодрама, социодрама и ролевой тренинг

6.3.2. Программы активного социально-психологического обучения поведению в трудных ситуациях…………………………………………….. 342

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....346

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………...………354

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….377

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая монография посвящена результатам разработки научных основ нового и развивающегося в российской психологии направления – психологии копинга или совладающего поведения. Развитие в Костромском государственном университете исследований психологии совладающего поведения за последние десять лет было сфокусировано на когнитивно-поведенческих феноменах восприятия, переживания и совладания человека с трудными жизненными ситуациями в различных контекстах.

Методологической основой понимания совладающего со стрессом или копинг-поведения (от англ. to cope – справляться, совладать) является психология субъекта, методологическое достижение и достояние отечественной психологии (Рубинштейн, 1997, Брушлинский, 1992-2003, Абульханова, 2000, Знаков, 2005 и др.). Эта научная методология заключается в признании человека активным субъектом многообразных форм произвольной человеческой активности и рассматривается как концептуальная оппозиция «постулату непосредственности», согласно которому внутренняя и внешняя активность человека напрямую детерминируется воздействиями окружающей среды или отдельными психическими функциями. Психология субъекта раскрывает способность человека к самодетерминации, самоопределению, саморазвитию.

Развивая и интегрируя понятие совладающее поведение в отечественную науку, мы относим его к малоизученным жизнетворческим дарованиям человека или его конструктивным силам (К.А. Абульханова), инициирующим направленную на мир и самого себя преобразующую активность. Выделяют пять основных задач копинга как особого адаптивного поведения: 1) минимизация негативных воздействий обстоятельств и повышение возможностей восстановления активности, деятельности; 2) терпение, приспособление или регулирование, преобразование жизненных ситуаций; 3) поддержание позитивного, положительного «образа Я», уверенности в своих силах; 4) поддержание эмоционального равновесия; 5) поддержание, сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми (Лазарус, Фолкман, 1984).

«Многие люди замечательно устойчивы и даже процветают перед лицом невзгод. Они действуют, смотря в лицо опасности, преодолевают большинство жизненных кризисов и ведут плодотворную жизнь. Как такое возможно? Ответ на этот вопрос является достойной наградой, чтобы за ней гнаться», - пишет Рудольф (Moos R.H., 1994). Попытки ученых найти решение поставленной современным исследователем совладающего поведения проблемы привели к открытию процессов совладания со стрессом (сoping processes) (Lazarus, R. 1988). Оказалось, что то, каким способом люди совладают со стрессом (преодолевают или избегают или терпят в трудной ситуации), в целом, даже более важно для социального функционирования, здоровья и т.д., чем природа стрессора, частота его воздействия и т.д. Разрабатываемый с конца семидесятых годов прошлого века в Калифорнийском университете (Беркли) Ричардом Лазарусом и его научной группой когнитивно-поведенческий позволил психологии совладающего поведения в западной науке занять центральное место в современной теоретической модели стресса и эмоций.

Концепция копинга-совладания создается в российской психологии с 90-х лет 20-го века, столкнувшись с немалыми трудностями методологического и методического уровня, что является отражением реальной сложности поведения человека в стрессовой ситуации. Психология совладающего поведения как самостоятельная область психологических исследований в российской научной психологии становится популярной, что подтвердила Первая международная научно – практическая конференция, прошедшая в 2007 году в Костроме (Психология совладающего поведения, 2007). На ней было представлено более 220 материалов из 40 регионов России и зарубежья. Что же предшествовало этому?

Начиная с 1999, сначала в рамках исследовательских проектов, поддерживаемых Российским гуманитарным научным фондом, в КГУ им. Некрасова проводились исследования психологических закономерностей совладающего поведения. Костромские исследователи идентифицировали совладающее поведение как поведение субъекта, внесли вклад в раскрытие его сущности и закономерностей; обосновали собственный подход к пониманию данного вида адаптивного поведения; выделили совокупность факторов выбора способов совладания человеком (Крюкова, 1999-2008; Сапоровская, 2002, Хазова, 2002, Куфтяк, 2004 и др.). Данные исследования защищены как диссертации, в основном, в рамках специальностей

Исследования, проведенные нами в 1999 – 2008 гг., позволили обосновать новый взгляд на процесс социальной адаптации, важной стороной которой у здоровых людей разного возраста выступает совладающее со стрессом (трудной жизненной ситуацией) поведение. Наиважнейшим критерием трудности ситуации, инициирующей выбор копинг-поведения, является для нас ее субъективное восприятие человеком. Трудные ситуации мы рассматриваем также по объективной шкале – от травматичных до ежедневных жизненных трудностей (микрострессоров) по Р. Лазарусу и К. Олдвин (1994).

Совладающее со стрессом поведение, или копинг связано с системой целеполагающих действий, прогнозированием исхода процесса, творческим порождением новых выходов и решений трудной (проблемной) ситуации. Данное направление находится на стыке психологии развития, социальной психологии, психологии субъекта и медицинской психологии. Это, с одной стороны, отражает современные тенденции интеграции разных ветвей психологии в единую область знаний на основе междисциплинарного и мультидисциплинарного знания. С другой стороны, определение конкретно-научной специфики феномена совладания в разные периоды жизни требует дифференциации психологии совладающего поведения в самостоятельную область психологических исследований. Необходимость этого обусловлена общеметодологическими, теоретическими и прикладными причинами. Проблематика совладающего поведения слабо представлена в отечественных концепциях развития, персонологических теориях, практически отсутствует экспериментальная база в социально-психологических исследованиях. Наибольший опыт эмпирических исследований имеется в медицинской психологии (В.А. Абабков, И.А. Горьковая, Н.А. Русина, Н.И. Сирота, В.М. Ялтонский), отдельные работы в возрастной психологии (Л.И. Анцыферова, Л.А. Головей, А.В. Либин, И.М. Никольская, Л.А. Регуш), психологии труда и инженерной психологии (В.А. Бодров, Л.Г. Дикая, Л.А. Китаев-Смык), а психология здоровья пока не выделилась в самостоятельное научное направление в России. Теоретическое обобщение и систематизация уже проведенных исследований и эмпирическое обоснование новых полученных нами данных о совладающем поведении способствуют интеграции разрозненных сведений, углублению научных представлений о психологических механизмах и закономерностях данного сложного и многомерного феномена.

Исследование совладающего (копинг) поведения как существенной составляющей адаптивного социального поведения актуально в связи с продолжающейся в российском обществе социальной нестабильностью, существованием противоречивых, в том числе, негативных тенденций развития (преступность, насилие, безработица, неудовлетворительная медицинская помощь людям, семейные трудности - разводы и пр.). Особая уязвимость молодежи, стремящейся к самоутверждению и успеху в жизни, также служит основанием для разработки данной проблематики с целью внедрения программ психологической помощи в адаптации, преодолении трудностей собственными силами и с помощью других людей, через повышение стрессоустойчивости, стойкости, “выращивание” или выработку конструктивных стратегий совладания.

Сегодня в российской психологии не существует также адекватного инструментария для измерения совладающего поведения, его индивидуальных и привлекаемых субъектом внешних ресурсов. В связи с этим важна разработка новых или адаптация, валидизация уже имеющихся и хорошо зарекомендовавших себя зарубежных методов. В основе данных разработок находится необходимость и желание знать и понимать обстоятельства, проясняющие, почему человек поступает так, как поступает, как люди совладают со стрессом, ситуационные и личностные факторы, влияющие на эффективность совладающего поведения. Подобные изыскания должны обеспечивать проведение социальной политики общества. С другой стороны, клинико-психологические диагностические процедуры также нуждаются в надежных инструментах для постановки диагноза и сопровождения клинических интервенций в каждой возрастной группе (от подросткового возраста до поздней зрелости).

В монографии поднимается и решается проблема: как осуществляется выбор человеком стилей и стратегий совладающего поведения. Под выбором определенного поведения субъектом в данном случае понимается следующее: при объективном существовании нескольких способов (вариантов или альтернатив) поведения субъект, то есть человек как источник собственной активности и самоорганизации, взаимодействуя с трудной ситуацией, осознанно использует несколько альтернатив. Иногда особое предпочтение отдается одной из них. Также мы выясняем, связано ли совладание с возрастным этапом в жизни человека, имеются ли и какие индивидуально-психологические и личностные ресурсы совладания; как изменяется совладающее поведение в трудной жизненной ситуации; как влияет социокультурный контекст на выбор способов совладания, что способствует регуляции данного вида поведения субъекта.

 

 

Глава первая



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.95 (0.03 с.)