Когнитивная психология. Совладающее поведение одаренных старшеклассников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Когнитивная психология. Совладающее поведение одаренных старшеклассников



Автор: С. А. ХАЗОВА

© 2004 г.

Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры социальной психологии Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова, Кострома

Рассматривается специфика совладающего поведения одаренных старшеклассников. Исследуется влияние на совладание коэффициента интеллекта, невербальной креативности и интеллектуальных достижений. Предлагается схема идентификации одаренности на основе качественных критериев.

Ключевые слова: одаренность, интеллект, креативность, интеллектуальные достижения, совладающее поведение, ресурсы совладания.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения важность и необходимость организации целостной системы работы с интеллектуально и творчески одаренными людьми (прежде всего, детьми), ориентированной на создание для них режима наибольшего социального благоприятствования [2, 15, 18]. Это объясняется тем, что интеллектуальный потенциал и творческие способности людей являются одним из решающих факторов экономического развития в условиях современного производства.

Социально-экономическая ситуация в сегодняшней России крайне нестабильна. Поэтому понятна актуальность изучения совладания с трудными жизненными ситуациями у одаренных детей как механизма адаптации к изменяющимся социальным условиям. Между тем в центре внимания исследователей одаренности, как правило, оказывается интеллектуальная деятельность. Исследования особенностей психосоциальной сферы одаренных носят скорее описательный характер. Кроме того, подобным работам "часто не хватает общего взгляда, а это лишает их социального контекста" [4].

Особую важность проблема совладающего поведения приобретает в ранней юности, которая традиционно привлекает внимание психологов, педагогов, социологов как один из наиболее стрессогенных периодов в онтогенетическом развитии, связанный с необходимостью профессионального выбора, открытием своего внутреннего "Я", становлением мировоззрения.

Своеобразие личности одаренных детей в целом и старшеклассников в частности, их высокий интеллект и хорошо развитые творческие способности, умение переносить опыт из одной области знаний в другую, стремление к философскому осмыслению и анализу разнообразных точек зрения, самостоятельность, внутренний локус контроля и т. д. позволяют нам выдвинуть предположение о том, что совладающее поведение одаренных также будет отличаться своеобразием. Это своеобразие может выражаться как в выборе стратегий, так и в использовании отличных от

стр. 59

других групп ресурсов для преодоления трудностей.

Под совладанием мы понимаем социальное поведение или комплекс осознанных адаптивных действий (когнитивных, аффективных, поведенческих), которые помогают человеку справляться с внутренним напряжением и дискомфортом способами, адекватными личностным особенностям и ситуации. Осознанные стратегии могут быть направлены на устранение угрозы (помехи) или адаптацию к требованиям ситуации либо помогают преобразовать ее [8]. Мы отличаем совладающее поведение от проявления психологических защит личности, имея в виду, что совладание - пластичный, зависящий от ситуации процесс, имеющий "отложенный эффект", т. е. рассчитанный на перспективу. Кроме того, совладание - это целенаправленное поведение личности как субъекта возможного преобразования ситуации [13, 15].

Исследования совладающего поведения одаренных детей немногочисленны и принадлежат в основном зарубежным ученым. В отечественной психологии такие работы фактически отсутствуют.

Специалисты отмечают, что совладание одаренных зависит от того, с какими проблемами им приходится справляться. При возникновении трудностей со сверстниками одаренные предпочитают открытое выяснение отношений. В конфликтах с учителями используют пассивную стратегию ухода. Семейные трудности обдумывают наедине с собой [19, 24, 25].

Сравнение совладания одаренных и обычных подростков позволяет утверждать, что одаренные не склонны использовать наркотики и обращаться к психоаналитику, но в случае затруднений сосредоточиваются на какой-либо своей деятельности. Многие авторы отмечают, что одаренные, как правило, не ощущают себя беспомощными [19, 23].

Р. М. Грановская и И. М. Никольская изучали совладающее поведение младших школьников. Ими было обнаружено, что дети с высоким уровнем интеллекта (фактор B+ по тесту Кеттела) почти не используют стратегий, не одобряемых обществом, не сосредоточиваются на неприятностях, реже плачут и грустят, значительно лучше произвольно расслабляются [14]. А E. Frydenberg и R. Lewis выяснили, что австралийские одаренные старшеклассники при выборе стратегии совладания чаще всего ориентируются на решение проблемы, достижение высоких результатов, на активный отдых и пассивное отвлечение. Но по сравнению с обычными школьниками, при возникновении сложностей они реже мечтают и используют различные способы снятия напряжения (алкоголь, курение, аффективные вспышки), а также обращаются за поддержкой к своим друзьям или не справляются с трудностями [21].

Таким образом, результаты проведенных исследований позволяют сделать вывод о выборе одаренными достаточно продуктивных стратегий совладания. Однако в связи с этим возникает вопрос о личностных детерминантах совладающего поведения, среди которых обычно принято называть возраст, принадлежность человека к малому и большому социуму, социальную роль, самооценку, локус контроля, уровень тревожности, социальную компетентность и т. д.

Очевидно, что перечисленные факторы по-разному связаны с совладанием. Некоторые из них являются предикторами (детерминантами), другие - ресурсами личности для совладания с трудными жизненными ситуациями. Под ресурсом совладающего поведения (копинг-ресурсом) мы понимаем все то, что позволяет справляться с трудностями достаточно эффективно. Ресурсы могут человеком как использоваться и актуализироваться, так и не использоваться, оставаясь в потенциальном состоянии. На наш взгляд, не до конца изучен механизм "включения" тех или иных ресурсов. Остаются нерешенными вопросы, почему одни ресурсы человеком используются, а другие остаются невостребованными, какие субъективные и объективные факторы заставляют "работать" тот или иной ресурс.

Выделяют внешние (время, деньги, образование, уровень жизни, социальная поддержка и отсутствие других жизненных стрессоров) и внутренние ресурсы совладания. В качестве внешних, по мнению ряда авторов, наиболее важное значение для школьников имеют благоприятные отношения с родителями и сверстниками, компетентность и мастерство (в спорте, искусстве и учебе), умение концептуализировать события, а также социальная роль, которая подразумевает ответственность за других [7, 24]. Для мальчиков особенно значимо принятие их группой сверстников. Влияние этого фактора настолько велико, что даже у высокоинтеллектуальных подростков непринятие ровесниками немедленно снижает адаптивные возможности и уровень совладания с трудными ситуациями [23]. Внутренними ресурсами являются личностные черты, которые создают возможность совладания со стрессом эффективными способами: оптимизм, самоэффективность, стойкость, субъективно воспринимаемый контроль над ситуацией, "объяснительный стиль мышления". Способствуют совладанию и позитивная самооценка, уверенность в себе, наличие необходимых социальных навыков, религиозность, а также resilience - умение быстро восстанавливать физические и душевные силы после стресса [11, 12, 19, 22, 23].

стр. 60

Теоретический анализ литературы по проблеме одаренности приводит нас к выводу о том, что в силу ряда причин сфера отношений вряд ли может быть ресурсом успешного совладания, так как является для одаренных школьников достаточно стрессогенной. Исследователи считают, что одаренные находятся в некоторой "социальной изоляции", поэтому нет уверенности в том, что они сами обратятся за помощью к окружающим. Как правило, одаренные предпочитают групповым видам деятельности индивидуальные. Кроме того, нет данных о том, как часто интеллектуально одаренные являются групповыми лидерами. В семьях также склонны освобождать их от "лишних" обязанностей, считая, что тем самым создают оптимальные условия для умственного развития. Поэтому они обычно не несут ответственности за других [2, 10].

Однако отношения в семьях одаренных детей, несомненно, играют позитивную роль в преодолении трудных жизненных ситуаций. Большинство родителей оказывают своим одаренным детям поддержку, поощряют их занятия, помогают разрешать проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Семья, таким образом, служит для одаренного местом, где он чувствует себя комфортно и где нет необходимости прилагать усилия для поддержания своего статуса [15]. Роль семьи как ресурса совладания в данном случае не вызывает сомнения.

Для эффективного совладания не менее важное значение имеют и достижения одаренных. В нашем случае речь идет об интеллектуальных достижениях. Под интеллектуальными достижениями мы понимаем регулярное, успешное (призовые места и дипломы) участие в олимпиадах и научно-практических конференциях разного уровня - от школьного до российского, а также академические успехи (успехи в учебе по профильным предметам и окончание школы с медалью). Мы считаем, что интеллектуальные достижения могут рассматриваться как "сфера компетентности" и позволяют одаренным старшеклассникам чувствовать себя увереннее, ощущать свою значимость для окружающих людей, повышают статус в группе сверстников и самооценку, что в свою очередь служит основой для появления "ощущения своей эффективности" [10] и эмоционального комфорта.

Не так однозначно расценивается роль интеллекта и творческих способностей в повышении эффективности совладающего поведения. Данные об их взаимосвязи практически отсутствуют.

В многочисленных исследованиях о влиянии интеллекта и креативности на социальную адаптацию обозначены две совершенно противоположные точки зрения. Ряд авторов указывают на то, что высокий интеллект и креативность не способствуют хорошей адаптации, а, наоборот, снижают ее. Если же рассматривать интеллект как способность к социальной адаптации, а признаками интеллектуального поведения считать умение решать проблемы, то следует предположить положительную связь интеллекта с совладающим поведением. Однако для определенных выводов явно не хватает фактического материала; работ по данному вопросу чрезвычайно мало. Словацкими психологами были сделаны выводы о неоднозначной роли интеллекта в совладании. Высокий уровень совладания коррелирует у девочек с высоким IQ, а у мальчиков - со средним (по тесту P. Rican) [23].

Столь же спорна и связь креативности с совладающим поведением. Своеобразие творческой личности - это независимость от группы как в поведении, так и в суждениях, предпочтение сложных задач, высокое самоуважение, развитое чувство прекрасного, внутренняя мотивация, хорошее чувство юмора, склонность к риску, стремление рассматривать множество вариантов выхода из ситуации и т. д. Все это приводит к мысли, что такая личность должна справляться с возникающими проблемами достаточно эффективно.

Таким образом, целью нашего исследования является изучение особенностей совладающего поведения одаренных старшеклассников и тех специфических (дополнительных) ресурсов, которые делают это совладание достаточно эффективным.

Задачи работы:

1. Изучить стили и стратегии совладающего поведения интеллектуально одаренных старшеклассников, позволяющие им преодолевать трудности.

2. Сравнить результаты выбора стратегий совладающего поведения одаренными учащимися и их сверстниками, имеющими нормативный уровень развития.

3. Изучить особые ресурсы совладания одаренных старшеклассников.

Гипотезы исследования:

1. Одаренные старшеклассники лучше, чем их сверстники, совладают с трудными жизненными ситуациями.

2. Стратегии совладающего поведения одаренных старшеклассников отличаются от стратегий совладающего поведения их сверстников.

3. По сравнению с неодаренными, у одаренных старшеклассников есть дополнительные ресурсы совладания: интеллектуальные достижения и творческие способности.

стр. 61

МЕТОДИКА

Формирование выборки. Любому исследователю, занимающемуся изучением детей, обладающих незаурядными способностями, приходится прежде всего решать вопрос об идентификации одаренности, что представляет сложную и многоаспектную проблему и является следствием принятия той или иной концептуальной модели одаренности.

Долгое время единственным критерием служил коэффициент интеллекта, который определялся с помощью психометрических тестов интеллекта. При этом игнорировался тот факт, что тесты интеллекта - не инструмент для выявления одаренности, они имеют ряд ограничений, хотя могут использоваться для получения дополнительной информации.

Опираясь на теоретические положения "Рабочей концепции одаренности" [15], мы будем считать одаренным старшеклассника, который отличается прежде всего качественным своеобразием когнитивных процессов, особенностями потребностно-мотивационной сферы, демонстрирует высокие интеллектуальные достижения, а также имеет уровень развития интеллекта и креативности выше возрастной нормы.

В своей работе мы основываемся на комплексном подходе к идентификации одаренности, включающем широкий спектр разнообразных методов [15].

Предлагаемая нами схема идентификации одаренных старшеклассников в рамках исследования включает:

I. Оценку качественных критериев: интеллектуальных достижений, своеобразия интеллектуальной деятельности и когнитивных процессов, особенностей мотивационной сферы. Для этого мы используем 1) сбор экспертных оценок. В качестве экспертов в нашем исследовании выступали учителя и педагоги-психологи учебных заведений; 2) наблюдение за учащимися в процессе учебной деятельности (уроки, факультативы, кружки) и вне уроков; 3) анализ продуктов деятельности (творческих и контрольных работ) и интеллектуальных достижений.

II. Диагностику уровня развития интеллекта (IQ) и креативности, измеряемых с помощью соответствующих тестов.

Экспертный опрос включал, во-первых, беседу в целях выявления наиболее способных учащихся; во-вторых, работу с анкетой, составленную с учетом выделенных нами особенностей когнитивной и потребностно-мотивационной сфер: быстрота и глубина усвоения материала, оригинальность и метафоричность мышления, увлеченность делом и т. д. В группу одаренных по предварительным данным были отнесены учащиеся, получившие высокие оценки по большинству выделенных нами параметров.

Затем в течение первого полугодия велось целенаправленное наблюдение (посещение уроков, факультативов, занятий кружков, заседаний научного общества лицеистов) за учащимися, чтобы проанализировать поведение в сферах, в максимальной мере соответствующих их склонностям и интересам. Результаты наблюдения тщательно фиксировались. К концу полугодия проводился повторный сбор экспертных оценок учителей, работающих в старших классах. Необходимо отметить, что наблюдение и беседы с экспертами продолжались в течение всего периода обучения детей в старших классах.

Параллельно мы собирали сведения об интеллектуальных достижениях старшеклассников. Для применения критерия "интеллектуальные достижения" при математической обработке нами была составлена порядковая шкала, в соответствии с которой за победу на школьных олимпиадах и в школьных днях науки начислялся 1 балл; за дипломы и призы российских олимпиад и научных конференций - 8 баллов.

Для оценки академических успехов нами использовался средний балл по основным и профильным предметам (для учащихся физико-математических классов - алгебра, геометрия, физика, информатика, иностранный язык; для учащихся других классов - алгебра, геометрия, русский язык, иностранный язык, профильный предмет: биология, химия, история).

И наконец, для верификации полученных данных мы диагностировали уровень развития как интеллекта (IQ), так и креативности.

По результатам диагностики уровня развития интеллекта с помощью культурно-свободного теста интеллекта Р. Кеттела (GFT2) в группу одаренных попали 2% ребят (1 чел. из 38), "демонстрирующих" нормативный уровень развития интеллекта. Однако, во-первых, результаты психометрических тестов не могут быть использованы в качестве критерия для принятия решения об одаренности, во-вторых, и на это неоднократно указывалось, данные тестирования сильно зависят от ситуации тестирования, эмоционального состояния и мотивации ребенка.

Развитие творческих способностей мы изучали с помощью теста Е. Р. Торренса ("Незавершенные фигуры"), позволяющего составить достаточно полное представление о творческих способностях испытуемых, дополняя полученные результаты наблюдениями за учащимися на занятиях и оценками учителей их творческих работ. При этом не только учитывались числовые результаты, но и анализировались сюжеты и названия рисунков.

стр. 62

В качестве параметров креативности рассматривались: беглость (быстрота выполнения заданий), оригинальность (минимальная частота встречаемости данного ответа в однородной группе), разработанность (способность детально разрабатывать придуманные идеи), абстрактность названия (способность понимать суть проблемы), сопротивление замыканию (способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей).

Работа по идентификации одаренных проводилась нами в течение пяти лет. В общей сложности проанализированы материалы по 500 старшеклассникам. В результате была сформирована группа одаренных старшеклассников (38 человек - 13 девушек, 25 юношей), имеющих следующие характеристики: 1) более высокий уровень развития интеллекта и творческих способностей по сравнению с возрастной нормой; 2) наличие интеллектуальных достижений; 3) своеобразие интеллектуальной деятельности и мотивации. В контрольную группу вошли 70 учащихся 10 - 11-х общеобразовательных классов без какого-либо отбора.

Апробированная нами схема в целях формирования группы одаренных позволяет сделать вывод о необходимости использования для идентификации одаренности наряду с психометрическими показателями трех типов экологически валидных качественных критериев. В связи с этим подчеркнем, что о качественном своеобразии интеллектуальной деятельности и особенностях мотивационной сферы одаренных в литературе говорится много. В реальной же практике эти признаки используются редко. Однако, на наш взгляд практического работника, прогностическая возможность этих признаков чрезвычайно высока, особенно в сочетании с другими критериями. Так, их наличие при высоких психометрических показателях, но при отсутствии реальных достижений свидетельствует о существовании "преград" для актуализации одаренности - как субъективных, так и объективных. В сочетании с высокими достижениями они делают фактически ненужным использование психометрических процедур.

Методический аппарат. Для диагностики совпадающего поведения нами была использована Юношеская копинг-шкала (ACS) австралийских психологов Э. Фрайденберг и Р. Льюиса [19, 20]. Опросник ACS (Adolescent Coping Scale) прошел адаптацию и психометрическую проверку в исследовании совладающего (coping) поведения в рамках проекта, поддержанного РГНФ, в 1999 - 2001 гг. (N 99 - 06 - 00198а, руководитель Т. Л. Крюкова) [8]. Опросник рассчитан на юношеский возраст. Он содержит 79 утверждений, образующих 18 стратегий, которые молодые люди используют, когда в их жизни происходят различные неприятные события, возникают напряжение и беспокойство. Авторы методики выделяют три стиля совладающего поведения. Первый стиль - совладание, направленное на решение проблемы, включает четыре стратегии:

1) фокусирование на решение проблемы - систематическое обдумывание проблемы с учетом других точек зрения; 2) упорная работа, достижения - добросовестное отношение к учебе (работе) и высокие достижения; 3) фокусирование на позитиве - оптимистический взгляд на происходящее, напоминание себе о том, что есть люди в худшем положении; поддержание бодрости духа; 4) активный отдых - занятия физкультурой и спортом.

Ко второму стилю, ориентированному на получение социальной поддержки, относятся:

1) поиск социальной поддержки - стремление поделиться своей проблемой с другими, заручиться поддержкой, одобрением; 2) друзья - общение с близкими друзьями и приобретение новых друзей; 3) стремление принадлежать к социальной группе - интерес к тому, что думают другие, и действия, направленные на получение их одобрения; 4) общественные действия - поиски поддержки при организации групповых действий для разрешения проблем, посещение собраний; 5) обращение за профессиональной помощью; 6) поиски духовной опоры: молитвы о помощи и наставлении, чтение духовной литературы.

Третий стиль - "неконструктивное совладание'': 1) беспокойство - тревога о будущем вообще и о своем будущем в особенности; 2) надежда на чудо - на лучшее, на то, что все само собой уладится или случится чудо; 3) несовладание - отказ от каких-либо действий по решению проблемы, болезненные состояния; 4) разрядка - улучшение самочувствия за счет "выпускания пара"; вымещение своих неудач на других, слезы, крик, алкоголь, сигареты или наркотики; 5) игнорирование проблемы - сознательное блокирование проблемы - как будто ее не существует; 6) самообвинение - строгое отношение к себе, ощущение ответственности за проблему; 7) уход в себя - замкнутость, непосвящение других людей в свои заботы; 8) стремление отвлечься и отдохнуть - отход от проблемы, использование таких способов релаксации, как чтение книг, телевизор, развлечение в обществе [8, 19].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты диагностики совладающего поведения говорят о следующем: есть стратегии совладающего поведения, которые предпочитают большинство как обычных, так и одаренных старшеклассников: "решение проблемы", "работа, достижения", "отвлечение", "беспокойство"; и

стр. 63

Таблица 1. Связь стратегии совладающего поведения с показателями креативности, интеллектуальными достижениями в группе одаренных

Стратегия Беглость Оригинальность Разработанность Абстрактность названия Средний балл Участие в олимпиадах НИР (научно-исследовательская работа)
Социальная поддержка         .326 p =.045    
Друзья     .352 p =.029   .382 p =. 017    
Принадлежность           -.382 p =.017  
Мечты о чуде   -.345 p =. 033     .456 p =. 003 -.434 p =.006  
Разрядка -.352 p =. 029 -.336 p =. 038   -.336 p =. 038      
Игнорирование   -.464 p =.003          
Самообвинение           -.382 p =.017 .455 p =.004
Духовность         .535 p =.0005 -.714 p =. 0000 .546 p =. 0003

стратегии, выбираемые редко обеими группами: "общественные действия" и "профессиональная помощь".

Выявлены отличия в выборе стратегий совладания одаренными учащимися и их сверстниками (по критерию Манна - Уитни и критерию серий Вальда - Вольфовица). Оказалось, что одаренные старшеклассники чаще, чем их сверстники, используют стратегию "уход в себя" - U = 993, p = 0.05, R = 60 (критерий серий), p =. 038. Реже - "несовладание" - U = 968, p =.03; "духовность" - U = 917, p =.01, R = 38 (критерий серий), p =.009; "социальная поддержка" - U = 835, p =.002, "самообвинение" - U = 822, p =. 001, R = 34 (критерий серий), p =. 0005.

Совладающее поведение одаренных девушек не отличается от такового у их сверстниц. Отличия между группами юношей заключаются в том, что одаренные реже используют стратегии: "духовность" (U = 167, p =.0007), "социальная поддержка" (U = 190, p =.003), "самообвинение" (U = 198, p =. 004), "друзья" (U = 225.5, p =. 018), "принадлежность" (U = 232, p =.025), "позитивный фокус" (U - 234, p =.025) и "профессиональная помощь" (U - 239, p =. 033).

Результаты корреляционного анализа (по Спирмену) представлены в табл. 1.

Из данных таблицы следует, что умение разрабатывать идеи дает единственную значимую связь со стратегией "друзья"; следовательно, чем выше способность к разработке идей, тем чаще одаренный обращается за социальной поддержкой.

Отрицательные связи способности к выдвижению оригинальных идей снижают риск непродуктивного совладания и выбора таких стратегий, как "игнорирование", "разрядка", "мечты о чуде". Далее, показатели "абстрактность названия" и "беглость" отрицательно коррелируют со стратегией "разрядка", т. е. снижают возможность использования социально неприемлемых способов совладания.

Что касается связей выбора стратегий совладания и интеллектуальных достижений, то здесь отметим, что самые высокие связи наблюдаются между показателем "участие в олимпиадах" и результатами выбора стратегий совладания. При этом все связи отрицательны, т. е., чем чаще и продуктивнее старшеклассник участвует в олимпиадах, тем менее он склонен прибегать к таким стратегиям, как "духовность" и "принадлежность" (стиль - обращение за социальной поддержкой), реже обвинять себя, мечтать и беспокоиться (стиль - несовладание).

Успешность в учебе, наоборот, положительно связана а) со стремлением обращаться за помощью: стратегии "духовность", "друзья", "социальная поддержка"; б) с непродуктивной стратегией "мечты о чуде". Участие в научно-исследовательской работе (НИР) положительно коррелирует со стратегиями "духовность" и "самообвинение".

Рассмотрим вопрос взаимосвязей неконструктивного копинга (несовладание) с показателями

стр. 64

Таблица 2. Результаты изучения степени влияния невербальной креативности и IQ на выбор стратегий совладеющего поведения

Стратегии совладания Беглость Оригинальность Разработанность Сопротивление замыканию Абстрактность названия IQ
Соц. поддержка R = 431, R2 =.186       β =.910, p =. 001   β = -.453, p =.039
Друзья R = 542, R2 =.294     β =.496, p =.012     β =.839, p =.002
Принадлежность R = 491, R2 =.241     β =.395, p =.043      
Мечты о чуде R = 620, R2 =.384 β =.646, p =.016 β = -.604, p =.036   β =.786, p =.002    
Разрядка R = 579, R 2 =.336   β = -.722, p =.003        
Игнорирование R = 564, R 2 =.318   β = -.682, p =.003       β =.647, p =.004
Самообвинение R = 409, R2 =.167           β = -.927, p =.009
Уход в себя R = 432, R 2 =.187       β =.496, p =.025    
Духовность R = 431, R 2 =.186     β =.501, p =.012      
Проф. Помощь R = 531, R 2 =.282         β = -.385, p =.015  
Позитив, фокус R = 467, R 2 =.218           β =.423, p =.036

креативности и достижений. Стратегии несовладания связаны: положительно - с научно-исследовательской работой, академической успеваемостью, отрицательно - с умением выдвигать большое количество идей, оригинальностью, участием в олимпиадах и со способностями к обнаружению сути проблемы.

Установив наличие связей между невербальной креативностью и выбором стратегий совладающего поведения, мы задались вопросом не просто о существовании таких связей, но и о влиянии невербальной креативности на совладание. Данные множественного регрессионного анализа представлены в табл. 2.

Как видим, значения коэффициента детерминации R2 невысоки и колеблются в пределах.167 -.384, что не позволяет сделать качественный прогноз. Тем не менее рассмотрим степень и направление влияния каждого фактора (β-коэффициента) на выбор стратегий совладающего поведения. Все пять "креативных" способностей оказывают влияние на выбор стратегий совладания: способность к разработке идей побуждает одаренных чаще обращаться к друзьям, религиозному опыту и искать поддержки; беглость мышления - мечтать о чуде; способность сопротивляться замыканию, с одной стороны, побуждает замыкаться в себе, с другой - погружаться в мечты и, наконец, обращаться за социальной поддержкой. Оригинальность мышления значительно снижает риск выбора непродуктивных способов совладания ("мечты о чуде", "разрядка" и "игнорирование проблемы"), а показатель "абстрактность названия" отрицательно влияет на возможность обращения за профессиональной помощью.

Самые противоречивые результаты получены при изучении влияния IQ: оно отрицательно по отношению к стратегиям "социальная поддержка" и "самообвинение", но положительно - к выбору стратегий "игнорирование проблемы", "друзья" и "позитивный фокус".

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Данные психологических исследований показывают, что для совладания с трудной ситуацией человек использует привычные, сложившиеся в его опыте способы [1]. В ранней юности, по мнению ряда авторов, совладающее поведение является новообразованием [8, 19, 25], а это делает его несколько противоречивым. Наличие среди предпочитаемых таких противоречивых стратегий, как "работа, достижение", "решение проблемы", с одной стороны, и "отвлечение" и "беспокойство" - с другой, подтверждает, что и у одаренных, и у обычных старшеклассников совладающее поведение еще находится в процессе становления и до конца не сложилось. Однако современные старшеклассники предпочитают все же решение проблемы. Редкий выбор стратегий "общественные действия" и "профессиональная помощь", по нашему мнению, обусловлен особенностями российской культуры, в которой отсутствует тради-

стр. 65

Индивидуальные профили совладающего поведения. 1 - социальная поддержка; 2 - решение проблемы; 3 - работа; 4 - беспокойство; 5 - друзья; 6 - принадлежность; 7 - мечты о чуде; 8 - несовладание; 9 - разрядка; 10 - общественные действия; 11 - игнорирование; 12 - самообвинение; 13 - уход в себя; 14 - духовность; 15 - позитивный фокус; 16 - профессиональная помощь; 17 - отвлечение; 18 - активный отдых.

ция участия в группах решения проблем и обращения к психологу или психотерапевту.

Различия в выборе стратегий позволяют сделать вывод о качественных особенностях совладания одаренных. Так, более редкое применение стратегий, направленных на получение социальной поддержки ("социальная поддержка", "друзья" и "духовность"), и стремление никому не рассказывать о своих проблемах ("уход в себя") говорят нам об интровертированности одаренных и внутреннем локусе контроля. При возникновении затруднений они предпочитают, как и в интеллектуальной деятельности, находить решение сами, не разделять ответственность с другими.

Важны и выявленные нами различия по стратегиям "несовладание" и "самообвинение", которые подтверждаются данными зарубежных авторов: одаренные реже не справляются с проблемами [19, 24, 25]. Мы отмечали также, что наличие интеллектуальных достижений, ощущение своей "эффективности", компетентности позволяют одаренным адекватно относиться к причинам возникающих трудностей. Приведем в качестве примера индивидуальные профили совладающего поведения одаренных школьников (см. рисунок).

Игорь, 15 лет, IQ - 146. Как видно на индивидуальном профиле, у Игоря преобладает копинг, направленный на решение проблемы, затем - копинг, ориентированный на социальную поддержку и, наконец, на последнем месте несовладание. Наиболее предпочитаемыми являются стратегии (в скобках указаны стены, макс. 105) "решение проблемы" (84), "отвлечение" (77), "работа, достижение" (72) и "друзья" (72), нередко используются также: "игнорирование" (70), "позитивный фокус" (70) и "активный отдых" (70).

Такое разнообразие среди часто используемых стратегий говорит о том, что копинг достаточно противоречив, включает в себя и стремление решать проблему (как написал сам Игорь, "думаю, анализирую, ищу выход"), и ориентацию на высокие достижения, и отвлечение (активное - занятие спортом и пассивное - чтение, компьютерные игры), и игнорирование проблемы, если она не слишком значима. Однако это противоречие связано скорее с отмечаемой некоторыми исследователями большей направленностью одаренных на разрешение ситуации, когда "репертуар" стратегий богат и человек действует адекватно ситуации.

Среди наименее используемых стратегий - "духовность" (20), "несовладание" (24), "разрядка" (28) и "общественные действия" (40). Это соответствует возрастной тенденции: обращение к религии; организация акций; участие в группах; вымещение своих неудач на других; "выпускание пара"; прием алкоголя, наркотиков традиционно не пользуется популярностью у большинства юношей-старшеклассников независимо от уровня интеллектуального развития. Крайне низкое несовладание (24 из 105) также характерно для группы одаренных.

Ксюша, 16 лет, IQ - 139. Анализ совладающего поведения позволяет говорить о следующем: оно также противоречиво, наиболее часто используемыми стратегиями одновременно являются: "отвлечение" (98), "духовность" (90), "беспокойство" (84), "работа, достижение" (76), "самообвинение" (75). Наимение используемые - обращение к профессиональной помощи (20), несовладание (32), разрядка (36). Здесь тоже прослеживается свойственная всем девушкам тенденция - они чаще, чем юноши, обращаются к социальной поддержке, религиозному опыту, беспокоятся и обвиняют себя. И в то же время, как и все одаренные, Ксюша редко не справляется с проблемами. Сравнивая между собой стили совладания, мы видим, что сильнее развит копинг, направленный на решение, а два других стиля приблизительно одинаковы: копинг, ориентированный на социальную поддержку, с явным "пиком" - духовность, и неконструктивный копинг, имеющий три "пика" - отвлечение, самообвинение и беспокойство.

Тима, 16 лет, IQ - 150. Изучение копинг-поведения свидетельствует о следующем: "репертуар" часто используемых стратегий ограничен с явным предпочтением трех: "работа, достижение" (88) (т. е. стремление добиваться больших успехов в деятельности), "решение проблемы" (84) и "активный отдых" (63) (по словам сестры, когда очень устает, любит "повозиться" с младшим братом или другом); сюда же можно добавить и четвертую стратегию, принадлежащую к стилю "решение" - "позитивный фокус" (60). Таким образом, данный стиль развит в значительной степени более двух других.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.072 с.)