Neuropsychological investigations of drug addiction 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Neuropsychological investigations of drug addiction



A. G. Polunina, D. M. Davydov, E. A. Briun

Moscow Research Practical Center of Prevention of Drug Addiction, e-mail: anpolunina@mail.ru

This review of the neuropsychological investigations of the drug abusers and high risk of drug abuse populations includes the widely recognized consepts of interactions between cognitive disturbances and drug addiction, and the results of the most recent studies in this field.

Key words: neuropsychological deficit, cognitive functions, alcohol abuse, drug addiction.

стр. 76

Методы и методики. ОПРОСНИК "СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА" НОВЫЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ

Автор: С. К. НАРТОВА-БОЧАВЕР

© 2004 г.

Кандидат психологических наук, доцент МПГУ, МОСУ и МГППУ, директор психологической консультации "Институт детства", Москва

Разработан новый личностный опросник "Суверенность психологического пространства" (СПП). Он включает 80 утверждений и 6 шкал: суверенность физического тела, территории, вещей, привычек, социальных связей и ценностей человека. Описаны приемы валидизации теста, приведены психометрические характеристики, осуществлена стандартизация его показателей. Тест адресован психологам-исследователям, практикам и служит для диагностики сохранности личностных границ подростков старше 11 лет и взрослых.

Ключевые слова: психологическое пространство, опросник, депривация, суверенность, валидность, надежность, стандартизация.

Целью нашей работы является создание объективного метода диагностики целостности (суверенности) психологического пространства личности (ППЛ).

Проблема целостности "Я", ненарушенности границ личности обладает высоким теоретическим и особенно прикладным значением, потому что практически каждый психотерапевтический (или потенциально таковой) случай связан с одним из видов насилия по отношению к идентифицированному пациенту - физического или эмоционального, в форме пассивной депривации или выраженной жестокости [2, 6, 9, 12 - 15]. "Особенно следует подчеркнуть повышенную виктимность Я, которое за счет низкой структурированности и слабости границ легко становилось жертвой чужого вторжения...", - пишет Е. Т. Соколова, характеризуя свою психосоматическую пациентку [20, с. 217]. Анализируя случай, касающийся немотивированного подросткового воровства, Т. В. Снегирева также использует понятие границ: "...причина отклоняющегося поведения подростка кроется... в том пространстве внутрисемейных, межличностных отношений, где границы между поступками одного и поступками другого стерты..." [19, с. 240]. Неспособность устанавливать верную психологическую дистанцию по отношению к угрожающим явлениям и разотождествляться с ними - это основная черта психотической личности; динамические изменения границ личности в форме интроекции или проекции эпизодически встречаются и у вполне здоровых адаптированных людей. Метод оценки целостности границ личности позволяет с небольшими временными затратами выделять группы риска нарушения поведения и психического здоровья, прогнозировать успешность применения развивающих психотехник разного содержания.

При исследовании различных форм взаимодействия человека с миром мы предлагаем использовать выражение "психологическое пространство личности" (ППЛ), которое мы рассматриваем как значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни субъекта и защищаемый им доступными физическими и психологическими средствами1. Эмпирически выделены шесть измерений психологического пространства личности: физическое тело, территория, личные вещи, привычки, друзья (социальные связи) и вкусы (ценности) [11]. Очевидно, что внутренний мир личности во многом формируется посредством присвоения (персонификации) явлений внешнего мира, а выражается через объективацию результатов психологического творчества, возвращение задуманного и пережитого вновь во внешний мир [21]. Таким образом, несколько упрощая, можно сказать, что психологическое пространство - это интериоризированная и персонализированная субъектом часть Среды, а пред-

1 Психологическое пространство личности обладает следующими свойствами: 1. Человек ощущает пространство как присвоенное или созданное им самим и поэтому представляющее ценность. 2. Человек имеет возможность контролировать и защищать все находящееся и возникающее внутри пространства, таким образом реализуя свое чувство авторства (то, что не поддается контролю, отчуждается и становится объектом уже не личного пространства субъекта). 3. Психологическое пространство существует естественно и не рефлексируется без возникновения проблемных ситуаций, оно "прозрачно" и потому с трудом поддается позитивному описанию. 4. Важнейшей характеристикой психологического пространства является сохранность его границ [11].

стр. 77

ложенные нами измерения ППЛ представляют наиболее освоенные и предпочитаемые человеком каналы и языки взаимодействия с миром [11, 22]. Так, в уже цитированной работе Т. В. Снегиревой мы находим: "А вещи - это лишь то, в чем отец проявлялся, что было согрето его интересом, служило материализацией его пристрастий, содержало в себе частицу его личности, кусочки его самого... с помощью которых становилось возможным как-то "достать" его" [19, с. 246]. Взаимопревращения личных отношений людей и материальных, территориальных, социальных или аксиологических отношений позволяют анализировать на личностном уровне многие взаимодействия, на первый взгляд лишенные этого содержания, а при ближайшем рассмотрении именно их и символизирующие. На междисциплинарном уровне можно аргументировать введение каждого измерения ППЛ, однако это выходит за рамки данной работы.

Но наиболее важной, на наш взгляд, характеристикой является прочность границ психологического пространства, дающая человеку переживание суверенности собственного "Я", чувство уверенности, безопасности, доверия к миру. Мы предлагаем называть ППЛ суверенным в том случае, если человек смог противостоять разрушающим влияниям извне или избежал их; депривированным - если ему приходилось переживать собственное бессилие в попытке отстоять границы личности; и разрушенным - если деструктивные влияния имели тотальный характер.

Общая характеристика теста

Предполагаемый адресат теста - подростки начиная с 11 - 12 лет и взрослые, которым предъявляется смещенная ретроспективная инструкция. Поскольку основные идентификационные процессы завершаются в подростково-юношеском возрасте, предварительные данные подростков и взрослых практически не отличаются. Модификация инструкции теста позволяет также использовать его для оценки психологической близости членов семьи и дистанционных отношений внутри семьи.

Опросник содержит шесть шкал, отражающих измерения психологического пространства (см. Приложения 1 - 3). Каждое утверждение может либо приниматься, либо отвергаться респондентом. Теоретически предполагалось, что ответ, соответствующий ключу, увеличивает показатель суверенности (1), а ответ, не совпадающий с ключом, - показатель депривированности (-1). Выбирая "Да" или "Нет", респондент подразумевает также промежуточный ответ "Не знаю", вариант которого, однако, в бланке не представлен, а при более дробном шкальном оценивании это был бы 0. Общий показатель суверенности подсчитывается путем сложения баллов. Концептуально шкалы опросника рассматриваются как содержательно независимые (каждый пункт входит в состав только одной шкалы), поэтому общий показатель суверенности равен сумме показателей по всем шести шкалам. Содержание каждой из шкал не может быть использовано для изучения суверенности ППЛ по другой шкале: так, утверждения о суверенности структуры ценностей не связаны с суверенностью телесного носителя психологических качеств. Образование симптомокомплексов по сочетанию шкал пока не предполагается.

Определение психометрических характеристик теста осуществлялось по "лоскутному" экспериментальному плану и в общей сложности включало обследование 134 подростков. Однако не все респонденты участвовали в выявлении каждой из психометрических характеристик [4, 7, 8, 10, 16 - 18]2.

Суверенность физического тела (СФТ) человека констатируется в отсутствие попыток нарушить его соматическое благополучие, а депривированность - в переживании дискомфорта, вызванного прикосновениями, запахами, принуждением в отправлении его физиологических потребностей (утверждение N 47: "Мне не нравилось, когда взрослые в детстве любили меня пощекотать или ущипнуть"). Суверенность территории (СТ) означает переживание безопасности физического пространства, на котором находится человек (личной части или собственной комнаты, игровой модели жилья), а депривированность - отсутствие территориальных границ (утверждение N 3: "Я всегда имел уголок для игры, который мог обустроить по собственному вкусу"). Суверенность мира вещей (СВ) подразумевает уважение к личной собственности человека, распоряжаться которой может только он, а депривированность - непризнание его права иметь личные вещи (утверждение N 16: "Я часто огорчался, когда родители наводили порядок в моих игрушках"). Суверенность привычек (СП) - это принятие временной формы организации жизни человека, а депривированность - насильственные попытки изменить комфортный для субъекта распорядок (утверждение N 25: "Я расстраивался, когда не мог доиграть из-за того, что взрослые звали меня к себе"). Суверенность социальных связей (СС) выражает право иметь друзей и знакомых, которые могут не одобряться близкими, а депривированность - контроль над социальной жизнью человека (утверждение N 31: "Мне часто хотелось поиграть с детьми, которые вместе со мной ходили в кружок, но обычно родители торопились, и это не удавалось"). И наконец, суверенность ценностей (СЦ) подразумевает свободу вкусов и мировоззрения, а депривированность - насильственное принятие

2 Автор благодарит выпускников МОСУ Н. Венкову, Н. Венчакову и Е. Горину, которые выполнили значительную работу по подготовке теста.

стр. 78

Таблица 1. Количество ответов "Да" на каждое утверждение теста (n = 134, в %)

N пункта                                        
"Да"                                        
N пункта                                        
"Да"                                        
N пункта                                        
"Да"                                        
N пункта                                        
"Да"                                        

неблизких ценностей (утверждение N 80: "Даже в детстве родители не настаивали, чтобы я "пошел по их стопам"").

Каждый человек, взрослея, неминуемо воспринимает педагогические усилия близких как депривирующие и учится взаимодействовать с ними, поэтому полная суверенность ("псевдосуверенность") достижима только в случае жесткого отделения и, возможно, аутистического противопоставления себя окружающему миру, а полная депривированность приводит к разрушению человека как индивидуальности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.01 с.)