Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическая идентичность, ее структура.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Определяя экономическую идентичность, следует отметить наличие общих черт с социальной идентичностью: момента осознания своей принадлежности социальной группе, личностно значимого переживания этой принадлежности, связанного с оценкой членства в ней, а также наделение себя определенными объективными и субъективными (психологическими) признаками этой группы. Вместе с тем экономическая идентичность имеет ряд отличий от социальной и других видов идентичности, определяющих специфику ее содержания, особенности проявления и процесс формирования. Рассмотрение этих отличий позволит сформулировать теоретические и эмпирические направления изучения данного феномена и расширить проблемное поле предмета экономической психологии как науки. Специфика данного феномена заключается в следующем: экономическая идентичность, рассматриваемая как часть экономического Я личности - продукта экономического самосознания, представляет собой психологическую (точнее экономико-психологическую) категорию, которая относится к результату определения человеком своего положения в системе экономических отношений и, прежде всего, отношений собственности, являющихся, согласно У. Джеймсу, центральными базовыми отношениями личности [5]. Собственность - одновременно объект отношений человека, его переживаний, надежд и основа формирования личности, его экономической субъектности. Отношения собственности определяют: являются люди богатыми или бедными, свободными или социально зависимыми. Отношения собственности являются важным регулятором экономического поведения человека [17, стр. 34 19, 25]. Они играют важную роль в понимании сущности личности: в них осуществляется ее самореализация, которая проявляется как в деятельности, так и в отношениях к другим людям. Отношение к собственности репрезентируется в психологии человека и в особенностях его экономической идентификации. Осознание человеком своего отношения к собственности есть психологическая основа формирования его экономической идентичности как процесса осознания индивидом, с одной стороны, факта владения собственностью и объективных условий присвоения ее объектов, с другой - своих собственных возможностей (способностей, деловых свойств), внутренней силы и волевых качеств. Важной особенностью этого процесса является не только осознание индивидом объективного факта владения объектами собственности (объективный экономический статус), но и его "психологический запрос" на такое владение, устанавливающий так называемые психологические границы собственности - то, что относится к его экономическому Я. Отношение индивида к собственности в этом смысле выступает важной экономико-психологической характеристикой его самосознания. Она проявляется, в том числе и в наделении себя специальным набором личностных качеств, т. е. личностной идентичностью. Уровень владения материальными благами используется первоначально для установления экономического статуса человека, а затем определяет самооценку его личностных качеств. Экономическая идентификация, с одной стороны, - это предпосылка социального поведения личности, с другой - основа формирования ее личностной идентичности. Поэтому экономическое Я личности представляет собой сочетание личностной идентичности и идентичности по экономическим признакам. Следовательно, речь идет о взаимной обусловленности и единстве экономической и личной идентичности в рамках самосознания личности, где личностная идентичность обеспечивает индивидуальное своеобразие - то, что меня отличает от других как экономического субъекта, а экономическая идентичность - то, с кем я себя идентифицирую, к кому себя отношу, и какие характеристики при этом себе приписываю. Экономическая идентичность по своей природе всегда личностно обусловлена. Личностную же идентичность следует рассматриваться в контексте социально-экономической саморепрезентации личности. Значит последняя выступает как организующий принцип индивидуальной позиции в системе реальных экономических отношений человека в качестве экономического субъекта. Особенность процесса формирования экономической идентичности в отличие от других видов идентичности, например, этнической, заключается в том, что она является результатом социальной категоризации (идентификации и дифференциации) в биполярной системе представлений об экономических категориях "богатые - бедные люди". Выделение "промежуточных" экономических групп населения, имеющих четко выраженные объективные границы, в отличие, например, от этнических или социальных (профессиональных) групп, весьма затруднительно. Существующие объективные признаки имущественного статуса человека (уровень дохода, наличие объектов собственности - недвижимости, дорогих вещей и т. п.) имеют ярко выраженный национальный, социально-экономический, культуральный, а зачастую и региональный характер, а соответствующая информация о реальном имущественном положении труднодоступна, а иногда и полностью сокрыта. Кроме того, объективные критерии дифференциации групп собственников динамичны и непостоянны. Так, уровень дохода человека может изменяться объективно, по мере роста благосостояния общества или в силу конкретных экономических или социальных обстоятельств его жизни, например, в случае переезда в другую страну на постоянное место жительства и др. Это во многом нивелирует дифференцирующую силу указанных признаков. Поэтому можно говорить о существовании в общественном и индивидуальном сознании более или менее определенных представлений о группах бедных и богатых людей. Представления о "промежуточных" экономических группах населения в обыденном и научном сознании чрезвычайно "размыты". При этом группы собственников в значительной мере выступают как "продукт" социальных представлений или статистики. Чаще всего в исследованиях выделяют такие группы, как "бедные", "богатые" и "середняки" [19]. Интенсивное применение в прикладных исследованиях понятий "уровень благосостояния", "уровень материального положения", "уровень качества жизни" человека и др. в качестве референтов его экономического положения (статуса) лишь подчеркивают важный признак феномена экономической идентичности - его континуальность. Следовательно, идентичность индивида может быть представлена в виде точки на непрерывной шкале благосостояния, заданного полюсами бедности и богатства. При этом шкала имеет выраженную субъективную природу формирования, так как основана на личных представлениях человека о богатстве и бедности. Как показали наши исследования, такие представления, как базовый компонент экономического сознания личности образуют индивидуальную (субъективную) модель экономического благосостояния человека, которая характеризуется единством материальных (атрибуты), финансовых (граница бедности и богатства) и психологических (цели, стр. 35 средства, причины достижения, личные качества) категорий признаков [21]. Социально-экономические условия воздействуют на человека и воспринимаются им неоднозначно, дифференцированно, избирательно, так как опосредуются, трансформируются рядом социально-психологических и психологических явлений [7]. В этом смысле экономическая идентичность личности, уровень и структура ее наиболее значимых признаков и критериев, их иерархия определяются конкретной формой взаимодействия внешних социально-экономических условий среды и психологических факторов. Последнее подчеркивает психосоциальную природу формирования экономической идентичности. Значит осознание человеком своего имущественного статуса и субъективная оценка величины его реальных доходов возможны только через соотнесение объективного экономического положения человека с внутренней системой его экономических координат или субъективной шкалы благосостояния. Последняя служит не только наиболее существенным ориентиром для оценки собственного материального положения, но, главное, определяет "стандарты" такой оценки. В известном смысле экономико-психологический статус личности - это не столько действительное имущественное положение человека, сколько отражение его социально-экономических ожиданий. Установление личностью своего экономического статуса определяется в большей мере субъективными психологическими критериями (представлениями о богатстве и бедности, социальными потребностями, притязаниями и т. д.), чем объективным, реальным положением. Стандарты оценки формируются не только на основе индивидуальных представлений, - в значительной мере они отражают социально-типические особенности, связанные со спецификой социально-экономической среды проживания человека в течение его жизни. Социальные нормативы стандартов уровня жизни существуют в представлениях разных социально-экономических групп населения. Эти представления играют очень важную роль, ибо отражают реальную картину имущественной дифференциации населения, поляризацию общества по имущественному положению, а также характеризуют социально-экономические тенденции развития общества, в частности благоприятность экономической ситуации в стране. Посредством механизма оценочного сравнения категоризуемых групп "богатых" и "бедных" человек определяет свою принадлежность к группе собственников, дает ей название и приписывает субъективно выделяемые признаки, устанавливая таким образом свое собственное положение (статус) на субъективном континууме благосостояния. В соответствии с этим принципом происходит категоризация групп собственников, членами которых люди себя осознают, и тех, которых они не воспринимают своими. Следовательно, биполярная оценка служит способом установления степени подобия индивида качествам тех групп собственников, представления о которых составляют его субъективную модель благосостояния человека. Сравнение себя с группами богатых и бедных людей на основе индивидуальной субъективной шкалы с помощью биполярной оценки является, по нашему предположению, ведущим механизмом экономической идентификации личности. Осознание своей принадлежности к той или иной имущественной группе обусловлено субъективными представлениями личности о дифференцирующих признаках и учитывает величину их расхождения при определении богатых и бедных людей. Поэтому важной характеристикой экономического самосознания личности является степень биполяризованности субъективной модели экономического благосостояния человека. Степень биполяризации оценок богатого и бедного человека обуславливает размерность субъективной шкалы и тесно связана с таким параметром экономического самосознания индивида, как сила экономического Я, в основе которой лежит самооценка собственной конкурентоспособности. Другими словами, экономическая идентичность по своей природе отличается от других ее видов особенностями своей субъективной (психологической) детерминации. Данное положение, безусловно, требует эмпирического обоснования, в частности, ответа на вопрос о соотношении объективных (социальный контекст) и субъективных (психологических) факторов экономической идентификации личности. Принцип биполярности как механизм экономической категоризации может выступать основой для разработки методических приемов измерения экономической идентичности личности. Необходимо различать понятия экономической идентичности и экономического статуса личности как экономической категории, относящейся, прежде всего, к характеристике материального положения человека, определяемого по ряду объективных признаков, например, уровню дохода и потребления, материального, имущественного благосостояния, владения объектами собственности и т. п. Экономическая идентичность чаще всего не совпадает с реальным экономическим статусом индивида. Например, в дипломном исследовании, выполненном А. В. Барановой под нашим руководством, представители однородной по объективному экономическому положению выборки военнослужащих (офицеры военной академии) сами себя относят к разным имущественным группам: 10.4% - "неимущие"; 31.0% - "бедные"; 41.4% - "имеющие до- стр. 36 статок ниже среднего"; 17.2% - "люди среднего достатка". Экономическая идентичность не совпадает по объему с так называемой "декларируемой идентичностью" - субъективно оцениваемым экономическим статусом, который чаще устанавливается эмпирически через оценку индивидом своего материального положения. Обусловлено это рядом причин. Во-первых, экономическая идентичность предполагает осознание (оценивание, переживание и отношение) своей тождественности с конкретной социально-экономической группой собственников, определенность которой зависит от содержания экономических представлений человека и степени их дифференцированности. Это означает, что субъективный экономический статус является когнитивным компонентом экономической идентичности. Во-вторых, совпадение понятий экономическая идентичность и субъективный экономический статус может приводить к не вполне правомерному расширительному толкованию последнего в виде экономико-психологического феномена, включающего социальные представления о себе как экономическом субъекте, переживание своей принадлежности к определенной имущественной группе и идентификацию с ней [9]. В таком понимании субъективный экономический статус личности тождествен не только понятию экономическая идентичность, но и феномену экономического Я личности, однако последнее включает в себя не только представление о своей имущественной принадлежности, но и представления индивида о собственной уникальности, т. е. личностную идентичность. В-третьих, экономическая идентичность опирается не только на оценку человеком своего реального благосостояния, но во многом и на предпочитаемый (ожидаемый) его уровень в соответствии с экономическими притязаниями личности. Еще в 30-е гг. XX века Г. Хайман установил, что стандарты жизни, на которые равняется человек, оказываются детерминированными не столько установками тех групп, членом которых он реально является, сколько требованиями тех групп, к которым она чувствует себя принадлежащей. Именно поэтому экономическая идентичность и порождает меру удовлетворенности человека своим реальным материальным положением. Отнесенность его к определенной социально-экономической группе служит своеобразной "точкой отсчета" системы субъективных "экономических (имущественных) критериев". В соответствии с последними и происходит оценка индивидом своего благосостояния. Удовлетворенность материальным благосостоянием становится индикатором аффективного компонента экономической идентичности наряду с другими переживаниями личности, вызванными ее принадлежностью к определенной группе собственников. Поэтому оценка материального благосостояния и удовлетворенность им довольно часто не совпадают, но сосуществуют одновременно в сознании субъекта. Экономическая идентичность - это не только осознание своей тождественности с группой, но и ее оценка, значимость членства в ней, предполагающая наличие определенных чувств: позитивных - гордость, самоуважение, или противоположных - обида, страх, униженность, ущемленность. Модальность субъективного отношения зависит от степени удовлетворенности насущных материальных, социальных и духовных потребностей личности и ее социального статуса в обществе. Особенностью экономической идентичности является опережающая реальную картину экономического благосостояния личности ее экономическая направленность, т. е. ориентированность на перспективу. Это связано с экономическими ожиданиями и притязаниями личности. Известно, что по мере роста личных накоплений или суммы материальных ценностей, которыми обладает субъект собственности, меняются и представления об их субъективной значимости. Это ведет не только к переоценке своего имущественного статуса, но и изменениям в социальных стандартах поведения. Богатый человек может вести себя подчеркнуто скромно, а иногда подчеркнуто демонстрировать свою принадлежность к экономической элите. Кроме того, включенность личных представлений о собственном идеальном благосостоянии в структуру смыслообразующих ориентации жизни человека определяет не только уровень личного материального благосостояния, но и его роль как инструментальных (средства) или терминальных (цели) ценностей жизни. В этом смысле экономическая идентичность не имеет постоянной, неизменной отнесенности к конкретной группе собственников как, например, этническая идентичность. Иными словами, экономическая идентичность индивида должна пониматься как результат процесса активного выбора им своего членства в определенной социальной группе. Экономическая идентичность - часть экономического Я личности, которая репрезентирует ее индивидуальную позицию в системе экономических отношений с обществом, другими людьми, и которая в течение ее жизни может изменяться. Экономическая идентичность связана с культурными и нравственными традициями. Она основывается на сложившихся в менталитете данного народа представлениях о богатстве и бедности, закрепленных в обыденном сознании, пословицах, поговорках и анекдотах. Эти представления чаще всего нравственно окрашены ("с трудов правед- стр. 37 ных не построишь палат каменных"). Поэтому экономическая идентичность всегда предполагает и нравственный аспект переживания своей принадлежности группе собственников (необязательно осознаваемый личностью), который тесно связан с проявлениями чувства социальной справедливости. Аффективный компонент экономической идентичности включает переживание своего членства с точки зрения отношения к нему других людей, с позиций нравственных норм и влияет на построение системы социальных отношений с окружающими: я - "бедный", зато честный и поэтому заслуживаю поддержки окружающих, я - "богатый", значит благополучный и должен делится с окружающими. Экономико-психологический феномен экономической идентичности может выступать в качестве регулятора социального поведения личности, межличностных и межгрупповых отношений. Как показали наши исследования, существует взаимосвязь между экономической идентичностью личности и спецификой ее восприятия и оценки ближайшего социального окружения, модальностью отношения к группам более высокого или низкого экономического статуса и в целом с особенностями социального познания (причин имущественной дифференциации общества). Люди не только выражают свои личностные и социальные качества посредством обладания материальными благами, но также делают выводы об идентичности других людей на основе их собственности. Анализ существующей литературы показал, что в настоящее время отсутствует как общая программа исследования экономической идентичности, в основе которой лежали бы представления о ней как некой структуре, включающей ряд ключевых компонентов, так и конкретные методические приемы ее диагностики. Можно предложить следующую исходную теоретическую модель для изучения структуры экономической идентичности и составляющих ее основных элементов. В структуре экономической идентичности теоретически могут быть выделены ее базовые компоненты (когнитивный, аффективный и поведенческий), которые представляют собой достаточно крупные образования. Они в свою очередь дифференцируются на более частные экономико-психологические феномены. Все компоненты экономической идентичности, представляющие собой результат реально сложившихся типов взаимодействия социально-психологических и экономических переменных, интегрируются в рамках более общей системы - экономического самосознания личности как системы отрефлексированных экономико-психологических феноменов, порождаемых психологическими отношениями "человек - экономическая среда" [22]. Эти компоненты представляют собой многоуровневые и многоаспектные явления. В качестве теоретической "единицы" анализа структуры экономической идентичности выступают осознаваемые элементы психологического отношения личности к экономической среде: когнитивные (социальные представления, знания, рефлексия); конативные (мотивационно-потребностные состояния сознания - готовность, намерения, предпочтения, интересы); эмотивные (переживания, оценки, чувства). Осознание себя как субъекта экономических отношений, прежде всего, отношений собственности посредством формирования экономической самоидентичности личности, становится центральным компонентом экономического сознания личности. Предложенное теоретическое понимание структуры экономической идентичности рассматриваются нами как концептуальное основание разработанной программы эмпирического исследования экономико-психологического феномена сознания. С целью эмпирического обоснования основных теоретических представлений о феномене экономической идентичности было проведено специальное исследование субъективных детерминант экономической идентичности личности. ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Цель настоящего исследования, которое проводилось в 2000 - 2003 гг. - выявление субъективной модели экономической идентичности личности обусловило постановку следующих задач: 1) анализ оценки экономико-психологического статуса; 2) изучение роли экономических представлений о богатстве и бедности в становлении экономической идентичности; 3) анализ социально-психологических критериев экономической самоидентичности личности. Объектом исследования стали представители различных социально-экономических групп Московского региона и г. Ульяновска: студенты, профессиональные военнослужащие, работники и руководители частных предприятий, предприниматели и безработные. Было опрошено 350 чел. в возрасте от 18 до 55 лет (56% женщин и 44% мужчин). В качестве методики исследования выступила специальная программа стандартизованного опроса, направленная на изучение компонентов экономического сознания (самосознания) личности. В ее основу положен вариант, разработанный нами в 1993 г. при организации первоначального исследования экономического сознания личности стр. 38 [8]. Применялась специально разработанная совокупность методических приемов шкалирования и ранжирования, оформленная в виде единой анкеты. Опрос осуществлялся методом персонального формализованного интервью (техника "лицом к лицу"). Гипотеза исследования. В качестве субъективных детерминант осознания индивидом своей принадлежности к группе собственников выступает ряд компонентов экономического сознания (самосознания) личности: отношение к собственности (включая осознание оценок окружающими экономического статуса личности); отношение к себе как экономическому субъекту, включающему представление человека о себе (экономическое Я личности), экономическое самочувствие, экономические притязания, тип "локуса контроля" экономического самосознания; и отношение к условиям жизни. Предполагалось, что отношение к собственности будет ведущим психологическим регулятором восприятия и оценки человеком своего материального благосостояния. Оценка имущественного положения человека в системе отношений собственности, по нашему мнению, будет основываться на его представлениях о доходах в единой имущественной шкале "богатство - бедность". В этой связи базовая ось измерения экономико-психологического статуса человека - это субъективная шкала экономического благосостояния личности или биполярно упорядоченный континуум значений: один полюс представляет уровень богатства, другой - бедности, которые задают систему субъективных имущественных "стандартов" оценки нижней и верхней границ благосостояния. Каждый из полюсов соответствует эталону, "мерке", которую индивид прикладывает к себе всякий раз, когда оценивает свое материальное положение в системе отношений собственности. Для реализации поставленных задач в программе исследования были выделены следующие блоки оцениваемых компонентов и их показателей. 1. Отношение личности к собственности: * представления о денежном эквиваленте и финансовых "границах" богатства и бедности; * модальность отношения к богатым и бедным людям; * готовность стать собственником предприятия и принять на себя риски; * предпочитаемые формы и отношения собственности, виды и сферы бизнеса; * предпочитаемые (наиболее привлекательные) виды собственности; * оценка собственного уровня материального благосостояния и финансового положения; * денежный эквивалент материального положения; * значимость собственности в структуре ценностных ориентации личности; * рефлексия индивидом мнения окружающих о его экономическом статусе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.87.206 (0.014 с.) |