Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
М.: Институт психологии РАН, 2003Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Фундаментальный труд Л. Г. Дикой посвящен одной из важных, но недостаточно изученных проблем психологии и физиологии труда, инженерной психологии, эргономики, восстановительной медицины. В нем представлены результаты многолетних исследований автора в области функциональных состояний (ФС) человека; разработки теоретико-методологических основ учения о психической саморегуляции (ПСР) как механизме управления ФС в экстремальных условиях деятельности, а также - методов и средств диагностики, прогнозирования и регуляции ФС. Новизна проведенных Л. Г. Дикой исследований состоит в том, что в отличие от работ, посвященных изучению разнообразных эффектов воздействия на состояние человека внешних (вербальных, инструментальных) средств регуляции, автор сосредоточила внимание и усилия на внутренних процессах произвольной и непроизвольной регуляции ФС, их влиянии на адаптацию и деятельность субъекта в экстремальных условиях. Актуальность рецензируемой книги, ее теоретических, методологических, методических и прикладных аспектов обусловливается рядом обстоятельств. В связи с непрерывным ростом социальной, экономической, технико-технологической, экологической экстремальности нашей жизни и деятельности происходят существенные нарушения функционального состояния организма и психики, что, в свою очередь, является одной из основных причин расстройства здоровья, снижения профессионального долголетия, ухудшения работоспособности, эффективности и безопасности труда. Во многих сферах активности человека растет количество проблемных ситуаций, повышается уровень профессиональной, социальной значимости и ответственности за результаты и последствия деятельности. В этих условиях развиваются различные формы нарушений функциональных состояний (утомление, стресс, депрессия, тревожность, эмоциональное выгорание и др.), для противодействия которым следует использовать не только известный комплекс превентивных и оперативных воздействий, но и другие приемы коррекции субъектом своего измененного состояния. Для целей саморегуляции ФС разработан комплекс специальных средств (дыхательная и мышечная релаксация, аутотренинг, биологическая обратная связь и др.). Однако их совершенствование, создание новых приемов требуют глубоких научных исследований и, прежде всего, развития психологической теории саморегуляции: определения ее структурно-функциональной сущности, механизмов функционирования, личностной детерминированности, взаимодействия с процессами адаптации и профессиональной деятельностью, особенностей влияния на последнюю экстремальных условий и т. д. Перечисленные и многие другие аспекты проблемы психической саморегуляции ФС - предмет исследований Л. Г. Дикой. В своих исследованиях автор широко использовала труды как классиков психологической науки, разрабатывающих методологические основания и теоретические предпосылки изучения феноменов саморегуляции (К. А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. В. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. И. Медведев, С. Л. Рубинштейн и др.), так и работы ведущих психологов, психотерапевтов и других специалистов по различным аспектам проблемы психических состояний, их саморегуляции, адаптации, развития личности и т. д. (Ф. Б. Березин, Л. П. Гримак, Н. Д. Завалова, Г. М. Зараковский, Е. П. Ильин, Е. А. Климов, О. А. Конопкин, А. Б. Леонов, В. С. Лобзин, В. Л. Марищук, Г. С. Никифоров, В. А. Пономаренко, А. О. Прохоров, Л. Д. Чайнова, В. Д. Шадриков и др.). В книге представлены также материалы исследований зарубежных авторов. Всесторонний и глубокий анализ литературных источников (около 400) придает книге основательный характер и позволяет составить достаточно полное представление о состоянии изучаемой проблемы. Л. Г. Дикая обращает внимание на два основных направления в изучении проблемы ПСР ФС в экстремальных условиях деятельности: с одной стороны - поиск ее решения путем выявления регуляторных компонентов в структуре деятельности, с другой - разработка различных техник са- стр. 121 морегуляции состояний. Комплекс исследований автора книги можно отнести преимущественно к первому направлению. Методологическим основанием исследований Л. Г. Дикой стали положения системного и субъектно-деятельностного подходов, продуктивно разрабатываемых в отечественной психологии. Автор изучает психическую саморегуляцию ФС с позиций системности структурно-функциональных компонентов этого процесса - его системных свойств (адаптивности, индивидуальности, дифференцированности, целенаправленности и т. д.) и системообразующих факторов (состояние здоровья, работоспособности, эффективности и безопасности конкретного труда), а также в соответствии с концепцией субъективности индивида, включенного в деятельность, и положений деятельностного подхода о развитии личности в деятельности, отражении особенностей деятельности в субъекте. В своем исследовании автор опирается на ряд психологических концепций, позволивших обосновать сущность механизмов ПСР ФС. Это положения о регулирующей роли психического образа (Н. Д. Завалова, Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко); структурно-функциональный подход к саморегуляции произвольной активности (О. А. Конопкин); положения о психологической системе деятельности и ее развитии (В. Д. Шадриков); представления о неравновесных состояниях и их функциях (А. О. Прохоров), идеи о значении активности личности как меры устойчивости субъекта по отношению к влияниям окружающей среды и воздействия на среду и самого себя (А. В. Брушлинский и др.) и т. д. Развитие идей полисистемного подхода к изучению природы активности субъекта в исследованиях Л. Г. Дикой и ее сотрудников (Ю. Я. Голиков, А. Н. Костин) основывалось также на учете положений концепции В. С. Мерлина об интегральной индивидуальности, согласно которой процессы самоорганизации и саморазвития проявляют регулирующую функцию на всех подуровнях этой системы. Данные о дифференциации интегративных качеств личности в свете соотношения психодинамических черт и психических состояний позволили Л. Г. Дикой обосновать место ПСР в континууме "черта личности - состояние", что вносит существенный вклад в развитие парадигмы межсистемного анализа взаимодействия регуляторных систем в триаде "личность - деятельность - состояние". Как справедливо отмечает автор, такой подход определяет способность субъекта к саморегуляции и саморазвитию, что составляет основу гуманистической психологии. Указанные научные положения стали исходной позицией автора в развитии психологической теории саморегуляции как целостной системы взаимодействия профессиональной деятельности, экстремальных условий, личности и психологических механизмов регуляции ФС, экспериментально-теоретическое обоснование которой представлено в пяти главах книги. Первая глава посвящена теоретико-методологическим проблемам изучения ПСФ ФС субъекта труда. Автор рассматривает сущность понятий ФС, психофизиологическое состояние (ПФС) и деятельность. Показана специфика развития ФС в условиях экстремальной деятельности. Акцентируется внимание на том, что фактор экстремальности деятельности может быть связан с особыми условиями профессиональной деятельности, влияющими на нее или с трудными, проблемными для субъекта ситуациями самой деятельности. Рассматриваются различные аспекты влияния измененного ФС на здоровье человека и безопасность его труда. Достаточно подробно рассмотрены теоретические подходы и различные концепции изучения регуляции разных ФС и, особенно, психологического и профессионального стресса, обоснованы направления исследований ПСР ФС в работах самого автора. В связи с тем, что в профессиональной деятельности актуализируются системы саморегуляции с различной степенью влияния на ФС (по длительности и интенсивности воздействия), Л. Г. Дикая предположила, что можно говорить о специфических группах методов изучения саморегуляции, которые были классифицированы автором. Особое внимание в работе уделено методам и эффектам произвольного и непроизвольного уровней регуляции. В исследованиях показано, что в процессе ПСР ФС значительную роль играет самоконтроль за результатами деятельности и функциональных состояний, отмечаются его особенности в нормальных и усложненных условиях профессиональной деятельности. Роль и место ПСР ФС в адаптации человека к профессиональной деятельности в экстремальных условиях были изучены с позиций системного и полисистемного подходов и принципов целостности, активности, развития и детерминации. Это направление исследований автора ориентировано на работы Б. М. Теплова, В. С. Мерлина, Е. А. Климова, В. И. Моросановой и др. Л. Г. Дикая доказывает возможность определения индивидуального стиля (ИС) саморегуляции ФС, основу которого составляют психофизиологические и нейропсихологические механизмы этого процесса, хотя и отмечает некоторые ограничения типо- стр. 122 логически обусловленного ИС с точки зрения эффективности профессиональной деятельности. Анализ материалов данной главы позволил обосновать системно-деятельностный подход к изучению ПСР ФС и ее роли в триаде "личность - деятельность - состояние" - главной методологической и теоретической позиции исследований автора. Во второй главе рассматривается проблема ПСР ФС в процессе адаптации к экстремальным условиям профессиональной деятельности. Необходимо подчеркнуть, что Л. Г. Дикая была одним из руководителей и непосредственным участникам многочисленных исследований, в которых изучались особенности экстремальных видов профессиональной деятельности и ФС операторов. Ею обоснованы принципы и методы моделирования особых условий в режиме трехсуточной непрерывной деятельности (РНД) и гравитационных воздействий при выполнении задач по судовождению. Для произвольной ПСР ФС использовались методы аутотренинга, познотонической и дыхательной йоги и др. Несомненный научный интерес представляют данные о влиянии уровня бодрствования на формирование ФС и динамику адаптации в условиях РНД; роли активационного компонента операторской деятельности и зависимости от психофизиологического состояния. Важным научным результатом является экспериментальное обоснование аутогенной тренировки (АТ) как целостной системы произвольной саморегуляции (ПрСР) ФС. Показано, что АТ - как способ психофизиологической саморегуляции - может быть отнесена к особому виду психической деятельности, так как соответствует критериям психологической системы деятельности благодаря специфичности мотивов, целей, программ и способов ее реализации. Заслуживает внимания тот факт, что при совпадении мотивов и целей регуляции состояний и профессиональной деятельности эффективность последней наиболее высока. Автор отмечает, что эффективность регулирующего воздействия АТ на деятельность и состояние операторов на разных стадиях адаптации различна и зависит не только от вида деятельности, условий ее реализации и уровня бодрствования, но и от степени обучаемости операторов этой технике ПСР ФС. В третьей главе представлены материалы теоретико-экспериментального изучения ПСР ФС как функциональной системы и самостоятельной деятельности. В частности, показано, что в профессиональной деятельности наименее эффективна эмоциональная форма ПСР, а повышение или снижение степени эмоционального возбуждения может вызвать негативный эффект, проявляющийся в дезорганизации функциональных систем, ухудшении адаптации, нарушении деятельности. Автор убедительно доказывает, что произвольная ПСР обладает большими возможностями как фактор, детерминирующий особенности адаптации, качественное своеобразие ФС и работоспособность оператора. Заслуживают внимания и материалы по изучению психического образа ФС, - пожалуй, впервые столь убедительно показана его регулирующая роль в формировании и проявлениях ФС. Автор установила, что образ состояния от образа деятельности отличается низким уровнем вербализации и высокой степенью переживаний. Ему присущи такие свойства, как сложность, целостность, мощность, дифференцированность, что особенно выражено у лиц, обладающих развитой системой произвольной ПСР. Принципиально важными для изучения ФС и управления им являются материалы исследования ПСР как самостоятельной активности, обеспечивающей наиболее оптимальный уровень ФС для выполнения профессиональной деятельности и успешной адаптации к ее экстремальным условиям. Изучение произвольной ПСР ФС в контексте деятельностной трактовки показало, что в ней индивид реализует активность по отношению к самому себе, развиваясь и функционируя как субъект деятельности. Избирательный характер этой активности подтверждается фактором субъективной оценки психофизиологического состояния, самостоятельным и обоснованным выбором способов произвольной ПСР в отличии от профессиональной деятельности, которая, как правило, строго регламентирована. С указанных позиций экспериментально обосновывается структура и типология индивидуального стиля ПСР ФС. Определенный набор способов ПСР, их направленность и соответствие индивидуальной структуре регулирующих механизмов определяют, по мнению автора, ИС ПСР ФС. В соответствии с предложенным подходом к саморегуляции как психической деятельности для повышения ее эффективности намечены пути и методы формирования и развития у человека определенных приемов и навыков ПСР ФС. В этой группе исследований важным результатом является построение и экспериментальная апробация двухуровневой модели индивидуального стиля ПСР состояния. Первый уровень - физиологический, представляет собой механизм энергетического обеспечения ПСР - эрго/трофотропный тип вегетативной регуляции; второй - психодина- стр. 123 мический, обеспечивает поведение и эмоциональную реакцию личности. Четвертая глава монографии посвящена изучению межсистемного взаимодействия ПСР и профессиональной деятельности в процессе адаптации к экстремальным условиям. В ней обоснованы этапы и структура этого взаимодействия применительно к отдельным компонентам психологической системы деятельности и в связи с динамикой адаптации. Несомненный интерес и новизну представляют результаты изучения "проблемностей", возникающих в ПСР состояния и в самой конкретной деятельности в процессе адаптации, т. е. тех явлений, которые появляются вследствие несоответствия субъективной оценки объективной реальности и ее психического отражения. Этот феномен рассмотрен на разных уровнях активности (мотивационно-целевом, когнитивном, активационно-энергетическом, исполнительском). Результаты исследования межсистемного взаимодействия психологической системы операторской деятельности и деятельности по ПСР ФС позволили Л. Г. Дикой уточнить сущность определения ФС и рассматривать его как процесс и результат взаимодействия регуляторных систем профессиональной деятельности, а также психофизиологического состояния, обеспечивающего работу человека в изменяющихся условиях. Итогом этого раздела исследований явилось обоснование автором критериев системной классификации методов исследования ПСР ФС. В пятой главе монографии автором впервые выделены различия в роли мотивационных и волевых детерминант процесса адаптации. Мотивационные процессы, связанные с выбором стратегии адаптации, в более выраженной степени представлены на начальном этапе деятельности в экстремальных условиях, а волевые - на стадии обеспечения контроля за реализацией этой стратегии на критических этапах деятельности. Рассматривая проявления устойчивости человека к экстремальным условиям деятельности в связи с изучением адаптивного/неадаптивного поведения, Л. Г. Дикая обосновывает положение о том, что эмоциональная устойчивость/неустойчивость в процессе становления, развития психологической системы деятельности и состояния может быть связана с процессом личностных образований субъекта, которые, в свою очередь, представляют собой устойчивые структуры разноуровневых и взаимосвязанных характеристик индивидуальности, а именно, тревожности, активности, экстравертированности, нейротизма, самооценки и т. д. В заключение следует отметить, что монография Л. Г. Дикой - глубокий и содержательный труд, в котором с позиций системогенеза профессиональной деятельности сформулированы положения о структурно-функциональной модели изучения произвольной саморегуляции, ее психологического анализа. Монография Л. Г. Дикой отличается не только насыщенностью фактическим материалом многочисленных экспериментов, обобщением их результатов и теоретическим анализом, но также выдвижением ряда дискуссионных вопросов и определением перспективных направлений проблемы ПСФ ФС. Высоко оценивая материалы монографии, хотелось бы обратить внимание на некоторые недостаточно четко изложенные в ней положения. Прежде всего, на необходимость уточнения понятийного аппарата проблемы (например, взаимосвязь и различия понятий "функциональное", "психофизиологическое" и "психическое" состояние человека). Желательно дополнить структурно-функциональную модель ПСР ФС, включив в нее динамический компонент. Прослеживая взаимосвязь ПСР ФС с характеристиками устойчивости/неустойчивости субъекта к экстремальным условиям деятельности, желательно было бы раскрыть специфичность проявлений системы саморегуляции в зависимости от характера экстремальных факторов, уровня профессионализации субъекта и т. д. Бесспорно, что в материалах монографии есть и незавершенные направления изучения проблемы саморегуляции состояний, но, во-первых, в одной работе невозможно отразить все многообразие ее содержания, а, во-вторых, ценность опубликованного труда заключается не только в законченных решениях, но и в аргументированной постановке новых задач для дальнейших исследований. Монография Л. Г. Дикой является значительным событием в изучении психологических проблем профессиональной деятельности в экстремальных условиях, развития и регуляции измененных функциональных состояний человека. Она несомненно интересна для широкого круга специалистов в области психологии и физиологии труда, инженерной психологии и эргономики. стр. 124 Критика и библиография. РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ "ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ" Автор: В. И. ПАНОВ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.32.53 (0.011 с.) |