Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности психологической помощи семье в периоды нормативных кризисов.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особенности психологической работы с семьей как с малой группой Семья – это малая группа людей (минимально двух), связанных брачными или (и) кровно-родственными узами, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью. Семья важна для психического развития детей, для удовлетворения таких психологических потребностей взрослых и детей, как признание (принятие, одобрение) человека значимыми для него людьми, моральная поддержка, сознание защищенности от посягательств, личностный комфорт. Семья – группа людей, связанных брачными или (и) кровно-родственными отношениями, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью. Важное значение в жизни семьи играют межсупружеские отношения, которые по своему содержанию значительно сложнее, чем может казаться на первый взгляд. От их психологического наполнения существенно зависит, является ли брак счастливым или неудачным, благополучна ли семья. Различают следующие психологические характеристики межсупружеского общения: доверие друг к другу без опасений взаимного неприятия и осуждения; сходство в отношениях к окружающему миру, людям; уровень несловесной коммуникации, выражающийся в правильном понимании без слов выражений лица, поз, взглядов, жестов друг друга; наличие общих символов, например, своих словечек, ласковых прозвищ, обращений, а также семейных обрядов, традиций; частые задушевные разговоры; частая демонстрация сходства в понимании семейных ролей, ролевых ожиданий, повседневных функций, обязанностей; безоценочное взаимное принятие друг друга; высокий уровень сочувствия, сопереживания; ситуации душевной помощи, поддержки друг друга в трудных ситуациях. Индивидуальное консультирование отдельных членов семьи. В этом случае развиваются классические отношения «консультант – клиент». Семья продолжает существовать «в плане представления, вторичного образа и может получить истолкование и оценку пациента». Если при индивидуальном консультировании возникают семейные проблемы или жалобы на непонимание домочадцев, то нужно мягко и ненавязчиво подвести клиента к мысли о том, что бессмысленно ставить себе цель «изменить жену или детей и их отношения ко мне». Однако возможно измениться самому, продумать свое поведение и свою роль в семье, и тогда, скорее всего, близкие люди будут относиться по-другому. Для этого вполне возможно использовать прием терапевтических притч. Индивидуальная консультация вполне уместна, когда кому-либо из членов семьи сложно рассказать о проблеме открыто, и человек предпочитает индивидуальную беседу, где легче поделиться наболевшим, тем, что он долго и мучительно скрывал от домочадцев. В этих случаях индивидуальные беседы приводят к тому, что чуть позже человек сможет доверить тайну, рассказать «о стыдном» в присутствии других членов семьи. В такие моменты клиент зачастую испытывает большое облегчение: обнаруживается, что чувство вины, которое долго мучило его, было преувеличено, а замалчивание лишь усиливало его. Но есть и другие случаи, когда успешное индивидуальное консультирование одного из членов супружеской пары вызывает сопротивление другого. Если консультируется один человек, а другой не хочет никаких изменений в семейных отношениях, то возникает опасность разбалансировки эмоциональной динамики семейной системы. Домашние начинают испытывать тревогу и могут попытаться вернуть человека к прежним ролевым стереотипам, к саморазрушительному поведению. Супружеские отношения в современной семье. Понятие семейный диагноз. Семейный диагноз - описывает нарушения в жизнедеятельности семьи, способствующие возникновению и сохранению трудностей ее функционирования, выражающихся в появлении индивидуальных дисфункций у одного или нескольких членов семьи либо препятствующих нормативному прохождению семьей стадий ее жизненного цикла и переживанию ненормативных кризисов. Семейный диагноз позволяет определить характер нарушений семейного функционирования и планировать направления психологической помощи семье. Семейный диагноз, представляя собой клиническую основу семейной психотерапии, требует от клинициста знания системного подхода и умения собрать анамнестические сведения. Постановку семейного диагноза может облегчить приведенная ниже схема. Специалисту рекомендуется задать членам семьи и самому себе вопросы и получить информацию о следующих картинах взаимодействия (поведения) в семье. 1. Какие события произошли недавно в семье, ухудшившие ее функционирование? 2. Чем отличались отношения в семье перед возникновением проблемы, после ее появления и перед началом обращения к специалисту? 3. Почему семья обратилась сейчас? 4. Носила ли дисфункция семьи острую (кризисную) ситуацию или хронический характер 5. Как член семьи, договорившийся о встрече с психотерапевтом, «отражал» семейную систему? (Инициатор обращения, ответственный член семьи или самый виноватый в проблеме). 6. Связана ли предъявляемая проблема или симптоматическое поведение с нарушениями внутри семейной системы? 7. Выявить нарушения семейной коммуникации (внутри семьи и с внешним миром): взаимные нападки, критика, отвержение, клевета, неумение выслушивать друг друга, эмоциональное и физическое пренебрежение друг другом; отсутствие или избыток дисциплинарных техник. 8. Диагностировать искажения эмоциональных связей и интеракций между родителями, отсутствие или искажение родительской модели поведения, с которой ребенок (сознательно или бессознательно) идентифицируется. 9. Определить наличие дисфункциональных стилей совладания со стрессом (например, неадекватная агрессия или уход в болезнь), выделить наиболее часто используемые психологические защиты, стратегии совладания с трудностями (копинг-стратегии), когнитивные искажения (правила, установки). 10. Обратить внимание на отсутствие необходимых социальных навыков (когнитивный дефицит): совместный прием пищи, выражение положительных эмоций, ведение разговора, соблюдение правил проживания. 11. Получить информацию, объединяющую людей и события вместе. Кто первым заметил? Кто больше всех беспокоился о проблеме? Какое из событий произвело наибольший эффект? 12. Выяснить нарушения границ между подсистемами (размытые, жесткие). Семейные подсистемы определяются такими факторами как поколение, пол, интересы. Очень часто подсистема охватывает подгруппу семьи: родительская подсистема, супружеская, детская, женская или мужская подсистемы. Каждый индивид может принадлежать к нескольким семейным подсистемам. 13. Исследовать семейный треугольник. Вовлеченность в треугольники и взаимные пересечения могут передаваться из поколения в поколение. 14. Исследовать семейные секреты. Когда мы исследуем сильные стрессовые события в семье, необходимо определить, нет ли избытка неотреагированных потерь и дистрессов, а также — семейных секретов (табу). 15. Доступна ли семья, включая «носителя симптома», изменениям? После того как психотерапевт сформулировал гипотезу, следующим шагом ему необходимо составить терапевтический контракт с семьей заданием условий курса терапии. Это осуществляется путем определения связи между симптомом и системой, постановкой дилеммы изменений 16. Определить, какие члены семьи смогут сотрудничать с психотерапевтом, а кто будет сопротивляться изменениям. 17. Выяснить влияние на семью других систем (школы, работы, ровесников, семей родственников). 18. Убедиться в способностях и возможностях (физических, психологических) психотерапевта для работы с этой семьей. Особенности психологической помощи семье в периоды нормативных кризисов. Понятие «нормативный кризис» связано с термином «жизненный цикл семьи», который впервые был использован в 1948 году Э. Дювалль и Р. Хилом. Нормативные кризисы рассматриваются как переходные моменты между стадиями жизненного цикла. Они возникают при «застревании», препятствиях или неадекватной адаптации при прохождении какого-либо этапа жизненного цикла семьи. Семья в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся кризисами. Виды психологической помощи семье: информирование, индивидуальное психологическое консультирование, консультирование супружеской пары, групповое консультирование супружеских пар, семейное консультирование, групповое семейное консультирование. 1) Принятие на себя супружеских обязательств Психологическая помощь супружеским парам в распределении семейных ролей и обязанностей Этапы: 1. Сбор конкретных жалоб супругов. 2. Выявление представлений о желаемом распределении ролей и обязанностей в семье. 3. Обнаружение различий между членами семьи, выяснение представлений партнеров о причинах несоответствия поведения одного партнера ожиданиям другого, степени объективности и адекватности претензий. 4. Заключение нового договора о распределении семейных обязанностей. Психологическая помощь супружеским парам по проблеме установления границ семьи и оптимального баланса близости/отдаленности между супругами Задача консультанта(внешние границы): оказание помощи супругам в осознании данного факта; выявление отношения каждого из супругов к факту нарушения внешних границ семьи; определение желаемой модели отношений семьи с окружением; поддержка выбора супругов. Внутренние границы: выявление типа нарушения внутренних границ путем определения психологической дистанции между супругами; обсуждение с супругами особенностей их эмоциональной близости; выявление потребностей супругов в изменении их отношений; определение желаемой модели отношений между супругами; поиск способов изменения отношений между супругами; оказание необходимой поддержки супругам в этом процессе. 2) Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена Психологическая помощь супругам в принятии решения иметь ребенка Этапы психологической помощи: 1. Обеспечение благоприятной психологической атмосферы и создание диалогического пространства для супругов. 2. Прояснение желаний и опасений каждого из партнеров, связанных с планированием рождения ребенка. 3. Выявление мотивации желания (нежелания) партнеров иметь ребенка.4. Фасилитация переговоров, направленная на принятие решения, которое удовлетворило бы обоих партнеров. Психологическая помощь родительской подсистеме в принятии новых ролей отца и матери Задачи: выявление отношения супругов к произошедшим изменениям в семье; изучение представлений супругов о новом образе семьи и своих ролях в ней; коррекцию системы ожиданий и притязаний в супружеской паре; поддержку супругов в принятии новых ролей и переструктурировании внутренних границ семьи. 3) Включение детей во внешние социальные структуры Психологическая помощь семье при локализации проблемы в области детско-родительских отношений: повышение социально-психологической компетентности родителей; обучение родителей навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций; согласование требований, предъявляемых родителями ребенку; коррекция стиля родительского воспитания. Психологическая помощь семье при локализации проблемы в области индивидуальных особенностей ребенка: проводить информирование и просвещение родителей по имеющимся у них вопросам; оказывать индивидуальную консультативную и психотерапевтическую помощь супругам; возможно проведение семейной психотерапии, лечение ребенка у врача-психотерапевта, включение его в детскую коррекционную группу. 1) Принятие факта вступления ребенка в подростковый период Важной задачей на начальном этапе консультирования является установление контакта с подростком и мотивирование его на участие в работе. В основе работы должны лежать принципы диалогического общения. 5) Семья, в которой выросший ребенок покидает дом Психологическая помощь семье на данном этапе строится вокруг разрешения следующих проблем: 1. Неготовность родителей отпустить ребенка. 2. Неготовность ребенка сепарироваться от родителей. 3. Обострение супружеских проблем. В зависимости от характера возникающих проблем, может быть рекомендована супружеская или индивидуальная терапия. Если в семье один ребенок, то пятый кризис совпадает с кризисом “опустевшего гнезда”. 6) Супруги вновь остаются вдвоем Психологическая помощь, направленная на адаптацию к выходу на пенсию, включает несколько этапов: 1. Осознание и принятие факта выхода на пенсию. 2. Коррекция представлений о данном периоде как окончании активной жизни. 3. Поиск новых интересов и планирование жизни на пенсии. 4. Помощь в осознании ресурсов семьи (нуклеарной и расширенной) для повышения качества функционирования в пенсионный период.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1089; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.41 (0.008 с.) |