Психологическая помощь неполной семье. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая помощь неполной семье.



Оказание социально-психологической помощи семье начинается с её изучения, диагностики отклонениях в функционировании семьи, проблем семейного воспитания, социально-психологической дифференциации семейного неблагополучия. Диагностические исследования, помогут сориентироваться в проблеме, обнаружить противоречие и тенденции негативного развития семьи.
Неблагополучная семья нуждается в различных видах помощи: материальной, правовой, медицинской, психолого-педагогической и др. Эффективность оказания помощи семье во многом зависит от тесного взаимодействия и сотрудничества социально-психологической службы учебного заведения с различными государственными учреждениями и общественными организациями.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка из семьи с одним родителем является создание в рамках существующей социальной среды условий для его максимального личностного роста и развития. При организации работы специалистов социального учреждения с семьей, выделяются несколько основных этапов:

1. Сбор информации по семье в целом и по каждому члену семьи отдельно.

2. Социальный консилиум.

3. Разработка индивидуальных программ.

В соответствии с основными этапами процесса сопровождения, модель работы специалистов наполняется конкретным содержанием и обретает определенные формы. Выделяются направления практической деятельности социального педагога и психолога в рамках социально-педагогического сопровождения семьи:

· психологическая и педагогическая диагностика;

· развивающая и коррекционная деятельность;

· консультирование и просвещение специалистов центра, родителей, специалистов образовательных учреждений (где обучаются дети, состоящие на учете в центре, в отношении которых осуществляется сопровождение).

В работе с проблемной семьей широко используются различные психотерапевтические методы и приемы. Метод работы с сетью социальных контактов позволяет обнаружить ресурсы самой семьи, необходимые для позитивных изменений и выхода ее из кризисной ситуации; способствует мобилизации и повышению ответственности семьи и ее ближайшего окружения при принятии важных для ребенка и его семьи. Особенностью метода является минимальность вмешательства специалистов в принятие решений, относящихся к выходу семьи из кризисной ситуации или решению проблемы. Это довольно сложная задача для специалистов, привыкших принимать активное участие в решении проблем семьи.

41. Психолого-социальная работа с одинокими матерями.

Социальный работник, прежде всего, должен работать с семьёй, выявлять её проблемы, их условно можно разделить на экономические (материально-бытовые), психолого-педагогические и медико-социальные проблемы. Социальный работник должен помочь пережить трудности, максимально расширить все ресурсы социальной помощи, привлечь средства благотворительных организаций, церковь, различные общества; научить семью самопомощи и взаимопомощи.

Служба социальной реабилитации проводит: социальную реабилитацию лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, социальных учебно-воспитательных учреждений; создание центров усыновления и попечительства, медико-психолого-педагогических, диагностических центров, бирж для устройства несовершеннолетних и женщин с детьми.

Служба психолого-педагогической помощи предусматривает: создание психолого-педагогических консультаций, центров повышения психологической устойчивости, организацию службы доверия и службы знакомств, содействие в подготовке молодежи к семейной жизни, оказание помощи в воспитании детей в семье.

Понятие семейный диагноз.

Семейный диагноз - описывает нарушения в жизнедеятельности семьи, способствующие возникновению и сохранению трудностей ее функционирования, выражающихся в появлении индивидуальных дисфункций у одного или нескольких членов семьи либо препятствующих нормативному прохождению семьей стадий ее жизненного цикла и переживанию ненормативных кризисов. Семейный диагноз позволяет определить характер нарушений семейного функционирования и планировать направления психологической помощи семье.

Семейный диагноз, представляя собой клиническую основу семейной психотерапии, требует от клинициста знания системного подхода и умения собрать анамнестические сведения. Постановку семейного диагноза может облегчить приведенная ниже схема. Специалисту рекомендуется задать членам семьи и самому себе вопросы и получить информацию о следующих картинах взаимодействия (поведения) в семье.

1. Какие события произошли недавно в семье, ухудшившие ее функционирование?

2. Чем отличались отношения в семье перед возникновением проблемы, после ее появления и перед началом обращения к специалисту?

3. Почему семья обратилась сейчас?

4. Носила ли дисфункция семьи острую (кризисную) ситуацию или хронический характер

5. Как член семьи, договорившийся о встрече с психотерапевтом, «отражал» семейную систему? (Инициатор обращения, ответственный член семьи или самый виноватый в проблеме).

6. Связана ли предъявляемая проблема или симптоматическое поведение с нарушениями внутри семейной системы?

7. Выявить нарушения семейной коммуникации (внутри семьи и с внешним миром): взаимные нападки, критика, отвержение, клевета, неумение выслушивать друг друга, эмоциональное и физическое пренебрежение друг другом; отсутствие или избыток дисциплинарных техник.

8. Диагностировать искажения эмоциональных связей и интеракций между родителями, отсутствие или искажение родительской модели поведения, с которой ребенок (сознательно или бессознательно) идентифицируется.

9. Определить наличие дисфункциональных стилей совладания со стрессом (например, неадекватная агрессия или уход в болезнь), выделить наиболее часто используемые психологические защиты, стратегии совладания с трудностями (копинг-стратегии), когнитивные искажения (правила, установки).

10. Обратить внимание на отсутствие необходимых социальных навыков (когнитивный дефицит): совместный прием пищи, выражение положительных эмоций, ведение разговора, соблюдение правил проживания.

11. Получить информацию, объединяющую людей и события вместе. Кто первым заметил? Кто больше всех беспокоился о проблеме? Какое из событий произвело наибольший эффект?

12. Выяснить нарушения границ между подсистемами (размытые, жесткие). Семейные подсистемы определяются такими факторами как поколение, пол, интересы. Очень часто подсистема охватывает подгруппу семьи: родительская подсистема, супружеская, детская, женская или мужская подсистемы. Каждый индивид может принадлежать к нескольким семейным подсистемам.

13. Исследовать семейный треугольник. Вовлеченность в треугольники и взаимные пересечения могут передаваться из поколения в поколение.

14. Исследовать семейные секреты. Когда мы исследуем сильные стрессовые события в семье, необходимо определить, нет ли избытка неотреагированных потерь и дистрессов, а также — семейных секретов (табу).

15. Доступна ли семья, включая «носителя симптома», изменениям? После того как психотерапевт сформулировал гипотезу, следующим шагом ему необходимо составить терапевтический контракт с семьей заданием условий курса терапии. Это осуществляется путем определения связи между симптомом и системой, постановкой дилеммы изменений

16. Определить, какие члены семьи смогут сотрудничать с психотерапевтом, а кто будет сопротивляться изменениям.

17. Выяснить влияние на семью других систем (школы, работы, ровесников, семей родственников).

18. Убедиться в способностях и возможностях (физических, психологических) психотерапевта для работы с этой семьей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 954; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.007 с.)