Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы психологической интервенцииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психологию и медицину можно различать по их важнейшим прикладным сферам — сферам интервенции; главным критерием при этом является тип используемых средств. Если в медицине воздействие осуществляется прежде всего медикаментозными, хирургическими, физическими и т. д. методами, то психологическая интервенция характеризуется применением психологических средств. Психологические средства применяются тогда, когда нужно достичь кратковременных или длительных изменений путем воздействия на эмоции и поведение. На сегодняшний день внутри психологии мы выделяем обычно три группы методов интервенции, примыкающие к трем большим прикладным сферам: психологии труда и организационной психологии, педагогической психологии и клинической психологии (ср. рис. 18.1); иногда они пересекаются друг с другом. В зависимости от разрешающей степени можно определить и другие сферы интервенции с принадлежащими к ним методами, например нейропсихологическая интервенция, психологическая интервенция в судебной сфере и т. д.
Рис. 18.1. Систематика методов интервенции
В рамках психологии труда и организационной психологии в последние десятилетия было предложено множество методов интервенции, ныне широко используемых психологами-практиками, например метод «дискуссионного тренинга» (Greif, 1976), который был разработан и оценен в контексте психологии труда и организационной психологии, или так называемый «партиципативный производственный менеджмент» (Kleinbeck & Schmidt, 1990) — концепция управления, основанная на строго определенных принципах действия, являющихся предметом экспериментальной оценки. Множество других методов возникло в целях улучшения социальных и коммуникативных способностей или для повышения креативности (ср., например, Argyle's «Social Skills at work», 1987). В контексте педагогической психологии апробировались, в частности, учебные методы, например научение, направленное на достижение цели («mastery-learning»), которое вырабатывает принципы действия, необходимого для организации оптимальных индивидуальных условий научения (Ingenkamp, 1979); или программы развития мышления у детей (ср. Klauer, 1989; Hager, Elsner & Hübner, 1995). Наиболее широкий и трудный для обзора спектр методов интервенции — это сфера методов клинико-психологической интервенции.
Методы клинико-психологической интервенции
Методы клинико-психологической интервенции представляют собой частное множество методов психологической интервенции. Их некоторые характеристики представлены в табл. 18.1.
Таблица 18.1. Клинико-психологическая интервенция
(1) Выбор средств, (2) специфические функции интервенции, (3) целевая ориентация, (4) теоретическое обоснование, (5) экспериментальная оценка и (6) профессионализм действий. Признаки (1), (3), (4), (5) и (6) присущи и другим научно обоснованным методам психологической интервенции, а признак (2) существенно выделяет среди них методы клинико-психологической интервенции.
Выбор средств
Первый критерий разграничения — это специфический выбор средств или методов. Типичные психологические средства — например, беседа, тренинг или межличностные отношения как факторы влияния — всегда имеют точку приложения в эмоциях и поведении и совершаются в социальной интеракции между помогающим и тем, кто ищет помощи. Итак, сущность психологической интервенции не в том, чтобы вызвать изменение психических характеристик и процессов — как можно бы было сперва предположить, — а в том, что влияние производится психологическими средствами. Ориентировать их можно и на изменение соматического состояния. Например, высокое кровяное давление — явление прежде всего соматическое; но в той мере, насколько оно обусловлено еще и психически, его можно, при известных условиях, успешно лечить средствами клинико-психологической интервенции. Тем не менее из этого не следует, что при соматических проблемах психологические интервенции показаны лишь тогда, когда эти проблемы вызваны психическими причинами. Даже такие феномены поведения, которые определяются генетическими или церебральными факторами, иной раз доступны психологическому влиянию, как это показывают примеры психологического тренинга у лиц с нарушениями умственного развития или у гиперактивных детей. С древнейших времен психологические средства привлекались для профилактического или лечебного воздействия на людей. Так, уже в античности делались попытки лечить меланхолию с помощью музыки и танцев. Экзорцизм тоже можно понимать как донаучный ритуал, совершаемый для устранения психических проблем (ср. Ernst, 1989). В XVIII веке существовала широкая волна психопрофилактики, или «душевной диететики» (ср. Moritz, 1783). Научное развитие психотерапии в смысле современной психологии начинается в последнем столетии, с Зигмунда Фрейда (1856-1939) и учеников Вундта — Лайтнера Уитмера (1867-1956) и Эмиля Крепелина (1856-1926) (см. главу 1). В Европе Зигмунд Фрейд наряду с Крепелином (который как психиатр тоже обязан своему учителю Вильгельму Вундту и Лейпцигской лаборатории) пробил историческую брешь для психологической интерпретации и лечения психических расстройств. Фрейд, в некотором роде двигаясь «против течения» — против психиатрических школ своего времени, — предпринял последовательную попытку объяснить этиологию и лечение психических расстройств главным образом на психологической основе.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.193 (0.007 с.) |