Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурно-продуктивные личности – всеобъемлющая цель психологического консультированияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Когда Фрейда спрашивали о ближних и дальних целях психоанализа, он кратко отвечал: “Чтобы любить и работать”. В широком смысле большинство психологических теорий, похоже, принимают тезис, что эффективное сегодняшнее существование и положительное отношение есть цель психологической помощи. Отдельные теории подчеркивают значение таких ключевых терминов, как самоактуализация (Маслоу), самоэффективность (Бандура), эффективность (Каркафф, Гордон), о'кейность (Берн, Харрис) и др. Все это — только различные описания целей психологической помощи. В основе многих концепций психологии и психотерапии лежит тема развития “продуктивности”. Продуктивную, или всесторонне развитую личность, можно описать следующим образом: Личность, действующая продуктивно, обладает чувством перспективы. Он (или она) способны вырабатывать различные стратегии поведения в данной ситуации и подходить к проблеме с различных выигрышных точек зрения. Продуктивный, гармоничный индивид не связывает себя одним шаблоном поведения, а поступает в соответствии с изменившимися обстоятельствами и способен ставить перед собой долгосрочные цели. Широкое понятие продуктивности лежит в основе понятия целей психотерапии для многих указанных концепций. Можно даже сказать, что цель глубокой, всесторонней продуктивности для клиента полностью аналогична цели этой книги по отношению к психологам. Конкретно, это связано с воспитанием продуктивного психолога, который способен изобретать нужные подходы для определенной ситуации, имеет в запасе несколько моделей, необходимых для помощи клиенту в данный момент, держит в уме долгосрочные цели лечения. И клиент, и психолог стремятся к продуктивности. Продуктивное существование происходит в контексте культуры. Опыт культуры и осознанности дают человеку три возможности: 1. Возможность находить максимально большое число вариантов поведения при общении с самим собой и другими в контексте культуры. Общей проблемой очень многих клиентов является “иммобильность”, неспособность действовать осознанно и решать проблемы. Эта иммобильность по-разному описывается в различных психологических теориях. К примеру, Гештальт-терапия говорит о расщепленности и тупике, теория Роджерса — о расхождении между реальным и идеальным Я, теоретики психоанализа ввели понятие полярности и неопознанных конфликтов, приверженцы транзактного анализа говорят о пересекающихся транзакциях и привычных “играх, в которые мы играем”. Общей проблемой всех направлений психологии является неспособность человека творчески и осознанно вести себя в жизненных ситуациях. Задача психолога — положить начало творческому, продуктивному подходу у клиента. Существует целый спектр методик и стратегий отношений, которые мы детально обсудим в следующих главах. Давайте вернемся к клиенту из кафетерия. Иммобильность в данном случае проявляется в предложении “Я чувствую себя неполноценным”. Она повторяется в разных вариациях во время разговора. Наша задача состоит в том, чтобы помочь личности выработать новые вербальные и невербальные способы общения с самим собой и окружающими. Чувство неполноценности вербально проявляется через знакомые нам утверждения и невербально через защитное поведение: избежание визуального контакта, преднамеренно увеличенное расстояние между ним и окружающими его людьми. Существует множество путей помочь клиенту освоить новые стратегии поведения. Ролевой тренинг можно использовать для того, чтобы научиться действовать в сложных ситуациях и уметь свободно выражать чувства и мысли. Теория Роджерса может сосредоточить внимание на расхождении между реальным и идеальным Я, внимательно анализируя отношение к себе и к работе. Терапевт психодинамического направления ищет те истоки в детстве клиента, которые привели к нынешнему тупику. Психолог гуманистического направления будет рассматривать Я-концепцию клиента, а приверженец радикальной терапии будет изучать исторический, культурный и социальный аспекты жизни клиента. Мы перечислили только несколько направлений из тьмы возможных. Некоторые из них при эффективном использовании могут освободить клиента для творческого создания новых моделей и более полного существования. Таким образом, основной и всеобъемлющей целью психологии и психотерапии является воспитание гибкости поведения, умения находить новые стратегии поведения, по-новому мыслить. До сих пор мы в обсуждении опускали ключевое слово КУЛЬТУРА. Многие теории построены так, будто они работают независимо от культурной принадлежности клиента. Слишком часто психологические концепции не принимают во внимание этот важный аспект. А сейчас давайте рассмотрим второй момент культурной ориентированности: 2. Возможность применять максимально большое количество вариантов понятий, мыслей и поступков с тем, чтобы общаться с возможно большим числом людей и групп внутри и вне собственной культуры. Как было показано в нескольких исследованиях, до 50% клиентов выходцев из стран третьего мира обычно не приходят на повторную встречу с психологом (Сью, 1977). Кроме того, многие представители национального большинства также неспособны довести процесс психологической помощи до конца. Если к этому добавить еще и тех, кто нуждается в психологической помощи, но не обращается за ней, то это уже недостаток огромного масштаба. Одной из причин указанной проблемы является то, что психологи не подготовлены к пониманию культурного аспекта. Для большей эффективности своей работы терапевт должен осознавать тот факт, что для различных популяций клиентов требуются различные манеры речи и реплики. Если бы человек, о котором шла речь в начале главы, был бы испанского происхождения и работал в окружении белых посетителей, то психологу нельзя игнорировать возможную проблему расовой дискриминации. Ведь большинство психологических теорий ориентировано на белых представителей среднего класса. Множество фактов указывают на то, что культурная принадлежность, религиозное воспитание, социоэкономический статус, возраст и пол могут быть так же важны, как индивидуальность клиента и проблема сама по себе. Наивно заниматься лечением, не учитывая при этом возраста, расы и пола клиента. К людям из различной социальной среды и отношение разное. Хорошо одетые люди получают больше внимания в офисах и магазинах. С физически привлекательными и рослыми людьми обхождение, как правило, лучше, чем с невысокими и менее привлекательными. Согласно стандартам американского среднего класса хорошо быть молодым белым мужчиной, иметь высокий социально-экономический статус, быть высоким и внешне привлекательным. Соответственно, вам меньше повезло, если вы старая женщина, небогатая, низкорослая и непривлекательная. Традиционные теории психологической помощи, как правило, не уделяют внимания культуре. В этих теориях еще не нашли отражения особенности формирования новых моделей поведения внутри своей культуры и в других культурных средах. Третий аспект культурной ориентированности подразумевает совершение поступка. 3. Способность формулировать планы, действовать в соответствии с возможностями данной культуры и рефлексировать. Раскрепостить человека, чтобы он нашел новые способы поведения — это жизненно важно, но просто сформулировать новый путь явно недостаточно. В некоторый момент личность должна решиться на поступок и выбрать из нескольких альтернатив свою собственную. Далеко не все психологические теории ставят своей целью совершение клиентом поступка. У бихевиористского подхода сильна именно эта сторона. Ясные, достижимые цели — и к ним приходят благодаря четкой оценке и выполнению принятого решения. Терапевты рационального направления часто задают специальное “домашнее задание” по выработанным в ходе беседы идеям с тем, чтобы дома попробовать их на практике. Далеко не все разновидности психотерапии имеют в своем арсенале эти специфические приемы, но все они помогают клиенту выработать свой реалистический взгляд на планы и результат своих действий. Большинство психологических теорий, применяемых в США, основаны на культуре белых представителей среднего класса. А то, что приемлемо для белого, может оказаться неподходящим для черного или испаноязычного индивида. Индивидуальное поведение человека частично определяется культурными нормами. То выражение эмоций, которое необходимо для клиенто-центрированной терапии и психодинамического подхода, может оказаться чуждым для некоторых выходцев из Азии и индейцев. Не только цель, но и сам процесс, стиль и техника психологической помощи может оказаться неподходящим. К счастью, многие теории делают специальное ударение на применимости своих методов. Поэтому психологу требуется размышлять, анализировать и выбирать уместные подходы и методы. Терапевт, искушенный во многих теориях и их практическом применении, имеет все предпосылки, чтобы стать квалифицированным специалистом. Продуктивность есть широкая категория, которая задает общую цель процесса психотерапии, но вместе с тем она дает и более узкие понятия, помогающие терапевту и клиенту решить, как им действовать в рамках собственной культуры. При таком широком спектре возможностей можно сказать, что продуктивность ориентирована, прежде всего, на полную индивидуальную свободу.
“Разные голоса”* в психологическом консультировании * “Разными голосами ”— так называется книга К. Джиллиган, 1982. В настоящее время теория психологии бурно развивается. В этой книге вы встретите новые концепции: наиболее важными из них являются такие, как развитие культурной идентичности и феминистическая терапия. Мы покажем вам, что традиционные психологические теории (психодинамическая, бихевиористская, гуманистическая) развивались, прежде всего, белыми мужчинами — представителями западного мира. Следует еще определить, в какой степени эти основные теории должны быть изменены и приспособлены к новым требованиям. В свете новых идей в области психологии важность выбора своего собственного направления все большее возрастает. Ясно, что культура коренным образом влияет на наше понимание психологии, и в главе IV вы найдете возрожденное понятие эмпатии, учитывающее также культурные различия. Одним из известных ученых, внесших вклад в эти перемены, является Карол Джиллиган (1982). Хотя психотерапия не является ее узкой специальностью, она очень четко показала, что у мужчин и женщин очень разные представления о природе вещей. С появлением ее работы оказалось, что все исследования и рассуждения о морали и умственном различии оказались рассуждениями о МУЖСКОМ моральном развитии. Джиллиган указала еще раз на очевидную истину, что мужчины и женщины — очень разные существа. У них, как правило, различаются картины психического развития и в результате различается манера мышления. Рискуя слишком упростить сложную проблему, мужчин можно назвать мыслителями линейного типа, или типа “если — то”. Мужская модель мышления, как правило, сфокусирована на результатах и достижении цели. Джиллиган считает, что для женщин более важным является аспект “межличностных отношений”, они думают о возможностях (и о взаимосвязях возможностей) до начала действия. Для иллюстрации этого положения Джиллиган берет случай с Джейком и Эми, которым по 11 лет. Сравнивается линейное и иерархическое мышление. Типичной проблемой на сеансах психотерапии является проблема власти и ответственности, когда клиент чувствует межличностный конфликт. Джиллиган спрашивает своих молодых подопечных и получает на свой вопрос следующие ответы: “Когда ответственность перед самим собой и перед другими людьми приходит в противоречие, то какой следует сделать выбор?” Джейк: “Эту ответственность нужно поделить между собой и другими в соотношении 3:1”. Эми: “Ну, это зависит от ситуации. Если вы ощущаете перед кем-то свою ответственность, то до некоторых пределов это надо учитывать, но если это как-то повредит вам и не дает вам действовать по вашему усмотрению, тогда свои интересы нужно учитывать в первую очередь. Однако если это ответственность перед кем-то из близких, то вам надо решать, что для вас важнее, а это зависит от того, какой вы человек, какие чувства вы испытываете к другим”. Хотя ответы Джейка и Эми дают слишком стереотипное представление о линейно-мужском и женском подходе, основанном на взаимоотношениях, все-таки можно утверждать следующее: 1. Как правило, женское восприятие мира отличается от мужского. 2. Во многих случаях прямолинейная мужская модель поведения будет равнодушна по отношению к другим. 3. С другой стороны, женская модель поведения, построенная на учете отношений, может оказаться конкурентно более совершенной. В этой книге перед вами предстанут многие теории. Большинство из них, как правило, были созданы мужчинами, но так как текст этой книги был написан в соавторстве с женщинами и мужчинами, мы надеемся, что сможем предложить альтернативное построение процесса психологической помощи. В дальнейшем вы увидите, что и мужчины, и женщины внесли существенный вклад в развитие психологического консультирование. Одним из существенных культурных аспектов осознанности является ваше понимание разницы полов. Более того, в ваших размышлениях разница в культурах должна иметь первостепенное значение. Если даже мужчины и женщины, принадлежащие одной культурной среде, так по-разному конструируют реальность мира, то еще большая разница существует для разных культурных групп. Большинство теоретиков психологии были представителями белой цивилизации. Очень важно в дальнейшем развить процесс психологической помощи не только с точки зрения женской половины, но и с точки зрения негритянской, азиатской, испанской и др. Если сравнить первое издание со вторым, то в последнем значительное внимание уделяется культурным различиям между полами. Теоретические исследования со временем дадут нам новые знания о том, как использовать данные о культурных различиях для развития процесса психологической помощи.
Этика и ответственность
В основе этической ответственности лежит положение “не навреди клиенту и обществу”: груз этической ответственности лежит на психологе. Человек, обратившийся за помощью, очень раним и незащищен от действий терапевта. Существует детально разработанный этический кодекс профессионального терапевта, который дает на этот счет специальные рекомендации. Приведем некоторые основные положения, касающиеся консультирования: 1. Придерживайтесь конфиденциальности. Уважайте права вашего клиента на его личную жизнь. Не обсуждайте сказанное им во время интервью с другими клиентами. Если же вы не можете выполнить требования конфиденциальности, то надо сообщить об этом клиенту до разговора, пусть клиент сам решит, может ли он на это пойти. Если с вами поделились информацией, содержащей сведения об опасности, грозящей клиенту или обществу, то этические предписания разрешают нарушить конфиденциальность ради безопасности. Однако нужно всегда помнить, что, как бы то ни было, ответственность психотерапевта перед доверившимся ему клиентом всегда первична. 2. Осознайте пределы своей компетентности. Существует своего рода интоксикация, возникающая после того, как психолог изучит несколько первых методик. Начинающие психологи сразу пытаются глубоко копаться в душах своих друзей и своих клиентов. Это потенциально опасно. Начинающему психологу следует работать под наблюдением профессионала, искать совета и предложений по улучшению стиля работы. Первый шаг к профессионализму — сознание своих пределов. 3. Избегайте расспрашивать о несущественных деталях. Начинающий психолог заворожен деталями и “важными историями” своих клиентов. Иногда он задает очень интимные вопросы о сексуальной жизни клиента. Для начинающего или неумелого психолога характерно то, что он придает большое значение деталям из жизни клиента и одновременно пропускает то, что клиент чувствует и думает. Консультирование предназначено, прежде всего, для пользы клиента, а не для увеличения вашего объема информации. 4. Относитесь к клиенту так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам. Поставьте себя на место клиента. Каждый хочет, чтобы к нему относились с уважением, щадя его чувство собственного достоинства. Глубокие отношения и разговор по душам начинается после того, как клиент понял, что его мысли; и переживания близки вам. Отношения доверия развиваются из способности клиента и консультанта быть честными. 5. Принимайте во внимание индивидуальные и культурные различия. Можно сказать, что практика терапии и консультирования без учета того, с какой культурной группой вы имеете дело, вообще нельзя назвать этической практикой. Достаточно ли вы подготовлены для того, чтобы работать с людьми, отличающимися от вас? Вот несколько ситуаций, когда следует руководствоваться профессиональной этикой: — Вы работаете интерном в закрытом заведении для трудных подростков. Во дворе вы видите подростка, курящего марихуану. — Во время практики по консультированию и психологии малых групп одна из ваших клиенток говорит вам об аборте и ее чувствах в данной ситуации. — Во время бесед с клиентом он признался вам, что он гомосексуалист и подумывает о самоубийстве. — У вас проходит курс консультаций черный студент. В качестве проблемы он упоминает расизм, царящий в колледже. А вы — белый. — Вы работаете в центре психологического консультирования по проблемам профориентации и обнаруживаете, что один из членов персонала имеет сексуальные отношения со студенткой — вашей клиенткой. — Вы преподаете сексуальное воспитание в старших классах и пятнадцатилетняя девочка признается вам, что она беременна, а ее родители выгонят ее из дома, если узнать об этом. Проблемы вроде этих реальные, а не выдуманные. Они являются тестами на компетентность и здравый смысл психолога. Обсуждение этих и подобных проблем необходимо для того, чтобы выработать у психотерапевта этический подход в трудных ситуациях. Рассматривайте эти примеры в качестве экзамена на профессиональную этику, который будет длиться всю жизнь.
Определение психологической помощи и ее содержание Помощь — это оказание человеку поддержки, это предложение руки. Помощь осуществляется в самых разных формах, начиная с того, что кто-то выслушает своего приятеля, и кончая профессиональной помощью в психиатрической клинике. Однако в рамках этой книги нам потребуется более четкое определение. Помощь определена нами как общие рамки, в которых личности или группе оказывается поддержка, обычно в форме интервью, консультирования или психотерапии. Психологическая помощь, таким образом, это широкое понятие, которое может заключать в себе более узкие термины. В этой книге такие термины, как психологическая помощь, интервьюирование, консультирование и психотерапия будут появляться в разных местах, иногда взаимозаменяемо, иногда в узком значении слова. Интервьюирование определяется как метод сбора информации и им пользуются в благотворительных организациях, в бюро по найму, на бирже труда, в центрах повышения квалификации. Консультирование есть более глубокий процесс, касающийся оказания помощи психически нормальным людям для достижения их целей. Психотерапия — долговременный процесс, занимающийся реконструкцией личности, характеризующийся большими переменами в структуре личности. Очень часто считают, что психотерапия занимается проблемами психической патологии. На практике различия между этими двумя понятиями часто исчезают (рис. 1.1). Как только интервьюирующий обнаруживает у клиента серьезные проблемы, он может перейти на психотерапевтические методы работы. Консультирующие психологии часто проводят больше встреч с клиентом и работают глубже, чем психотерапевты. Психотерапевт в своей работе использует интервьюирование и консультирование. Хотя мы и привели определение, но четкое разграничение этих понятий вряд ли возможно. ТЕРАПИЯ сейчас становится популярным термином и, может быть, со временем, станет общим понятием для консультирования и терапии. Многие профессионалы не делают различия между этими терминами. Психологическая помощь — широкое обобщение. Интервьюирование, консультирование и психотерапия направлены на помощь клиенту. 1. Интервьюирование, как правило, ассоциируется со сбором данных, принятием решений и короткими сеансами. Интервьюирование проводится исключительно со “здоровыми” личностями. 2. Психотерапия ассоциируется с изменением мышления и поступков, реконструкцией личности, долговременным контактом клиента с психотерапевтом. Психотерапия обычно соприкасается с “ненормальными” клиентами. 3. Консультирование занимает обширную территорию между интервьюированием и психотерапией. Вместе с тем, трудно указать четкую границу между ними. Консультирующий часто выступает как терапевт, а также осуществляет интервьюирование. Обычно работая с нормой, ему часто приходится иметь дело и с патологией. Рис. 1.1 интервьюирование консультирование психотерапия (не отсканировался) 4. Независимо от того, как рассматривать эту схему, пересечения очень существенны. Временами психотерапевт проводит интервью и, аналогично, некоторые интервьюеры в какой-то мере занимаются психотерапией. Терапевт и клиент встречаются для интервью, сеанса консультирования или психотерапии, как правило, добровольно. Но в некоторых случаях (закрытые школы, тюрьмы, клиники) людей специально направляют к психологу даже без их согласия. Установить взаимоприемлемые отношения в этих случаях, конечно, очень трудно. В мире существует огромное количество форм психологической помощи — от программ по интернациональному воспитанию до групп Анонимных Алкоголиков. Функции, мастерство, теоретические основы у многих психологов очень отличаются друг от друга. Умение консультировать требует для медиков-профессионалов, коммерсантов, преподавателей, работников Армии Спасения, добровольцев, работающих с дефективными детьми, для членов религиозных общин. В качестве психолога вы можете сделать карьеру в клинической психологии, в школьном обучении, в общественной сфере, работать на федеральное правительство, на частный бизнес. Может быть, вам захочется работать в центре психического здоровья, в больнице, в конторе по найму персонала или в агентстве добровольцев. Вас может заинтересовать частная практика, или вы можете пожертвовать часть своего времени на общественные нужды. Вы можете пройти только один курс психологии, или вы можете поступить в четырехгодичную аспирантуру, ведущую к докторской степени с последующей интернатурой и дальнейшим изучением предмета. Некоторые формы психологической помощи направлены на формирование социально приемлемой личности. Это характерно для тех учреждений, где терапия осуществляется без предварительного согласия. Другие формы связаны с радикальными изменениями в обществе. Вербализованная цель большинства форм терапии — “помочь личности найти ее собственное направление и затем достигнуть цели, связанной с этим направлением”. Однако далеко не все психологи могут сделать эти цели постижимыми. Частой помехой в оказании человеку психологической помощи служит языковый и культурный барьер. Традиционно считалось, что профессия психолога базируется в основном на вербальных способностях самого психолога, а также клиента. Хотя некоторые виды терапии основаны на невербальном общении, большинство из них требует, чтобы люди говорили. Барьер языка, культуры и финансов может очень мешать. Люди, для которых английский язык является неродным, склонны обращаться к англоязычным психологам. Далее, даже если они очень заинтересованы в помощи, они, как правило, стараются прервать процесс консультирования, не доведя его до конца. Очевидно, существует объективная необходимость обучать психологов, которые владели бы двумя — тремя языками. Человек, нуждающийся в помощи, оказывается в более зависимом положении по сравнению с психологом. И квалифицированный специалист всегда должен учитывать это обстоятельство, когда предлагает свою помощь другим людям. От терапевта требуется скромность и мудрость. Мы далеко не всегда знаем, как помочь данному человеку, проблемы часто слишком сложны для нынешнего состояния психологической науки. Далее, реальное время, которое терапевт проводит с клиентом, мизерно по сравнению с остальным временем клиента. Даже серия из 30 интервью в течение 30 недель есть только 30 часов из его жизни. Вообще удивительно, что психотерапия может что-то изменить в жизни человека, учитывая ограниченность во времени. Несмотря на эти предостережения, все-таки возможно стать эффективным, квалифицированным психологом или терапевтом. Психологическая помощь может стать вашим жизненным путем, но она потребует от вас постоянного роста и изменения вместе с вашими клиентами. Верность идеям гуманизма и конфиденциальности — две необходимые составляющие этого процесса. Остальная часть книги раскрывает некоторые основные понятия, важные для профессионального психолога, и эти понятия помогут вам обогащать человеческую жизнь.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.3.204 (0.011 с.) |