Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема. Понятие и сущность психологического консультирования.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы для обсуждения: 1. Понятие «психологическое консультирование». 2. Цели и задачи психологического консультирования. 3. Виды психологического консультирования и их особенности. 4. Отличия психологического консультирования от других видов психологической помощи. 5. Требования, предъявляемые к психологу-консультанту.
Литература: 1.Абрамова Г.С. Практическая психология. Екатеринбург: Деловая книга, 1998, С. 267-285. 2. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика.М.:,2000, С. 33-40, 206-223. 3. Немов Р.С.Психологическое консультирование. М.: Владос,2001, С.14-51. 4.Колпачников В. В. Общее введение в индивидуальное психологическое консультирование // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 35. 5. Соломин И. Л. Психологическое консультирование и тестирование // Журнал практического психолога. 1999. № 7–8. 6.Степанов С.Ю., Растянников А. В. Рефлексивно-инновационный подход к организации психологической службы в округе // Прикладная психология. 1998. № 2. 7.Степанова М. А. Практическая психология образования: противоречия, парадоксы, перспективы // Вопросы психологии. 2004. № 4.
Занятие 2(2 часа) Тема. Организация работы психологической консультации. Вопросы для обсуждения: Вопросы для обсуждения: Занятие проводится в форме «круглого стола», высказывания по каждому вопросу не более 7 минут. 1. Общие вопросы организации работы психологической консультации 2. Организация идивидуального психологического консультирования. 3. Организация группового психологического консультирования. 4. Взаимодействие психолога-консультанта с другими специалистами. 5. Подготовка и проведение психологического консультирования. 6. Основные этапы психологического консультирования. 7. Понятие «процедуры» психологического консультирования. 8. Методология психологического консультирования. 9. Синдром профессионального выгорания у психолога-консультанта. Литература:
1.Немов Р.С.Психологическое консультирование.М.: Владос,2001. 2. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование М.: 1994. 3.Горностай П. П., Васьковская С. В. Теория и практика психологического консультирования. Киев, 1995. 4. Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога. М., 2003 5.Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1.
Занятие 3.(2 часа) Тема: Особенности телефонного консультирования. 1.Телефонное консультирование. Основные принципы работы телефонного консультанта. 2.Этическая основа телефонного консультирования. 3.Язык телефонного диалога. 4.Ошибки телефонного диалога и искусство его завершения Литература: 1.Абрамова Г.С. Практическая психология.Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 2. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика.М.:,2000. 3. Ю.М. Забродин, В.Э. Пахальян. Психологическое консультирование. М.: 2005. 4.Немов Р.С.Психологическое консультирование.М.: Владос,2001. Занятие 4. (2 часа) Тема. Особенности психологического консультирования при работе с разновозрастной аудиторией. Вопросы для обсуждения: 1.Психологическое консультирование дошкольников. 2.Психологическое консультирование младших школьников. 3.Психологическое консультирование подростков. 4. Психологическое консультирование родителей. 5.Психологическое консультирование супружеских пар. 6. Основы семейного консультирования. Литература: 1.Золотова, Т.В. Психологическое консультирование: Учеб.пособие для студентов,-Тула:2006.-116с. 2. Ю.М. Забродин, В.Э. Пахальян. Психологическое консультирование. М.: 2005. 3.Бурменская Г.В. Возрастно- психологический подход в консультировании детей и подростков.М.: Академия,2002,с.8-23. 4.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с. 5. Психология семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Карабанова О.А.М.:- 2004.- 320 с.
Занятие 5 (2 часа) Тема. Типичные ситуации и общие практические рекомендации по психологическому консультированию Вопросы для обсуждения: 1. Типичные ситуации психологического консультирования по проблемам способностей. 2. Рекомендации по психологическому консультированию, связанному с развитием личности клиента. А) Методики диагностики темперамента. Б) Методики диагностики характера. В) Диагностики и коррекция эмоционально-волевой сферы. Д) Диагностика и коррекция коммуникативных способностей. Е) Консультирование по потребностно –мотивационным проблемам. 3.Основные вопросы психологического консультирования по проблемам межличностных отношений людей. 4. Консультирование по вопросам неудачного выбора профессии, профориентация. 5.Вопросы семейного консультирования А) Взаимоотношения между супругами. Б) Взаимоотношения между супругами и их родителями. В) Детско-родительские отношения(конфликты с детьми). Литература: 1.Абрамова Г.С. Практическая психология.Екатеринбург: Деловая книга,1998,С.140-181. 2.Золотова, Т.В. Психологическое консультирование: Учеб.пособие для студентов,-Тула:2006.-116с. 3. Ю.М. Забродин, В.Э. Пахальян. Психологическое консультирование. М.: 2005. 4.Психологическая помощь и консультирование в практической психологии./ Под ред.акад. М.К.Тутушкиной.С-Пб.: Дидактика Плюс,2001,С. 171-230.
Занятие 6.(2 часа) Тема. Оценка результатов психологического консультирования 1. Что такое результативность психологического консультирования. 2. Как оценить результаты психологической консультации. 3. Причины недостаточной результативности психологического консультирования. 4.Типичные ошибки,допускаемые в процессе консультирования и способы их устранения. Литература: 1. Золотова, Т.В. Психологическое консультирование: Учеб. пособие для студентов,- Тула:2006.-116с. 2. Ю.М. Забродин,В.Э. Пахальян. Психологическое консультирование.М.: 2005. 3. Р.С. Немов. Психологическое консультирование. М.: 2003. 4. Соловьева С.Л. Психологическое консультирование. Справочник практического психолога. Спб.: 2010.
КОНТРОЛЬНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Цель заданий - повторить и закрепить теоретические знания, изложенные в соответствующей главе, а назначение практических заданий – перевести полученные и закрепленные в сознании учащегося знания в конкретные, практические умения и навыки.
Упражнения Если у вас еще нет собственного опыта проведения психологического консультирования, то выполните, пожалуйста, следующие задания: 1. Определите, каким из видов психологического консультирования вам хотелось бы заниматься больше всего. Чем вызвано такое ваше желание? 2. На что в первую очередь необходимо обратить внимание для того, чтобы ваше первое психологическое консультирование оказалось достаточно результативным? Практические задания Если у вас уже имеется личный опыт проведения психологического консультирования, то выполните, пожалуйста, следующие два задания: 1. Вспомните, с какими проблемами к вам за консультацией обращались клиенты в течение двух последних месяцев. 2. В соответствии с приведенной в данной главе классификацией установите, какими по своим индивидуальным психологическим особенностям чаще всего оказывались те люди, которые обращались к вам за консультацией. Попробуйте объяснить, почему именно эти люди и именно к вам обратились за психологической помощью.
1. Создайте тексты, исходя из разных мифологий клиентов о помощи (житейский, философский, религиозный, оккультный, медицинский, психологический, псевдонаучный). Обменяйтесь текстами и продолжите диалог в рамках психологического интервью. Какой вариант взаимодействия вы выберете: а) поддержите миф клиента; б) переведете в психологический миф; в) откажитесь консультировать; г) другое. Например: «Я понял, что никто никогда по жизни меня не выслушал до конца. Родным некогда, друзья меня не понимают. По сути я один в своих мыслях. Тяжело накапливать в себе рассуждения и не делиться ни с кем. Вот уж правда, хоть на лавочку иди. Раньше осуждал стариков и разговорчивых попутчиков. Сейчас понимаю, как это важно быть выслушанным.» (житейский миф) 2. Представьте, что вы консультант Телефона Доверия. Заполните анкету: работа на ТД - для меня это... самая большая трудность, которая меня ждет на ТД... консультант ТД отличается от очного люди, которые обращаются на ТД в данной деятельности меня пугает... мои слабые стороны в качестве консультанта ТД... мои сильные стороны консультанта... мои личные проблемы, мешающие эффективности работы на ТД... Обсудите данные вопросы и сделайте выводы о том, что мешает и что помогает психологу быть квалифицированным специалистом на ТД. 3. Познакомьтесь с пониманием К.Роджерсом целей психологического консультирования. Обсудите в группе.
Какими теоретическими знаниями должен обладать, на ваш взгляд, консультант, чтобы добиваться данных целей в консультировании? Цели консультативной помощи по К.Роджерсу: Цели большей части бесед с клиентом - вызвать конструктивные изменения психических установок клиентов. Консультирование как свободное от предписаний взаимодействие позволяет клиенту достичь осознания себя настолько, что это дает ему возможность сделать позитивные шаги в свете его новой ориентации. Цель личностно-ориентированного подхода - не решить отдельную проблему, а помочь индивиду «вырасти» таким образом, чтобы он сам смог справляться с существующей, а также последующей проблемами, будучи уже более интегрированной личностью. Одна из основных целей эффективного консультирования -помощь клиенту в свободном выражении эмоциональных отношений, лежащих в основе его проблем и конфликтов, связанных с приспособлением. Вслед за новым восприятием себя и выбором новых целей следуют инициируемые самим субъектом практические действия, которые направлены на достижение выбранных целей. Эти шаги наиболее значимы с точки зрения роста. Они порождают в человеке новые чувства - уверенность и независимость - и таким образом усиливают новую ориентацию, развивающуюся по мере углубления инсайта.
Практические задания к семинарам. 1. Выберите предпочтительную тему для самораскрытия. Проведите дискуссию на тему «Проблемы создания помогающих отношений» по вопросам, составленным К.Роджерсом; 1) Могу ли я восприниматься другим человеком как достойный Могу ли я достаточно выразительно передать, что я есть в данный момент, чтобы это выглядело недвусмысленно? Могу ли я позволить себе испытывать положительные чувства к другому человеку - чувства симпатии, привязанности, любви, интереса, уважения? Достаточно ли я сильный человек, чтобы позволить себе быть отличным от других? Способен ли я непреклонно уважать собственные чувства так же, как чувства и нужды других людей?
Достаточно ли я чувствую себя в безопасности, чтобы допустить отдельность другого человека, непохожесть на меня? Могу ли я допустить, чтобы он был тем, кто он есть, - честным или лживым, инфантильным или деятельным, отчаявшимся или чересчур уверенным в себе? Могу ли я дать ему эту свободу? Могу ли я действовать с достаточной чувствительностью в отношении к клиенту, чтобы мое поведение не было воспринято как угроза? 7) ли я воспринимать другого индивида как человека, который находится в процессе становления, или мое и его прошлое ограничивает мое восприятие? 2. Обсудите в парах личный опыт переживаний таких чувств как: Обобщите теоретический материал по содержанию данных чувств (Абрамова Г.С, Василюк и др). 3. Дайте определения и сопоставьте: житейское знание консультанта научное знание консультанта. Приведите примеры использования бытового и профессионального знания консультантом. Каким знанием пользуется клиент? 4. Определите по высказываниям психологов, какую позицию занимают они по отношению к другому человеку (Абрамова Г.С.): «психолог - это профессия, формирующая личностные качества человека». «психолог - это профессия, которая мне нужна, она моя, я хочу понимать людей глубже, чем понимаю их сейчас»; «психолог - это профессия одержимых душой и увлеченно-вдохновенных людей, человековедение»; «психолог - это профессия, которая помогает людям найти себя, свое место в жизни»; «психолог - это профессия, которая помогает узнать психику человека, его нравы, обычаи, возможности, открывает много нового и интересного»; «психолог - это профессия в данный момент очень нужна и необходима нашему больному обществу»;
«психолог - профессия, требующая высокого уровня знаний, как профессиональных, так и общекультурных»; «психолог - профессия будущего, она требует от человека много знаний, умений, полной отдачи себя людям».
Определите свое понимание профессии психолога. Определите границы собственной ответственности как психолога. Какую зону ответственности вы отдаете клиенту? Отличаются ли человеческая и профессиональная зона ответственности? Даны высказывания психологов. Выделите варианты распределения ответственности между консультантом и клиентом: благодарю за комплимент, но скорее всего это преувеличение... я еще не решил, смогу ли я вам помочь... к счастью, специалистов в данной области много... у каждого из психологов своя специализация, видимо вы еще не встретили своего... психология, к сожалению, не является обязательным предметом для обучения, но, живя среди людей, мы учимся понимать друг друга на собственных ошибках... ваш сын действительно сложный ребенок, с ним необходимо учиться жить, и ему надо учиться жить с самим собой... я могу лишь направить вас в правильное русло... Дополните высказываниями психологов разные варианты распределения ответственности. 7. а) Составьте список тех личных качеств, которыми, на ваш б) Отметьте в баллах присущие вам качества:
\
ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ Лабораторная работа № 1 -2 (4 часа)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.237 (0.01 с.) |