Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные проблемы дошкольниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как показывают современные исследования в области возрастной психологии, на протяжении дошкольного периода у ребенка интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности (например, игра, общение со взрослыми и сверстниками). В это же время происходит закладка общего фундамента познавательных способностей, в личностной сфере формируется иерархическая структура мотивов и потребностей, самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные формы поведения. Развитие, как правило, сопровождается определенной проблематикой, могущей стать предметом психологической консультации. По данным Г. В. Бурменской, О. А. Карабановой и А. Г. Лидерса, наиболее многочисленную группу посетителей психологической консультации составляют родители с детьми, у которых отсутствуют какие-либо отклонения от нормального хода развития, но в то же время есть определенные трудности, связанные с их возрастными или индивидуально-психологическими особенностями. Типичны жалобы родителей на: непослушание и упрямство детей (особенно в кризисные периоды); плохую память; невнимательность; неорганизованность поведения; медлительность; робость; неусидчивость; леность; «беззастенчивость»; лживость (за которую нередко принимают так называемую «псевдоложь», т.е. детское фантазирование); слабоволие (точнее, непроизвольность поведения) и др. Эти многообразные жалобы имеют в своей основе несколько причин, которые можно объединить в две большие группы: причины, связанные с детьми, и причины, связанные с родителями. Причины, связанные с детьми 1. Действительная задержка умственного или общего психического и личностного развития (инфантилизм). Причиной может быть ослабленное нервно-психическое или соматическое здоровье. Возможны слабовыраженные органические нарушения нервной системы: церебрастения, компенсированная гидроцефалия, остаточные симптомы родовых травм, последствия ранних инфекционных заболеваний и т.д. Тактика: психодиагностика, психокоррекция, консультации и работа психоневролога, дефектолога, логопеда. Из диагностических процедур часто используются тесты на интеллектуальную деятельность. 2. Формирование акцентуаций характера. Акцентуации — своеобразные заострения характера. В сочетании с неправильным типом воспитания акцентуация приводит к психопатическому развитию. Например, сочетание истероидной акцентуации с потворствующей гиперпротекцией в воспитании («кумир семьи*). Тактика: психодиагностика, консультирование родителей, рекомендации по поводу воспитания. 3. Ускоренное психическое развитие (общее и парциальное). Ребенок вдруг начинает несоответственно возрасту читать, писать, рисовать, слагать стихи и т.д. и т.п. Такие случаи являются более редкой причиной обращения за помощью к психологу-консультанту, но в практике встречаются. Тактика: психодиагностика, индивидуальная программа занятий. 4. Нарушения в сфере общения со сверстниками. Практика консультирования подтверждает раннее деление на «популярных» и «непопулярных» (иначе «звезд» и «изолированных»). Особенно тяжелые последствия несет положение отвергаемого. Возникает стойкое негативное отношение к общению, пассивность, высокая тревожность, конфликтность, агрессивность поведения и др. Тактика: консультирование воспитателей, психокоррекция. 5. Нарушения в сфере взаимоотношений в семье (синдром единственного ребенка, конкурентные взаимоотношения с братьями или сестрами). Тактика: семейная терапия. 6. Левостороннее доминирование руки или смешанная латералъность. Показано, что у этой группы детей достоверно чаще наблюдаются различные осложнения в формировании психических функций: речи, пространственного анализа, тонкой моторики и др. Тактика: психокоррекция, индивидуальная программа занятий. 7. Наличие конкретной симптоматики (страх, заикание,энурез и т.д.). Случаи появления симптоматики могут быть связаны как с конкретной единичной психотравмой (например, ребенка испугала собака), так и с характером взаимоотношений в семье (например, энурез как протестная реакция при появлении младшего брата или сестры, которым родители уделяют много внимания и т.п.). Тактика: лечение у врача-психотерапевта, семейная терапия. 8. Адаптация при поступлении в дошкольное учреждение,готовность к школе. У многих детей возникают разнообразные дезадаптивные реакции — от капризного поведения до соматических симптомов типа повышения температуры или рвоты. Важно также выявить степень готовности к постижению школьной программы, развитие различных психических функций, личностно-межличностную готовность и т.д. Тактика: психодиагностика, психокоррекция, программы подготовки. Причины, связанные с родителями 1.Незнание родителями возрастных норм развития. Неверные воспитательные установки и представления. Широко распространена установка на всегда послушного ребенка и стремление добиваться постоянного превосходства своего ребенка над другими, что приводит к завышению требований, предъявляемых детям, при этом недооценивается значение личностных форм общения и игровой деятельности в развитии ребенка. Тактика: информирование, просвещение. Но необходимо учитывать, что часто воспитательные установки отражают проблемы родителей, их личностные черты — следовательно, необходимо консультирование или психотерапия родителей. 2. Психологические проблемы самих родителей. Например, развод с мужем вызывает у женщины стойкие негативные чувства к нему и зачастую перенесение на сына аналогичных чувств: «Он такой же ленивый как его отец...». В качестве самодиагноза женщиной называется генетическая запрограммированность. Тактика: консультирование родителей, семейная терапия. 3. Личностные характеристики родителей. Авторитарность, эгоцентризм, негибкость поведения, недостаточная зрелость, тревожность и др. часто приводят к обращениям по поводу проблем у детей. Работают механизмы проекции. Тактика: консультирование и психотерапия родителя. 4. Потребность в рекомендациях по поводу оптимальной нагрузки, режима дня, воспитания приемных детей и т.п. Тактика: информирование, просвещение Школьные проблемы Наиболее часто родители излагают свою жалобу-запрос в терминах, которые можно сгруппировать вокруг одной из проблем: 1. Плохая успеваемость. Плохо по всем предметам, плохо с чтением, отставание по математике, и т.п. 2. Индивидуально-личностные качества. Ребенок характеризуется как медлительный, неорганизованный, упрямый, необщительный, драчливый, боится опоздать в школу и т.д. 3. Особенности межличностных отношений ребенка со сверстниками и взрослыми. У него (нее) нет друзей, задразнили в школе, бьют в классе, учитель предвзято относится к ребенку и т.п. Психолог, к которому обратились за консультацией, в первую очередь должен определить для себя причину обращения. Часто в основе школьных неудач может лежать какая-либо форма психогенной школьной дезадаптации. Обычно выделяют четыре таких формы: Первая — несформированность элементов и навыков учебной деятельности. Вторая — несформированность мотивации учения. Третья — неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности. Четвертая — неумение приспособиться к темпу школьной жизни. Работа по поводу неуспеваемости объединяет методы психодиагностики, консультирования и последующей психокоррекции. Схематично она может строиться следующим образом. Ø Проверяется, не нарушены ли познавательные процессы (интеллект, память, внимание и т.д.). Ø Проверяется обучаемость (сформированность элементов учебной деятельности и т.п.). Ø Анализируются особенности учебной мотивации, уровень притязаний, интересы. Ø Проверяются учебные навыки (пробы на чтение, письмо и т.д.). Ø Выясняется эмоциональный компонент неуспеваемости (как ребенок относится к оценкам и т.д.). Ø Выясняются типичные виды помощи родителей ребенку (кто занимается с ним, как много и т.д.). Ø Важно также выяснить предысторию консультируемого случая (с чем сами родители связывают неуспеваемость, что явилось поводом обращения к психологу, были ли случаи обращения к врачу и т.п.). В случае жалоб на индивидуально-личностные особенности стоит соблюдать несколько правил: психолог-консультант должен наполнить жалобу-запрос конкретным содержанием (какие именно поведенческие ситуации стали основой обращения); обеспечить «стереоскопичность» взгляда на ситуацию (и взгляды на нее родителей, и взгляд психолога, и материалы психодиагностики); в любом случае работа психолога состоит не в констатации (подтверждении) наличия «отрицательного» качества у ребенка (чего в ряде случаев только и ждет от психолога родитель), а в выдвижении совместно с родителем гипотезы об истории его развития и путях последующего преодоления (или, наоборот, путях принятия этого качества родителем). По-видимому, наиболее трудны случаи, когда запрос родителей с самого начала лежит в области межличностных отношений ребенка (со сверстниками, учителем, самими родителями). Типичным является запрос о трудностях личных взаимоотношений родителя с ребенком. Один из принципов работы возрастного психолога-консультанта в подобной ситуации — это принцип отстаивания интересов ребенка. В области детско-родительских отношений выделяют обычно три направления работы. 1. Повышение социально-психологической компетенции родителей, обучение их навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций, улучшения стиля родительского поведения и т.п. 2. Работа с семьей в целом с точки зрения как диагностики внутрисемейной ситуации, так и коррекции и терапии. 3. Работа преимущественно с ребенком (над коррекцией и развитием различных познавательных процессов, поведенческих трудностей, личностных проблем и развитием личности). Психологам, недостаточно знакомым с построением конкретных диагностических и коррекционных программ, рекомендуем посмотреть работы, посвященные данной теме, а также пройти соответствующее обучение и стажировку17.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.185.207 (0.01 с.) |