Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: анализ проблемных зон клиентов.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Перевод запроса клиента на язык психологической проблемы
Цели занятия: 1. Отработка навыков анализа проблемных зон клиентов. 2. Отработка навыков перевода запроса клиента на язык психологической проблемы.
Клиент, излагая сущность своих затруднений, не всегда даже начинает с самого главного. В процессе своего рассказа он может легко уйти в сторону от того, с чего начал, не рассказать того, чего хотел рассказать. Поэтому консультанту в процессе работы с клиентом необходимо следить за тем, чтобы у него сложилась всесторонняя и исчерпывающая картина наличной ситуации клиента. Для этого психологу-консультанту необходимо иметь в голове некий план сбора информации, перечень типичных для каждой человеческой жизни областей, в которых у человека могут быть проблемы. Психолог-консультант должен побуждать клиента к информации относительно всех этих областей. Такими типичными областями для взрослого человека являются следующие: 1. Личностные цели и пути их реализации. Продвижение по пути достижения этих целей или отказ от их достижения. Модификация личностных целей в процессе жизненного пути. 2. Работа человека. Выбор профессии, профессиональное самосовершенствование. Желание сменить направление профессиональной ориентации. Удовольствие или неудовольствие, которое получает человек от работы. Пути оптимизации отношений между человеком и его профессией. 3. Межличностные отношения в трудовом коллективе и пути их оптимизации. 4. Отношения с человеком противоположного пола. Поиск брачного партнера, супружеские отношения. Как человек реализует себя в этой области. Чем он здесь доволен, а чем нет. Что пытался изменить и как? В чем его ошибки? 5. Отношения с детьми, проблемы воспитания детей в семье. 6. Отдых человека и его действия по обеспечению собственного здоровья. Типичные формы отдыха, способы организации досуга. Возможные пути оптимизации этого. Преподаватель обучает студентов анализировать в процессе беседы перечисленные выше области, в которых могут крыться проблемы, приводящие к психологическому дискомфорту. Следует отметить, что изложенный выше список может быть расширен и модифицирован применительно к различиям, связанным с возрастным и иными континуумами. Преподаватель предлагает одному из студентов разыграть перед группой роль клиента, предложив некоторую реальную или гипотетическую проблему для анализа. Другому студенту предлагается осуществлять роль консультанта. Остальные члены группы выполняют роли супервизоров. Однако на протяжении занятия студент, осуществляющий роль консультанта, может неоднократно меняться. В некоторых случаях роль клиента может взять на себя преподаватель. По ходу развертывания процесса консультирования преподаватель может комментировать действия консультанта или клиента, предлагать им занять ту или иную позицию, предлагать другим членам группы включиться в работу, помочь консультанту. Анализ вращается вокруг степени полноты собранных сведений о клиенте. Далее необходимо систематизировать и структурировать эту информацию, и, на основе имеющихся у студентов и преподавателя психологических знаний, сформулировать проблему клиента уже психологическим языком, то есть в виде психологической проблемы. Студенты пытаются это делать в процессе групповой дискуссии.
Лабораторная работа № 5 (2 часа) Тема: Формулирование и проверка консультативных гипотез Цели занятия: 1. Освоение студентами навыками формулирования консультативных гипотез. 2. Овладение студентами навыками проверки консультативных гипотез.
Студенты обучаются навыкам формулирования и проверки консультативных гипотез в рамках стандартной ситуации проведения занятий: Преподаватель предлагает одному из студентов разыграть перед группой роль клиента, предложив некоторую реальную или гипотетическую проблему для анализа. Другому студенту предлагается осуществлять роль консультанта. Остальные члены группы выполняют роли супервизоров. Однако на протяжении занятия студент, осуществляющий роль консультанта, может неоднократно меняться. В некоторых случаях роль клиента может взять на себя преподаватель. По ходу развертывания процесса консультирования преподаватель может комментировать действия консультанта или клиента, предлагать им занять ту или иную позицию, предлагать другим членам группы включиться в работу, помочь консультанту. Особое внимание уделяется анализу конкретных ситуаций, акцентуированию языка чувств. Сведения относительно конкретных процедур выдвижения и проверки консультативных гипотез можно получить у Алешиной Ю.Е. [2000]. Предполагается, что студенты хорошо изучили эти алгоритмы в курсах «Введение в психологическое консультирование», «Консультативная психология». Необходимо, чтобы в процессе занятия было выдвинуто и проверено как можно больше консультативных гипотез. Для стимулирования процесса выработки студентами консультативных гипотез можно использовать метод «Мозгового штурма». В процессе занятия также фиксируются и анализируются ошибки, которые подробно рассматривались на предыдущих занятиях.
Лабораторная работа № 6 (2 часа) Тема: Коррекция установок клиента
Цель занятия: Отработка навыков коррекции установок клиента.
Деятельность консультанта по коррекции установок клиента подробно описана в пособии Ю.Е. Алешиной [2000]. Форма проведения занятия аналогична предыдущим. Студенты при участии преподавателя пытаются выстроить применительно к ситуации клиента цепочки событий, которые помогли бы клиенту осознать низкую эффективность своих прежних способов справляться с проблемой. Это должно привести клиента к смене его установок на ситуацию. Здесь можно использовать и доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации, ознакомить клиента с вариантами иных, более конструктивных установок. В случае низкой эффективности методов проблемно-ориентированного консультирования можно переходить к использованию методов личностно-ориентированного и решение-ориентированного видов психологического консультирования [см. «Психотерапевтическая энциклопедия…», 1999, с.414]. Предполагается, что информацию для этой работы студенты получили в рамках курса «Концепции и методы психологической помощи», других курсов, где рассматриваются сведения о личностно-ориентированном психологическом консультировании. Для стимулирования работы студентов можно использовать метод «Мозгового штурма» [Грановская, 1988, с.479 - 486]. В процессе занятия также фиксируются и анализируются ошибки, которые подробно рассматривались на предыдущих занятиях.
Лабораторная работа № 7 (2 часа) Тема: Коррекция поведения клиента и завершение консультативной беседы
Цели занятия: 1. Обучение студентов навыкам сотрудничества с клиентом в разработке конкретного плана позитивного реагирования. 2. Отработка навыков завершения консультативной беседы.
Деятельность консультанта по коррекции поведения клиента и завершению процесса консультативной беседы подробно описана в пособии Ю.Е. Алешиной [2000]. Форма проведения занятия аналогична предыдущим. Основной задачей консультанта на этой стадии консультирования является выработка плана конкретных позитивных действий клиента в тех ситуациях, которые вызывали ранее затруднения, отрицательные последствия. При поиске и обсуждении вариантов конкретных форм позитивного реагирования можно использовать методы групповой дискуссии [см. Жуков, Петровская, Растянников, 1991, с. 10 - 25], «Мозгового штурма» [Грановская, 1988, с.479 - 486]. После составления конкретного плана позитивного реагирования для выработки у клиентов конкретных навыков позитивного поведения можно использовать метод «Репетиция поведения» [Нельсон-Джоунс, 2000, с. 269]. Лабораторная работа № 8-9 (4 часа) Тема: Формирование навыков конструктивного поведения у супругов
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.117.122 (0.007 с.) |