Абрамова Г.С. Интервью сак основной метод психологического консультирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Абрамова Г.С. Интервью сак основной метод психологического консультирования



Описывая интервью как основной метод психологического консультирования, мы исходим из следующих предвари­тельных соображений: психолог-консультант работает с зака­зом клиента. Если этот заказ предполагает диалогическую работу, то она проводится в специально назначенное время или другим специалистом - психодиагностом. Психолог-кон­сультант не занимается постановкой диагноза, он анализиру­ет ситуацию клиента как уникальную, применяя для этого анализа специальные знания.

Интервью и является одним из специальных методов ана­лиза уникальной ситуации заказа клиента с целью создания для него альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей, то есть с целью создания большей мо­бильности его внутреннего мира.

Что отличает интервью от других методов работы практического психолога? Прежде всего, интервью всегда индивидуализировано, оно предполагает построение предмета взаимодействия психологом и клиентом. Предметом взаимодействия будет внутренний мир клиента, модальности, в которых он будет описан и составят тему взаимодействия психолога и клиента.

Например, темой могут стать переживания клиента или отдельной могут стать действия клиента.

Но существенно важным для проведения интервью является то, что предметом взаимодействия, определяющим отношения клиента и психолога, будет внутренний мир клиента. Процесс интервью направлен на то, чтобы в обсуждении различных тем изменить отношение клиента к его внутреннему миру – сделать его более динамичным.

Тема интервью задается клиентом в определенном строго индивидуальном жизненном контексте, одна и та же тема, например переживание своей родительской некомпетентности, может быть задана в разном контексте, например, неполной семьи, повторного брака или у человека с правами попечителя, а не родителя.

Восстановление контекста появление темы отличает интервью от других методов психологической помощи тем, что не только объективные данные о контексте, но отношение к ним клиента, его роль в этом контексте являются важной составной частью заявленной темы.

Психолог, работающий с темой заказа и ее контекстом, должен постоянно контролировать в ходе интервью собственные личные проекции на содержание темы, их мы обозначим так – подтекст интервью. Этот подтекст может быть привнесен в интервью самим психологом, если он не вычленяет содержание своих личностных проекций в ходе интервью.

Это ситуации, когда во взаимодействии с клиентом в ходе интервью психолог решает свои личные проблемы через проекцию, перенос, сублимацию и другие варианты защитных механизмов своей личности и не осознает их.

Итак, а ситуации интервью психолог должен рефлексировать на тему заказа клиента, контекст ее появления и на подтекст своих действий, для построения предмета взаимодействия с клиентом.

Интервью предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих актуальные и потенциальные возможности клиента. Вопросы - основной способ воздействия психолога на кли­ента в ходе интервью.

В литературе обычно описывается пятишаговая модель процесса интервью. Остановимся на ней подробнее.

Первая стадия интервью - структурирование, достижение взаимопонимания или как ее часто маркируют - «Привет!».

Какие цели решаются психологом и клиентом на этой первой стадии, которая может длиться от нескольких секунд до десятка минут? Психолог структурирует ситуацию, опре­деляя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Он дает клиенту информацию о своих возможностях. При этом психолог решает проблемы установления контакта, соответ­ствия, раппорта с клиентом. Конкретные варианты решения этих проблем зависят от индивидуальных и культурных особенностей клиента.

Клиент на этой стадии интервью решает задачи достиже­ния психологического комфорта, то есть задачи эмоциональ­ного и когнитивного принятия ситуации интервью и лично­сти психолога.

Эта стадия интервью заканчивается, когда достигнуто со­ответствие психолога и клиента, которое может быть выра­жено ими примерно в следующей формулировке: «Я его чув­ствую, понимаю» (психолог), «Меня слушают, я доверяю это­му человеку» (клиент).

Вторая стадия интервью обычно начинается со сбора информации о контексте темы: происходит выделение про­блемы; решается вопрос об идентификации потенциальных возможностей клиента. Маркировка этой стадии интервью: «В чем проблема?»

Психолог решает следующие вопросы: зачем клиент пришел? Как видит свою проблему? В чем его возможности в решении этой проблемы? На материале заявленной темы психолог уясняет позитивные возможности клиента в реше­ния проблемы.

Когда цели клиента будут четко поняты, психолог возвращается к определению темы.

После этого начинается третья стадия интервью, которую можно обозначить так - желаемый результат. Маркировка этой стадии интервью - «Чего вы хотите добиться?»

Психолог помогает клиенту определить свой идеал, ре­шить вопрос о том, каким он хочет быть. Обсуждается так­же вопрос о том, что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут.

Некоторые клиенты начинают именно с этого этапа. Если психологу уже ясны цели клиента, то рекомендаций должны быть даны немедленно.

Четвертая стадия интервью представляет собой выработку альтернативных решений. Маркировка этой стадии - «Что еще мы можем сделать по этому поводу?»

Психолог и клиент работают с различными вариантами решения проблемы. Поиск альтернатив осуществляется с це­лью избежания ригидности и выбора среди альтернатив. Психолог и клиент исследуют личностную динамику клиента. Этот этап может быть длительным.

Психолог должен учитывать, что верное для него решение может быть неверным для клиента, в то же время для некото­рых клиентов нужны четкие директивные рекомендаций.

Пятая стадия интервью - обобщение предыдущих этапов, пе­реход от обучения к действию. Маркировка этого этапа - «Вы будете делать это?». Психолог предпринимает усилия по измене­нию мыслей, действий и чувств клиента в их повседневной жиз­ни вне ситуации интервью. Из практики консультирования из­вестно, что многие клиенты ничего не делают для изменения.

Обобщение, которое делает психолог, учитывает индивиду­альные и культурные особенности клиента, выявленные на первых стадиях интервью. Остановимся поподробнее на каж­дой стадии интервью. Первая стадия «Привет!»- это установ­ление контакта и ориентирование клиента на работу. Если в течение 5 минут отношения не сложились, то ситуацию кон­сультирования, как показывает практика, исправить трудно.

На этой стадии психолог показывает клиенту свою позицию во взаимодействии. Она может быть, как любая позиция в общении, описана в понятиях равенства и неравенства. Ва­рианты здесь могут быть следующие:

1) психолог занимает позицию над клиенток;

2) психолог занимает позицию равенства с клиентом;

3) психолог предлага­ет клиенту занять позицию над ним, то есть он готов следовать за клиентом.

В ходе интервью может осуществляться изменение пози­ций, но это будет ситуация профессионального интервью, если психолог рефлексирует на тему взаимодействия с клиен­том и дает ему возможность отслеживать логику интервью.

Обычно к признакам хорошего интервью относятся сле­дующие: клиент понимает логику беседы, это повышает его активность. Клиенту интересно в ситуации интервью.

Позиция психолога может быть реализована с помощью тестов, игровых приемов, проективных ситуаций.

Установление контакта представляет собой ситуацию про­странственной организации взаимодействия психолога и кли­ента. Для консультирования необходимо иметь отдельный кабинет или искусственно ограниченное пространство. Опти­мальный вариант пространственного расположения - два оди­наковых кресла, разделенные журнальным столиком (1,5 метра друг от друга) при неярком освещении.

Темп ведения интервью должен совпадать и у клиента, и у психолога. Многие практические психологи, занимающиеся консультированием, выходят из-за стола навстречу клиенту, провожают его до кресла. Затем следует предложение: «Устраи­вайтесь» и после паузы происходит знакомство.

Давая клиенту возможность установить позицию на равных. Психолог первым не представляется. Первым представляется клиент. Если у клиента низкий культурный уровень, то психолог представляется сам и разъясняет свои профессиональные воз­можности, произнося несколько коротких, внятных фраз. Что в них должно быть? Психолог должен прояснить, кто он, что дела­ет, при этом категорически отказаться от лекарств и советов.

Большое значение будет иметь выбор лексики. Все оценоч­ные модальности («случилось», «беспокоит», «произошло» и т. п.), а также близкие к научным термины (среди них наиболее пугающий клиентов термин - «проблема», но это бывают и такие термины: «отношения», «средства» и т. п.).

Интервью может начаться с вступления, заданного вопро­сом-предложением психолога:

- Слушаю вас, или

- Расскажите о себе, или

- Что привело ко мне...

Создается возможность для разговора о себе, то есть зада­ется предмет взаимодействия - клиент и события его жизни.

Психологу при установлении контакта необходимо ис­пользовать имя клиента в обращении к нему. Как известно, имя и его употребление - это средство управления клиентом. Повторение имени создает условия, как для индивидуализа­ции контакта, так и для воздействия на клиента.

Есть клиенты, которые не идут на контакт. Если в течение десяти минут такой клиент не заговорил, то желательно не идти у него на поводу и не задавать вопросов, о которых он мечтает. Таким образом, психолог берет на себя ответствен­ность за клиента и его активность в ситуации интервью, что противоречит целям консультирования.

На втором этапе интервью, когда происходит сбор инфор­мации о клиенте, решается вопрос о том, «В чем проблема?».

Психолог на этом этапе интервью может и часто должен вы­ступить в роли следователя, стремясь узнать о клиенте как можно больше, восстанавливая все детали исследуемого кон­текста, в котором появился заказ клиента. При этом психолог задает конкретные вопросы о ходе событий, об участниках событий и их конкретных действиях. Вся информация направ­лена на осознание клиентом контекста заказа и своей роли в происхождении психологической информации. Примерно 15-20 минут идет широкий рассказ клиента о себе.

В это время психолог выдвигает предположения о строе­нии внутреннего мира клиента, о том, какими модальностями этого внутреннего мира владеет клиент. Как мы уже отмеча­ли, через анализ контекста психолог может выяснить:

- что знает клиент о возможностях своих действий;

- что знает клиент о своих целях;

- что знает клиент о своих чувствах;

- что знает клиент о своих мыслях,

а также решить вопрос о том, что надо знать клиенту о со­держании своего внутреннего мира, чтобы сделать его более мобильным.

Задавая вопросы, психолог ориентируется на текст клиен­та, где есть ключевые слова, отражающие содержание проблемы клиента. Как во всем тексте, произнесенном клиентом, так и в каждой его фразе есть эти ключевые слова, фикси­рующие тему взаимодействия в предмете - внутреннем мире клиента, событиях его жизни.

Ключевое слово в любом тексте может быть определено по следующему критерию: оно не может быть заменено синони­мом. Если его заменить, то смысл всего текста или отдельной фразы в тексте нарушается. Ключевое слово - это фиксация темы взаимодействия. Психолог, задавая вопросы, производит ориентацию анализа ситуации жизни клиента на предмет про­фессионального взаимодействия с ним. Он говорит с ним о его внутреннем мире, о его роли в происхождении событий его жизни. Психолог в своем профессиональном воздействии пока­зывает клиенту его собственное участие в событиях его жизни. При этом он идентифицирует потенциальные возможности клиента, специально обращаясь к нему с оптимистическими суж­дениями: «Изменяясь сами, вы будете изменять других», «Нуж­но время и терпение, чтобы изменился тот, кто рядом» и т. п.

В ходе интервью психолог выдвигает несколько гипотез о внутреннем мире клиента и проверяет их своими вопросами.

Отвечая на вопросы психолога, клиент анализирует свое поведение и поведение других в этой ситуации и осознает их.

Гипотезы, которые психолог будет обсуждать с клиентом, должны быть просто и адекватно выражены для клиента. Это еще раз выдвигает на передний план проблему адекватного языка интервью, который должен отвечать следующим пра­вилам построения, обращенным к психологу:

1) не надо сгу­щать краски, употребляя оценочные суждения;

2) ориенти­руйтесь на ключевое слово - тему клиента;

3) не навязывайте свою точку зрения;

4) употребляйте простые слова и образы для передачи информации;

5) говорите кратко.

Во время консультирования не надо объяснять клиенту о нем все, что узнал психолог. Достаточно четко изложить одну проверенную фактами гипотезу, чтобы показать клиен­ту вариант логики в его поведении. Для сообщения содержа­ния гипотезы психолог демонстрирует клиенту разные сторо­ны проблемы через содержание своих вопросов, чтобы клиент мог эту информацию принять и проверить. Для этого исполь­зуется известный принцип обратной связи, который для пси­холога проявляется в виде вопроса по высказыванию клиен­та, а для клиента - в виде ответа на этот вопрос.

На этом этапе интервью психолог прибегает к повторению основных параметров решаемой им задачи. Повторение - один из принципов консультирования, который позволяет продемонстрировать клиенту разные стороны его проблемы, чтобы он мог эту информацию принять и поверить.

Консультирование - это в известном смысле упрощение поведения клиента по заданной логике, это структурирование его внутреннего мира. Оно не будет эффективно без эмоцио­нальной включенности человека в рассказ о себе. Психологу важно собрать факты, подтверждающие гипотезу и упро­щающие ее для клиента.

Эмоциональная включенность клиента в эту ситуацию определяет процесс структурирования. Разговор психолога с клиентом на основе выдвинутой гипотезы, по мнению многих авторов, не должен превышать 10 минут. Рекомен­дуется прервать рассказ клиента, если психологу уже ясна рабочая гипотеза. Когда цели клиента четко поняты психо­логом, следует вернуться к определению проблемы. Это позволяет клиенту увидеть свою проблему и уточнить его позитивные возможности.

Третья фаза интервью может быть обозначена как фаза осознания желаемого результата: «Чего вы хотите добиться?» Психолог вместе с клиентом определяет идеал клиента - каким он хочет быть; что в его жизни произойдет, когда проблемы будут решены. Если клиенту и психологу все ясно, то рекомендации должны быть даны немедленно. Некоторые клиенты начинают именно отсюда.

Эта фаза интервью предполагает воздействие психолога - это основное содержание консультирования. Для клиента она не выглядит как-то по-особому. В интервью с психологом про­исходит как бы «инсайт» - клиент переживает изменения, про­исходящие с ним как результат его собственных усилий («Я сам все понял»). Опора психолога на потенциальные возможности клиента приводит к тому, что переживаемые клиентом измене­ния в ситуации интервью приведут и к изменению его поведения.

Воздействие психологом обязательно должно быть произ­ведено (чаще всего это вопросы о желаемом для клиента ре­зультате интервью). Методы воздействия, применяемые пси­хологами разных школ в ходе интервью, могут быть самые разные. Остановимся на их краткой характеристике, исполь­зуя для этого следующую таблицу:

Таблица 7. Методы воздействия.

 

Метод Описание метода Функция метода во время беседы
интерпретация новое видение ситуации на основе теории или личного опыта психоло­га. Это основа методов воздействия альтернативное видение реальности, способствует изменению настроения и поведения клиента
директива (указание) может быть пожелание, указание на действие или хитроумная техника наоснове теории ясно показывает желае­мое для психолога дейст­вие, предполагается, что клиент выполнит указ
совет (информация) домашнее задание, поже­лание, общие идеи отом, как действовать, думать, вести себя давать полезную инфор­мацию
самораскрытие   психолог делится личным опытом и переживаниями либо разделяет нынешние чувства клиента связан с приемом обрат­ной связи, построен на «Я-предложениях» пси­холога. Способствует ус­тановлению раппорта.
обратная связь дает возможность понять, как его воспринимает психолог иокружающие дает конкретные данные для самовосприятия
логическая последователь­ность объясняет клиенту логи­ческие последствия его мышления и поведения «Если, то...» дает клиенту точку отсче­та для понимания своих переживаний и действий, позволяет предвидеть ре­зультаты действий
воздействующее резюме часто используется в кон­це беседы, чтобы сум­мировать суждения пси­холога, чаще всего ис­пользуется в комбина­ции с выводами и резю­мирующими высказыва­ниями клиента проясняет, что психолог и клиент добились в ходе беседы. Подводится итог того, что сказал психо­лог. Призвано помочь клиенту перенести эти обобщения из интервью в реальную жизнь
открытые вопросы «Кто?» - факты, «Как?» - чувства, «Почему?» - при­чина, «Можно ли?» - об­щая картина выяснение основных фактов, облегчающих разговор
закрытые вопросы содержат частицу «ли», отвечают кратко сокращают длинный мо­нолог
пересказ повторение сущности слов клиента и его мыс­лей, используя его клю­чевые слова активизирует обсужде­ние, показывает уровень понимания
отражение чувств обращает внимание на эмоциональное содержа­ние интервью поясняет эмоциональную подоплеку ключевых фактов, помогает откры­вать чувства
резюме в сжатом виде повторяет основные факты и чувст­ва клиента полезно повторять пе­риодически во время ин­тервью. Поясняет на­правление беседы.


Направленное воздействие на клиента осуществляется и следующими приемами: ссылка на авторитет, апелляция к литературным источникам, обращение к научным данным как к форме мифологии, которую использует консультант. Кроме того, возможна опора на обыденную жизнь, которая может быть использована в виде информации для клиента.

Речь психолога должна быть краткой, ясной, в ключе раз­мышления о событиях, о всей ситуации жизни клиента.

Если клиент оказывает сопротивление воздействию пси­холога и не реагирует на мягкие формы воздействия (изло­жены выше), то психолог обозначает сопротивление клиента и работает с ним, это может быть в следующей форме: «Вам трудно принять...», «Вам не хочется согласиться...»

Это позволяет обозначить ситуацию сопротивления кли­ента и одновременно, со стороны психолога, отказ психоло­гом от сильного стремления переориентировать клиента, по­казать стремление психолога признать за клиентом некото­рую правоту.

Это утяжеление воздействия со стремлением смягчить его, оставляя за клиентом право, не соглашаться с психологом.

Важный момент воздействия в том, что обычно беседа идет на фоне негативной информации о человеке, позитивную информацию самому человеку создать трудно, так как он часто просто ничего придумать не может. Психологу очень важно проговорить с клиентом возможные позитивные вари­анты поведения. В ненавязчивой манере надо воссоздать этот вариант поведения. Можно даже настоять на этом проговаривании поведения.

Тестирование в этой ситуации позволяет клиенту обнару­жить неизвестные ему ресурсы его личности, сфокусировать внимание на его возможностях, о которых он не думал.

Позитивное обсуждение может быть не очень четким, но оно должно быть обязательно. Ему может быть посвящена целая консультация. На этом фаза воздействия закончена. По длительности она равна примерно 15 минутам.

Четвертая фаза интервью - выработка альтернативных решений, ее можно обозначить так: «Что мы можем сделать по этому поводу?»

Обсуждение с клиентом разных вариантов решения дан­ной проблемы, поиск альтернатив для преодоления ригидно­сти и создания условий выбора среди альтернатив. Одновре­менно это и исследование личностной динамики, которое может быть длительным.

Психолог, работая с альтернативными решениями, должен постоянно рефлексировать над содержанием своей профес­сиональной позиции и помнить о том, что «правильное» для него решение не обязательно является таковым для клиента, а некоторым из них нужны четкие директивные рекомендации. Остановимся на примерах директив, используемых психо­логами различных теоретических направлений:

 

Таблица 8.

Вид директивы Содержание директивы
Конкретное пожелание «Я предлагаю вам сделать следующее...»
Парадоксальная инструкция «Продолжайте делать то, что вы делаете... По­вторите свои действия (мысли) по крайней мере, три раза».
Фантазии «Представьте себе...» «Закройте глаза и опи­шите, что вы видите, что слышите, что чувст­вуете». «Опишите ваш идеальный день, иде­альную работу, партнера». «Представьте себе, что вы путешествуете внутрь своего тела».
Ролевое указание «А сейчас вернитесь к этой ситуации и вновь проиграйте ее». «Если вы не против, пусть роль останется прежней, но измените неболь­шой фрагмент поведения».
Гештальт-метод «горячего кресла» «Говорите со своими родителями - они сидят в этом кресле. А сейчас пересядьте в это же крес­ло и ответьте за них».
Гештальт-невербальное поведение «Я заметил, что одна ваша рука сжата, а другая - раскрыта. Пусть одна рука поговорит с другой».
Свободные ассоциации «Запомните это чувство и расскажите о свя­занных с ним ассоциациях из воспоминаний детства». «Перейдите к тому, что происходит в вашей повседневной жизни».
Переоценка (концентрация Гендлина) «Установите для себя негативные чувства, мысли. Теперь найдите для себя негативные переживания. А теперь отыщите в этом что-то положительное и сконцентрируйтесь в этом направлении. Объедините это с проблемой».
Релаксация «Закройте глаза и "плывите", сожмите по­крепче кулаки, а теперь опустите...»
Систематическое сня­тие напряжения а) Глубокая мышечная релаксация; б) построе­ние иерархии беспокойств; в) увязывание объ­ектов тревоги с релаксацией.
Языковые замены «Замените "хотелось бы" на "хочу", "нельзя" на "желательно"». Любые новые словесные изменения.
Принятие чувств, «эмо­циональный потоп» «Вернитесь к этому чувству, останьтесь с ним, примите его полностью».
Медитация «Спокойно. Сфокусируйте внимание на одной точке. Расслабьтесь. Следите за дыханием. Пусть все мысли уйдут».
Гипнотический транс «Внимательно смотрите на эту точку. Расслабьтесь. Следите за дыханием. Фокусируйте свое мышление».
Групповая работа «Сейчас я хочу, чтобы вы все делали это...»
Обучение (домашняя работа) «Попрактикуйтесь делать эти упражнения на сле­дующей неделе и расскажите об этом при сле­дующей нашей встрече». «Запомните этот текст...»

Пятый, последний этап интервью - это обобщение психо­логом в форме резюме результатов взаимодействия с клиен­том по поводу проблемы, переход от обучения к действию. Степень обобщения, доступная психологу, зависит от учета им индивидуальных и культурных различий на первых стади­ях интервью. На этой стадии интервью задачи психолога состоят в том, чтобы способствовать изменению мыслей, дей­ствий и чувств клиентов в повседневной их жизни. Из прак­тики консультирования известно, что многие клиенты ничего не делают для изменения своего поведения.

Психологу надо относиться к этому спокойно, так как эф­фект консультирования определяется теми переживаниями, которые были у клиента во время интервью. Изменение со­стояния клиента в ходе интервью - главный показатель его эффективности. Для психолога умение выделить эти измене­ния и сделать их доступными для клиента является основным профессиональным правилом работы. Психологу нет смысла бояться (хотя этим не надо и злоупотреблять) отрицательных оценок клиентом эффекта консультации.

Не разрушая эффект первого интервью, можно провести еще две-три встречи. Это иллюзия, что от частоты встреч улучшается помощь. В ситуацию взаимодействия с клиентом будут включаться все более сложные формы отношений, си­туация будет все больше проблематизироваться.

Заканчивать консультацию лучше всего домашним зада­нием, обязательно отмечая для клиента необходимость отчета о выполнении (невыполнении) домашнего задания. Таким образом, мобилизуются средства контроля за содержанием изменений, происшедших с клиентом во время интервью.

Психологу необходимо проследить, чтобы домашнее за­дание было сформулировано в простой, доступной для пони­мания и выполнения форме, направлено на конкретную си­туацию и действие в ней.

Обсуждая задание на следующей встрече с клиентом мож­но по-новому увидеть исследуемую ситуацию. Если клиент не выполнил домашнее задание или выполнил его частично, с ним обсуждаются причины невыполнения задания.

Кроме домашнего задания с клиентом могут быть обсужде­ны в завершении консультации рекомендации для обращения к другому специалисту или к книге. Совет, рекомендация в этом случае должны быть в виде четкой информации о специалисте, месте и времени его работы, а если речь идет о книге, то долж­ны быть сообщены все выходные данные этой книги.

В заключение беседы психолог прощается с клиентом, обещая потенциально будущую встречу, спокойно, не торо­пясь прощается с клиентом.

Интервью является основным методом психологического консультирования, так как оно является ситуацией принятия психологом профессиональных решений в отношении про­блем клиента. Это именно та ситуация, где проявляются и формируются важнейшие профессиональные качества психо­лога - личностная и профессиональная рефлексия на ситуа­цию взаимодействия с клиентом.

Консультирование состоит из анализа не только вербаль­ных реакций психолога и клиента. Не менее важна рефлексия психолога и на невербальные интеракции с клиентом во вре­мя интервью. При этом необходимо учитывать, что невер­бальный язык отражает: условия взаимодействия с клиентом (время и место беседы, оформление кабинета и т. п.); инфор­мационный поток (смысл речевого высказывания может быть выражен невербально); интерпретацию содержания темы участниками взаимодействия. Основные навыки внимания психолога проявляются в его визуальном контакте с клиен­том (когда и почему индивид перестает смотреть в глаза), в анализе языка тела (считается, что наиболее информативным является изменение наклона туловища), в фиксации интона­ции и типа речи (громкость произносимого и т. п.), а также в учете всех изменений темы.

В успешном интервью между психологом и клиентом воз­никают согласованные или симметричные движения.

Для консультанта часто возникает вопрос об оценке эф­фективности интервью. Особенно остро - как профессио­нальная проблема - этот вопрос возникает в случаях отрица­тельной оценки клиентом результатов интервью.

Аллан Е. Айви, Мэри Б. Айви, Линн Саймекс-Даунинг в своей книге, посвященной консультированию, на которую уже были ссылки, говорят о том, что можно выделить семь основных направлении эффективности интервью:

1. Интенциональность, то есть, сколько направлений для развития клиента вы можете, как психолог, предложить? Сколько возможностей появилось у вашего клиента после вашей совместной работы с ним?

2. Творческое принятие решений. Клиент сам задает цели интервью или это делаете вы? Включен ли в круг проблем поиск положительных сторон? Есть ли у вас хотя бы три аль­тернативы для действия? Как протекает процесс принятия решения у клиента - легко или с трудом?

3. Можете ли вы применять целенаправленное воздействие на клиента?

4. Индивидуальная и культурная эмпатия. Способны ли вы встать на точку зрения клиента, применяя индивидуаль­ную эмпатию, непосредственность, конкретность и позитивный взгляд? Способны ли вы изменить эмпатические конст­рукции с учетом индивидуальности клиента, не забывая и о своей индивидуальности? Прибавилось ли у клиента уваже­ния к другим личностям? Он (клиент) должен пережить не только ситуацию понимания его, но и ситуацию необходимо­сти и понимания других.

5. Навыки наблюдения клиента. Способны ли вы наблю­дать и отражать вербальный и невербальный язык клиента? Способны ли вы выделить ключевое слово в высказывании клиента? Умеете ли вы быть конгруэнтным с клиентом? Умее­те ли замечать противоречия и разрешать их через конфрон­тацию? Как клиент относится к ним? Идет ли синтез новых конструкций и нового мировоззрения?

6. Взаимодействие личность - окружение. Умеете ли вы создать подходящее окружение для роста и развития клиента?

7. Интеграция. Умеете ли вы объединить методы, качества, конструкции в интервью, способное вызвать у клиента пози­тивные сдвиги?

Вопросы, характеризующие основные направления оценки эффективности интервью, психолог может рассматривать как материал для самонаблюдения. В то же время - это основа для экспертной оценки его работы коллегами.

Естественно, что самым важным показателем успешности интервью будут переживания клиента, которые могут быть описаны в обобщенном виде так: «Я стал другим».

Работа психолога-консультанта требует постоянной лич­ностной и профессиональной рефлексии, что предъявляет высокие требования к энергетическим возможностям профес­сионала, к его нервно-психической устойчивости.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1983; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.068 с.)