Методика организации и проведения социологических исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика организации и проведения социологических исследований



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

 

ПРИДНЕПРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТТЕКТУРЫ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

(рекомендации к социологическому практикуму)

 

 

Составитель доцент Л.Е.ЧЕРНОВА

 

 

Днепропетровск –2002

Методика организации и проведения социологических исследований. Рекомендации к социологическому практикуму.

/ Составитель доц. Л.Е.Чернова./ ПДАБА.Днепропетровск.2002 -78с. Тираж 50экз. росс. мов.

 

 

Рекомендуется для студентов, магистров и аспирантов всех факультетов, изучающих социологию.

 

Составитель: к.ф.н., доцент ЧерноваЛ.Е.

Ответственный за выпуск к.ист.наук, доцент. Белополый В.В.

Чернова Л. Е. доцент кафедры философии и политологии ПДАБА, кандидат философских наук, специализируется в области социологии управления организациями, этносоциологии, социологии культуры и личности. Методическое пособие предназначается для помощи студентам в подготовке и проведении самостоятельных практических исследований в курсе общей социологии для сближения теоретических знаний с практическими навыками. В пособие рассказывается как подготовить и провести исследование, какие методы сбора, обработки и анализа информации можно использовать, как подготовить заключительный отчет.

С Л. Е. Чернова. ПДАБА.Днепропетровск.2002

Социологическое исследование – система логических последовательных процедур: методологических, методических, организационно-технических, - подчиненных одной цели,получению достоверных ДАННЫХ об изучаемом объекте для последующего использования.

Социологическое исследование дает достоверную информацию, если на всех этапах строго соблюдались правила, процедуры и требования.

Основные требования к информации, чтобы она считалась «социальными фактами»:

· Надежность (источников и соблюдение правил сбора информации)

· Репрезентативность (правила выборки и ее ремонт)

· Валидность – соответствие цели исследования (методов и содержания)

· Релевантность или необходимо достаточный минимум (только информация, имеющая отношение к предмету исследования)

· Корректность в интерпретации полученных данных, трактовка в ключе соответствующем реальности и изучаемым процессам.

ЭТАПЫ исследования.

Подготовительный (для Вас это 1 неделя до следующего семинара).Здесь разрабатывается программа, изучается степень исследования предмета другими социологами, подбираются наиболее адекватные методы, выборочная совокупность и исполнители, определяются сроки, штаты и расходы.

Сбор первичной информации (у Вас 2 недели) в соответствии с методами, реализуется план исследования. Проверка собранных данных на надежность, валидность и релевантность. Кодировка и подготовка к обработке.

Обработка собранной информации разными методами (У Вас будет 1 неде ля).

Заключительный. Анализ всего материала, обобщения и выводы, рекомен-дации, написание отчета (1 неделя).

Программа исследования.

Без нее не начинают исследование. Программа включает две части: Методологическую и процедурную, методическую. Методическая часть

включает определение методов сбора первичной информации, тип и параметры выборки, разработку инструментария (анкеты, бланки, карточки наблюдений или контент-анализа) и его апробацию. Сроки, этапы, число исполнителей, расходы. Описание технологии сбора первичной информации. (Точек и времени проведения опроса или наблюдения, методы отбора респондентов- тех, кого опрашивают).

Объект исследования. Объект — это то, на что направлен процесс познания. Это нечто целое, существующее независимо от исследователя и наук, которые его изучают. Должны быть указаны все значимые характери-стики объекта: пол, возрастная группа, уровень образования, профессия, род занятий, состояние здоровья, национальность и т.д.

Объектом социологических исследований выступают социальные явления и процессы, отношения и факты, мнения и позиции.

Предмет исследования - это свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемые в определенных условиях.

Объект и предмет социологического исследования различаются как объект и предмет любого научного исследования. Предмет – это реальный процесс или проблема, которая определяет тему исследования (напр. выбор профессии), а объект – люди и процессы, отражающие тему наиболее выпукло (выпускники общеобразовательных школ, студенты вузов и эксперты методисты, педагоги, психологи, социологи в сфере образования и труда).

В большинстве случаев, в начале и по ходу исследования осознанно и неосознанно выдвигается не одна, а несколько гипотез, часть которых может образовывать цепочку связанных предположений. В словаре основное значе-ние слова "гипотеза" раскрывается как "научное предположение, выдвигае-мое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического основания, чтобы стать достоверной научной теорией".

В эмпирическом исследовании совсем не обязательно, чтобы гипотеза по масштабу обобщений была схожа с теорией. Более того, чем конкретнее гипотеза, чем более четко определена сфера ее действия, тем эффективнее будет работа, тем яснее будут ее результаты. В качестве гипотезы может быть вполне достаточным предположение о существовании или отсутствии какого-либо явления, степени его выраженности, условиях возникновения и проявления, взаимосвязи двух или нескольких явлений.

Цель исследования желаемый конечный результат, он может быть теоретико - познавательным или практическим, прикладным. Перечислим основные виды целей исследования:

Ø Определение характеристик явления.

При определении задач такого исследования следует подумать о том, какой набор характеристик Вы будете изучать. Важно, чтобы этот набор был не случайным, а относился к сторонам явления, выделенным Вами. Желате-льно также указать в тексте, какое значение имеет изучение данных характе-ристик: теоретическое, методическое, практическое.

Ø Выявление взаимосвязи явлений.

Ø Изучение возрастной динамики явления предполагает использование двух подходов:

• возрастные "поперечные срезы" (обследование представителей раз-ных возрастных групп)

• "продольные срезы" ("лонгитюд" - отслеживание изменений на одной и той же группе).

Ø Описание нового феномена, эффекта.

Ø Открытие новой (другой) природы явления.

Ø Обобщение.

Ø Создание классификации, типологии

Ø Создание методики.

Ø Адаптация методики.

Адаптированная методика должна проходить те же проверки, что и любая новая методика, включая проверку на валидность.

Задачи исследования. Определение задач — это выбор путей и средств для достижения цели исследования. Они могут быть сформулированы как воп-росы, ответы на которые позволят прийти к цели исследования. Среди задач исследования должны быть как те, которые обеспечат нахождение новых фактов. В число задач надо включить такие, которые позволят определить место изучаемого явления — его взаимосвязи с другими. Частая ошибка при формулировании задач исследования - подмена задач исследования описа­нием плана предстоящей работы. Например, задачи формулируются пример-но так: I) проанализировать литературу по теме; 2) провести обследование;

3) обработать эмпирические данные; 4) проанализировать результаты и сделать выводы. Это описание обычной последовательности шагов научного исследования. В этом описании нет новизны, оно вряд ли интересно.

Планирование исследования. Сначала формулируются цели и задачи ис-следования (основные и не основные) и ГИПОТЕЗА. Без нее непонятно, что мы должны изучить, что проверять. Гипотеза формулируется на основе уже имеющихся теорий и знаний об объекте и проблеме. Вывод на заключи-тельной стадии предполагает подтверждение или опровержение гипотезы.

Важно уже на начальном этапе планирования принять решение -какие виды обработки полученных данных Вы будете использовать. Если Вы изучаете проявление одной из достаточно явных характеристик человека (пол, возраст и т.д.), то у Вас есть возможность провести сравнительный анализ. Сравнение часто проводят следующими способами:

1. Обычно всю группу (выборку) делят не на две части, а на три. Выделяют подгруппу со средней выраженностью изучаемого качества. Понятно, что при этом многие различия между полярными (крайними) группами стано-вятся более яркими. Двум полярным группам уделяют основное внимание.

2. Одну часть выборки берут в качестве экспериментальной группы, а другую — контрольной. При этом в контрольной группе рассматриваемое качество выражено на среднем уровне, т.е. как у большинства людей. Если оценивается влияние какого-либо воздействия, то экспериментальное группу образуют те, кто подвергался воздействию, а контрольную — нет.

Экспериментальная и контрольная группы должны быть уравнены по всем значимым параметрам (по полу, возрасту, уровню образования, здоровья, социальной принадлежности), могущим оказать влияние на изучаемое явление. Наличие экспериментальной и контрольной групп в выборке открывает богатые возможности для сравнения. Сравнение — универсальный метод анализа. Определив, какой вид сравнения может привести к наибольшему эффекту, продумайте, какие математические методы и процедуры Вы сможете применить для всей выборки и для подгрупп.

Что касается типологии, то для ее поиска вряд ли целесообразно вклю-чать в выборку лиц, весьма схожих по целевому признаку или представляю-щих полярные степени его выраженности. В Вашей выборке должны быть представлены различные слои и категории генеральной совокупности. Это может быть достигнуто при случайном отборе, но принцип случайного отбора должен быть продуман, иначе в Вашей выборке может оказаться значимо больше одних или других.

Особое внимание следует уделить логическому структурированию основных понятий, фигурирующих в исследовании. Содержание работы по уточнению понятий может быть разделено на две составные части: теоретическое и эмпирическое уточнение понятий.

При теоретическом уточнении понятий основой является анализ существенных свойств и отношений, зафиксированных в понятиях, посред-ством раскрытия связей исследуемых понятий с другими понятиями и с дру-гими элементами теории. Если однозначности в определении понятий обна-ружить не удалось, приходится принять одну из возможных точек зрения. В таком случае нужно обязательно оговаривать ее в программе исследования. При этом необходимо идти на ограничения, указывая, что в целом работа по теоретическому уточнению понятий не завершена, но в данном исследова­нии в содержание того или иного понятия будет вкладываться такой смысл. Существует бесконечное количество "бытовых" толкований и это зачастую служит помехой при попытках их точного, логико-гносеологического анали-за в конкретном социологическом исследовании.

Эмпирическую интерпретацию можно рассматривать как процесс, обратный абстрагированию. От отвлеченных значений переходят к реальным объектам, которые явля­ются первоначальной основой для выделения абс-трактных категорий. Эмпирическая интерпретация всегда является лишь час-тичной. Необходимо помнить, что через какой бы полный перечень эмпири-ческих значений не было бы определено понятие, следует проверить, не уте­рян ли его смысл при поиске эмпирических показателей.

Эмпирическое уточнение понятий очень важно. "Разложить" понятие на его составляющие, причем на такие, каждое из которых может быть "уловлено" именно теми техническими приемами которыми располагает исследователь в данный момент в данном исследовании, — это единственный способ сде-лать действенный шаг от теории к прикладному исследованию. Например, при изучении социальной активности определенной категории людей- логи-ческий анализ основного понятия "социальная активность" предполагает выделение таких его составляющих, как активность в сфере познания, куль-туры и т.д. Объясняя эти выделенные понятия, следует сосредоточиться на том, как можно подойти к определению сущности отдельных сторон (элеме-нтов) предмета исследования.

Выводы. Программа помогает исследователю классифицировать наблюда-емые явления и процессы. Она предусматривает следующие этапы:

а) определение задачи и цели;

б) выбор объекта, предмета ситуации;

в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор обходимой информации:

г) выбор способов регистрации наблюдаемого;

д) обработка и интерпретация полученной информации.

Методологическая часть программы начинается с выбора «Темы». Она может быть заказной или связанной с интересом самого исследователя.

«Формулировка проблемы» и обоснование ее актуальности.

Проблемой в социологии называют поставленное самой жизнью конкретную ситуацию, влияющую на жизнедеятельность социальных групп и общностей или отдельных личностей или препятствие в функционировании и развитии социальных организаций и институтов. Проблемы могут быть частными, локальными (данного коллектива или региона) или общенациональными, кратковременными или долговременными, связанными с конфликтами или нет, проблемами в воспитании, развитии, досуге или производственными проблемами, когда организация не может выполнять своих функций. Вы должны определить характер и глубину проблемы, назвать причины ее порождающие, со ссылкой на теорию или другие исследования по данной теме. Если проблема надуманная, не стоит тратить деньги на ее изучение.

Существование проблемной ситуации является исходным моментом любого исследования. Недостаточность знаний, фактов, противоречивость представлений создает основания для проведения исследования. Постановка проблемы предполагает:

· обнаружение существования дефицита информации, несогласован-ности между какими-то фактами, взглядами;

· осознание потребности в устранении этого недостатка или рассогла-сования;

· описание проблемной ситуации;

· формулирование проблемы.

Например:Проблемная ситуация – резкое снижение интереса и качества зна-ний студентов вузов в последние годы. Проблемная ситуация определяет про-тиворечие между требованиями и реальностью, желаниями и возможностями сторон, осуществляющих процесс учения. Предметом будет -отношение сту-дентов вузов к учебе, а объектом - студенты конкретных вузов.

Затем определяются единицы наблюдения – группы, возраст, вузы, на-правления деятельности, отражающие проблему и подлежащие изучению.

Они фиксируются такими понятиями как «генеральная совокупность», «выборочная совокупность». (см.далее выборка)

Выбор методов и методик

Методика форма реализации метода, совокупность приемов и опе-раций (их последовательность и взаимосвязь), а также формализованные правила сбора, обработки и анализа информации.

Этот этап работы тесно связан с конкретизацией исследовательских гипотез. Детализация представлений о природе изучаемого феномена долж-на идти в направлении выбора тех его проявлений, признаков, которые дос-тупны фиксации, измерению.

При выборе методик следует учитывать возможности и ограничения каждой входящей в набор методики, прежде всего, по точности и надежнос-ти фиксации исследуемых качеств. При этом для изучения какого-либо яв-ления необходимо, чтобы оно было представлено объемно: в качественных и количественных характеристиках, в сопоставлении сегодняшнего состоя-ния и тенденций изменения, в сочетании данных самонаблюдения, субъек-тивных оценок и объективных данных, полученных методами анализа резу-льтатов деятельности и т.д.

При составлении набора методик целесообразно руководствова-ться принципом дополнительности. Методы зависят от предмета, объекта и целей исследования. Выбираются наиболее адекватные, надежные и эконо-мичные для данной темы методы. Часть методов социологами заимствованы из других наук, часть самостоятельных.

I. АНКЕТИРОВАНИЕ

Наиболее известны ОПРОСЫ населения или экспертные. Опросы в свою очередь подразделяются на массовые (наиболее точные, но дорогие), групповые интервью и индивидуальные. По способам контакта с респонден-том на почтовые, телефонные и личные (прямой контакт). По степени форма-лизованности материала: анкетирование, интервью, беседа.

Сейчас часто газеты и ТУ публикуют данные или проводят свои опросы. Однако зачастую это правдоподобная дезинформация или информа-ция не отвечающая социологическим требованиям. В.Ядов предлагает три простых правила социологии, позволяющих отличить настоящую картину общественного мнения от подобия.

Правило первое. Если отсутствуют сведения о составе опрошенных и мето-дах их отбора, не верьте даже не смотря на общее большое число (тысячи) опрошенных. Главное знать величину отклонения реального населения от выборочной совокупности. Специалист сделает поправку. Второе - все долж-ны иметь потенциально равный доступ быть опрошенными через особые процедуры. Если сведения о выборке отсутствуют, значит опрос проводили непрофессионалы, либо недобросовестные люди.

Правило второе. Печатать полную формулировку вопроса и распределения всех ответов. Вольные интерпретации возникают именно при перемене в публикации строгих однозначных определений на желаемые. Президента «решительно» поддерживают …%. Они объединили три разных позиции степени поддержки в одну. Сама формулировка вопроса зачастую представ-ляет хитроумную ловушку, которую каждый может истолковать по своему. Комментарий должен идти после распределений ответов на вопрос.

Правило третье. Должна быть ссылка на лицо или организацию, проводив-шую опрос. Они несут ответственность за достоверность и репрезентатив-ность публикуемых материалов. Недобросовестные социологи должны иметь репутацию соответствующую. Профессиональная этика, честь и ответствен-ность здесь столь же высока, как и в профессии врача, педагога, строителя.

ВЫБОРКА

Для любого опроса главное правило – отбор выборочной совокупности.Если вы выберете опрос, вам также придется строить выборку. Именно вы-борка обеспечивает репрезентативность и надежность информации. Опросы и рейтинги СМИ не признаются социологами именно потому, что в них не соб-людается репрезентативность выборки. Выборки бывают:

· Случайная - любой потенциальный член генеральной совокупности имеет равные шансы попасть в выборочную совокупность, подобно шарам в лототроне. Например механический шаг выборки каждый 17 в списке избира­телей или студентов, каждый 25 номер телефона по каждой линии АТС, случайно проходящий студенты на большом перерыве по переходу между зданиями, в квартире из нескольких человек опрашивают того, чей день рождения был последним;

· Районированная – в масштабах страны, по карте объединяются улицы и дома в одном поселении в участки (зоны) или точки наблюдения в городе или основные маршруты транспорта во всех городских районах. Так работают национальные сети ЦИОМ;

· Территориальная - на перекрестке выбирается каждый пятый дом во все четыре стороны света, по одной квартире квартире в каждом доме, № которой получается, если разделить общее число квартир в доме на 2;

· Стратификационная – исследует положение отдельных социальных групп и этносов. В органах статистике (отделе кадров) узнаются доли (%) этносов, возрастных и других соц. групп в общей структуре населения или коллектива. Выборочная совокупность по основным параметрам должна отражать генеральную совокупность. Тогда она будет репрезентативной.

· Гнездовая - последовательно изучаются отдельные серии, группы, которые затем сравниваются отрасли, профессии, предприятия;

· Квотная – выборочная совокупность задается и выдерживается в точ-ной пропорции по основным социальным признакам возраст, пол, соц. при-надлежность, образование относительно генеральной совокупности;

· Смешанного типа (например квотно-случайная);

· Многоступенчатая – применяется, когда затруднен поиск респондентов или отсутствуют статистические данные о генеральной совокупности. Напри-мер «снежный ком» или «цепочка».

Виды вопросов анкеты.

По содержанию:

- о фактах

Например: В какой форме поощрялись Ваши успехи в труде в прошедшем году?

1) устная благодарность мастера, начальника цеха (отдела);

2) благодарность в приказе;

3) денежная премия, ценный подарок;

4) почетная грамота;

5) путевка в дом отдыха, на турбазу и т.п.;

6) продвижение в очереди на жилье;

7) никак не поощрялся;

- о знаниях.

Например: Знаете ли Вы о задачах, стоящих перед Вашей бригадой в этом квартале?

1) знаю хорошо;

2) знаю в общих чертах;

3) не знаю;

- о мнениях.

Например: Если бы от Вашего мнения зависело, создавать бригады в объединении или нет, то как бы Вы решили этот вопрос?

1) создавать;

2) не создавать;

3) трудно ответить;

- прожективные.

Например: Предложим, Вы заметили, что кто-то из членов Вашего коллектива грубо разговаривает с товарищем. Как Вы поступите?

1) не осуждаю – у человека может быть всякое настроение;

2) не обращаю внимания на такие мелочи;

3) хотя в душе и осуждаю, но лично не говорю;

4) высказываю свое недовольство;

5) требую наказания;

6) поступаю иначе (как, поясните).

По структуре:

- дихотомические( типа “да-нет”)

Например: Хотели бы Вы выйти из состава бригады и работать индивидуально?

1) да;

2) нет.

- альтернативные.

Например: Укажите, пожалуйста, как организован Ваш труд?

1) работаете индивидуально;

2) в бригаде, но отвечаете только за себя;

3) в бригаде на единый наряд;

4) другие формы организации труда;

- шкальные.

Например: Изменился ли Ваш заработок при переходе в бригаду?

1) увеличился;

2) остался прежним;

3) уменьшился;

- типа “меню”

Например: Какие трудности возникают в бригаде при появлении нового работника?

1) падают нормы выработки;

2) падает заработок;

3) нарушается сложившийся режим работы бригады;

4) нарушается дружеские отношения и связи в бригаде;

5) не возникает;

По форме:

- открытые.

Например: Где Вы приобрели Вашу теперешнюю специальность?

- закрытые.

Например: Где Вы приобрели Вашу теперешнюю специальность?

1) на предприятии;

2) в средней школе;

3) в армии;

4) в техникуме;

5) в вузе.

- полузакрытые.

Например: Где Вы приобрели Вашу теперешнюю специальность?

1) на предприятии;

2) в ПТУ;

3) в средней школе;

4) в армии;

5) в техникуме;

6) в вузе;

7) где еще? (допишите)_____________________

По формулировке:

- прямые.

Например: Обращаетесь ли Вы на занятиях с вопросами к преподавателю?

1) часто;

2) иногда;

3) практически не обращаюсь.

- косвенные.

Например: Представьте, что у Вас в коллективе появился новичок. Как вы будете себя вести?

1) постараюсь помочь ему включиться в работу;

2) помогу, если мне поручат;

3) никак не отреагирую;

4) не знаю.

На точность ответов и надежность влияет формулировка вопроса. Ис-следования показали, что лучше, изучая предпочтения, спрашивать не о пла-нах на будущее, а о реальном поведении «на прошлой неделе», «за этот ме-сяц». Конкретизируя вопрос спрашивайте: «не какие видеофильмы вы любите?, а что вы смотрели и вам понравилось за эту неделю?». Конкретиза-ция планов также помогает человеку сделать выбор, ведь часто мы не задумы-ваемся над мотивами. Если бы вы не были ограничены во времени и средст-вах: Вы поехали бы на престижный курорт, на рыбалку за городом в палатке или на теплоходе или на дачу? Если бы вы могли оплатить свое образование, вы предпочли бы оплатить весь курс, постепенно за каждый семестр или победить в конкурсе и получить госстипендию?

Анонимность опросов и анкетная форма (респондент сам заполняет бланк в одиночку) повышает искренность ответов, но все равно социологам известно, что люди не до конца честны даже с самим собой. Обнаружено, что на одни вопросы люди отвечают более охотно, чем на другие. Например, лю-ди точно отвечают сколько они платят за газ, квартиру или содержание авто-мобиля, медицинское обслуживание(если они не обращаются в благотвори-тельные организации за помощью),зато занижают свои расходы и количество употребления сигарет и алкоголя (а молодежь наоборот завышает-бравирует) На Западе люди свои доходы и расходы на отдых и досуг, особенно престиж-ные его формы завышают (хотят выглядеть более богатыми), у нас занижают и скрывают (хотят выглядеть бедными). Поэтому вопросы о доходах задаются в косвенной форме (относительно черты бедности, уровня жизни) «Ваш доход на члена семьи в месяц составляет до 70, 120, 240, 380, 700 гривен?».

Мы уже подошли к индикаторам или Шкале измерений, также включенной в инструментарий. Она представляет собой показатели (см. вопрос эмпирическая интерпретация понятий) изучаемого предмета и важна для обработки и сравнения, поэтому в больших исследованиях подбирается в пробных зондажных опросах особенно тщательно. Здесь уместно крылатое высказывание «Измеряй все доступное измерению и делай недоступное измерению доступным». Шкала обеспечивает и надежность выводов и реле-вантность данных. В зависимости от темы и типа вопроса шкала может быть:

· Частотная. Например активность или устойчивость выражается трехмерное шкалой «часто», «редко», «никогда». Однако разные люди «часто» могут интепретировать по разному. Где можно более точно количес-твенно измерить дается периодичность «раз в неделю» «раз в месяц» и т.д. А эти показатели при анализе обобщаются на основе дисперсии и среднего ари-фметического в три подгруппы с интервалами «Частые посещения» и «Редкие».

· Номинальная шкала (объективный количественный или качественный показатель - год рождения, курс, пол, национальность);

· Ранговая шкала применяется при субъективных показателях, связанных с оценками, отношением, вкусами, интересами и пр. Например: Выберите из списка пять наиболее важных причин и расставьте их номера по степени предпочтений, или оцените по 10 бальной шкале насколько для вас характерны такие черты личности;

· Интервальная шкала (апрайзеры) дает ни точный однозначный ответ а диапазон, группу. Например уровень образования - неполное среднее, среднее, неполное высшее, высшее. Или доход намного ниже черты бедности, на уровне черты бедности немного выше черты бедности, во много раз(4-5) выше черты бедности. При этом точно называем граничный показатель. Или Ваш возраст до 18 лет, от19-25 лет, 26-30, 31-40 и т.д. десятками до ст.80лет.

В анкете индикаторы (показатели) выступают в качестве вариантов ответов, они должны быть равноценны, равнозначны и одинаково интерпре-тируемы всеми. Располагают их в определенной последовательности либо по убыванию (порядку). Если оценочные вопросы, содержащие этически осуж-даемые мнения и поведение, то вперемешку, дабы не показать респонденту, что его ответы негативны. Качественная шкала предполагает в вопросе уточ-нения «чаще всего», «что больше всего влияет», «выберите не более 3-5 наи-более важных для вас позиций». Наиболее трудны вопросы насколько вас удовлетворяет? Здесь применяется количественная шкала в баллах или %, что вызывает затруднения, либо качественная шкала 4х мерная: «вполне удолет­воряет», «скорее удовлетворяет, чем не удовлетворяет», «скорее не удовлет-воряет, чем не удовлетворяет», «совершенно не удовлетворяет».Чаще всего люди избегают категоричных, крайних позиций, за исключением радикалов. Большинство разделится по двум средним позициям.

Приложение №1.

Анкета, разработанная проф. В.Г.Городяненко

1. Как бы Вы оценили работу нынешних городских вла­стей в целом?

1. Положительно.

2. Отрицательно.

3. Затрудняюсь ответить.

2. Какие проблемы на данный момент Вас больше всего беспокоят? (Отметьте не более 3-х ответов.)

1. Несвоевременная оплата труда.

2. Угроза безработицы.

3. Низкие доходы, общее снижение уровня жизни.

4. Падение морали, рост преступности.

5. Экология в нашем городе.

6. Работа транспорта.

7. Воспитание молодежи.

8. Что-нибудь еще (укажите, что именно)________________

9. Затрудняюсь ответить.

Телефонный опрос

Телефонный опрос существенно отличается от обычного интервью или анкетирования и требует специальной подготовки интервьюера. Напри-мер, в процессе интервью "лицом к лицу" у опрашиваемого имеется множес-тво способов удержать внимание респондента и поддержать его интерес к теме социологического исследования. Успех телефонного опроса во многом зависит от владения интервьюера голосом и умения на расстоянии улавли-вать состояние опрашиваемого. Этот метод представляет собой специфичес-кий синтез интервьюирования и анкетирования. Он используется, как прави-ло, в рамках одного населенного пункта.

Телефонные опросы применяются для изучения узкого круга проб-лем. С их помощью изучают эффективность телевидения, радио, прессы и др. Они имеют преимущество, поскольку не требуют больших затрат: в 2—3 раза дешевле интервью по месту жительства. Основные достоинства теле-фонного опроса: оперативность (быстрое установление контакта с респон-дентом, отсутствие этапа размножения полевой документации) и низкая стоимость. Телефонное интервью обладает наивысшими возможностями в устранении эффекта “третьих лиц” Например, при личном интервью ответы респондента могут быть не всегда самостоятельны, и при телефонном опро-се вопросы обращены только к опрашиваемому и на них отвечает только он. Практика показала, что влияние ин­тервьюера на ответы респондента в теле-фонном интервью ниже, чем при их непосредственном общении.

Главный недостаток телефонного опроса в наших условиях — слабая телефонизация населенных пунктов, сельских особенно.

ПРОГРАММА И ИНСТРУМЕНТАРИЙ ТЕЛЕФОННОГО ОПРОСА

Проведение телефонного опроса имеет свою специфику.

Телефонное интервью длится 5—10 минут, после этого интерес и внимание к опросу снижается. С учетом этого обстоятельства разрабатывается инстру-ментарий исследования, т.е. опросный лист, который должен быть предель-но краток и содержать самые важные и существенные ориентиры. Тем не менее, важно в процессе телефонно­го интервью не потерять контакт с респондентом и обеспечить его заинтересованность.

Если в личном интервью контактные вопросы обычно помещают в начале вопросника, то в телефонном интервью они должны появляться периодически, для постоянного поддержания интереса опрашиваемого в процессе беседы. Оно должно как можно более походить на разговорную речь. Лучше употреблять короткие предложения, интонации, подчеркивая заложенную в каждом из них идею.

Чтобы избежать ошибок при повторном чтении вопросов, наиболее чувстви-тельных в формулировке (вопросы о мотивах, установках, мнениях), в текс-те вопросника рекомендуется подчеркивать ключевые слова, несущие смыс-ловую нагрузку.

Альтернативные вопросы. Основная проблема связана с тем, что респон-денту для выбора одного из ответов необходимо запомнить и осмыслить весь предлагаемый набор. Известно, что нередко существует различие меж-ду ответом опрашиваемого на вопрос, что он сделал бы в такой-то ситуации, и его действительным поведением. Отвечая на подобные вопросы, опраши-ваемые чаще, чем в предыдущих случаях, проявляют неискренность или ук-лоняются от ответов. Последнее может происходить также и по той причи-не что эти вопросы в общем труднее для понимания, нежели вопросы, нап-равленные на выявление фактов. По сравнению с анкетным опросом теле-фонное интервью может содержать больше открытых вопросов, чем закры-тых, так как людям проще рассказать о чем-либо в свободной беседе, чем запоминать предлагаемые альтернативы.

Высказывая мнения о фактах, опрашиваемые обычно стремятся сделать ответы социально приемлемыми, исходя из своего понимания обществен-ных норм и ценностей. Поэтому для получения достоверной информации многое будет зависеть от предусмотрительности исследователя, составля-ющего вопросник и мастерства интервьюера.

Говоря о последовательности вопросов, включаемых в опросный лист, необходимо придерживаться следующих требований:

1. По мере развития опроса интерес респондента должен расти. Необходимо, чтобы первый вопрос по возмож­ности заинтересовал респон-дента, но не был дискуссион­ным. В противном случае процент лиц, отказы-вающихся отвечать, будет гораздо больше, чем тогда, когда дискуссионный вопрос поставлен в середине.

2. Более сложные вопросы должны следовать за более простыми. Чем далее опрашиваемый вовлекается в интер­вью, тем труднее ему отказаться от продолжения ответов на вопросы. Поэтому, если некоторые вопросы требу-ют раз мышления, их не рекомендуется ставить слишком поздно, ибо опра-шиваемый устает. Как правило, такое состояние наблюдается приблизи-тельно через 25 минут после начала интервью.

3. Нельзя слишком поспешно задавать опрашиваемому сугубо интим-ные вопросы. Лучше приберечь их к концу интервью, когда между учас-тниками уже установ­лен определенный контакт.

4. В смысловом отношении вопросы должны следовать один за другим. Последующие вопросы, как прави­ло, уточняют предыдущие.

Применяя метод телефонного опроса в условиях города, следует придерживаться таких требований: предварительное изучение карты города, мест компактного проживания представителей разных социальных групп, расположения АТС; разработка ряда документов, включающих картограмму опроса, опросных бланков, дневника, протокола опроса, обстоятельной инс-трукции интервьюерам, наличие телефонных справочников; соблюдение заранее установленного шага (интервала) при наборе номеров телефонов одной АТС.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ ВЫБОРКИ ОПРОСА ПО ТЕЛЕФОНУ

Выборка телефонного опроса является одноступенчатой. Основой выборки могут служить телефонные книги, в которых в алфавитном порядке перечислены все абоненты квартирных номеров телефонов. Выборка формируется методом систематического отбора номеров, содержащихся в книге. Недостатки этого варианта: чем дальше год издания книги от времени опроса, тем больше в ней неучтенных (новых) телефонных номеров.

Другой способ отбора — генерирование на компьютере равномерно распределенных чисел и их использование в качестве телефонных номеров. Недостаток этого варианта - появление номеров, несоответствующих реально существующим. Его можно устранить, если ввести в программу генерации чисел фильтр, отбирающий только те, которые соответствуют реально существующим группам номеров. Например, первые две цифры любого телефонного номера соответ­ствуют номерам подстанций, список которых можно получить в городском телефонном узле. Перечень этих цифр и служит фильтром для составления на компьютере основы выборки — списка реально существующих номеров. С этой процедурой отбора связано еще одно ограничение: оно включает не только квартирные, но и служебные телефоны. Следовательно, полученные номера придется проверять дневными звонками, чтобы выявить служебные телефона.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.227.112.145 (0.208 с.)