Тема. Программа прикладного социологического исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Программа прикладного социологического исследования.



1. Сущность и виды прикладного социологического исследования.

2. Структура прикладного социологического исследования как совокупность и определенная последовательность действий.

3. Функции и критерии классификации прикладного социологического исследования.

4. Организационные и материальные предпосылки проведения эффективных прикладных социологических исследований.

5. Исследовательские центры, лаборатории, группы.

Литература

5. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 2008.

6. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. - М.,2009.

7. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. – М., 2010.

8. Основы прикладной социологии. Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. Учебник для ВУЗов.Т.1-2. - М., 2009.

9. Основы прикладной социологии. Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. – М.,2010.

Темы докладов

1. Программа прикладного социологического исследования.

2. Программа как стратегический документ исследования. Принципы ее составления. Функции программы. Структура программы. Методологический и методико-процедурный разделы: их взаимосвязь и взаимообусловленность.

3. Социологическое измерение. Типы шкал. Выборка. Понятие измерения в социологии. Шкалирование как метод измерения социальных характеристик. Основные типы шкал: номинальная, порядковая, интервальная. Их характеристика.

4. Объективная необходимость выборочных исследований. Сущность выборки. Генеральная и выборочная совокупности. Репрезентативность выборки: качественные и количественные показатели. Типологизация выборок. Случайные выборки: простая случайная, механическая, стратифицированная, серийная, многоступенчатая. Неслучайные выборки.

5. Программные требования к выборке.

Семинарское занятие № 6

Тема: «Методы сбора, обработки и анализа социологической информации».

1. Социологический опрос. Виды опросов.

2. Социометрические методы. Социометрический опрос.

3. Методы наблюдения и эксперимента в социологии. Программа наблюдения.

4. Общая характеристика эксперимента.

5. Классификация экспертных опросов.

6. Качественные методы.

7. Анализ социологических данных. Оформление результатов исследования.

Рекомендуемая литература:

10. Гуров Ю.С. Методология и методика социологических исследований. – Чебоксары, 2010.

11. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 2008.

12. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. - М.,2009.

13. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. – М., 2010.

14. Основы прикладной социологии. Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. Учебник для ВУЗов.Т.1-2. - М., 2009.

15. Основы прикладной социологии. Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. – М.,2010.

16. Социология. Основы общей теории. Учебное пособие. Под ред. Г.В. Осипова. - М., 2009.

17. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Изд. Самарский университет, – Самара, 2008.

18. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М., 2008.

Практическая работа:

Задание. Разработайте программу социологического исследования на интересующую Вас тему и составьте анкету социологического исследования.

Семинарское занятие № 7

Тема: «Социологические проблемы социальной работы».

1. Государственные стандарты и социальные нормативы в области социального обслуживания населения и социологическая оценка их влияния на социальную ситуацию в городе.

2. Повышение уровня и качества жизни населения как социологическая проблема

3. Понятие о семье как социальном институте и малой группе в логике социологического анализа.

4. Девиантное поведение в обществе как социологическая проблема. Факторы и условия развития социопатий в обществе на кризисном этапе реформ.

Рекомендуемая литература:

13. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология. Курс лекций. Ростов-на-Дону 2009.

14. Гилинский Я.И., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб., 2010.

15. Кон И. С. Социология личности. – М., 2008.

16. Кравченко А.И. Социология. Учебник для слушателей вузов. - М., 2009.

17. Радугин А.А. Радугин К.А. Социология. Курс лекций. Воронеж. 2011.

18. Смелзер Н. Социология. Учебник. М., 2009.

19. Социология. Основы общей теории. Учебное пособие. Под ред. Г.В. Осипова. М., 2008.

20. Социальная работа / Под общ. ред. Проф. В.И. Курбатова. Учебное пособие. Р-н-Д, 2005.

Темы докладов и рефератов:

1. Система социального обслуживания населения в Волгоградской области.

2. Виды девиантного поведения.

Семинарское занятие № 8

Тема: «Социальная статистика».

1. Система показателей статистики уровня жизни населения.

2. Потребительская корзина. Статистика потребления населением товаров и услуг.

3. Статистика здравоохранения, образования и других разделов социальной статистики. Показатели формирования и использования фондов медицинского страхования.

4. Статистика социального обеспечения и социальной защиты населения.

5. Статистика социальных услуг, социальной поддержки населения.

6. Статистика социальной работы с детьми, молодежью, и другими категориями населения.

7. Система показателей социальной работы: контингент, объём, структура.

Рекомендуемая литература:

1) Общая теория статистики /Под ред. А.А. Спирина, О.Э. Башиной -М.: «Финансы и статистика», 2009

2) Решетников А. Социология медицины. – М., 2009

3) Социальная статистика: учебник. /Под ред. член-корр. РАН И.И.Елисеевой.- М.: «Финансы и статистика», 1997, 2011

Темы докладов и рефератов:

1) Уровень жизни населения.

2) Здравоохранение в Волгоградской области: статистический анализ.

3) Типы систем здравоохранения США и стран Европы.

Семинарское занятие № 9

Тема: «Этнография и демография».

1. Этнические общности и группы.

2. Проблемы миграции.

3. Социальная работа с учетом основных занятий, социальной организации, семейных отношений, материальной и духовной культуры, роста национального самосознания, этнической идентификации людей.

4. Демографическое прогнозирование в России и социальная работа.

5. Демографическая политика и её взаимосвязь с социально-экономической политикой. Демографические аспекты социальной политики.

Рекомендуемая литература:

1) Медков В.М. Демография: Учебное пособие. Р-н-Д, 2008.

2) Социальная работа / Под общ. ред. Проф. В.И. Курбатова. Учебное пособие. Р-н-Д, 2009.

3) Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 2009.

Темы докладов и рефератов:

1) Отличительные черты русского этноса.

2) Отличительные черты немецкого, английского этноса.

3) Этнографические исследования: теория и практика.

4) Демографическая политика в России: общая характеристика.

Семинарское занятие № 10

  1. Сущность культуры.
  2. Функции культуры в обществе и закономерности развития культуры.
  3. Основные элементы культуры.
  4. Типология культуры.
  5. Субкультура и контркультура.

Литература

  1. Михайлова Л. И.Социология культуры: Учебное пособие. – М., 2009.
  2. Смелзер Н. Социология: Учебник. – М., 2008.
  3. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Под ред. Г. В. Осипова. – М., 2006.
  4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 2009.

 

Темы докладов и рефератов

 

  1. Особенности постмодернистской культуры.
  2. Субкультура как часть культуры.
  3. Политическая культура молодежи.
  4. Молодежная субкультура.
  5. Преступная субкультура.
  6. Контркультура в современной России.

 

Организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов по дисциплине

«Cоциология» включает следующие виды работ:

№ п/п Тема Вопросы, выносимые на СРС Содержание СРС Форма контроля СРС Учебно-методическое обеспечение
           
  Человек в социокультурной системе.   Личность как социальный тип. Понятие «человек» и «личность» в гуманитарных науках. Концепции человека. Соотношение природного и социального в становлении и развитии личности. Понятие, уровни и элементы социальной структуры личности. Сущность социализации. Человек как субъект и объект социализации. Понятие ресоциализации. Агенты и институты социализации. Социализация и персонализация. Характерные особенности социализации и ресоциализации в условиях современной России. Социальный тип личности. Социально-исторические типы личности. Социокультурная типология и социальные типы личности. Типологизации личности в социологических исследованиях. Личность как деятельный субъект. Понятия «деятельность» и «поведение». Механизмы социальной деятельности и поведения.   УМ, СК КО ОЛ3, ОЛ5, ДЛ7
  Социальные изменения в обществе. Социальные изменения: понятия и виды. Основные понятия теорий социальных изменений: социальный прогресс, социальная эволюция и социальная революция, реформа, социальный процесс. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Динамика социокультурных изменений. Механизм социокультурной регуляции. Основные типы социокультурной регуляции поведения людей и социального контроля. Социальные идеалы, ценности, смыслы действий, нормы, образы поведения. Мировая система и процессы глобализации.   УМ, СК КО ОЛ 3,159,163 ОЛ 5, ДЛ 7
  Программа прикладного социологического исследования.   Сущность и виды прикладного социологического исследования. Структура прикладного социологического исследования как совокупность и определенная последовательность действий. Функции и критерии классификации прикладного социологического исследования. Организационные и материальные предпосылки проведения эффективных прикладных социологических исследований. Исследовательские центры, лаборатории, группы. Программа прикладного социологического исследования. Программа как стратегический документ исследования. Принципы ее составления. Функции программы. Структура программы. Методологический и методико-процедурный разделы: их взаимосвязь и взаимообусловленность.   СМ,КО З, ОБС ОЛ 42,43,44    
  Методы сбора, обработки и анализа социологической информации».     Социологический опрос. Виды опросов. Социометрические методы. Социометрический опрос. Методы наблюдения и эксперимента в социологии. Программа наблюдения. Общая характеристика эксперимента. Классификация экспертных опросов. Качественные методы.   ПДР, З З, ОБС ОЛ 48, 159, 163, 164, 167, 168  
  Социологические проблемы социальной работы».   Государственные стандарты и социальные нормативы в области социального обслуживания населения и социологическая оценка их влияния на социальную ситуацию в городе. Повышение уровня и качества жизни населения как социологическая проблема Понятие о семье как социальном институте и малой группе в логике социологического анализа. Девиантное поведение в обществе как социологическая проблема. Факторы и условия развития социопатий в обществе на кризисном этапе реформ.   ПДР, З З, ОБС УЛ 159, 163 ДЛ 47
  Социальная статистика».     Система показателей статистики уровня жизни населения. Потребительская корзина. Статистика потребления населением товаров и услуг. Статистика здравоохранения, образования и других разделов социальной статистики. Показатели формирования и использования фондов медицинского страхования. Статистика социального обеспечения и социальной защиты населения. Статистика социальных услуг, социальной поддержки населения. Статистика социальной работы с детьми, молодежью, и другими категориями населения. Система показателей социальной работы: контингент, объём, структура ПДР, З КО ОЛ 57 ДЛ 4
  Образование как социальный институт.     Становление системно-функционального подхода к образованию. Особенности системного подхода к образованию. Структура системы образования. Образовательное учреждение как корпорация. Функции образования в обществе.Социальные ожидания, задачи образования. Взаимосвязь и взаимозависимость образования и общества Образование и социальная стратификация. Образование и экономическая сфера Образование и политическая сфера. Образование и культурная сфера СК, КО З, ОБС ОЛ 159.161, 164 ДЛ 67,68
      УМ, ПДР З ОЛ3,,7,8,11,13 ДЛ 26,27
  Программа социологического исследования. Проблемная социальная ситуация и научная проблема. Определение объекта и предмета исследования. Системный анализ объекта исследования. Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий: цель и содержание процедур. Операциональные определения и процедура операционализации понятий. Понятие рабочей гипотезы. Требования к гипотезе. Выборочный метод. Репрезентативность выборки и требования к ней. Определение объема выборки. Типы выборки. Стратегический план исследования. СК З ОЛ1,3,,8,20,21 ДЛ 53-56
  Семья как социальный институт.   Исследования семьи в социологии XIX века и в классический период. Современные исследования семьи и брака. Типы и виды семейно-брачных отношений. Эволюция семьи: основные этапы и социальное содержание. Характерные особенности брачно-семейных отношений во 2-й пол. 20 века. Семья в современной России: основные тенденции развития ситуации. СК,ПДР З ОЛ1,3,,8,20,21 ДЛ 69-76

В графе 1 проставляется порядковый номер занятия. Во второй графе указывается тема, по которой организуется СРС, в третьей – конкретизируются вопросы темы.

Графа 4 включает перечень конкретных заданий, выдаваемых студентам для самостоятельного выполнения. Заполняется с использованием условных обозначений:

СМ – подготовка к практическому (лабораторному, семинарскому) занятию;

ПКР – подготовка к контрольной работе;

УМ – изучение учебного материала;

СК – изучение учебного материала и составление конспекта;

ПДР – подготовка реферата;

СЗД – составление задач, вопросов, кроссвордов, тестов, ситуаций;

РОР – рецензирование и оценка письменных работ;

ДИ – участие в разработке деловой игры;

ПКСР – подготовка к написанию курсовой (расчетно-графической) работы (проекта);

АО – участие в конкурсах, круглых столах, олимпиадах, диспутах и т.д.

Формы контроля СРС, указываемые в графе 5, подразумевают способы, с помощью которых преподаватели осуществляют контрольные функции за выполнением самостоятельной работы студентов, заполняются с помощью условных обозначений:

Б – беседа индивидуальная или с группой;

КО – контрольный опрос;

КР – контрольная работа;

РПР – рецензирование письменных работ студентов;

З – заслушивание на занятиях подготовленных работ;

ОБС – обсуждение на занятиях результатов.

Графа «Учебно-методическое обеспечение» подразумевает указание перечня литературы, средств обучения, необходимых для выполнения заданий.

Учебно-методическое обеспечение оформляется как ОЛ 1 (если источник находится в списке основной литературы), ДЛ 15 (если источник находится в списке дополнительной литературы) и т.д., номер информационного источника соответствует его порядковому номеру в списке литературы, приведенном ниже

Вопросы к экзамену

1. Возникновение социологии: исторические и теоретические предпосылки.

2. Западная классическая социология.

3. Русская классическая социология.

4. Социальная стратификация и мобильность.

5. Личность и социализация личности.

6. Девиантное поведение и социальный контроль.

7. Программа социологического исследования: структура и предназначение.

8. Социологические исследования. Основные виды, этапы и методы.

9. Статистика как научная дисциплина и как вид практической деятельности.

10. Уровень жизни населения: определение, основные характеристики и показатели.

11. Госкомстат России: структура и функции.

12. Внутренние источники статистической информации: отчетность предприятий; регистр предприятий; переписи и обследования.

13. Внешние источники статистической информации: административные источники; денежная и банковская статистика; платежный баланс; таможенная статистика.

14. Показатели доходов домашнего хозяйства в СНС: первичные доходы.

15. Показатели доходов домашних хозяйств: располагаемые доходы, определение социальных трансфертов.

16. Показатели доходов домашних хозяйств: скорректированный располагаемый доход.

17. Показатели доходов домашних хозяйств: располагаемый денежный доход; баланс денежных доходов и расходов населения.

18. Прожиточный минимум и потребительская корзина.

19. Предмет, цель, задачи и методы демографии. Демографические процессы.

20. Естественное, миграционное, социальное движение населения. Численность и структура населения (возрастная, половая, семейная).

21. Источники информации о населении и демографических процессах. Перепись населения и её основные принципы.

22. Россия: формирование территории государства.

23. Половозрастная структура и семейный состав населения России и других стран. Исторический обзор.

24. Смертность, средняя продолжительность жизни, естественный рост населения.

25. Размещение населения России. Плотность населения. Урбанизация и миграция населения.

26. Демографическая политика: основные понятия, цели, методы.

27. Предмет и задачи этнографии.

28. Этнические общности и группы.

29. Этногенез и этническая история народов России.

30. Культурно-историческое взаимодействие народов.

31. Природа и сущность стереотипов.

32. Этнические стереотипы и этнические образы.

33. В чем состоит отличие автостереотипов от гетеростереотипов.

34. Расселение, динамика численности и сдвиги в размещении населения.

35. Проблемы миграции населения.

36. Этносоциальные аспекты трудовой деятельности, культурной и языковой жизни населения.

37. Социальная работа с учетом основных занятий, социальной организации, семейных отношений, материальной и духовной культуры, роста национального самосознания, этнической идентификации людей.

 

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кравченко А.И.Социология: Хрестоматия для вузов-М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2010.-734с.

2. Девятко,И.Ф. Методы социологического исследования: учеб.пособие для студентов вузов / Девятко, Инна Феликсовна. - 6-е изд. - М.: КДУ, 2010.

3. Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. – М.: Эксмо, 2009.-316 с.

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 2009.- 860с.

5. Афанасьев, Валерий Владимирович. Историческая социология:[Текст]: учебное пособие для студ. вузов / Афанасьев, Валерий Владимирович. - М.: КДУ, 2009.

6. Касьянов В.В. Социология: экзаменационные ответы._р/нД, 2009.-319с.

7. П. Штомпка “Социология. Анализ современного общества». пер. с польск. С.М. Червонной». - М.: Логос.- 2008. - 664.

8. Добреньков В.И. Социология: Краткий курс/ Добреньков В.И., Кравченко А.И.. М.: Инфра-М., 2008- 231с.

9. Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузовМ.: NOTA BENE, 2008.-269с.

10. Социология. Учебник для студентов вузов/ В.Н. Лавриненко, Г.С. Лукашева, О.А. Останина и др./ Под ред. В.Н. Лавриненко – М.ЮНИТИ: 2009- 447с.

11. Кравченко А.И.,Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. СПб,2008.

12. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов несоциологических специальночтей, естественно-научных и гуманитарных вузов./ Кравченко А.И., Анурин В.Ф.- СПб и др. Питер, 2008 -431с.

13. Кравченко А.И.,Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. Спб,2008.

14. Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов – М.: Юнити, 2009.- 479с.

15. Зборовский. История социологии: Учебник.М., 2010.

16. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология.- М.,2009.

17. Фролов С.С. Социология: учебник для вузов./ С.С. Фролов.М.: Гардарики,2008.

18. Волков Ю.Г. Социология. / Ю.Г. Волков: под ред. д.ф.н., профессор В.И. Добреньков.- Из-во 3-е -Ростов-на Дону.: Феникс,2007.

19. Клюев В. Социология: Учебное пособие. / Анатолий Владимирович Клюев, Вячесвлав Георгиевич Лукьянов, Иван Серафимович Урсу; Сев.-Зап. Акад. Гос.службы (СЗАГС).- СПБ.:Изд-во СЗАГС,2007.

20. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник С.А. Кравченко 3-е изд., перераб. и доп., - М.: Издательство: Экзамен., 2007. - 750 с.

21. Социология. Основы общей теории. Отв. ред. Г.В. Осипов. Юрма.2010.

22. Кравченко А., Анурин В. Социология. Учебник для вузов. М.,2005.

23. Кравченко А.И. История зарубежной социологии: Учебное пособие для студентов вуза.М.: Культура,Академический проект. 2009.

24. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М., 2011.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.066 с.)