Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IX. Техника и процедура контент-анализаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Контент-анализ - это техника выведения заключения, производимого благо-даря объективному и систематическому выявлению соответствующих зада-чам исследования характеристик текста. Применение такой техники включа-ет ряд стандартных процедур, предполагающих измерение. Полученные данные должны обладать заданным в исследовании уровнем обобщенности. Анализ содержания массовых совокупностей текстов проводится с приме-нением формализованного наблюдения и статистических процедур. Целесообразно в исследовании применить этот метод, когда: 1) требуется высокая степень точности или объективности анализа; 2) при наличии обширного по объему и несистематизированного материала, если затруднено его непосредственное использование; 3) когда категории, важные для целей исследования, характеризуются определенной частотой появления в изучаемых документа (открытые вопросы анкеты или интервью); 4) когда большое значение для исследуемой проблемы имеет сведения изу-чаемого источника - информация о его специфических характеристиках. Подготовительный этап в процедуре проведения контент-анализа: а) выработка категорий анализа; б) выделение смысловых единиц анализа, их связь с категориями анализа (выделения индикаторов, по которым определяется наличие в тексте понятий, тем и т.д.); в) составление классификатора ценностей (упорядочение имеющегося набора ценностей внутри выделенных смысловых единиц); г) выделение единиц счета для средств массовой коммуникации: - число строк, абзацев, квадратных сантиметров площади, знаки, колонки в печатных текстах; - время, отведенное освещению определенного события средствами радио, кино или телевидения, метрах израсходованной кино- или магнитной пленки. 1. Составление карты контент-анализа газетных и журнальных материалов: Приложение №9
Техника контент-анализа. Требование объективности анализа требует, в соответствии с задачами ис-следования, выделение категорий анализа, единиц анализа и единиц счета. Категории анализа - понятия, в соответствии с которыми будут фиксиро-ваться единицы анализа. Они должны быть: 1) исчерпывающими, т.е. охватывать все части содержания, выделяемые задачами данного исследования, отвечать требованиям; 2) взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям); 3) категории должны быть надежны, их надо формулировать таким образом, чтобы у различных исследователей была высокая степень согласия по поводу того, какие части содержания следует отнести к той или иной категории. Высокая надежность свойственна простым формам контент-анализа. Усло-жнение, тонкая дифференциация категорий вызывает снижение их надеж-ности. Единица анализа, смысловая или качественная - та часть содержания, которая выделяется элемент, подводимый под ту или в категорию. Единицей анализа должна быть социальна значимая тема. В тексте она может быть вы-ражена по-разному: устойчивым сочетанием слов или преподноситься опи-сательно, выявляться в заголовке раздела и т.д. Поэтому необходимо выде-ление показателей (признаков), по которым определятеся наличие в тексте темы (идеи), значимой с точки зрения целей исследования. Классификатор контент-анализа — методический документ, предназ-наченный для выделения и регистрации признаков текстовой информации. 1. Терминологическое уточнение фиксируемых признаков категории анализа в языке текста документа. Устранение двусмысленности и пересе-чений признаков двух или нескольких категорий. Определение категорий анализа через фиксируемые термины текстовой информации. 2. Определение случаев не терминологической фиксации признаков категорий анализа, а по смыслу единиц текстовой информации. Формулиро-вка заданий относительно регистрации признаков по смысловому принципу (в каких случаях допустимо, недопустимо). 3. Установление единиц счета. Анализ интенсивности проявления призна-ков категорий, их повторяемости в тексте. Выбор знаковых, структурных, пространственных единиц счета и способов их измерения в тексте. 4. Конструирование инструмента для измерения и регистрации единиц анализа (регистрационных карточек). 5. Построение общей схемы категорий анализа и единиц счета в их логической зависимости с целью уточнения. 6. Построение общей схемы классификатора в оптимальной последо-вательности для регистрации признаков и их последующей обработки. 8. Проектирование на основе классификатора бланков анализа. 9. Апробация проектов бланков и их уточнение. 10. Разработка программы последующей обработки бланков анализа. 11. Утверждение проектов, их размножение. 12. Сопоставление заданий и инструкций регистраторами, кодировщиками по работе с текстами, с инструментарием анализа. Показатели могут быть неоднородными - относящиеся к теме слова и словосочетания, термины, имена людей, географические названия, упоми-нание исторических событий и т.п. Единица счета - основание для количес-твенного анализа материала, может совпадать и не совпадать с единицей анализа и ее показателем (признаком).Единицы счета обладают различной точностью измерения. Чем выше требования к точности, тем больше затрат. Наиболее общие единицы счета: I) Время-пространство. За единицы счета принимается число строк, абзацев, единиц печатной площади, знаков, колонок и т.д. Для теле-, радио- и кино-материалов единицей счета служит / эфирное время, метраж пленки/. Фиксирует лишь самые общие характеристики содержания. 2) Появление признаков в тексте. Отмечается наличие определенной харак-теристики содержания в любой из частей контекста, на которые разбит текст. 3) Частота появления, когда фиксируется любое появление каждого призна-ка. Это может служить показателем значимости темы мы для автора текста. Плодотворен при контент-алализе деятельностный (проблемный) подход. В этом случае весь текст или его часть рассматривается как списание конкрет-ной проблемной ситуации, в которой есть свои "действующие лица" и отно-шения между ними. Всесторонне рассматривается сама деятельность; субъекты, цели, мотивы; обстоятельства, породившие потребность в этом виде деятельности; объект и направления. Обработка контент-анализа. Составление таблиц по единицам анализа и квантификация материала в единицах счета со следующим перечнем приз-наков: а) канал – удельный вес публикации б) автор – оценочный уровень публикации в) лояльность – жанр публикации г) характер публикации – удельный вес публикации и т.д. Обобщение полученных результатов. Систематический обзор таблиц, выявление характеристик текста. Контент-анализ позволяет преодолеть трудности, связанные с разнообразием излагаемых сообщений и языковых средств. Интересный материал при таком анализе дает соотношение содержания текста с социально-демргра-фическим характеристиками его автора. Результаты подсчета элементов текста заносятся в карту контент-анализа (кодированный бланк карты). См. Приложение №9. Подсчет при контент-анализе производится аналогич-но стандартным приемам классификации по щкале и группировкам ранжи-рованя и шкального измерения. Достоинства и недостатки метода 1. Формализованный метод дает точные количественные результаты. 2. Контент -анализ позволяет охватить широкий материал. 3.Этот метод позволяет получить достаточно объективные данные. Ограниченность-этого метода в том, что далеко не все содержание документа может быть измерено с помощью формальных показателей, поэтому его основной недостаток – количественное измерение, не исчерпывающее содержание документа. Ценность зависит от качества эмпирической интерпретации и, естественно от выделения категорий, единиц анализа и подсчета.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.251 (0.01 с.) |