ТОП 10:

IX.ТЕХНИКА И ПРОЦЕДУРА КОНТЕНТ-АНАЛИЗА



Контент-анализ - это техника выведения заключения, производимого благо-даря объективному и систематическому выявлению соответствующих зада-чам исследования характеристик текста. Применение такой техники включа-ет ряд стандартных процедур, предполагающих измерение. Полученные данные должны обладать заданным в исследовании уровнем обобщенности. Анализ содержания массовых совокупностей текстов проводится с приме-нением формализованного наблюдения и статистических процедур. Целесообразно в исследовании применить этот метод, когда:

1) требуется высокая степень точности или объективности анализа;

2) при наличии обширного по объему и несистематизированного материала, если затруднено его непосредственное использование;

3) когда категории, важные для целей исследования, характеризуются определенной частотой появления в изучаемых документа (открытые вопросы анкеты или интервью);

4) когда большое значение для исследуемой проблемы имеет сведения изу-чаемого источника - информация о его специфических характеристиках.

Подготовительный этап в процедуре проведения контент-анализа:

а) выработка категорий анализа;

б) выделение смысловых единиц анализа, их связь с категориями анализа (выделения индикаторов, по которым определяется наличие в тексте понятий, тем и т.д.);

в) составление классификатора ценностей (упорядочение имеющегося набора ценностей внутри выделенных смысловых единиц);

г) выделение единиц счета для средств массовой коммуникации:

- число строк, абзацев, квадратных сантиметров площади, знаки, колонки в печатных текстах;

- время, отведенное освещению определенного события средствами радио, кино или телевидения, метрах израсходованной кино- или магнитной пленки.

1. Составление карты контент-анализа газетных и журнальных материалов:

Приложение №9

 

Единица анализа Единица счета Примечание
количество материала Объем строк
1. Канал 2. Авторство 3.Жанр 4.Регион 5.Оценочный уровень публикации 6. Характер материалов 7. Язык публикации 8. Разное      

 

Техника контент-анализа.

Требование объективности анализа требует, в соответствии с задачами ис-следования, выделение категорий анализа, единиц анализа и единиц счета.

Категории анализа - понятия, в соответствии с которыми будут фиксиро-ваться единицы анализа. Они должны быть:

1) исчерпывающими, т.е. охватывать все части содержания, выделяемые задачами данного исследования, отвечать требованиям;

2) взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям);

3) категории должны быть надежны, их надо формулировать таким образом, чтобы у различных исследователей была высокая степень согласия по поводу того, какие части содержания следует отнести к той или иной категории.

Высокая надежность свойственна простым формам контент-анализа. Усло-жнение, тонкая дифференциация категорий вызывает снижение их надеж-ности. Единица анализа, смысловая или качественная - та часть содержания, которая выделяется элемент, подводимый под ту или в категорию. Единицей анализа должна быть социальна значимая тема. В тексте она может быть вы-ражена по-разному : устойчивым сочетанием слов или преподноситься опи-сательно, выявляться в заголовке раздела и т.д. Поэтому необходимо выде-ление показателей (признаков), по которым определятеся наличие в тексте темы (идеи), значимой с точки зрения целей исследования.

Классификатор контент-анализа — методический документ, предназ-наченный для выделения и регистрации признаков текстовой информации.

1. Терминологическое уточнение фиксируемых признаков категории анализа в языке текста документа. Устранение двусмысленности и пересе-чений признаков двух или нескольких категорий. Определение категорий ана­лиза через фиксируемые термины текстовой информации.

2. Определение случаев не терминологической фиксации признаков категорий анализа, а по смыслу единиц текстовой информации. Формулиро-вка заданий относительно регистрации признаков по смысловому принципу (в каких случаях допустимо, недопустимо).

3. Установление единиц счета. Анализ интенсивности проявления призна-ков категорий, их повторяемости в тексте. Выбор знаковых, структурных, пространственных единиц счета и способов их измерения в тексте.

4. Конструирование инструмента для измерения и регистрации единиц анализа (регистрационных карточек).

5. Построение общей схемы категорий анализа и единиц счета в их логической зависимости с целью уточнения.

6. Построение общей схемы классификатора в оптимальной последо-вательности для регистрации признаков и их последующей обработки.

8. Проектирование на основе классификатора бланков анализа.

9. Апробация проектов бланков и их уточнение.

10. Разработка программы последующей обработки бланков анализа.

11. Утверждение проектов, их размножение.

12. Сопоставление заданий и инструкций регистраторами, кодировщиками по работе с текстами, с инструментарием анализа.

Показатели могут быть неоднородными - относящиеся к теме слова и словосочетания, термины, имена людей, географические названия, упоми-нание исторических событий и т.п. Единица счета - основание для количес-твенного анализа материала, может совпадать и не совпадать с единицей анализа и ее показателем (признаком).Единицы счета обладают различной точностью измерения. Чем выше требования к точности, тем больше затрат . Наиболее общие единицы счета:

I) Время-пространство. За единицы счета принимается число строк, абзацев, единиц печатной площади, знаков, колонок и т.д. Для теле-, радио- и кино-материалов единицей счета служит / эфирное время, метраж пленки/. Фиксирует лишь самые общие характеристики содержания.

2) Появление признаков в тексте. Отмечается наличие определенной харак-теристики содержания в любой из частей контекста, на которые разбит текст.

3) Частота появления, когда фиксируется любое появление каждого призна-ка. Это может служить показателем значимости темы мы для автора текста.

Плодотворен при контент-алализе деятельностный (проблемный) подход. В этом случае весь текст или его часть рассматривается как списание конкрет-ной проблемной ситуации, в которой есть свои "действующие лица" и отно-шения между ними. Всесторонне рассматривается сама деятельность; субъекты, цели, мотивы; обстоятельства, породившие потребность в этом виде деятельности; объект и направления.

Обработка контент-анализа. Составление таблиц по единицам анализа и квантификация материала в единицах счета со следующим перечнем приз-наков:

а) канал – удельный вес публикации

б) автор – оценочный уровень публикации

в) лояльность – жанр публикации

г) характер публикации – удельный вес публикации и т.д.

Обобщение полученных результатов. Систематический обзор таблиц, выявление характеристик текста.

Контент-анализ позволяет преодолеть трудности, связанные с разнообра­зием излагаемых сообщений и языковых средств. Интересный материал при таком анализе дает соотношение содержания текста с социально-демргра-фическим характеристиками его автора. Результаты подсчета элементов текста заносятся в карту контент-анализа (кодированный бланк карты).

См. Приложение №9. Подсчет при контент-анализе производится аналогич-но стандартным приемам классификации по щкале и группировкам ранжи-рованя и шкального измерения.

Достоинства и недостатки метода

1. Формализованный метод дает точные количественные результаты.

2. Контент -анализ позволяет охватить широкий материал.

3.Этот метод позволяет получить достаточно объективные данные.

Ограниченность-этого метода в том, что далеко не все содержание документа может быть измерено с помощью формальных показателей, поэтому его основной недостаток – количественное измерение, не исчерпывающее содержание документа. Ценность зависит от качества эмпирической интерпретации и, естественно от выделения категорий, единиц анализа и подсчета.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.223.162 (0.006 с.)