Методология и методика исследований досуга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология и методика исследований досуга



МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ ДОСУГА

(специальность 053100 – Социально-культурная деятельность)

 

Санкт-Петербург
2005

 

Составитель

кандидат философских наук, доцент М. И. Орджоникидзе

Рецензенты:

профессор, заведующий кафедрой социологии РГПУ им. А. И. Герцена,
доктор философских наук А. В. Воронцов;
профессор кафедры социально-культурной работы СПбГУП А. С. Соловьев

 

Пояснительная записка

Данная программа адресована студентам факультета культуры и является методическим обеспечением специальной дисциплины.

Предметом дисциплины является методология, процедуры, методика исследования социально-культурной деятельности.

Цель данной дисциплины — формирование профессиональных знаний, навыков и умений, осуществление исследовательской работы в социально-культурной сфере.

Задачи дисциплины специализации:

  • формирование профессиональных знаний анализа социально-культурных явлений;
  • формирование способностей самостоятельного программирования основных этапов и стадий научного исследования своей профессиональной деятельности;
  • формирование умения и навыков самостоятельной работы над курсовыми и дипломными проектами.

Специалист социально-культурной деятельности должен знать не только сферу культуры и искусства, технологии своей профессиональной деятельности, но и уровень интересов и запросов людей различных социальных и возрастных групп, обустроенность их быта и досуга. Он должен уметь гибко и тонко определять границы рационального подхода, возможности альтернативных решений проблемных ситуаций своей профессиональной деятельности, быть способным формулировать социальный заказ исследования, а также самостоятельно выполнять его частные и прикладные задачи.

Дисциплина специализации «Методология и методика социологических исследований досуга» завершается сдачей зачета.

 

Тематический план

Номер и название темы Всего часов аудиторных Из них СРС
лекции семинары  
Раздел I. Предметная область исследования социально-культурной сферы.
1. Предметная сфера исследования досуга как социально-культурного явления       -  
2. Современная социально-культурная ситуация как источник возникновения проблем и объект социального заказа          
3. Процесс исследования социально-культурной сферы          
Раздел II. Основные элементы программы исследования в СКС
4. Тема исследований          
5. Характеристика проблемной ситуации. Источники возникновения конфликта          
6. Выбор объекта, предмета, целей и задач исследования          
7. Определение операциональных понятий. Системный анализ объекта исследования          
8. Технология выдвижения рабочих гипотез, определение гипотетических фактов, круга источников и методов исследования          
9. Измерение объектов, единиц наблюдения в социальном исследовании          
Раздел III. Методы получения эмпирической информации в исследовании СКС
10. Опросный лист. Технологическая лаборатория разработки          
11. Анализ документов в исследовании СКС          
12. Метод наблюдения в исследовании СКС          
13. Методы обработки эмпирического материала          
ИТОГО          

 

Раздел I. Предметная область исследования социально-культурной сферы

Тема 1. Предметная сфера исследования досуга как социально-культурного явления

Понятие досуга и его сущности. Досуг как форма общения, познания, труда, игры, отдыха и удовольствия. Соотношение понятий «досуг» и «внерабочее и свободное время». Критика методологии априоризма и эмпиризма в современных теориях рекреации и досуга.

 

Тема 2. Современная социально-культурная ситуация как источник возникновения проблем и объект социального заказа

Понятие и структура социально-культурной ситуации. Принципы анализа ситуации. Характеристика состояния, тенденции развития социально-культурной ситуации в современных условиях, положительные и негативные явления в сфере досуга различных социальных групп.

Системный подход в исследовании СКС в период реформирования экономических и общественных отношений общества. Характеристика актуальных проблем СКС в современных условиях.

Сущность понятия «эффективность». Критерии экономической, функциональной, социальной эффективности социально-культурного явления. Критерии оценки деятельности социально-культурной общности, массового культурного представления.

 

Тема 3. Процесс исследования социально-культурной сферы

Проблема синтеза теоретического и эмпирического уровня знаний.

Два способа сближения теоретического и эмпирического уровня знаний: 1 — от теории к факту посредством эмпирической интерпретации; 2 — от эмпирии к теории посредством концептуализации.

Природа научного факта, онтологическое и гносеологическое значение факта. Единичный, типичный, статистический, вероятностный и концептуальный факт. Критика теории «чистого» факта.

Исследовательская программа как логическая организация процесса познания и как документ упорядочения целей, границ, стадий, процедур, средств и методов исследования.

 

Раздел II. Основные элементы программы исследования в социально-культурной сфере

Тема 4. Тема исследований

Основные правила формулирования темы. Способы дифференциации и сужения темы исследования. Определение основных понятий темы, их субординация.

Способы обоснования практической и теоретической актуальности темы исследования.

 

Тема 5. Характеристика проблемной ситуации. Источники возникновения конфликта

Понятие проблемности. Противоречие теории и факта как ядро проблемы. Противоречие реального и идеального, реального и желаемого, сущего и должного, целей и результатов, т. е. реального положения и принятых в обществе нормативных представлений и предписаний. Характеристика проблемного «поля» («гнездо» проблем, «веер» проблем).

Технологии поиска и формулирования проблемы исследования. Блок реального — характеристика проблемной ситуации, на решение которого направлено усилие исследователя. Блок реального — система потребностей запросов личности, социальных групп, этнических и национальных, религиозных общностей в целом; производные от потребностей — законы и закономерности общественного развития; потенциальных возможностей предметов и явлений удовлетворять человеческие потребности.

Классификация проблем:

1. по характеру их проявления;

2. по радиусу действия;

3. по сфере их проявления.

Понятие «мнимая проблема».

 

Тема 6. Выбор объекта, предмета, целей и задач исследования

Понятие объекта исследования, его признаки и характеристика. Предмет исследования как составная часть объекта. Соотношение объекта и предмета исследования.

Формулирование цели исследования. Задачи как этапы достижения цели.

 

Тема 7. Определение операциональных понятий. Системный анализ объекта исследования

Язык как среда и «горизонт» научного подхода и понимания.

Основные функции понятия в логике научно-теоретического исследования. Методологические, концептуальные и эмпирические уровни определения.

Виды определений:

1. Номинальное (теоретическое);

2. Остенсивное (наглядное);

3. Операциональное (измеримое).

Замещение умозрительных определений наблюдаемыми эквивалентами (признаками). Технология анализа объекта исследования: расчленение объекта исследования на структурные элементы, анализ связи элементов структуры, выделение того структурного элемента, который выступает предметом исследования, определение условий и факторов, влияющих на состояние и тенденцию изменения предмета исследования.

 

Раздел III. Методы получения эмпирической информации в исследовании СКС

Семинар 1. Тема 4

1. Логика социального исследования и его теоретические средства.

2. Проблема, объект и предмет исследования.

3. Цели и задачи исследования.

Литература

1. Здравомыслов А. Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969. С. 54–66.

2. Как вести социологическое исследование. М., 1985. с. 36–45.

3. Процесс социального исследования. М., 1975. с. 27–38.

4. Рабочая книга социолога. М., 1983. с. 124–132.

5. Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М., 1987. с. 36–44.

 

Семинар 2. Тема 8

1. Определение основных понятий исследования.

2. Технология анализа объекта исследования.

3. Рабочие гипотезы, типы гипотез, правила формулирования, процедура их проверки.

Литература

1. Здравомыслов А. Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969. С. 66–85.

2. Процесс социального исследования. М., 1975. С. 39–55.

3. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987. с. 44–56.

Методика проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов

Данные практические занятия способствуют написанию дипломных проектов. Приступая к занятиям, каждый студент в ходе учебной и самостоятельной работы выбирает тему будущей дипломной работы на основе изучения литературы и в ходе анализа социально-культурной ситуации разрабатывает исследовательский проект и защищает его на практических занятиях.

 

Занятие 1

Выбор темы дипломной работы из тематики, разработанной кафедрой или в самостоятельной формулировке, обоснование ее актуальности, ознакомление с кафедральными требованиями по написанию дипломных работ.

 

Занятие 2

Характеристика проблемной ситуации, проблемного «поля», формулирование проблемы дипломного исследования, обоснование теоретической и практической значимости избранной проблемы.

 

Занятие 3

Выбор объекта и предмета. Определение цели, задач, объекта и предмета дипломного исследования.

 

Занятие 4

Системный анализ объекта исследования: определение основных понятий, структурный анализ, определение условий и факторов функционирования и развития проблемной ситуации.

 

Занятие 5

Формулировка гипотез на основе системного анализа объекта исследования, их обоснование.

 

Занятие 6

Разработка матрицы гипотетических факторов, определение источников и методов исследования.

 

Занятие 7

Разработка методики исследования.

 

Занятие 8

Методы обработки и обобщения результатов исследования.

 

Примерные вопросы к зачету

1. Досуг как составная часть социально-культурной деятельности и как самостоятельный предмет исследования.

2. Теоретические методы познания.

3. Природа научного факта, онтологическое и гносеологическое значение факта.

4. Исследовательская программа как логическая организация процесса познания и как документ упорядочения целей, границ, стадий, процедур, средств и методов исследований.

5. Анализ социально-культурной ситуации и «гнездо» проблем.

6. Понятие «проблема», источники возникновения проблем.

7. Объект и предмет исследования в СКС.

8. Цели и задачи исследования в СКС.

9. Технология анализа объекта исследования.

10. Определение, его виды, технология работы над определением.

11. Определение понятия «гипотеза», ее функции. Типы и виды гипотез.

12. Технология разработки матрицы гипотетических фактов.

13. Измерение объектов и единиц наблюдения в социальном исследовании.

14. Понятие протяженности (континуума). Интервалы и шкалы измерения.

15. Выборка в социальном исследовании, ее типы.

16. Классификация методов эмпирического исследования.

17. Опрос и его виды.

18. Технология составления опросного листа.

19. Классификация вопросов: а) по содержанию; б) по форме; в) по функции.

20. Типичные логические, психологические, семантические, методические ошибки при составлении и оформлении опросного листа.

21. Интервью, его виды, технология разработки.

22. Типичные ошибки интервьюера и методика его подготовки.

23. Социометрические опросы. Технология разработки социометрического опросного листа.

24. Природа социального документа, виды документов, методы его анализа.

25. Контент-анализ как специфический метод изучения документальной информации.

26. Бюджет времени как универсальный документ о труде, быте и досуге личности. Технология составления карты фиксации расходования бюджета времени.

27. Метод наблюдения в исследовании СКС.

28. Технология разработки схемы наблюдения реакции аудитории массового мероприятия.

29. Метод эксперимента в исследовании СКС.

30. Основные процедуры обработки эмпирических данных: статистические группировки, мода, медицина, среднеарифметическая величина.

31. Классификация связей и зависимостей по форме, направлению и тесноте (силе).

32. Способы графической иллюстрации эмпирических данных.

33. Методологические принципы историзма, целостности, конкретности и значимости в процессе интерпретации результатов исследования.

Литература
Основная

1. Здравомыслов А. Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969.

2. Как провести социологическое исследование. М., 1985.

3. Рабочая книга социолога. М., 1983.

4. Социология: Учеб. пособие для вузов / А. Н. Елсуков, Е. М. Бабосов, А. Н. Дафимов и др.; Под ред. А. Н. Елсукова. Минск: Терра Системс, 2000.

5. Теория и методы социологических исследований. М., 1984.

6. Ядов В. А. Описание социологического исследования. М., 1998.

Дополнительная

1. Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.

2. Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы: заметки социолога. М., 1987.

3. Алексеев А. Н. Контент-анализ, его задачи, объекты и средства // Труды НИИ культуры. 1974. Вып. 9.

4. Батыгин Т. С. Социологический факт: понимание, объяснение, интерпретация // Общественные науки. 1987. № 3.

5. Голофаст В. Б. Методологический анализ в социальном исследовании. Л., 1981.

6. Докторов Б. З. Об использовании экспертных оценок общественного мнения // Социологические исследования. 1984. № 4.

7. Дружинин Н. К. Выборочное наблюдение и эксперимент: Общие логические принципы организации. М., 1977.

8. Жабский М. И. Надежность социологических измерений // Социологические исследования. 1984. № 4.

9. Кобыща А. В. Некоторые методологические вопросы операциональных понятий в социологии // Вопросы философии. 1979. № 2.

10. Краткий словарь по социологии. М., 1988.

11. Кротова Т., Седов А., Шмаков В. Методы сбора, обработки и анализа социологической информации: Учеб. пособие. Л., 1984.

12. Логика социологического исследования. М., 1987.

13. Ноэль Э. Массовые опросы. М., 1978.

14. Паниотто В. И. Социометрические методы изучения малых социальных групп // Социологические исследования. 1976. № 3.

15. Словарь прикладной социологии. Минск, 1984.

16. Суна У. Ф., Петров В. М. Социология эстетической культуры: Проблемы методологии и методики. Рига, 1985.

17. Типология и классификация в социологических исследованиях. М., 1989.

18. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

19. Чередниченко В. В. Применение экспертных оценок в социологических исследованиях // Социологические исследования. 1981. № 3.

20. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. М., 1978.

21. Шубкин В. И. Социологические опыты. М., 1970.

 

 

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ ДОСУГА

(специальность 053100 – Социально-культурная деятельность)

 

Санкт-Петербург
2005

 

Составитель

кандидат философских наук, доцент М. И. Орджоникидзе

Рецензенты:

профессор, заведующий кафедрой социологии РГПУ им. А. И. Герцена,
доктор философских наук А. В. Воронцов;
профессор кафедры социально-культурной работы СПбГУП А. С. Соловьев

 

Пояснительная записка

Данная программа адресована студентам факультета культуры и является методическим обеспечением специальной дисциплины.

Предметом дисциплины является методология, процедуры, методика исследования социально-культурной деятельности.

Цель данной дисциплины — формирование профессиональных знаний, навыков и умений, осуществление исследовательской работы в социально-культурной сфере.

Задачи дисциплины специализации:

  • формирование профессиональных знаний анализа социально-культурных явлений;
  • формирование способностей самостоятельного программирования основных этапов и стадий научного исследования своей профессиональной деятельности;
  • формирование умения и навыков самостоятельной работы над курсовыми и дипломными проектами.

Специалист социально-культурной деятельности должен знать не только сферу культуры и искусства, технологии своей профессиональной деятельности, но и уровень интересов и запросов людей различных социальных и возрастных групп, обустроенность их быта и досуга. Он должен уметь гибко и тонко определять границы рационального подхода, возможности альтернативных решений проблемных ситуаций своей профессиональной деятельности, быть способным формулировать социальный заказ исследования, а также самостоятельно выполнять его частные и прикладные задачи.

Дисциплина специализации «Методология и методика социологических исследований досуга» завершается сдачей зачета.

 

Тематический план

Номер и название темы Всего часов аудиторных Из них СРС
лекции семинары  
Раздел I. Предметная область исследования социально-культурной сферы.
1. Предметная сфера исследования досуга как социально-культурного явления       -  
2. Современная социально-культурная ситуация как источник возникновения проблем и объект социального заказа          
3. Процесс исследования социально-культурной сферы          
Раздел II. Основные элементы программы исследования в СКС
4. Тема исследований          
5. Характеристика проблемной ситуации. Источники возникновения конфликта          
6. Выбор объекта, предмета, целей и задач исследования          
7. Определение операциональных понятий. Системный анализ объекта исследования          
8. Технология выдвижения рабочих гипотез, определение гипотетических фактов, круга источников и методов исследования          
9. Измерение объектов, единиц наблюдения в социальном исследовании          
Раздел III. Методы получения эмпирической информации в исследовании СКС
10. Опросный лист. Технологическая лаборатория разработки          
11. Анализ документов в исследовании СКС          
12. Метод наблюдения в исследовании СКС          
13. Методы обработки эмпирического материала          
ИТОГО          

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.408 с.)