Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Анализ документов в исследовании скс

Поиск

Природа социального документа. Виды документов.

Проблема научной дешифровки, интерпретации документов: функция адресата, текста, контекста, канала, кода в структуре документа. Документация культурно-досуговых учреждений, их атрибуция и классификация. Пути их использования в исследовании. Качественный анализ документов: определение и оценка сущности, функции, структуры, системы социально-культурного объекта, явления, процесса.

Контент-анализ как специфический метод изучения документальной информации. Понятия «единица счета» и «частота проявления признака». Квантификация элементов содержания изучаемого явления. Возможности и границы использования метода контент-анализа в исследовании социально-культурной сферы: прессы, художественного репертуара, художественных ценностей общества, рекламы, документации социально-культурных общностей и т. д.

Бюджет времени как универсальный документ о труде, быте и досуге личности. Свободное время как документальный источник знания функционирования и развития досуговой сферы.

Технология составления карты фиксации расходования бюджета времени.

 

Тема 12. Метод наблюдения в исследовании СКС

Сущность метода наблюдения, границы его применения и возможности. Роль методологических принципов, историзма, целостности, конкретности и значимости в научном наблюдении.

Виды наблюдений: целенаправленное и свободное, полевое и лабораторное, внешнее и включенное, смешанное.

Методика разработки карты наблюдения за участниками массового культурного мероприятия:

1. Определение структуры массового мероприятия.

2. Выделение единиц наблюдения.

3. Определение признаков реакции аудитории.

4. Измерение уровня признаков реакции.

5. Характеристика источников возникновения реакции аудитории.

6. Разработка методик опросов организаторов и членов наблюдаемой массовой аудитории.

Методика логического анализа массового культурного мероприятия: а) определение целей и задач мероприятия; б) характеристика объекта воздействия; в) анализ содержания и формы; г) характеристика средств, методов, приемов раскрытия содержания.

 

Тема 13. Методы обработки эмпирического материала

Обработка первичных данных и ее связь с программой исследования. Статистические группировки. Построение простых и перекрестных группировок первичных данных.

Понятие о статистической моде, медиане и среднеарифметической величине.

Процедуры проверки гипотез исследования на основе анализа связей между признаками.

Классификация связей и зависимостей по форме, направлению и тесноте (силе).

Способы графической иллюстрации эмпирических данных.

Планы семинарских занятий

Семинар 1. Тема 4

1. Логика социального исследования и его теоретические средства.

2. Проблема, объект и предмет исследования.

3. Цели и задачи исследования.

Литература

1. Здравомыслов А. Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969. С. 54–66.

2. Как вести социологическое исследование. М., 1985. с. 36–45.

3. Процесс социального исследования. М., 1975. с. 27–38.

4. Рабочая книга социолога. М., 1983. с. 124–132.

5. Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М., 1987. с. 36–44.

 

Семинар 2. Тема 8

1. Определение основных понятий исследования.

2. Технология анализа объекта исследования.

3. Рабочие гипотезы, типы гипотез, правила формулирования, процедура их проверки.

Литература

1. Здравомыслов А. Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969. С. 66–85.

2. Процесс социального исследования. М., 1975. С. 39–55.

3. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987. с. 44–56.

Методика проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов

Данные практические занятия способствуют написанию дипломных проектов. Приступая к занятиям, каждый студент в ходе учебной и самостоятельной работы выбирает тему будущей дипломной работы на основе изучения литературы и в ходе анализа социально-культурной ситуации разрабатывает исследовательский проект и защищает его на практических занятиях.

 

Занятие 1

Выбор темы дипломной работы из тематики, разработанной кафедрой или в самостоятельной формулировке, обоснование ее актуальности, ознакомление с кафедральными требованиями по написанию дипломных работ.

 

Занятие 2

Характеристика проблемной ситуации, проблемного «поля», формулирование проблемы дипломного исследования, обоснование теоретической и практической значимости избранной проблемы.

 

Занятие 3

Выбор объекта и предмета. Определение цели, задач, объекта и предмета дипломного исследования.

 

Занятие 4

Системный анализ объекта исследования: определение основных понятий, структурный анализ, определение условий и факторов функционирования и развития проблемной ситуации.

 

Занятие 5

Формулировка гипотез на основе системного анализа объекта исследования, их обоснование.

 

Занятие 6

Разработка матрицы гипотетических факторов, определение источников и методов исследования.

 

Занятие 7

Разработка методики исследования.

 

Занятие 8

Методы обработки и обобщения результатов исследования.

 

Примерные вопросы к зачету

1. Досуг как составная часть социально-культурной деятельности и как самостоятельный предмет исследования.

2. Теоретические методы познания.

3. Природа научного факта, онтологическое и гносеологическое значение факта.

4. Исследовательская программа как логическая организация процесса познания и как документ упорядочения целей, границ, стадий, процедур, средств и методов исследований.

5. Анализ социально-культурной ситуации и «гнездо» проблем.

6. Понятие «проблема», источники возникновения проблем.

7. Объект и предмет исследования в СКС.

8. Цели и задачи исследования в СКС.

9. Технология анализа объекта исследования.

10. Определение, его виды, технология работы над определением.

11. Определение понятия «гипотеза», ее функции. Типы и виды гипотез.

12. Технология разработки матрицы гипотетических фактов.

13. Измерение объектов и единиц наблюдения в социальном исследовании.

14. Понятие протяженности (континуума). Интервалы и шкалы измерения.

15. Выборка в социальном исследовании, ее типы.

16. Классификация методов эмпирического исследования.

17. Опрос и его виды.

18. Технология составления опросного листа.

19. Классификация вопросов: а) по содержанию; б) по форме; в) по функции.

20. Типичные логические, психологические, семантические, методические ошибки при составлении и оформлении опросного листа.

21. Интервью, его виды, технология разработки.

22. Типичные ошибки интервьюера и методика его подготовки.

23. Социометрические опросы. Технология разработки социометрического опросного листа.

24. Природа социального документа, виды документов, методы его анализа.

25. Контент-анализ как специфический метод изучения документальной информации.

26. Бюджет времени как универсальный документ о труде, быте и досуге личности. Технология составления карты фиксации расходования бюджета времени.

27. Метод наблюдения в исследовании СКС.

28. Технология разработки схемы наблюдения реакции аудитории массового мероприятия.

29. Метод эксперимента в исследовании СКС.

30. Основные процедуры обработки эмпирических данных: статистические группировки, мода, медицина, среднеарифметическая величина.

31. Классификация связей и зависимостей по форме, направлению и тесноте (силе).

32. Способы графической иллюстрации эмпирических данных.

33. Методологические принципы историзма, целостности, конкретности и значимости в процессе интерпретации результатов исследования.

Литература
Основная

1. Здравомыслов А. Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969.

2. Как провести социологическое исследование. М., 1985.

3. Рабочая книга социолога. М., 1983.

4. Социология: Учеб. пособие для вузов / А. Н. Елсуков, Е. М. Бабосов, А. Н. Дафимов и др.; Под ред. А. Н. Елсукова. Минск: Терра Системс, 2000.

5. Теория и методы социологических исследований. М., 1984.

6. Ядов В. А. Описание социологического исследования. М., 1998.

Дополнительная

1. Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.

2. Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы: заметки социолога. М., 1987.

3. Алексеев А. Н. Контент-анализ, его задачи, объекты и средства // Труды НИИ культуры. 1974. Вып. 9.

4. Батыгин Т. С. Социологический факт: понимание, объяснение, интерпретация // Общественные науки. 1987. № 3.

5. Голофаст В. Б. Методологический анализ в социальном исследовании. Л., 1981.

6. Докторов Б. З. Об использовании экспертных оценок общественного мнения // Социологические исследования. 1984. № 4.

7. Дружинин Н. К. Выборочное наблюдение и эксперимент: Общие логические принципы организации. М., 1977.

8. Жабский М. И. Надежность социологических измерений // Социологические исследования. 1984. № 4.

9. Кобыща А. В. Некоторые методологические вопросы операциональных понятий в социологии // Вопросы философии. 1979. № 2.

10. Краткий словарь по социологии. М., 1988.

11. Кротова Т., Седов А., Шмаков В. Методы сбора, обработки и анализа социологической информации: Учеб. пособие. Л., 1984.

12. Логика социологического исследования. М., 1987.

13. Ноэль Э. Массовые опросы. М., 1978.

14. Паниотто В. И. Социометрические методы изучения малых социальных групп // Социологические исследования. 1976. № 3.

15. Словарь прикладной социологии. Минск, 1984.

16. Суна У. Ф., Петров В. М. Социология эстетической культуры: Проблемы методологии и методики. Рига, 1985.

17. Типология и классификация в социологических исследованиях. М., 1989.

18. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

19. Чередниченко В. В. Применение экспертных оценок в социологических исследованиях // Социологические исследования. 1981. № 3.

20. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. М., 1978.

21. Шубкин В. И. Социологические опыты. М., 1970.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 732; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.96 (0.007 с.)