Основы психологического консультирования 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы психологического консультирования



Групповые процессы

Содержание критерия Баллы
Посещаемость занятий (активность в работе группы) 0 - 60
Анализ групповой динамики своей рабочей группы 0 - 7
Эссе «Я в группе» 0 -7
Реферат по одной из тем по групповому психологическому консультированию (содержание, оформление) 0 - 10
Защита реферата (презентация, ответы на вопросы, свободное владение содержанием) 0 - 8
Зачет (вопросы по теории) 0 - 8

 

 

Практикум по патопсихологии

Содержание критерия Баллы
Посещаемость (активная работа в группах по проведению патопсихологических исследований больных) 0 - 50
Составление 5 заключений на больных с разными нозологиями (умение предъявлять и анализировать патопсихологические и личностные методики в работе с больными, участие в обсуждении работы, вопросы в процессе проведения методик) 0 — 50

 

 

Основы психологического консультирования

Содержание критерия Баллы
Экзамен Теория (2 вопроса) 0 - 10 0 - 20
    Анализ индивидуальной работы другого студента 0 - 10  
Посещаемость занятий 0 - 10
Ведение дневников тренировок в «тройках» (консультант — клиент — наблюдатель), 10 самостоятельных занятий в течении семестра 0 - 15
Учебное консультирование — пять индивидуальных консультаций с «клиентом» (протоколы, анализ) 0 - 20
Анализ работы психотерапевтов в фильме «Умница Уилл Хантинг» 0 - 5
Практическая часть занятий: - анализ «Этических стандартов психолога» - письменный отчет от группы 0 - 3 0 - 30
  - групповая работа — интервенция в алкоголизм — формирование мотивации на лечение у больных с зависимостями на примере алкоголизма (письменный отчет от каждого) 0 - 3  
- упражнение «Марсианин» - тренировка говорить на языке клиента — письменный отчет   0 - 3
  - деструктивные речевые обороты в процессе коммуникации (письменный отчет от группы 3-4 человека)   0 - 3  
- специфика консультирования в ВУЗах (письменный отчет от группы) 0 - 3
  - активное участие в упражнениях (рефлексия по окончании упражнения, вопросы на уточнение, понимание, превнесение собственного опыта) 0 - 15  

 

Лекции по патопсихологии

Содержание критерия Баллы
Посещаемость 0 - 10
  Реферат (его структура и содержание) Защита реферата 0-10
Анализ трех профилей MMPI (письменно) 0 - 10
Обратная связь по одному профилю «врачу» с подробным объяснением личностных особенностей, проблемных зон пациента с обоснованием: на основании каких признаков сделаны эти выводы (защита устно перед группой) 0-5
Обратная подробная связь по одному из профилей «пациенту». Умение использовать обычный, понятный язык, без употребления профессионального слэнга, умение показать проблемные зоны без черезмерной фрустрации (защита перед группой). 0 - 5
  Письменные отчеты по освоению отдельных методик (ответные ассоциации, классификация предметов, пиктограмма, тест Розенцвейга, когнитивный синтез — тест, соотнесение пословиц, метафор и фраз, опросник выраженности психопатологической симптоматики) 0-10
Проведение обследования и составление пробного заключения на здоровом испытуемом 0-5
Анализ структурного интервью Кернберга. Соотнесение психопатологических синдромов по классификации DSM — 4 с типами организации личности по Кернбергу. 0 - 10
Анализ психологического заключения (написанного другим психологом): ошибки, язык, необоснованные выводы и т.д. 0 - 5
Экзамен Теория (один теоретический вопрос) 0 - 20 0 - 30
    Практическое задание (анализ протоколов и заключения, написанного другим психологом) 0 - 10  
           

 

 

Основы психологического консультирования

 

Экзамен (теория — 2 вопроса)

 

8-10 баллов - Глубокое раскрытие теории по каждому вопросу, дополненное примерами из практики учебного консультирования - Правильные ответы на все дополнительные вопросы преподавателя
4-7 баллов - Содержание одного вопроса раскрыто менее качественно - Содержание второго вопроса раскрыто полностью - Ответы не на все дополнительные вопросы преподавателя или ответы не достаточно качественные
0-3 балла - Раскрытие содержания одного из двух вопросов, или обоих, но не качественно - Слабые ответы на дополнительные вопросы преподавателя или их отсутствие

 

Экзамен (практическая часть — анализ индивидуальной работы другого студента)

 

8-10 баллов - Глубокий анализ представленной работы, с выделением достоинств и недостатков в работе с подтверждением их цитатами из протокола - Анализ выводов другого психолога о своей работе (что «консультант» обнаружил в своей работе: плюсы и минусы и что он не отразил в выводах)
4-7 баллов - Не полный анализ представленной работы, с выделением достоинств и недостатков в работе с подтверждением их цитатами из протокола - Не соответствие выводов на основе анализа другого психолога о своей работе и приводимых цитат
0-3 балла - Формальный анализ представленной работы при отсутствии примеров подтверждающих выводы

 

Посещаемость занятий

 

8-10 баллов 100% посещаемость с единичными пропусками по уважительным причинам
4-7 баллов Пропуск не более 12 академических часов
0-3 балла Пропуск более 12, но менее 20 академических часов
  При пропуске более 30% учебных занятий не допускаются к сдаче экзамена

 

 

  Ведение дневников тренировок в «тройках»
8-10 баллов - Не менее 10 занятий в «тройках». - Качественный глубокий анализ своей работы (что получается, что нужно доработать), представленный в письменной форме с примерами, подтверждающими выводы - Отражение основных тем, которые предъявляли клиенты - Результаты изменений у клиента или их отсутствие с обоснованием - Проработка основных техник, разобранных на занятиях (активное слушание, паузы молчания, поддержка, конфронтация, умение задавать вопросы....) - Активное участие в обсуждении работы каждого.
5-8 баллов - Не менее 8-9 занятий в «тройках» - Не полный анализ собственной работы - Частичное отражение основных тем, которые предъявляли клиенты - Результаты изменений у клиента или их отсутствие с не полным обоснованием - Частичная проработка более половины техник, разобранных на занятиях (активное слушание, паузы молчания, поддержка, конфронтация, умение задавать вопросы....) - Участие в обсуждении работы каждого.
1- 4 балла - Не менее 8-9 занятий в «тройках» - Слабый качественный анализ собственной работы - Частичное отражение отдельных тем, которые предъявляли клиенты - Результаты изменений у клиента или их отсутствие с отсутствием обоснования - Частичная проработка отдельныхы техник, разобранных на занятиях (активное слушание, паузы молчания, поддержка, конфронтация, умение задавать вопросы....) - Участие в обсуждении работы каждого.
баллов - Менее 8 занятий в «тройках». - Формальное описание своей работы (что получается, что нужно доработать), отсутствие примеров, подтверждающими выводы -Перечисление тем, которые предъявляли клиенты без их раскрытия - Не описаны результаты изменений у клиента или их отсутствие - Выделение и относительная проработка нескольких техник, разобранных на занятиях (активное слушание, паузы молчания, поддержка, конфронтация, умение задавать вопросы....) - Пассивное участие в обсуждении работы каждого.

 

Учебное консультирование — пять индивидуальных консультаций с «клиентом» (протокол и анализ). На каждую консультацию не менее пяти страниц протоколов (14 шрифт, одинарный интервал, не разряженный шрифт, шрифт:Times New Roman) из диктофонной записи всей консультации, обязательно поля с правой стороны 4 см, на которых обозначать использованные техники.

 

Баллы Учебное
15-20 баллов - Предоставление 25 страниц протоколов с анализом собственной работы после каждой консультации - В конце общий анализ проделанной работы по схеме, предложенной на занятиях, объемом не менее двух страниц - Все выводы должны быть обоснованы примерами (цитатами из протоколов) - Выделить плюсы в своей работе, а также обозначить то, что получается в меньшей степени (зоны ближайшего развития) с обоснованием.  
10-15 баллов - Предоставление 25 страниц протоколов с неполным анализом собственной работы после каждой консультации - В конце общий анализ проделанной работы по схеме, предложенной на занятиях, объемом не менее двух страниц - Не полное обоснованием выводов своей работы - Плюсы в своей работе, а также минусы с частичным обоснованием.
5-10 баллов - Предоставление 25 страниц протоколов с формальным анализом собственной работы после каждой консультации - В конце общий анализ проделанной работы по схеме, предложенной на занятиях, объемом не менее двух страниц - Слабое, фрагментарное обоснование выводов своей работы - Перечисление достоинств и недостатков своей работы.
0-5 баллов - Предоставление 25 страниц протоколов с формальным анализом собственной работы после каждой консультации - В конце общий анализ проделанной работы по схеме, предложенной на занятиях, объемом не менее двух страниц - Отсутствие обоснования выводов в результате анализа своей работы - Формальное перечисление достоинств и недостатков своей работы.
баллов - Не выполнение требование к составлению протоколов и анализу - Предоставление менее 25 страниц протоколов с формальным анализом собственной работы после каждой консультации - Отсутствие примеров, подтверждающих выводы

 

Вопросы к экзамену по ОПК

 

1.Определения: психологическое консультирование, психотерапия, психологическая интервенция, психологическая помощь.

2.Области деятельности психолога-консультанта.

3.Консультативный контакт.

4.Эмпатия, интуиция, рефлексия в работе консультанта.

5.Портрет эффективного консультанта.

6.Способы поддержания рабочего альянса.

7.Показания и ограничения для клиентов в психологическом консультировании.

8.Типы первичных интервью.

9.Первая встреча с клиентом.

10.Требования к личности консультанта.

11.Факторы, влияющие на процесс консультирования.

12.Разные типы динамики психологического консультирования.

13.Структура психологического консультирования.

14.Завершение отношений консультирования.

15.Трудные клиенты (агрессивные, депрессивные и т.д.), специфика работы с трудными клиентами.

16.Этические аспекты психологического консультирования.

17.Правовые аспекты психологического консультирования.

18.Основные техники воздействия (конфронтация, интерпретация, паузы молчания, задавание вопросов, активное слушание и т.д.) в психологическом консультировании.

19.Тестирование в практике психологического консультирования (ограничения и показания).

20.Игротерапия, арттерапия, психогимнастика.

21.Консультирование по проблемам детско-родительских отношений.

22.Консультирование семьи.

23.Консультирование в школах.

24.Консультирование в высших учебных заведениях.

25.Консультирование клиентов с психическими аномалиями.

26.Экспертное психологическое консультирование.

27.Диалог по М.Буберу.

28.Уровни интимности в психологическом консультировании (Бьюдженталь).

29.Гештальт-терапия. Исторические корни гештальт-терапии. Определение. Основоположники гештальт-терапии.

30.Представление о неврозе в гештальт-терапии.

31.Цикл опыта. Возникновение и завершение гештальта.

32.Структура Self в гештальт-терапии.

33.Психологические защитные механизмы (проекция, интроекция, ретрофлексия, конфлюэнция, десенсетизация, дефлексия, профлексия, эготизм, девальвация). Способы работы с ними.

34.Основные принципы гештальт-терапии. Поле, организм, среда. Гомеостаз. Граница-контакт.

35.Гештальт-терапия — одно из направлений экзистенциальной психотерапии.

36.Причины возникновения невротических симптомов с точки зрения гештальт-терапии.

37.Работа с психосоматическими симптомами в гештальт-терапии.

38.Работа с психосоматическими симптомами в гештальт-терапии.

39.Использование арттерапии, психодрамы в гештальт-терапии.

40. Завершение консультирования: как понимаете, что такое интегрированная личность?

41.Результативность психотерапии. Действенность и эффективность.

42.Может ли психотерапия принести вред пациенту?

 

Литература:

А. Айви, М. Айви, Л. Саймек – Даунинг «Консультирование и психотерапия»

1) Р. Нельсон – Джоунс «Теория практика консультирования» С.-Петербург, 2002г.

2) С. Глэддинг «Психологическое консультирование» Москва, С.-Петербург, 2002г.

3) Р. Кочюнас «Основы психологического консультирования» Москва, 1999г.

4) А.А. Осипова «Общая психокоррекция» Москва, 2000г.

5) Р.С. Немов «Психологическое консультирование» Москва, 2001г.

6) Д. Коттлер «Совершенный психотерапевт» С.-Петербург, 2002г.

7) Под редакцией М. Перре, У. Баумана «Клиническая психология» С.-Петербург, 2002г.

 

Дополнительная литература.

1) Р. Мэй «Искусство психологического консультирования» Москва,1994г.

2) В.Ю. Завьялов «Терапевтические трансы» Новосибирск, 1995г.

3) Ассаджиоли «Психосинтез» Москва, 1997г.

4) М. Андерсен – Уоррен, Р. Грейнджер «Драма – терапия» С.-Петербург 2001г.

5) К. Наранхо «Гештальттерапия» Воронеж, 1995г.

6) Г. Лейтс «Классическая психодрама Я.Л. Морено» Москва, 1994г.

7) Ф. Перлз «Гештальт подход», «Свидетель терапии» Москва, 1994г.

8) Ю.В. Тихонравов «Экзистенциальная психология» Москва, 1998г.

9) Ф. Фаррелли, Д. Брандсма «Провокационная терапия» Екатеринбург, 1996г.

10) А. Адлер «Практика и теория индивидуальной психологии» Москва, С.-Петербург, 2003г.

11) «Гештальтерапия» Теория и практика Москва,2002г.

12) Ю. Алешина «Индивидуальное и семейное психологическое консультирование» Москва, 1999г.

13) Е.А. Карпова «Гештальттерапия» Методическое пособие Новосибирск, 1996г.

14) «Бихевиоральная терапия» перевод и составление В.А. Сленкова Новосибирск, 1996г.

15) А. Адлер «Наука и жизнь» Киев, 1997г.

16) Э. Минделл «Психотерапия как духовная практика» Москва, 1997г.

17) Ф. Келлерман «Психодрама крупным планом» Москва, 1998г.

18) Д. Браун, Д. Педдер «Введение психотерапию» Москва, 1998г.

19) Д. Соколов «Сказки и сказкотерапия» Москва, 2000г.

20) «Семинар с доктором Милтоном Г. Эриксоном» Москва, 1994г.

21) М.Е. Бурно «Терапия творческим самовыражением»

22) Д. Марсер, Д. Вуди «Индивидуальное консультирование наркозависимых» Варшвава,2001г.

23) Гронский А.В., Пушкина Т.П. «Гештальттерапия от А до Я»

24) Э. Берн «Трансактный анализ и психотерапия» С.-Петербург, 1994г.

25) З.Матейова, С. Машура, «Музыкотерапия при заикании» Киев, 1984г.

26) Ф. Тайсон, Р. Тайсон «Психоаналитические теории развития» Екатеринбург, 1998г.

27) М. Балинт «Базисный дефект» Москва, 2002г

28) М. Кан « Между психотерапевтом и клиентом» С.-Петербург, 1997г.

29) Ф. Риман «Основные формы страха» Москва, 2000г.

30) Д. Столрод, Б. Брандгнафт, Д. Атвуд «Клинический психоанализ» Москва, 1999г.

31) П. Гилберт «Преодолей депрессию» Минск, 1994г.

32) Д. Хелл «Ландшафт депрессии» Москва, 1999г.

33) Б. Любан – Плоцца, В. Пельдингер, Ф. Крегер «Психологический больной на приеме у врача» С.-Петербург, 1996г.

34) «Психология и лечение зависимого поведения» под редакцией С. Даулинга Москва, 2000г.

35) П. Куттер «Любовь, ненависть, зависть, ревность» С.-Петербург 1998г.

36) Д.А. Холл «Юнгианское толкование сновидений» С.-Петербург, 1996г.

 

 

Патопсихология (лекции)

 

Посещаемость занятий

 

8-10 баллов 100% посещаемость с единичными пропусками по уважительным причинам
4-7 баллов Пропуск не более 12 академических часов
0-3 балла Пропуск более 12, но менее 20 академических часов
  При пропуске более 30% учебных занятий не допускаются к сдаче экзамена

 

Реферат (его структура и содержание), защита реферата

 

8-10 баллов - Глубокое отражение заявленной темы - История формирования данного заболевания или отдельных симптомов - Различные формы проявления симптомов - Патопсихологическая картина данного заболевания, патопсихологические методы исследования основных психических нарушений при данном заболевании - Современные исследования в этой области - Ассимиляция текста, изложение собственным языком с полным пониманием терминов, используемых в тексте - Защита реферата своими словами с незначительной опорой на текст - Использование не менее 10 источников, из них не менее 50% статей из психологических журналов
4-7 баллов - Частичное отражение заявленной темы - Не полная история формирования данного заболевания или отдельных симптомов - Различные (не все) формы проявления симптомов - Частичная патопсихологическая картина данного заболевания, некоторые патопсихологические методы исследования основных психических нарушений при данном заболевании - Современные исследования в этой области - Не полная ассимиляция текста, изложение собственным языком с полным пониманием не всех терминов, используемых в тексте - Защита реферата своими словами с опорой на текст - Использование не менее 10 источников, из них не менее 50% статей из психологических журналов
0-3 балла - Формальное отражение заявленной темы - Не достаточно раскрытая история формирования данного заболевания или отдельных симптомов - Различные (не все) формы проявления симптомов - Частичная патопсихологическая картина данного заболевания, некоторые патопсихологические методы исследования основных психических нарушений при данном заболевании - Практически отсутствие анализа современных исследований в этой области - Не полная ассимиляция текста, изложение собственным языком с полным пониманием не всех терминов, используемых в тексте - Защита реферата своими словами с опорой на текст - Использование менее 10 источников, из них менее 50% статей из психологических журналов. Преобладание учебников и статей, не отражающих современной проблематики данной темы

 

Письменные отчеты по освоению отдельных методик (ответные ассоциации, классификация предметов, пиктограмма, тест Розенцвейга, когнитивный синтез — тест, соотнесение пословиц, метафор и фраз, опросник выраженности психопатологической симптоматики)

 

8-10 баллов - Понимание направленности методики -Правильное ведение протокола - Качественный анализ полученных результатов - Обоснованные выводы на основе полученных данных при сопоставлении с нормами - Суммарная оценка по всем вышеперечисленным методикам
4-7 баллов - Понимание направленности методики -Правильное ведение протокола - Частичный анализ полученных результатов - Частично обоснованные выводы на основе полученных данных при сопоставлении с нормами - Суммарная оценка по 80% вышеперечисленных методик
0-3 баллов - Не во всех методиках понимание направленности методики -Не всегда правильное ведение протокола - Частичный, формальный анализ полученных результатов - Частично и формально обоснованные выводы на основе полученных данных при сопоставлении с нормами - Формальна оценка не всех вышеперечисленных методик

 

Вопросы к экзамену по ПАТОПСИХОЛОГИИ

 

1) Патопсихология. Определение, предмет, методы. Основоположники патопсихологии.

2) Влияние патопсихологии на другие, смежные дисциплины.

3) Актуальность проблемы патопсихологии (проблеме определения предмета, понятие нормы и патологии)

4) Практические задачи патопсихологии: получение данных для диагностики, исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией, участие в экспертной работе, участие в реабилитационной работе.

5) Приемы патопсихологической диагностики: патопсихологические методики, качественный и количественный анализ, принципы подбора экспериментально-психологических методик. Валидность и надежность используемых тестов. Проведение патопсихологического исследования.

6) Патопсихологические синдромы.

7) Нарушения сознания.

8) Патология восприятия.

9) Нарушения мышления. Разные виды нарушений мышления. Методики для исследования нарушений мышления.

10) Нарушение внимания при разных психических заболеваниях. Методики для исследования нарушений внимания.

11) Нарушения памяти. Методики для исследования нарушений памяти.

12) Нарушения речи при разных психических заболеваниях. Методы исследования речи.

13) Нарушения умственной работоспособности: причины, признаки, методы исследования.

14) Нарушения волевой сферы при разных психических заболеваниях. Методы исследования нарушений волевой сферы.

15) Нарушения личности. Неоднозначность характера нарушений личности. Сложность постановки определенной задачи для исследователя. Агравация и симуляция в условиях экспертизы.

16) Психотический, пограничный и невротический уровень организации личности. Структурное интервью Кернберга.

17) Нарушения эмоционально-аффективной сферы. Методы исследования нарушений эмоций.

18) Экспертная работа. Виды экспертиз. Специфика проведения исследования. Требования к личности психолога-эксперта. Границы компетентности. Этические нормы при проведении экспертизы.

19) Перспективы развития патопсихологии.

20) Исследование нарушений личности: нарушение структуры иерархии мотивов, формирования патологических потребностей и мотивов, нарушение смыслообразования, нарушение саморегуляции, нарушение критичности и спонтанности поведения.

21) Формы дизонтогенеза по Лебединскому.

22) Понятие функционального диагноза.

Частные вопросы (что было в рефератах)

Список основной и дополнительной литературы.

5.2Основная литература.

1) Блейхер В.М.,Крук И.В., Боков С.Н. «Клиническая патопсихология», М., 1998 г.

2) Блейхер В.М. «Патопихологическая диагностика», Киев, 1980 г.

3) Вольф М. «Патопсихология и ее методы», М., 2000 г.

4) Зейгарник Б.В. «Психопатология», М., 1976 г.

5) Николаева С.В. «Спецпрактикум по патопсихологии», М., 1979

6)Рубинштейн С.Я. «Экспериментальные методы патопсихологии», М., 1970 г.

5.3Дополнительная литература.

6. Алейникова С.М. Экспериментально- психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении. –М., 1982

7. Астапов В., Микадзе Ю. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия. – М., 2000

8. Бежинишвили Б.И. Психологические методы и исследования в клинике. – Л., 1967.

9. Белая И.И. Методика Роршарха и ее применение при исследовании больных эпилепсией: методические рекомендации. – М.,1978.

10. Беспалько И.Г. Психологические методы исследования личности в клинике. – Л.,1978

11. Бизюк А,П. Патопсихология: краткий курс в контексте общей клинической психологии . – С-пб, 2010

7) Блейхер В.М. Журн. Невропатол. И психиатр. Им. С.С.Корсакова, - 1975.

8) Блейхер В.М. Расстройства мышления. – Киев, 1983.

9) Бояршинова Т.Н. Журн. Невропатол. И психиатр. Им. С.С.Корсакова, - 1975.

10) Братусь Б.С. Журн. Невропатол. И психиатр. Им. С.С.Корсакова, - 1976.

11) Братусь Б.С, Психологический анализ изменения личности при алкоголизме. – М.,1974

12) Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989.

13) Бурлачук Л.Ф. Психологическая газета, 2000 г.. февраль №2/53

14) Вольф Д., Мэш Э. Детская патопсихология: нарушения психики ребенка. – М., 2007.

15) Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. – М., 1971.

16)Зейгарник Б.В. Патопсихология: основы клинической диагностики и практики. – М.,2008

17) Карвасарский Б.Д. Клиническая психология: учебник для вузов. – М., 2000

18) Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. «аномальноая психология2, М., 2000

19)Клубова Е.Б. Отношение к болезни, механизмы психологической защиты у больных алкоголизмом. –Л., 1995.

20) Комер Р. Патопсихология поведения: нарушения и патологии психики. – М., 2007

21) Ксенофонтова Е.Г. психологический журнал, 1999 г,т.20, №2

22) Лусканова Н.Г. Диагностика школьной адаптации. – М., 1993.

23) Перре М., Бауман У. Клиническая психология. – М., 2000.

24) Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1970.

25) Рубинштейн С.Я Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применеиия их в клинике: практическое руководство. – М., 2007

26) Сатмари П. Дети и аутизм. – М., 2000.

27) Семаго Н.Я. «Школа здоровья», 1998 г., №4.

28) Семаго Н.Я. Школьный психолог, 1999

29) Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – М., 2000.

 

Групповые процессы

 

Посещаемость занятий

 

48-60 баллов 100% посещаемость с единичными пропусками по уважительным причинам
24-47 баллов Пропуск не более 12 академических часов
0-23 балла Пропуск более 12, но менее 20 академических часов
  При пропуске более 30% учебных занятий не допускаются к сдаче экзамена

 

Эссе «Я в группе»

 

 

5-7 баллов - Анализ изменения собственного состояния в группе, примеры - Изменение представлений о других членах группы, примеры - Собственное сопротивление, изменение представления о себе, примеры - Субъективное восприятие «ведущего» - как давал поддержку, достаточно ли мне было этой поддержки; каким образом «ведущий» фрустрировал, как я это переживал? - Как изменились мои отношения с другими членами группы? - С какими механизмами социальной перцепции я столкнулся на собственном опыте - Мои изменения: есть или нет? если есть то в чем? за счет чего? - Дополнительно: что еще Вы отметили для себя в группе
3-4 балла - Менее содержательный анализ «восприятия себя» и «других членов группы» во время группового развития - Не всегда обоснованные выводы - Выделены и описаны не все факторы, описанные в первом пункте
0-2 балл - Формальное перечисление наблюдаемых феноменов - Слабый самоанализ, низкий уровень рефлексии собственных изменений, изменений представлений о других членах группы

 

 

Защита реферата

 

6-8 баллов - Свободное владение содержанием - Описание своими словами с незначительной опорой на текст - Осмысленные, по существу ответы на вопросы преподавателя - Поощряется презентация
3-5 баллов - Нет четкости в передаче содержания - Употребление психологических терминов, которые не всегда может объяснить - Ответы не на все вопросы преподавателя -При выступлении значительная опора на текст
0-2 баллов - Не ассимилирован текст, если отрывается от текста, не может передать своими словами - Не всегда понимает вопросы преподавателя по заданной теме - Не может привести примеры, раскрывающие общие положения

 

Зачет (вопросы по теории)

 

6-8 баллов - Глубокое раскрытие теории по каждому вопросу, дополненное примерами из практики учебного консультирования - Правильные ответы на все дополнительные вопросы преподавателя
3-5 баллов - Содержание одного вопроса раскрыто менее качественно - Содержание второго вопроса раскрыто полностью - Ответы не на все дополнительные вопросы преподавателя или ответы не достаточно качественные
0-2 баллов - Раскрытие содержания одного из двух вопросов, или обоих, но не качественно - Слабые ответы на дополнительные вопросы преподавателя или их отсутствие

 

 

Вопросы к зачету

 

1. Группы в современном обществе. Малые группы: определение, исторические аспекты, исследования малых групп.

2. Механизмы групповой динамики.

3. Механизмы социального восприятия.

4. Поведение человека в группах. Влияние группы на человека.

5. Межличностное научение.

6. Групповая культура и нормы.

7. Формирование групп, типы групп.

8. Отбор клиентов.

9. Подготовка клиентов к групповой работе и групповое соглашение.

10. Тренер (руководитель) группы: роли, позиции, стили, навыки.

11. Группа как инструмент психологической помощи.

12. Ролевая структура группы и её изменения.

13. Современные теории групповой психотерапии.

14. Психотерапевтические факторы в групповой психотерапии.

15. Механизмы и процессы изменений.

16. Факторы, которые приводят к деструктивному поведению на группе.

17. Трудные группы и трудные клиенты.

18. Подготовка группового терапевта.

19. Методы и техники групповой психотерапии.

20. Области применения групповой психотерапии.

21. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений.

22. Исследования в области групповой психотерапии.

23. Мониторинг.

24. Выражение чувств в групповой психотерапии.

25. Терминация в групповой психотерапии.

Литература по групповым процессам

 

1. Руган Дж., Стоун У. Психодинамическая психотерапия. СПб. 2002 г.

2. Групповая психотерапия. Под ред. Д.Б. Карвасарского. М. 1990 г.

3. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб. 2002 г.

4. Кратохвил С. Групповая психотерапия неврозов. Прага. 1978 г.

5. Берн Э. Групповая психотерапия.

6. Витакер К. Группа как инструмент психологической помощи.

7. Кугтер П. Элементы групповой терапии. СПб. 1998 г.

8. Кеннард Д., Робертс Дж., Уинтер Д. Групп-аналитическая психотерапия.

9. Кори Дж., Кори М., Колланэн П., Рассел Дж. М. Техники групповой психотерапии. СПб. 2001 г.

10. Кулаков С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков.

11. Андерсон-Уоррен М., Грейнджер Р. Драма-терапия. СПб. 2001 г.

12. Балинтовские группы и супервизия в подготовке специалистов, работающих с детьми. Учебное пособие. СПб. 1998 г.

13. Якобс Д., Дэвис П., Мейер Д. Супервизорство: техника и методы корректирующего консультирования. СПб. 1997 г.

14. Групповая психотерапия психических больных. Методические рекомендации. М. 1983 г.

15. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М. 1991 г

 

Групповые процессы

Содержание критерия Баллы
Посещаемость занятий (активность в работе группы) 0 - 60
Анализ групповой динамики своей рабочей группы 0 - 7
Эссе «Я в группе» 0 -7
Реферат по одной из тем по групповому психологическому консультированию (содержание, оформление) 0 - 10
Защита реферата (презентация, ответы на вопросы, свободное владение содержанием) 0 - 8
Зачет (вопросы по теории) 0 - 8

 

 

Практикум по патопсихологии

Содержание критерия Баллы
Посещаемость (активная работа в группах по проведению патопсихологических исследований больных) 0 - 50
Составление 5 заключений на больных с разными нозологиями (умение предъявлять и анализировать патопсихологические и личностные методики в работе с больными, участие в обсуждении работы, вопросы в процессе проведения методик) 0 — 50

 

 

Основы психологического консультирования

Содержание критерия Баллы
Экзамен Теория (2 вопроса) 0 - 10 0 - 20
    Анализ индивидуальной работы другого студента 0 - 10  
Посещаемость занятий 0 - 10
Ведение дневников тренировок в «тройках» (консультант — клиент — наблюдатель), 10 самостоятельных занятий в течении семестра 0 - 15
Учебное консультирование — пять индивидуальных консультаций с «клиентом» (протоколы, анализ) 0 - 20
Анализ работы психотерапевтов в фильме «Умница Уилл Хантинг» 0 - 5
Практическая часть занятий: - анализ «Этических стандартов психолога» - письменный отчет от группы 0 - 3 0 - 30
  - групповая работа — интервенция в алкоголизм — формирование мотивации на лечение у больных с зависимостями на примере алкоголизма (письменный отчет от каждого) 0 - 3  
- упражнение «Марсианин» - тренировка говорить на языке клиента — письменный отчет   0 - 3
  - деструктивные речевые обороты в процессе коммуникации (письменный отчет от группы 3-4 человека)   0 - 3  
- специфика консультирования в ВУЗах (письменный отчет от группы) 0 - 3
  - активное участие в упражнениях (рефлексия по окончании упражнения, вопросы на уточнение, понимание, превнесение собственного опыта) 0 - 15  

 

Лекции по патопсихологии





Содержание критерия Баллы
Посещаемость 0 - 10
  Реферат (его структура и содержание) Защита реферата 0-10
Анализ трех профилей MMPI (письменно) 0 - 10
Обратная связь по одному профилю «врачу» с подробным объяснением личностных особенностей, проблемных зон пациента с обоснованием: на основании каких признаков сделаны эти выводы (защита устно перед группой) 0-5
Обратная подробная связь по одному из профилей «пациенту». Умение использовать обычный, понятный язык, без употребления профессионального слэнга, умение показать проблемные зоны без черезмерной фрустрации (защита перед группой). 0 - 5
  Письменные отчеты по освоению отдельных методик (ответные ассоциации, классификация предметов, пиктограмма, тест Розенцвейга, когнитивный синтез — тест, соотнесение пословиц, метафор и фраз, опросник выраженности психопатологической симптоматики) 0-10
Проведение обследования и составление пробного заключения на здоровом испытуемом 0-5
Анализ структурного интервью Кернберга. Соотнесение психопатологических синдромов по классиф

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.161.98.96 (0.012 с.)