Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные микротехники внимания и воздействияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Изучая приведенные примеры профессионального и непрофессионального использования языка мимики и жестов, вы просто имели небольшой тренинг навыков, который привел нас к центральной концепции наблюдательности. Если вы собрались консультировать клиента, то очевидно, что вам необходимо смотреть на него и поддерживать визуальный контакт. Далее, ваша поза должна говорить об интересе к нему. Раньше полагали, что психология — в основном вербальный процесс, но с появлением видеозаписей и фильмов по психологическому тренингу стало ясно, что невербальное общение также играет огромную роль в процессе консультации. Визуальный контакт и язык жестов являются физическим основанием внимательного поведения. Третьим аспектом внимательного поведения является тон голоса. Что выражает ваш голос: тепло души, интерес, либо скуку и отсутствие заботы? Голос может выдавать степень вашей доброжелательности и заинтересованности. Далее, если вы хотите быть внимательны по-настоящему, вы должны до конца выслушивать клиента. Квалифицированный терапевт не только своей позой демонстрирует внимание к клиенту, но и не желает ему изложить свою историю, редко меняет направление разговора или прерывает его. Главной ошибкой неумелого психолога является изменение темы разговора и неумение слышать то, что клиент старается ему передать. Например: Клиент: Сегодня днем я был в центре города и чувствовал себя тревожно, я даже хотел убежать, когда я увидел своего приятеля. Мне не хотелось ни с кем встречаться. Невнимательный психолог: Хорошо, а на второй курс вы перешли? Внимательный психолог: Вы сказали, что вам хотелось скрыться, когда вы увидели приятеля. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее. Редко возникает необходимость вмешиваться в рассказ клиента. Обращайтесь с ним бережно, и клиент сам расскажет все, что вам надо. Однако модель внимательного поведения неодинакова в разных культурах. Не думайте, что ваша манера внимательного выслушивания или воздействия подойдет для любого индивида, с которым вам придется иметь дело. Посмотрите на табл. 3.1, которая иллюстрирует это положение.
Замечания: Эта схема должна дать обзор некоторых ключевых невербальных стереотипов поведения представителей американского среднего класса и дать примеры поведения представителей других культур, чтобы продемонстрировать существенные различия. Очень рекомендуется в дальнейшем изучить стереотипы Других культур. Стоит помнить, что индивиды внутри одной культурной группы также могут различаться. Внимательное поведение — это центральный аспект интервьюирования, консультирования и терапии. Оно включает в себя четыре момента: визуальный контакт, необходимый язык жестов, тон голоса и вербальное следование рассказу клиента. Селективное внимание. Это понятие тесно связано с внимательным поведением. Наблюдая за психологом, можно обнаружить, что он селективно обращает внимание или избирательно игнорирует некоторые фрагменты речи клиента. Здесь для примера приводится длинный монолог клиента, в котором, очевидно, трудно сразу разобраться и дать однозначный ответ. Прочитайте его высказывания, выделите идеи, которые на ваш взгляд важны. Клиент: Дела шли довольно хорошо. Но вот возникла проблема: похоже, кто-то из жуликов нас надул. Но я не могу выяснить, как и кто. Отношения с женой у меня улучшаются — на прошлой неделе даже дошло до секса. Но она вступила в феминистскую организацию. И что тут поделать — не знаю. Я получил письмо от матери, она пишет, что отец болен, и ночью мне приснился ужасный сон, будто отец курит сломанную сигару... (пауза). Я должен... (пауза). На следующей неделе приезжает из колледжа дочь. Я был бы рад ее увидеть, может быть тогда атмосфера разрядится. Запишите, что вы поняли из этого пространного отрывка. Очень часто клиенты в своих рассказах скачут с одной темы на другую, и все темы привлекают внимание психолога. В приведенном примере клиент дал несколько потенциально важных тем (бизнес, жульничество, сексуальность, феминистское движение, родители, сон, семейные отношения). В зависимости от ваших взглядов на то, что является наиболее важным, вы выбираете одну из альтернатив. Очевидно, разные теории подчеркивают важность разной информации и, из-за селективности внимания, определяют, о чем же все-таки говорит клиент. Терапевты обычно очень субъективно отбирают и сортируют информацию клиента, и стереотип селективного внимания, как правило, говорит больше о психологе, чем о клиенте. Терапевт психодинамической ориентации чаще откликается на сексуальную проблематику, психолог-бихевиорист конкретизирует проблемы, требующие разрешения, а психолог экзистенционального направления выделяет проблемы отношений. Когда вы начнете анализировать свой стиль работы, то вы обнаружите, что в жизни клиента есть стороны, которые интересуют вас больше, чем остальные. Нельзя сказать, что это плохо, но совершенно необходимо сознавать свои стереотипы восприятия и помнить о них. У некоторых психологов клиенты говорят только о сексе (о снах, отношениях полов, о женских проблемах), в то время, как у других психологов могут быть клиенты, которые вообще не говорят о сексе. И причины этого надо искать не в клиенте, а в психологе. Воздействие есть активное вовлечение терапевта в процесс личностного изменения клиента. Внимательность психолога в этом процессе очень важна, но если в работе используется только она, то рост будет медленным и трудным. Когда же терапевт активно действует во время консультации, то изменения могут произойти быстрее. Так или иначе, все теории базируются на идее того, что психолог выступает как агент изменения и личностного роста. Самим своим присутствием психолог уже оказывает воздействие на клиента. Стиль воздействия тесно связан со стилем внимания. Если вы оказываете воздействие на другого, то следует смотреть на него и поддерживать визуальный контакт. Поза воздействующего психолога — слегка наклоненный вперед корпус, жесты скорее иллюстрируют советы, пожелания, указания, чем внимание. Словесное сопровождение очень важно, но предмет разговора всегда определяется терапевтом. Методы влияния и воздействия — или, что то же самое, методы выслушивания и беседы — далее подразделяются на серию микротехник коммуникативной практики, таких, как вопросы, пересказ, интерпретация и самораскрытие. Эти специальные словесные методы образуют основное содержание данной главы. Но прежде чем перейти к этим определениям, нам кажется уместным сначала представить упражнения для получения навыков Внимания и воздействия.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.218 (0.01 с.) |