Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировоззрение и теория в консультировании

Поиск

Недостаточно только расширить свой спектр подходов к клиенту, необходимо также рассмотреть собственную концеп­цию или мировоззрение. Выражаясь проще, что вы думаете об устройстве мира? Если вы еще не думали над этим, давайте рас­смотрим ваш ответ на первый вопрос в этой главе, где вы выде­лили ключевые проблемы своего клиента из кафетерия. То, как вы вычленили эти проблемы, дает некоторое представление о вашем взгляде на мир. Ваша манера действовать слабо связана с понятием мировоззрения или теории, зато ваше мироощущение определяет, как вы относитесь к другим, и повлияет на то, что вы скажете клиенту.

Чтобы лучше понять, как важна определенная концепция мировоззрения в деле психологической помощи, рассмотрим те ключевые проблемы, что выделены другими людьми, которым приводился тот же рассказ о кафетерии.

1. “Безусловно, проблема в данном случае связана с ком­плексом неполноценности. Подробный разговор об этом поня­тии и о детских воспоминаниях часто дает ключ к тому, отчего эти чувства возникли сейчас”.

2. “Этот человек есть жертва экономической системы, где у некоторых людей достаточно денег, чтобы посещать колледж или развлекаться, в то время как другие должны бороться за существование. Проблема не в чувствах, а в несправедливости общества”.

3. “Рабочая одежда плохая и выделяет человека. Я бы тоже чувствовал себя так. Может тут нужна униформа, которая не так выделяется среди остальных”.

4. “Я был бы рад любой работе. У меня и такой нет. А у этого студента нет никаких проблем, пусть заткнется и радует­ся”.

5. “Дело тут не в прислуживании и не в вытирании столов. Важно, как человек себя ощущает и что он делает. Этому сту­денту нужно осознать себя как личность, а не как объект”.

Каждое из приведенных определений ключевой проблемы отражает различные мировоззрения и ведут к равным терапевти­ческим действиям. Первый ответ исходит из психодинамиче­ского подхода и может вести к долговременной терапии. (Пси­ходинамический подход исследует детские переживания и чувст­ва с тем, чтобы понять, как они представлены во взрослой жиз­ни.) Следующее мировоззрение или теория относится к ради­кальным подходам и нацелена на изменение окружающей дей­ствительности. Третье мировоззрение исходит из практически-делового административного подхода и ищет внешние измене­ния. Четвертая теория вообще отрицает чувства. Последний взгляд отражает гуманистическое мировоззрение, которое под­черкивает значимость эмоций. Здесь в дальнейшем может последовать совет вступить в группу СПТ или пройти курс лично­стно-центрированного консультирования.

Тщательное изучение протоколов интервью, фильмов, ау­дио- и видеозаписей обнаруживает, что у психологов существует излюбленная манера отношения к клиенту. Как психолог, вы можете начать с определения собственного стиля работы с людьми. По тому, как вы определяете ключевую проблему и как выглядит ваш личный ответ, вы можете, в конце концов, из­влечь довольно точную картину вашего взгляда на людей и их тревоги.

Психологические теории, такие, как психоанализ, бихевио­ризм, экзистенциализм, обсуждаемые в этой книге, представля­ют подходы, которые являются средством объяснения людей и мира. Из фрейдовской теории психоанализа вытекает не только набор концепций, объясняющих человеческое поведение, но также и довольно четкий набор методик психологической по­мощи. Точно также и другие психологические подходы имеют мировоззрение, концепцию, а также техники оказания психо­логической помощи. Задача заключается в том, чтобы выбрать из каждой теории идеи, которые, по вашему мнению, наиболее точны и построить свою собственную теорию мира.

Развитие собственной теоретической ориентации

Некоторые психологи слишком привержены какой-нибудь одной концепции и ограничивают себя рамками одного теоре­тического мировоззрения. Такая приверженность полезна, если психолог достаточно компетентен и подходит к клиентам диф­ференцировано, но узость мышления, ригидность делает невоз­можной психологическую помощь тем, кто с первого сеанса не “раскололся”. Поэтому так важно быть гибким в выборе методик и теории и оставаться открытым для новых идей. Существует несколько путей для того, чтобы развить собственную обобщен­ную концепцию практического консультирования и терапии.

ЭКЛЕКТИЗМ. Все большую популярность в практиче­ской психологии получает эклектизм, и примерно половина практикующих психологов и терапевтов, по их признанию, ис­пользуют этот подход. Эклектик признает достоинства многих методов и теорий и намеренно подбирает различные аспекты этих теорий, которые могут оказаться полезными для его разно­сной клиентуры. Сильная сторона эклектизма — в гибкости широте охвата. В то же время некоторые критикуют эту позицию как чересчур гибкую и не имеющую систематического мышления, и даже говорят о “лени” некоторых психологов, не нашедших времени как следует изучить какую-то одну концепцию.

ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ОДНОЙ ТЕОРИИ. В проти­воположность эклектикам, многие психотерапевты проповедуют приверженность одной теории, такой, как бихевиоризм, психо­анализ, структурно-семейная терапия. Сильная сторона такого подхода — в углубленном изучении техники, методологии и возможность “подстроить” теорию под потребность индивиду­ального клиента. Некоторые критикуют сторонников только одной теории за негибкость и нежелание изменить свои подхо­ды, когда случай не укладывается в данную теорию.

ОБОБЩЕННАЯ ТЕОРИЯ. Джордж Келли, автор работ по психотерапии личности, отметил, что эклектики стано­вятся все более систематичны в своем мышлении, что они раз­вивают собственную теорию или обобщенную теорию психоло­гической помощи, в которой объединены различные подходы. Обобщенную теорию или метатеорию можно рассматривать как более общий концептуальный подход, чем эклектизм или при­верженность одной теории. Обобщенная теория пытается соединить и организовать части теорий в согласованности и система­тическом построении. Ее, пожалуй, можно окрестить как “систематический эклектизм”.

Однако же можно быть с самого начала преданным одной теоретической ориентации и одновременно быть приверженцем обобщенной теории. Психолог-бихевиорист может работать в своих привычных рамках, но уважительно относиться к другим теориям и приспосабливать какие-то их фрагменты к своей практике. К примеру, Альберт Эллис (глава XI) стоит на пози­циях когнитивной теории, но он использует фрагменты гумани­стической психологии и психоанализа, чтобы обогатить свою базовую ориентацию.

Как психолог или психотерапевт, вы сталкиваетесь с выбо­ром. Вы можете стать “ленивым” эклектиком, понадергав слу­чайных фрагментов из различных теорий. Или вы можете ре­шить, что какая-то школа в психологической науке является лучшей и не рассматривать альтернативные. Или придерживать­ся общетерапевтической ориентации через систематический эклектизм, либо сохранять гибкую приверженность одной тео­рии. Два последних выбора — суть концепции обобщенной тео­рии. Что у них общего:

1) понимание того, что реакция клиента может быть разной и, возможно, потребуется какой-нибудь другой теоретический подход;

2) уважение к мировоззрению или теории, отличной от соб­ственной;

3) умение видеть то, каким образом различные теории мож­но увязать вместе для пользы клиента.

Когда вы начинаете психологическую практику, вы скоро убедитесь, какое изобилие методов и теорий существует в этой области. Некоторые считают разумным сконцентрироваться на одной. Позднее, по мере увеличения знаний и опыта, вы сможе­те глубоко изучить альтернативные методы.

Пожалуй, нет единственно правильного пути в выборе тео­ретической ориентации, хотя некоторые считают, что это обяза­тельно надо сделать. Им кажется, что задача состоит в том, что­бы решить, как вы систематически организуете свою работу психолога или психотерапевта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.189.25 (0.011 с.)