Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экзистенциально-гуманистическая теорияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
“Мир многообразен, и наши отношения многообразны. То, что многообразно, часто страшит, поскольку не является простым и понятным. Мы предпочитаем забывать, как много возможностей открывается перед нами”. (Кауфман, 1970) Экзистенциализм связан с человеческим существованием и безграничными возможностями жизни. Разумеется, точное определение ключевых понятий “экзистенциализм”, “существование”, “возможности” вряд ли возможно, так как экзистенциализм основан на вере в то, что каждый человек смотрит на мир по-своему и конструирует свою собственную реальность взаимодействия с этим миром. Мы знаем себя через отношения с другими. Есть некая договоренность, что экзистенциализм изучает человеческое существование в мире. Таким образом, экзистенциализм занят изучением смысла жизни и нашего места в мире. Философы-экзистенциалисты постоянно ищут ответы на вопросы, связанные со знанием: “Что это значит?”, “Почему это произошло?”, “Что есть реальность?” “Процесс принятия решений — это механизм, через который личность постигает значение... Истинные философы-гуманисты рассматривают жизнь, как серию постоянно принимаемых решений, пусть даже и подсознательно. Хотя решения могут различаться по содержанию, в них всегда присутствует две альтернативы: выбор будущего и выбор прошлого”. (Мадди, 1985) Как уже отмечалось во второй главе, клиент приходит к вам, чтобы ему помогли принять решение. Одни хотят переписать свою историю (направленность в прошлое). Другие озабочены выбором и изучают разные возможности применительно к будущему. Грубую, но точную аналогию этому можно обнаружить в старой шутке о различиях между пессимистом и оптимистом: Два молодых человека наткнулись на кучу навоза. Первый, пессимист, увидев кучу, сказал: “Фу!” Оптимист же немедленно стал копаться в навозе. “Почему ты делаешь это?” — спрашивает первый. — “Потому что, где навоз, там должны быть и пони”. В многообразии жизненных трудностей и проблем экзистенциальный гуманист видит хорошую сторону. Вопрос о смысле зависит от того, кто его задает. Гуманистический выбор — безусловно позитивный, направленный в будущее. Гуманизм — это философия, которая облагораживает человека, ее объектом является человек, делающий выбор и принимающий решения. Корни экзистенциализма можно проследить от датского философа Къеркегора, но распространилось это движение после второй мировой войны в связи с работами Сартра (1946, 1956), Камю (1942, 1958), Хайдеггера (1962), Ланга (1967), а также большой плеяды философов, психологов и теологов. Мэй привнес экзистенциальную струю в мышление психологов США. Большую роль в применении на практике многих положений экзистенциализма сыграли Бинсвангер (1958, 1963) и Босс (1958, 1963). Основой концепции экзистенциализма было объявлено бытие в мире. Мы живем в мире, воздействуя на него, и он, в свою очередь, влияет на нас. Любая попытка отгородиться от мира приводит к отчуждению. Отчужденность является либо результатом барьеров между людьми, либо результатом неумения сделать выбор в отношениях. Главная задача психотерапии, таким образом, — помочь клиенту увидеть себя в отношениях с миром и действовать в соответствии с тем, что он видит. Чтобы облегчить анализ экзистенциалисты часто разделяют индивида на внутренний слой (сам человек), средний слой (остальные люди) и внешний слой (биологический и физический мир). У личности бывают проблемы отчуждения с одной из этих сфер. Личность может отчуждаться от самой себя, от своего тела, от других людей, от всего мира. Общее направление экзистенциального анализа — помочь человеку понять свои связи с миром (со средним и внешним слоем). Изучая мир, личность способна свободно выбирать, а не только быть объектом действия. Проблема действия вносит, однако, предпосылки для экзистенциальной тревоги. Экзистенциальная тревога может быть результатом отчуждения, но может развиться в результате неспособности принять решение. Выбор всегда связан с напряжением, потому что, выбирая, мы всегда теряем какие-то альтернативные возможности. Но хотя выбор — всегда болезненная процедура, но это все же лучше, чем вечные колебания и сомнения. Экзистенциальное разрешение — это принятие решения, выбор и соответствующее действие, т. к. это должно облегчать тревожность. Так беспрерывная цепь выборов постоянно снижает тревожность нашего существования в мире. Именно из-за этого повторяющегося и сменяющего друг друга цикла “выбор — тревожность” некоторые экзистенциалисты (такие, как Сартр и Кьеркегор) стали пессимистами. Другие рассматривают проблему с благоприятной стороны. Интенциональность — ключевое понятие экзистенциализма: выбор рассматривается как благоприятная возможность. Интенциональность, как она понимается в этой книге — это экзистенциальная конструкция, утверждающая, что человек, действуя в мире, должен ясно осознавать, что мир также воздействует на него. Интенциональность обеспечивает связь с гуманизмом, мировоззрение которого нашло свое полное выражение в работах Карла Роджерса и Мартина Бубера. “Гуманизм — это любая философия, которая признает ценность и достоинство человека, делает его мерой всех вещей”. (Аббаноко, 1967) Экзистенциально-гуманистическая традиция признает бесконечное разнообразие жизненного опыта скорее как благоприятную возможность, чем как проблему. Основа этой философии — ответственность за выбор и интенциональность поступков. Человек, стоящий на экзистенциально-гуманистических позициях, делает осознанный выбор, касающийся того, что является позитивным в человеческих отношениях. Мартин Бубер говорит о важности отношения Я—Ты, в которых другие выступают прежде всего как люди, а не как объекты: “Если кто-то говорит Вы (ты), он устанавливает отношения”. Интенсиональная личность ищет отношения Я — Tы, а не отношения ЧТО—ЧТО, в которых люди выступают как вещи. Экзистенциально-гуманистическая традиция простирается от позитивизма Карла Роджерса и Виктора Франкла до героического негативизма Сартра и Камю. Гештальт-терапия Ф. Перлса представляет собой более жесткий взгляд на реальность, чем у Роджерса и Франкла. Многие концепции психотерапии подвержены влиянию этой “третьей силы” — это и бихевиористский гуманизм, и рациональная терапия, и такие новые теории, как феминистская терапия и теория негроидной идентификации. Приведем в сжатом виде основные положения экзистенциально-гуманистической теории: 1. Мы существуем в мире. Наша задача — постичь смысл этого. 2. Мы познаем себя в отношениях с миром, в частности, через отношения с другими людьми. 3. Тревожность есть либо результат отсутствия этих отношений (с самим собой, с другими, с миром в целом), либо от неудач в выборе и в принятии решений. 4. Мы ответственны за то, как мы конструируем мир. Хотя мир есть то, что взаимодействует с нами, но мы решаем, что значит этот мир и именно мы придаем ему упорядоченность. 5. Таким образом, задача терапевта и психолога — как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия решения. Однако, некоторые психологи-экзистенциалисты стремятся сразу поделиться с клиентом своим взглядом на мир. 6. Особая проблема возникает из-за того, что не всегда можно назвать мир осмысленным и гармоничным, и такие экзистенциалисты, как Сартр и Къеркегор часто находились в плену у мрачных и безрадостных мыслей о мире, полном абсурда и жестокости. Однако же, по мнению гуманистически мыслящих экзистенциалистов Бубера и Мэя, сам беспорядок и путаница в мире предоставляют нам благоприятные возможности для поиска красоты, для личного роста. Так что различия между этими двумя позициями — это вопрос веры. Если человек видит в многообразии возможностей только проблему, то у него возникают проблемы. Человек, который видит в этом благоприятную почву для принятия решений, будет выбирать и действовать в соответствии со своим выбором.
Роджеровская революция “Психолог только помогает индивиду помочь самому себе. Психолог нужен, чтобы дать возможность человеку излить свои эмоции, связанные с проблемой, вследствие чего человек будет мыслить более ясно и конструктивно. Психолог должен создавать атмосферу, при которой клиент приближается к инсайту. На основе этого инсайта он способен принимать жизненно важные проблемы более адекватно, независимо и более ответственно”. (Роджерс, Валлен) 1946) Эта точка зрения, которая сейчас считается общепринятой, была совершенно новой для мира психологов после второй мировой войны. В то время, как психодинамическая теория и бихевиористская психология рассматривали человека, как арену столкновения неизвестных сил подсознания и факторов окружения, экзистенциалисты, вдохновленные Карпом Роджерсом, стали подчеркивать, что человек может отвечать за свою жизнь и сам принимать решения. В основе этого взгляда лежит вера в человека позитивного, изначально хорошего, стремящегося к максимальной самоактуализации. Самоактуализацию можно определить как стремление к полной предельной человечности. Самоактуализированный человек наслаждается жизнь во всем ее многообразии, а не только в случайные моменты успеха. Задача психологии — поддержать естественное для каждого человека состояние интенциональности и психического здоровья. Только соприкоснувшись со своим внутренним Я, человек будет двигаться к позитивным свершениям. Легко заметить привлекательную сторону этого учения. Человечество привыкло думать о себе негативно, и мысль, что они могут быть “добрыми”, вызывает переворот в умах людей, хотя над Роджерсом смеялись, обвиняли его в наивности и поверхностности, он все же считается крупной фигурой в психологии, его взгляды во многом определили сегодняшнее состояние психологической науки. Взгляды Карла Роджерса никогда не были застывшими — он постоянно менял их, совершенствовал, подгонял. В данной главе мы остановимся на трех основных этапах эволюционировавших взглядов Роджерса: бездирективном, клиентоцентрированном и современном. И хотя методы этих этапов менялись, основой концепции Роджера всегда оставался гуманизм. Мы дадим сначала основные теоретические формулировки, а потом приведем примеры интервью.
Основные понятия К. Роджерса Основное, что занимает Роджерса — это мировосприятие клиента. “Опыт — это реальность” — в этом утверждении явно и неявно присутствует предположение: если я считаю, что что-то случилось, то оно случилось на самом деле. Существует много путей видения мира, бесчисленное количество интерпретаций мира, множество способов воздействия на него. Это в чем-то напоминает теорию “личных конструктов” Джона Келли, но здесь упор делается не на взаимодействие личности и окружения, а на самой личности. Так как мы сталкиваемся с огромным многообразием жизни, то опыт каждого и его восприятие мира в чем-то отличаются от опыта другого. Центральная задача психолога— понять мироощущение конкретного клиента. В основе экзистенциально-гуманистической психологии лежит постоянное стремление понять и ощутить неповторимость каждого клиента. Трудно переоценить важность этого положения. Если вы хотите помочь человеку, то прежде всего надо учесть, каковы его корни, природу его мировосприятия. Карл Роджерс, как никто другой умел очень внимательно, с предельной эмпатией выслушать человека. По мере того, как он понимал его, он всегда обнаруживал в нем позитивные, направленные на самоактуализацию силы. Приверженцы гуманистических теорий почти всегда способны найти что-то позитивное даже в самом трудном клиенте. Для иллюстрации приведем следующую историю: Маленький ребенок нанизывает бусы на шнурок. Пластиковый конец распался. Ребенок сидит тихо и в течение 15 минут пытается выполнить невыполнимую работу. Затем с криком отчаяния он бросает бусы и шнурок на пол. Его отец только тут изволит обратить на ребенка внимание и шлепает его за “отсутствие терпения”. В данном случае ребенок действовал целенаправленно, но его восприятие действительности было нереалистичным, задача была нерешаемой, если учесть возраст ребенка и состояние шнурка. Можно считать, что состояние гнева у ребенка было нормальной реакцией на нарастающую фрустрацию. Более важно рассмотреть здесь позицию отца. Его поведение мы расцениваем как безобразное и нерациональное. Что хорошего можно сказать о человеке, который ударил ребенка? Если бы этот отец попал на консультацию к психологу — последователю Роджерса, то психолог стал бы вникать во все детали. Ситуацию обязательно обсудили бы с точки зрения эмоционального фона, и, возможно, отец вспомнил бы другие случаи, когда он терял терпение. Углубленно изучая ситуацию, психолог мог бы узнать, что этот день у отца был трудный и безуспешный, что отец — одинокий родитель, что его самого били в детстве. Такой психолог уделил бы больше внимания переживаниям отца и его непростой жизни, чем самой ситуации. Он подчеркнул бы позитивный элемент в поведении отца, стремился бы понять и принять негативное поведение. Применив позитивное рассмотрение, мы увидим, что поступок отца, шлепнувшего ребенка, такой же естественный результат фрустрации, как и у сына. Конечно же такую интерпретацию нет смысла высказывать. Скорее всего, психолог попытается передать отцу веру в то, что тот сможет стать более самоактуализирующимся, если он сделает такой выбор. Интересно сравнить такой подход с приемами психолога-фрейдиста, которого заинтересует, почему отец вел себя так (обычно это сопровождается явным и целенаправленным раскрытием картины детства) и со стилем психолога-бихевиориста, который будет составлять план действий с отцом на случай очередной вспышки гнева. Точно так же мужья, которые бьют жен, дети, безобразничающие в школе, люди, которые занимаются обманом и воровством — все они имеют позитивные резервы личности. Если терапевт сможет понять их мировосприятие, то положительные черты сразу проступят. После этого можно ожидать, что пойдет естественный процесс оздоровления, человек изменит свое поведение и его восприятие мира получит более позитивную направленность. Для того, чтобы войти в мир клиента, жизненно необходимы навыки внимания и выслушивания (глава III), также, как и качественная эмпатия (глава IV). Предполагается, что, если человека понимают и готовы выслушать, он начинает двигаться в нужном направлении. Важный пункт роджеровской терапии — противоречие между реальным и идеальным образами Я. Человек хочет видеть себя хорошим и часто теряет реальное представление о себе в попытках представить себя идеальным. Это расхождение между мечтой и реальностью, между самовосприятием и восприятием других ведет к инконгруэнтности. Инконгруэнтность проявляют те состояния, когда человек уже не является самим собой. Отцу, который шлепнул ребенка, не хватает согласованности, и цель терапии — разрешить противоречие между идеальным и реальным Я, уменьшая тем самым напряженность и приводя к самоактуализации. Роджерс говорит о “необходимых и достаточных условиях изменения личности” и перечисляет шесть главных условий, которые обеспечат позитивное продвижение клиента, независимо от теоретической ориентации психолога: 1. “Два человека в психологическом контакте”. Между двумя людьми должны возникнуть взаимоотношения. Роджеровские методы часто называют школой установления взаимоотношений, поскольку все строится на взаимоотношении двух людей. 2. “Для первой стороны — клиента характерно состояние инконгруэнтности и тревожности”. Инконгруэнтностью можно считать расхождение между реальным и идеальным образом Я, она ведет к тревожности, к поведению, которое не удовлетворяет ни клиента, ни окружающих. Задача психолога состоит в том, чтобы клиент осознал инконгруэнтность и работал над ней. 3. “Вторая сторона — терапевт — отличается конгруэнтностью”. Даже если психолог не является самоактуализирующейся личностью, важно, чтобы он был искренен и аутентичен во время интервью. Здесь важны понятия искренности и отсутствия смешанных сообщений (глава V). Роджеровская теория более чем другие, озабочена наличием аутентичности в процессе интервью. 4. “Терапевт априорно доброжелательно относится к клиенту”. Психолог рассматривает клиента только положительно, независимо от его поведения. Это позволяет клиенту чувствовать, что его принимают, что он чего-то стоит как личность, что он может чувствовать себя безопасно, рассказывая психологу о своей жизни. Важно передать ему ощущение теплоты, уважения и заботы. 5. Чтобы быть по-настоящему внимательным к клиенту, психолог должен сам постоянно расти как личность. Чтобы помочь клиенту найти мир в себе, психолог должен ощущать в себе миролюбие. 6. “Психолог точно понимает точку зрения клиента и стремится передать ему это ощущение понимания — эмпатии и безусловной расположенности к нему”. Все предыдущие пять условий бесполезны, пока клиент их не воспримет. Итак, эти шесть достаточных и необходимых условий составляют замкнутый цикл: клиент воспримет эти шесть условий, только если существуют настоящие отношения, если проявились эмпатия и позитивное понимание, если все условия соблюдаются. Эти “основные условия” способствовали усиленному изучению процесса психотерапии. Их правомочность подверглась серьезному исследованию, результаты которого приводятся в главе XIII. Карл Роджерс рассматривал сеанс психотерапии как микрокосм человеческого существования, где ставится вопрос “Кто есть Я?” и ответ на этот вопрос исходит не от терапевта, а от внутреннего Я клиента. Можно принимать или не принимать методы Роджерса, но их влияние на мир психотерапии огромно.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 966; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.44 (0.01 с.) |