Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнения на осознание культурной принадлежностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Здесь представлен вопросник, который поможет вам изучить собственную этническую наследственность. Трудно понять других, если сам не понял своей культурной принадлежности. Необходимо осознать, насколько ваша культурная наследственность может повлиять на вашу работу в области психологии. 1. Этническая наследственность. С какими этническими истоками вы себя связываете? Каким словом вы описываете свою национальность: гражданин США, канадец, мексиканец и т. д.? Кроме первого ответа можно добавить: “белый”, “черный”, “красный”, “польский”, “мормон”, “еврейский” и т. д. Запишите эти слова. Откуда произошли ваши дедушки и бабушки? А прадеды? Можете ли вы проследить историю семьи, ее этнические, религиозные, расовые корни? 2. Вы личность монокультурная или бикультурная? Составьте список основных культурных, этнических, религиозных и иных групп, повлиявших на ваше развитие. 3. Какие предписания вы получили от перечисленных вами культурных групп? Не пожалейте времени и опишите ценности, манеры поведения и ожидания, характерные для этих групп. Таблица 4.2 поможет вам в этом. Как лично вы интегрировали эти предписания? Велика вероятность, что в своей жизни вы значительно отклонились от семейных, этических и религиозных ценностей. Если же вы не осознаете их существования, значит они сидят в вас очень глубоко, и вы являетесь “культуроносителем”, сами того не подозревая. В таком случае осознание этих несомненных, но неосознанных предписаний превращается в трудную задачу. 4. Как ваши культурные предписания могут повлиять на вашу профессию? Этот вопрос самый важный из всех. Если вы верите в высшую ценность индивидуальности, то вы рискуете упустить из виду семейную ориентацию азиатов, негров или итальянцев. Если для вас в первую очередь значимо семейное влияние, вам будет трудно понять БАСПов (Белые Англо-Саксонские Протестанты) и они вам покажутся холодными и расчетливыми. Так как мы происходим из разных культурных групп, нам трудно отказаться от мысли, что наше поведение в жизни — единственно правильное, что “только так и должно быть”. Развитие эмпатии требует более глубокого понимания собственной культурной наследственности, т. к. мы невольно приписываем свои убеждения другим. Как правило, ваша личность имеет что-то общее со своей семьей, но существуют и различия. Вот простой пример, показывающий, как опасно переносить указанные выше групповые характеристики на конкретную личность: вам может встретиться еврей, который не ценит образования (образование — общепринятая ценность в еврейской культуре). Однако понимание групповых характеристик поможет вам уяснить, что клиент-гомосексуалист (или лесбиянка) обычно страдает от дискриминации на работе и отвергается своей семь- ей. Конечно, это не относится ко всем таким клиентам, но помнить об этом надо. Многие пожилые люди сталкиваются с проблемой одиночества, но далеко не все. Вам может показаться странным, что молодая итальянская семья живет со своими родителями, если у вас иные культурные истоки. Аналогично, терапевту-итальянцу может показаться странным отсутствием близости в ирландских и англо-американских семьях. А сейчас обратимся к некоторым аспектам индивидуальной эмпатии.
Ключевые условия эмпатии Эмпатия требует, чтобы вы смотрели на мир с точки зрения, отличной от собственной. Очень важны для этого навыки выслушивания, такие, как пересказ, отражение чувств. Однако крайне важно дать понять собеседнику, что вы присоединились к его миру. Понимание клиента еще недостаточное условие, надо суметь передать ему чувство эмпатии, которое вы ощущаете. Перечислим важные понятия, которые помогают сделать это во время сеанса консультирования: положительное отношение, уважение и теплота, конкретизация, непосредственность,конгруэнтность, искренность и аутентичность. Сюда же можно добавить конфронтацию, которая рассматривалась в предыдущей главе. Все эти понятия, взятые в комплексе, составляют основные условия эмпатии. Положительное отношение Этот термин очень близок к понятию поиска резервов личности из главы II (более широко — в главе VII). Короче говоря, это отношение эмпатии, для которого характерна положительная реакция на любого клиента и подчеркивание его сильных сторон. С точки зрения культуры, это означает, что вы, как терапевт, способны признать ценности и черты характера клиента, сильно отличающиеся от ваших. Если вы хотите помочь клиенту измениться, то вам необходимо верить, что он на это способен, что он имеет какие-то положительные стороны. В наиболее простой форме положительное отношение можно определить как селективное внимание к позитивным чертам характера клиента и его вербализация. Интенциональный терапевт исходит из предположения, что клиенту всегда можно помочь. Если вы не верите в это, то клиент это непременно почувствует и никакие приемы тут не помогут. Качественные условия интенциональной терапии приведены в табл. 4.3. Карл Роджерс не только говорит о своей убежденности, он демонстрирует это на консультации: “С первого взгляда может показаться, что у клиента нет ни надежд, ни опоры. Но и в трясине неверия Роджерс всегда находит что-то положительное в личности и усиливает это, используя отражение чувств или (реже) личную обратную связь”. (Айви и Глукстерн, 1976) Другие теории функционируют в тех же рамках. Так, приверженцы транзактного анализа говорят о “поглаживаниях” и о “приятной суете”, бихевиоризм настаивает, что клиент может научиться справляться со своими трудностями, если помочь его индивидуальному развитию. Слова и методы могут различаться. Но квалифицированный терапевт всегда верит, что он может произвести позитивные перемены в жизни клиента. Следующий отрывок характеризует важную роль положительного отношения: Донна: Я так устала, все валится из рук. Если бы только это. Но с родителями все разладилось. Мать плачет при виде меня, а отец вообще не хочет разговаривать, только молча глядит на меня. Пусть лучше бы они лишили меня наследства, или я бы умерла. Психолог: Итак, что же происходит? Похоже, вы довольно точно описали свои проблемы. Вы беременны, вы не знаете, делать ли вам аборт, у вас амбивалентные чувства по отношению к Ронни, ваши родители никак вас не поддерживают. При всем этом вы стремитесь сохранить себя, хотя вы чувствуете себя слабой и хотите поддержки. Таблица 4.3 Качественные условия интенциональной терапии
В этом примере подчеркнуты предложения, несущие положительное отношение. Донна описала обескураживающую кар- тину. Начинающий психолог, подавленный таким зрелищем, иногда старается уйти от разрешения реальных задач. Или он теряется или усиливает негативные чувства клиента. Слишком оптимистический ответ, который не имеет окраски положительного отношения, может выглядеть так: “Донна, у вас много достоинств, все переменится и все будет хорошо”. Такой ответ сам по себе приемлем, но если его повторять в течение интервью, то таким образом будет принижена проблема клиента. Другая крайность: “Донна, ситуация довольно серьезная. Вы опускаетесь все ниже и ниже”. Хотя это и верно по существу, но если повторяется несколько раз, то клиентка будет полностью деморализована. Как необоснованно положительный, так и слишком отрицательный подход может сказаться потенциально деструктивным. Если говорить коротко, положительный подход требует, что-бы вы все время искали положительные резервы личности клиента, но, в то же время, в дружелюбном ключе работали над реальной жизненной ситуацией. Психологическое консультирование существует не для того, чтобы нивелировать и заглаживать проблемы, а для того, чтобы клиент мог справиться с ними. В этом деле не обойтись без таких составляющих, как уважение и теплота. Уважение и теплое отношение Холодный, озабоченный сохранением дистанции психотерапевт может быть компетентным и профессиональным, но за этим фасадом может скрываться враждебность и нелюбовь к людям. КО-терапевт уважает других людей и умеет передать это чувство клиенту. В этом параграфе уважение и теплое отношение рассматриваются как необходимая часть истинной эмпатии. Психолог, не уважающий своих клиентов, может придумывать им клички, изображать “помощь”, хвастать своим професионализмом перед клиентом и коллегами, позволяет себе расистские или другие двусмысленности и т. д. Хотелось бы подчеркнуть, что такие случаи крайне редки в сфере психотерапии, но все же случаются. Очень четко отсутствие уважения к клиенту проявляется во время “перекуров”, когда психологи отпускают колкие замечания в адрес клиента в явной либо скрытой форме. Вот несколько возможных способов передать клиенту свое уважение: Существуют два основных способа передачи уважения — это предложения, усиливающие высказывания клиента и предложения, показывающие, что вы уважаете его мнение. Предложения усиления представлены фразами типа: “Вы хорошо излагаете свою точку зрения” или “отличный инсайт”. Построения второго типа — это “Я так не считаю, но я представляю, как вы пришли к такому убеждению” или “Пожалуй, я не согласен с тем, что вы вправе так думать”. Легко заметит что уважение и положительное отношение тесно связаны (Айви и Офер, 1978). Представим, что Донна просила психолога о его мнении. Как ему следует реагировать? Донна: Вы слушали меня довольно долго. Как, по-вашему, я должна поступить? Психолог: Я вижу, вы склонны сохранить ребенка. Я это одобряю, ценю жизнь. Если бы я был на вашем месте, я бы чувствовал то же самое. Я надеюсь, у вас будет ребенок — я думаю, это ваше решение. Какова ваша реакция на мои слова? Я думаю, вы справитесь. Правильно ли действовал психолог в приведенном здесь самораскрытии? В зависимости от системы ценностей и теоретических убеждений, ответ может быть различным — от оптимистического “да” до абсолютного “нет”. В подобной ситуации психологи не ищут легких ответов и, пожалуй, не обязательно соглашаться с их мнением. Соглашаться или нет — это спорный вопрос, но, пожалуй, не вызывает сомнений, что отвечать на подобный вопрос на ранних стадиях интервью не стоит. Более уместно делать это в конце сеанса. Уважение жизненно важно для успешной терапии. Это понятие отличается от понятия теплоты. Уважение к чужой точке зрения может быть, а теплое личное отношение — отсутствовать. А вместе они образуют весьма мощную комбинацию. Теплота в отношениях, как было показано, крайне важна для построения минимального уровня эмпатии. Но что такое теплота? Теплота — это эмоциональное состояние к клиенту, выраженное невербальными средствами. Поза, жесты, интонация, выражение лица и даже прикосновения, когда это необходимо — вот из чего складывается теплота, вот как она может быть передана клиенту. Огромную роль здесь играет улыбка. Кроме того, теплота — это форма вашего самовыражения в мире. В эмоционально теплая личность? Как вы это выражаете? Разделить понятия уважения, теплоты и положительного от-ношения не всегда представляется возможным. Хотя можно представить себе человека, который выражает свою поддержку, уважение в холодной манере. Отсутствие теплоты может перечеркнуть положительное отношение. Передача клиенту теплоты при помощи улыбки, интонации и других невербальных средств добавляет эффективности высказываниям психотерапевта. Конкретность Психолог: Можете ли вы дать мне конкретный пример того, что происходит, когда вы и ваши родители спорите о характере Рони? Клиент приходит к психологу с неясными, неочерченными жалобами. Задача профессионального терапевта— понять неясные факты, выяснить проблему. Эффективное интервью обычно движется от неясного списания глобальных проблем к более ильному обсуждению повседневной реальности. Донна: Ну, родители мне не помогают. (Туманно) Психолог: Вы могли бы выделить ту сферу, где они вам не помогают? Не могли бы привести конкретный пример, произошедший на прошлой неделе? (Конкретно) Донна: Когда они узнали, что я беременна, они постоянно ворчат и хотят, чтобы я избавилась от ребенка. (Более конкретно) Психолог: И что они говорят? Что сказали вы? (Конкретно) С помощью таких вопросов вы переходите от некого общего мнения к пониманию того, что же на самом деле произошло. Намного легче понять человека, если знаешь конкретные факты. Часто глубина интервью задается именно конкретностью вопросов и ответов. Вообще, большинство клиентов приветствует конкретность, так как “объективные факты” менее подвержены искажениям. Далее, конкретность и точность дают солидную базу для решения проблем. Но иногда эмоциональные переживания могут быть слишком сильными, чтобы сразу обсуждать конкретную специфику. В случае изнасилования распрашивание о конкретных фактах следует отложить. Североамериканцы предпочитают обсуждать конкретику, но такой подход может оттолкнуть некоторых азиатов, европейцев или африканцев, чья культура требует более тонкого подхода. Поиск конкретных фактов лежит в основе почти всех интервью. Часто клиент недопонимает ситуацию, неконкретно ее определяет. Задавая открытый вопрос: “Вы можете привести конкретный пример?” — вы в силах спрямить течение беседы.
Непосредственность В английском языке три времени — прошлое, настоящее и будущее. Вообще, наиболее сильны по своему воздействию те фразы психолога, которые относятся к настоящему времени — их можно считать непосредственными, незамедлительными. Хотя различные теории делают ударения на различных временных направлениях. Например: Психодинамическая теория (особенно ее классический вариант) имеет дело в основном с прошлым, концентрируется на прошлых переживаниях клиента. Гештальт-терапия и экзистенциальная сконцентрированы на сейчас и обращают особое внимание на ситуации “здесь и сейчас”. Терапевты бихевиористического направления могут углубляться в прошлое, но их в основ- ном интересует, как помочь клиенту самореализоваться в будущем. То, в каком времени происходит сеанс психотерапии, в значительной степени определяет стиль взаимодействия клиента стерапевтом. Рассмотрим следующий пример: Клиент: Мне страшно. Психоаналитик: Ваши свободные ассоциации показывают, как ваши детские переживания связаны с этим чувством? Экзистенциальный терапевт: Вам страшно. Что конкретно означает сейчас для вас это чувство? Психолог-бихевиорист: Исходя из этого чувства, что вы хотите делать? Каждый из приведенных отрывков эффективен по-своему. Эффективность зависит от вашего мировоззрения и понимания целей процесса терапии. Каждый ход ведет клиента к более конкретному раскрытию, но взгляд на мир идет по разным временным направлениям. Непосредственность понимается Кархафером и Идженом как непосредственное обсуждение задач между психологом иклиентом. Для раскрытия понятия непосредственности очень важны микротехники обратной связи и самораскрытия. Как только во время консультирования вы переходите к настоящему времени, то возникает необходимость использовать предложения самораскрытия и обратной связи. Подобный стиль психотерапии характерен для роджеровской и экзистенциальной терапии. Все они задают вопрос: “Что происходит с вами сейчас?” Как бы мы не определяли понятие непосредственности (как отношения клиент-психолог или как временная направленность беседы), мы в любом случае обнаружим, что этот термин хорошоописывает интервью, которое проводила Джоан с м-ром С. Например: 3. Д: Ну, вы сегодня улыбаетесь. 4. Д: Вы чувствуете себя неплохо сегодня. 17. Д: Вы смеетесь, но по тону вашего голоса и вашему виду я чувствую, что вам не до смеха. 27. Д: Я понимаю, что вы чувствуете сейчас давление. 96. Д: Позаботьтесь о себе. Время настало. Не так ли? В каждом из приведенных отрывков Джоан использует на- стоящее время, которое обогащает беседу. Хотя наши клиенты живут в настоящем времени, они имеют опыт прошлого и планы на будущее. В случае с м-ром С. мы видели, что в настоящем он жил своим прошлым, и чтобы изменить свое будущее, надо было разорвать эту связь. То, что Джоан использовала непосредственность, сделало сеанс более эффективным. Хотя следует заметить, что иногда не стоит быть слишком конкретным и обращенным в настоящее. Если ситуация становится напряженной, психолог может обратиться к прошлому. Донна: (дрожащим голосом и со слезами на глазах). Я так отвратительно себя чувствую. Мне уже все равно. Все так безнадежно. Психолог: А на прошлой неделе вы чувствовали себя лучше? Донна: Да, все накапливалось, а сейчас обрушилось на меня. Психолог: Давайте вернемся назад и рассмотрим один прием, который, похоже, работает при общении с такими людьми, как ваши родители. Второе утверждение психолога уже нельзя назвать непосредственным, оно обращено к прошлому. Клиент вынужден отвечать в том же ключе, но уже с меньшей конкретностью. Затем психолог фиксирует внимание клиента на положительном опыте из прошлого. Здесь возможно перейти вновь к конкретным событиям. Следует заметить, что не всегда следует бояться выражения клиентом сильных эмоций. Профессиональный терапевт знает, когда надо быть конкретным, а когда необходимо разрядить ситуацию и снять напряжение. Кроме того, разные теории по-разному подходят к этой проблеме. Мы можем определиться в этом вопросе, используя свой жизненный опыт и знание теорий. Независимо от вашего решения, обязательно надо понимать степень воздействия на клиента ваших приемов.
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.130.113 (0.012 с.) |