Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнения на внимание и методы воздействияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Распознание способного и неспособного слушателя. Поищите в свое окружении людей, которые слывут талантливыми слушателями. Это те, с кем люди любят общаться и ищут их, когда у них возникают проблемы. Обратите внимание на их манеру говорить, их мимику и вербальное сопровождение. Затем найдите тех, кто, по вашему мнению, не умеет слушать и сравните их по тем же параметрам. В конечном счете, вернитесь мысленно в свое прошлое и подумайте о людях, которые были для вас полезны и наоборот. Изучите специфику их поведения. 2. Проведите практический эксперимент на внимательное поведение. Разговаривая с членами семьи или с приятелем, намеренно используйте неправильное поведение (смотрите в сторону, меняйте тему разговора на ту, что волнует только вас, напускайте на себя унылый вид), а в следующий раз специально ведите себя “грамотно”. Сравните полученный эффект. 3. Пример для аудитории. Не спуская глаз с лектора, слегка наклоните вперед корпус. Вскоре вы обнаружите, что лектор обращается только к вам, возможно, игнорируя остальных. Люди говорят только для тех, кто их слушает. Аналогично можно утверждать, что те, кто слушает внимательно, получают больше внимания от людей, чем те, кто на это не способен. 4. Избирательное внимание. Беседуя с приятелем или клиентом, внимательно отмечайте все прозвучавшие темы. Выберите интересную для вас тему и развейте ее. Затем вернитесь к другой теме разговора и сделайте то же самое. Вы обнаружите, что с помощью вашего избирательного внимания можно направлять ход разговора. Это очень важный навык, необходимый каждому психологу. 5. Наблюдение за влиянием. Выберите для наблюдения человека, способного оказывать влияние на других. Это может быть друг, знакомый или телеведущий. Обратите внимание на его вербальные и невербальные приемы, когда он старается донести до вас свою точку зрения или повлиять на кого-нибудь. б. Влияние: упражнение на достижение цели. Зайдите в универмаг и используйте приемы неэффективного воздействия (смотрите вниз, отворачивайтесь от продавца, мямлите) и заметьте, как вас будут обслуживать (если вообще будут). Попробуйте позитивный стиль и обратите внимание, как вас встретят. Это упражнение повторяйте в любой ситуации, когда вы чувствуете себя дискомфортно или скованно.
Интервью с мистером С. Квалифицированный психолог или терапевт должен знать КАК он воздействует на клиента. Один из путей к более интенциональному* и более эффективному консультированию — это тщательный анализ своего собственного стиля поведения. Следующее интервью проводилось Джоан Грисволд; оно показывает, как можно помочь клиенту за один короткий сеанс. Из этого примера ясно, что знание освоенных вами микротехник поможет вам довольно четко описать свое поведение во время консультации. * Интенциональность — понятие, характеризующее направленность сознания на предмет. Своеобразие множества психических переживаний, заключающихся в определенном способе отношения сознания к предмету. Фил. Энциклопедия, М., 1962 г. Т. 2.
Кроме того, здесь показано соединение микротехник. И теории в целях положительного изменения клиента. Важным является то, что эта беседа действительно была и что она изменила —жизнь клиента. Очевидно, даже в 72 — летнем возрасте возможности психологического роста и совершенствования еще не исчерпаны. Любой человек отзовется на эффективную психологическую помощь. Дополнительная информация о психологе. К моменту проведения интервью Джоан Грисволд была замужем за 54-летним психотерапевтом, который работал над кандидатской диссертацией в психиатрической лечебнице в Массачусетсе. Она имела степень бакалавра в 22 года и до того, как вышла замуж, четыре года работала медсестрой. За несколько последних лет Джоан вырастила 4-х детей. Она активно занималась общественными делами. У нее были различные хобби от вязания и чтения до написания коротких юмористических рассказов. Когда ее дети 1 подросли, она занялась добровольной работой в психиатрической клинике, участвовала в программах по адаптации эмигрантов. Это снова привело ее в колледж. Интервью, проведенное с мистером С., было записано как часть курсового задания по теории и методикам психотерапии. Далее в этой книге мы будем возвращаться к фрагментам этого интервью, поэтому стоит познакомиться с ним и с системой классификации методик, приведенной в данной главе. Для начала просто прочитайте текст интервью. Обратите внимание на комментарии Джоан и понаблюдайте, как воплощаются в беседе пять этапов из второй главы. Позже мы вернемся к более детальному анализу методик. 72-х летний мистер С. — вдовец. Он бывший почтальон и пришел на консультацию в Агентство для пожилых граждан с жалобой на депрессию и “неспособность что-то начать”. Это вторая беседа.
Стадия: Взаимопонимание/структурирование. С первых семи фраз Джоан быстро установила отношения доверия с клиентом. Каждый психолог устанавливает контакт с клиентом очень индивидуально. У Джоан раппорт достигался через грамотное применение навыков внимания — через визуальный контакт, тон голоса, позу и словесное сопровождение. Те микритехники, которые использовала Джоан, помечены в ее комментариях. Слова клиента часто тоже классифицированы, чтобы можно было отметить специфику воздействия психолога. (Далее: Джоан сокращается как Д, мистер С. — просто С) 1. Д: Можно, мы запишем нашу беседу? (закрытый вопрос) 2. С: Конечно, пожалуйста. Очень важно предупреждать клиента, что ведется запись. 3. Д: Ну, вы сегодня улыбаетесь. (обратная связь) 4. С: Сегодня я чувствую себя лучше. 5. Д: Вы хорошо сегодня выглядите, и это меня радует. Что произошло со времени нашего первого разговора? (рефлексия чувств, самораскрытие, открытый вопрос) 6. С: Мне лучше, потому что я наконец-то занялся теми проблемами, которые раньше просто бросал, не решив. Теперь я немного расслабился. Комментарий Д: Пожалуй, будет полезно спросить мистера С., что конкретно у него пошло лучше. Такой акцент даст более основательную базу для дальнейшего разговора. 7. Д: Вы более спокойны, ваше состояние улучшилось. Я испытываю чувство облегчения. Я правильно поняла, что вы принялись за неоконченные дела? (отражение чувств, пересказ с интерпретацией) 8. С: Пожалуй... Комментарий Д: м-р С. почувствовал дискомфорт в этом месте и это меня удивило. Поэтому я вернулась к конспекту предыдущей беседы, чтобы сориентироваться в возможных альтернативных вариантах действия. В п. 7, я не была понята м-ром С. 9. Д: В прошлый раз мы обсуждали то давление, которому вы подвергались с разных сторон. Ваша сестра, старые друзья, разные проекты, а в действительности — все тяготы жизни. Они развили в вас привычку все делать сначала для других, а потом уже для себя. Вам бы хотелось думать о себе как о жизнерадостном человеке, без чувства постоянной подчиненности планам других людей. Я восхищаюсь вашей. силой и преданностью семье — вырастить детей, заботиться о больной жене, сейчас вы помогаете своей золовке-инвалиду. Я рада, что узнала вас и рада, что ваши дела пошли лучше. (резюме) (обратная связь, самораскрытие) Комментарий Д: Резюме прошлого разговора и обратная связь, похоже, подействовали на м-ра С. Он распрямился и улыбался, когда я говорила. Увидев это, я решила, что мы установили нужный раппорт и можем приступать к следующей фазе — сбору фактов. Следующие два вопроса относятся к очередному этапу консультации — Можете ли вы подробнее рассказать о том, что с вами случилось, что стало лучше? (открытый вопрос) Я стадия: Сбор информации. Легко заметить, что границы между двумя стадиями довольно условны, ведь клиент с психологом идут от стадии к стадии, Возобновляя, если это необходимо, сбор информации. В данном разделе вам следует обратить внимание на то, что Джоан уделяет большое внимание не только проблемам клиента, но и его ободрению, используя позитивную обратную связь. Для определения Проблемы она использует навыки внимательного выслушивания. 10. С: К примеру, я стал больше общаться в последнее время. Когда жена умерла, я вообще ни с кем не виделся. Сейчас я немного оправился и чувствую себя получше — особенно когда действую без принуждения. Но те люди, с которыми я общаюсь, заставляют меня делать больше, чем я хочу. А я не знаю, как им отказать. Они слишком много от меня хотят, и я, пожалуй, перестану следовать их советам только для того, чтобы отвлечься от мыслей об умершей жене... Хотя я так одинок. Комментарий Д: Здесь клиент в сжатой форме обобщает сущность проблемы. Его жена умерла, он чувствует себя одиноким. Люди приходят к нему на помощь, но у него двойственное отношение к ним: с одной стороны, он хочет жить сам по себе, с другой — быть с людьми, чем-то занятым. В конце концов, он не может решиться ни на что. Дальше можно идти разными путями, но Д. решила остановиться на чувствах. 11. Д: Как я вас поняла, вы сейчас чувствуете себя одиноким. (рефлексия чувств) 12. С: Да! 13. Д: ...И что вы подумываете о то, что вся ваша деятельность за последнее время помогает вам забыться и не чувствовать себя одиноким. Как же так? Какой в этом смысл? (пересказ, проверка в виде скрытого вопроса) 14. С: Да..., здесь что-то не так. Новые друзья думают, что помогают мне и действуют мне на благо. Они действительно помогают мне, но в то же время я лишен возможности выбора. Другие выбирают за меня. 15. Д: Друзья думают, что помогают вам. Похоже, вы любите бывать на людях и им приятно общаться с вами. Но если бы они еще понимали, что вам необходимо иметь право выбора! (пересказ, конфронтация) 16. С: И когда я все-таки хочу это сделать, мне нужно набраться храбрости просто сказать НЕТ, но я всегда поджидаю подходящего момента. (смеется) 17. Д: Вы смеетесь, но я по тону чувствую, что вам совсем не до смеха, (рефлексия чувств, конфронтация) Комментарий: Джоан использует навыки выслушивания в виде интерпретации и отражения чувств, чтобы выяснить проблему. Пункт 17 дает удачный пример того, как она обострила противоречие между тем, что говорит м-р С. и тем, как он это говорит. В этом месте м-ру С. не хватает искренности. Неумение наблюдать и выявлять внутренние противоречия клиента могут привести к поверхностному ведению интервью. Но сначала следует достичь прочного взаимопонимания, чтобы позволить себе раскрыть несоответствия в словах клиента. Слова и поза м-ра С. отражают противоречия из п. 15. 18. С: Да, действительно, тут не до смеха. 19. Д: Похоже, вы рассердились, (рефлексия чувств) 20. С: Да, это тревожит меня... (пауза) 21. Д: тревожит вас... (пауза) (подталкивание) 22. С: Когда была жива жена, у меня не было такой проблемы, я все время был занят ею, а в последние три месяца я столкнулся с одиночеством... Анализ Джоан: В последних фразах м-р С. близко подошел к сути его проблемы. Когда м-р С. ухаживал за женой, он чувствовал, что она “всегда с ним”, куда бы он не направлялся. Я заметила, что в моей последней реплике у меня не хватило внимательности, и мы отклонились от нужной цели. Может быть, это связано с моим собственным стремлением представлять вещи приятнее, чем они есть на самом деле и избегать конфликтов? Пожалуй, конфронтация в пункте 17 прояснилась даже быстрее, чем я привыкла. Часто случается, что подталкивание и переформирование дают нам в руки ключевую проблему. 23. Д: Насколько я вас поняла, ваши друзья посягают на ваше время. И вы чувствуете, что вас увлекают в направлении, для вас нежелательном, так? 24. С: Да, это так. Комментарий: Клиенты часто восклицают “Это так”, если психолог дает четкую формулировку проблемы. 25. Д: И вы чувствуете свою подконтрольность, вам это не по душе. Вы бы хотели дать волю чувствам и делать то, что вам хочется. Мне тоже не нравится, когда другие меня контролируют. Я очень сержусь и расстраиваюсь, если другие пытаются планировать мою деятельность. (интерпретация, самораскрытие) 26. С: Я бы хотел вырваться из этого, чтобы я сам определял свое времяпровождение и делал все только когда сочту нужным. Я не хочу испытывать давление: сделай это, сделай то. 27. Д: Ммм... Давление... Когда вы говорите про него, то я понимаю, что вы можете его чувствовать сейчас. Как вы реагируете на давление? (рефлексия чувств, открытый вопрос) 28. С: Я становлюсь мрачным. Я плохо сплю, и вся ситуация у меня в голове. Я еще не спал крепко, с тех пор, как умерла жена. 29. Д: Итак, вы вечером ложитесь спать и обдумываете свои проблемы, становитесь подавленным и снова начинается порочный круг. И вместо того, чтобы смотреть вперед, вы утешаетесь всякими “хорошо бы...” (интерпретация, самораскрытие, конфронтация) Мистер С: Это все от обязательств перед другими людьми, мы все как на привязи. Мы все попадаем в эти ловушки. Но когда мы берем на себя бремя обязательств, надо думать и о себе. Комментарий: В этом резюме Джоан завершает этап сбора информации. Она ставит задачи и проясняет главную проблему. Последнее определение проблемы построено на позитивной оценке и сильных сторонах личности мистера С. Джоан переходит к третьей стадии интервью, начиная с открытого вопроса. Д: А что случится, если вы на один день вдруг отбросите все обязательства перед другими?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.167.189 (0.013 с.) |