Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные теоретические конструкты и техники БекаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В центре внимания Бека — процесс познания. Он отмечает, что через наше сознание идет постоянный поток мыслей, который мы сами часто не слышим. Эти мысли настолько быстротечны, что Бек называет их “автоматические мысли”, причем остановить их очень трудно. В вышеописанном случае женщина автоматически думает, что жизнь ее “закончилась” и она будет “одинока” без мужа. Бек занят тем, что приостанавливает эти автоматические мысли и предлагает личности разобраться в собственном мышлении — т. е. развить новые формы познания. В терапии Бека есть позитивный аспект. В главе VII мы уже говорили о теории Бека и структуре позитивных перемен. Система Бека оказалась особенно эффективной для клиентов с депрессией, чье мировоззрение строится на пессимистических автоматических мыслях, что и определяет их поведение. Бек (1972) составил список “ложных суждений”, что очень похоже на концепцию Эллиса об иррациональных идеях. Среди них он указал на дихотомические суждения (когда что-то считается полностью плохим или полностью хорошим), сверхобобщения (“Если мой муж покинет меня, я останусь совсем одна”), преувеличения (у Эллиса это называется “катастрофичность”), а также недостаток в логике. Бек предлагает трехступенчатую модель изменения паттернов мышления: 1. Установить, что думает клиент. Навыки выслушивания позволяют установить, что клиент думает на самом деле. Так можно обнаружить ошибочные суждения и иррациональные идеи. 2. Помочь клиенту распознать ошибочные паттерны мышления. Как вы заметили из записи беседы, Бек широко использует навыки выслушивания, а затем спорит с доводами клиента и помогает ему обрести новую точку зрения. Новая точка зрения навязывается терапевтом с помощью методов воздействия, начиная с простого “Давайте пройдемся до двери” и до прямого вызова ложной логике: “На самом ли деле это ужасно?” 3. Обеспечить обратную связь, чтобы убедиться, что эти доводы сработали. Когнитивная терапия Бека предполагает, что клиент может познать самого себя. Многие пациенты, особенно страдающие депрессией, скованы собственным мировоззрением. Бек признает, что это эгоцентрическое мировоззрение может их устраивать, но если подумать об альтернативах, то эти альтернативы могут оказаться более полезными для роста клиента. Следует отметить важные параллели с концепцией Джорджа Келли о личностных конструктах. Человек, страдающий депрессией, имеет неэффективный набор личностных конструктов, которые есть просто гипотезы, с помощью которых он объясняет мир. Задача терапевта — изменить эти конструкты, в надежде, что если изменится взгляд на мир, то изменится и поведение в мире. Когнитивная терапия Бека дает возможность изменить мышление и поведение. Отметим, что у него больше, чем у Эллиса, уделяется внимания познанию и мышлению. Мичебаум поэтому назвал работы Бека “когнитивно-семантическими” из-за особого внимания к словам и идеям. Бек считает, что когнитивные перемены вызывают перемены в поведении.
Рекомендации Крамбольца выбирающим карьеру и профессию Джон Крамбольц (1983) создал модель когнитивного профессионального консультирования, которая имеет более широкое применение, чем только область карьеры. Модель показывает нам, как методы и техники других теорий, в частности психодинамической, совместимы с когнитивно-бихевиоральным направлением. Но все же Крамбольц считает себя бихевиористом. Основные конструкты и техники Крамбольца Крамбольц считает, что люди, усвоив ряд правил и убеждений, руководствуются ими в крупных и мелких вопросах карьеры. Эти частные правила очень напоминают иррациональные идеи Эллиса и “ложные убеждения” Бека. У одних клиентов правила и убеждения оказываются более эффективны, чем у других. Если вы хотите облегчит клиенту решение вопросов карьеры, то ваша задача состоит в том, чтобы понять эти частные убеждения и то, как они мешают (или помогают) клиенту. Клиент может верить, что он компетентен в вопросах карьеры или что положение на рынке труда “полностью безнадежно”. Если необходимо принять рациональное решение по карьере, то совершенно необходимо выявить эти иррациональные идеи. Какие же убеждения отрицательно влияют на выбор профессии и на сам процесс работы? Рассмотрим классификацию таких предубеждений, которую составил Крамбольц: 1. Ошибочные суждения, обобщения. “Я слишком застенчива, чтобы работать медсестрой”. “Я не люблю находиться на людях”. “Все люди, работающие на заправочных пунктах — очень тупые”. 2. Сравнение с единичным стандартом. “Я не внушаю такого доверия, как мой отец. Мне нечего делать в бизнесе”. “Я знал одного парня из Сан-Франциска. Он был плут. Мне не хотелось бы заниматься торговлей”. 3. Преувеличенная оценка эмоциональных последствий. “Я не буду пытаться поступать в колледж. Для меня будет слишком большим ударом, если я не поступлю в колледж, в котором учатся мои друзья”. Эти предложения иллюстрируют несколько иррациональных мыслей, влияющих на профессиональный выбор. Крамбольц называет также и другие категории подобных убеждений — например, “ложные связи” (“Я не поступлю на работу, потому что не понравилась человеку, проводившему анкетирование”); игнорирование реальных фактов (“Я думаю, что смогу поступить в престижный колледж. Хотя я всего два года занимался математикой”); самообман (“То, что меня уволили с двух предыдущих работ, не повлияет на это назначение”). Независимо от того, занимаетесь ли вы оценкой дальнейшей карьеры, или это просто личная консультация, очень полезно внимательно выслушать эти и другие ложные убеждения. Не обязательно сразу же их разоблачать, но эти паттерны мышления необходимы для дальнейшей работы с клиентом.
Как распознавать неадекватные убеждения У Крамбольца есть ряд методов, которые облегчают обнаружение укоренившихся иррациональных паттернов мышления. Один из путей — по таблице 11.1, когда вы выявляете иррациональные идеи в своем окружении. Нижеприведенные техники, разработанные для профориентации, имеют более широкое приложение и показывают, как другие методы можно вставить в рамки когнитивно-бихевиорального подхода. Реконструкция первоначальных событий Цель — обсудить и описать важные происшествия прошлого. Каждое из этих происшествий много говорит нам о том, как клиент конструирует мир и какие правила и убеждения вытекают из этого мировоззрения. К примеру, клиент ищет новую работу и говорит, что не прошел прошлый раз интервью. Задавая вопросы, применяя пересказ, подводя итоги, вы можете довольно точно восстановить первоначальное событие, которое было источником неадекватных убеждений. Восстановив это событие прошлого, вы можете изменить, переинтерпретировать его смысл. Техника реконструкции очень похожа на упражнение из психодинамической теории (ем. стр. 262), в котором вы вместе с клиентом восстанавливаете события прошлого, или анализируете сны с помощью свободных ассоциаций. Но если там делается акцент на инсайт, то когнитивно-бихевиоральная практика заинтересована в изменении старых паттернов ложных предубеждений. Самонаблюдение Здесь клиенту предполагают взглянуть на собственное функционирование в мире. Ведение записей и самонаблюдение — традиционные бихевиористские методы — здесь очень важны. Клиент чувствует тревожность в аудитории, и вы с клиентом знаете, что эта тревожность “как-то” связана с определенной ситуацией. Клиент останавливается и делает подробную запись контекста ситуации (например, с кем он разговаривал), а также отмечает те эмоции, которые ассоциируются с ситуацией. Можно также записать и случайные мысли (свободные ассоциации). Главное в таком самонаблюдении — взгляд на себя со стороны. Интересно, что сам факт этого часто разрушает иррациональное мышление. Другой способ выявления неадекватных убеждений — “мысли вслух”. Вы предлагаете клиенту поработать над задачей, и при этом “думать вслух” и говорить обо всем, что приходит в голову. Конечно, это напоминает технику свободных ассоциаций, но направленность этой техники совершенно другая. Психодинамические оценки Крамбольц перечисляет тот инструментарий, который помогает психологу оценить процесс мышления. В частности, упоминает “Вопросник по убеждениям, связанным с карьерными решениями” (Митчелл и Крамбольц), “Вопросник действенности” (Митчелл, Крамбольц, Киннер), “Выбор профессии” (Холланд, Дайгер). Эти и подобные инструменты помогают выявить иррациональные мысли. Крамбольц предлагает также проективные тесты, вроде теста ТАТ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.192 (0.01 с.) |