Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Навыки внимания и выслушивания

Поиск

Внимательное отношение может быть усилено при помощи особых вербальных штампов, которые концентрируют внимание на клиенте и его проблемах и помогают вам выявить самые основные факты, чувства и предположения, которые клиент приносит психологу. О таких штампах и оборотах психологи говорят как о “навыке внимания” или “навыке выслушивания”. После установления раппорта в большинстве случаев встает задача выявления проблем клиента.

Среди навыков внимания вопросы занимают чуть ли не главное место. Открытые вопросы обычно начинаются со слов “что”, “как”, “почему”, “могли бы”, “а если”. Подобные вопросы требуют от клиента развернутого ответа. На них трудно однозначно ответить “Да” или “Нет”. Открытый вопрос — приглашение к разговору.

Открытый вопрос дает вам довольно важную информацию о сути затруднений клиента. К примеру, рассмотрим следующие штампы: “Не скажете ли вы о чем пойдет у нас разговор?” (Подобный вопрос будет наиболее открытым и дает возможность клиенту сформулировать свой ответ без ограничений.) “А что было потом?” (Вопрос “что” заставляет клиента сформулировать суть проблемы.) “Как вы чувствуете себя в этой ситуации?” (Вопрос “как” ведет к обсуждению, а добавив “чувствуете” можно быть уверенным, что клиент будет говорить о собственных чувствах по поводу данной проблемы.) “Как вы думаете, почему это случилось?” (Вопрос “почему” вынуждает клиента говорить о своих суждениях по поводу данной проблемы, к прежних, так и нынешних.)

Используя ответы на эти заготовленные вопросы, психолог довольно быстро может уяснить следующее: общую картину ситуации; основные факты; эмоциональное отношение клиенту к этим фактам; суждения клиента. На стадии сбора информации ставится цель выяснить, как клиент понимает проблему, а также факты, чувства и особенности его мышления. Систематическое использование данных вопросов дает возможность сбора подобной информации.

Но многие психологи не любят задавать вопросы. Дело в том, что представители некоторых культур “отключаются” под напором американской манеры задавать вопросы, особенно если не возникло естественного доверия. Несовершеннолетние нарушители будут, конечно, с недоверием относиться к любым во­просам. Некоторые черные клиенты, а также женщины часто думают, что стоит за вопросами, особенно если консультант белый мужчина. В таком случае полезно сразу перейти к треть­ему этапу интервью (желаемый результат). Любопытно, что в этом случае можно использовать те же самые вопросы, но надо спрашивать клиентов, каковы их цели, что они думают о целях и т. д.

Закрытые вопросы. Обычно включают в себя частицу “ли”. На них можно отвечать словами “да” или “нет”. Закрытые во­просы используются для сбора информации, но также и для того, чтобы что-то выяснить, сконцентрировать внимание, су­зить область обсуждения. Закрытый вопрос, обычно, мешает клиенту уклониться от темы.

Но если применять их слишком часто, есть риск отпугнуть клиента. Кому понравится лавина вопросов, которые дают инициативу и власть другой личности? Используемые очень часто, они разрушают отношения.

Вопросы “почему” особенно тревожны и вызывают у клиента желание защищаться. Но некоторые направления (например, психодинамическое, рационально-эмоциональное) могут использовать их очень широко. Последователи теории Роджерса вообще возражают против вопросов. Если вернетесь на первую стадию интервью Джоан, вы увидите, что она смогла собрать факты, задав всего два вопроса. Она получила вполне ясную картину процесса мышления клиента, не задавая вопроса “почему?”.

Как же можно получить информацию о клиенте, не задавая ему вопросов? Навыки поддержки, пересказа, отражения чувств достигают тех же целей, что и вопросы, но выглядят менее навязчиво.

Повтор или поддержка — это прямое повторение сказанного клиентом, либо короткие комментарии типа “ну-ну”, “так”, расскажите еще”. Этот прием облегчает беседу и поддерживает плавное ее течение. Часто этот прием игнорируется как несущественный. Однако он обеспечивает наименее навязчивое вмешательство в мир клиента, и как показывают исследования, этот прием характерен для преуспевающих психологов и терапевтов. Повтор и поддержка — это способ показать клиенту, что его слышат.

Поддержка — удачная разновидность отклика психолога, ко­торая помогает разговорить клиента. Рассмотрим диалог, взятый из беседы с мистером С. Какие два-три слова вы бы использовали для повтора? С: Мне нравится быть одному. Меня оскорбляет, когда люди пытаются направлять мою жизнь, меня беспокоит, что никто не дает мне возможности решать самому”.

В качестве повтора можно избрать слова “одному”, “ос­корбляет”, “они решают за меня” и др. И повтор каждой фразы поведет клиента в разных направлениях и каждое из этих на­правлений можно углубить.

Джоан повторяет слова “беспокоит вас” и именно этот отклик был основным при определении проблемы клиента. В ответ на эту поддержку м-р С. в пункте 22 развивает в деталях то, как он жил, когда его жена была жива и то, как он одинок сейчас. Любая минимальная поддержка может рассматриваться как подталкивание клиента, и это повлияет на клиента, в дальнейшем он будет рассказывать более раскованно и подробнее. По своему воздействию на клиента повтор и поддержка довольно значительны.

Пересказ — это сжатое изложение основных слов и мыслей клиента. В нем передается объективное содержание речи клиента, переформулированное психологом, причем самые важные слова и обороты должны обязательно использоваться. Пересказ помогает психологу прояснить, свести воедино разные моменты беседы. Он дает возможность клиенту вновь использовать старые решения, устанавливать новые связи и углублять беседу. Кроме того, пересказ полезен клиенту, принявшему решение действовать, поскольку он сможет повторить ключевые мысли и фразы для прояснения сущности проблемы. Многие клиенты способны найти более эффективное решение, если их просто внимательно выслушали.

Для примера возьмем пересказ в пункте 23, где проясняется решение м-ра С.

Д: Насколько я поняла вас, ваши друзья посягают на ваше время. Но, как я слышала от вас, вам не нравится, когда вас тянут туда, куда вы не хотите идти. Это так?

Здесь клиент восклицает: “Да, это так!” В этом пересказе происходит очищение от путаницы и мысленных противоречий клиента, и теперь м-р С. и Джоан более четко представляв проблему.

Пересказ также проясняет факты, собранные с помощью вопросов типа “какой?” или “могли ли?” Пересказ дает вам уверенность, что вы правильно поняли основные факты. Но недостаточно просто понимать факты. Очень важна эмоциональная подоплека проблемы. Эту сторону проблемы помогает выяснить прием отражения чувств. Отражение чувств срод­ни пересказу и часто их трудно различить, они появляются вместе. Пересказ обращается к фактам, а отражение чувств — к эмоциям, но к эмоциям, связанным с этими фактами. Обращаясь к навыкам отражения чувств, вначале полезно научиться отмечать для себя эмоции. Здесь используются слова “сердитый”, “радостный”, “печальный” и множество других. Для некоторых начинающих психологов трудно сразу адекватно распознать эмоции и поэтому имеет смысл потренироваться в этом.

Прием отражение чувств можно расчленить на три-четыре части: произнести ваше имя и имя клиента (это персонализирует отражение); эмоциональное произнесение слов: предложения-штампы (“Похоже, вы чувствуете...”, “Мне кажется, вы чувствуете...”): часто добавляется контекст данного переживания “Вы сердитесь, когда ваш сын бунтует”. Добавление контекста сиуации, конечно, сближает примеры отражения и пересказа. “Чистое отражение” чувств обычно включает в себя только первые три пункта.)

Намеренное отражение чувств задает тон и настроение всей беседы. Подобное отражение в интервью Джоан дает основу для наработки последующего разрешения трудностей связанных со сном и его отношениями с друзьями.

17. Д: Вы смеетесь, но по вашему голосу и вашему виду я чувствую, что вам не до смеха.

19. Д: Вы, похоже, рассердились.

27. Д.: Давление... Когда вы говорите о давлении, я прямо чувствую это. Как вы реагируете на давление?.

В пункте 27 приводится интересный абзац, отражающий связь между рефлексией чувств и вопросом “как?” Очень часто, хотя и не всегда, вопрос “как?” увязывается с эмоциями.

Изучение долговременной и кратковременной памяти показывает, что в голове откладываются только значимые вещи. Действительно, мы воспринимаем мир в его эмоциональном воздействии на нас, в непосредственном переживании. Поэтому эмоциональные слова очень важны для раскрытия того, как клиент реагирует на проблему. Когда Джоан говорит: “Я ощущаю, что вы сейчас чувствуете”, то м-р С. в самом деле воссоздает в настоящий момент переживания прошлого.

Подобное воссоздание прошлого в настоящем очень важно для некоторых разновидностей терапии, в частности, Роджерсу и психодинамической. Хотя явно это не утверждается, но глав- ную роль в воссоздании прошлого последователи этих теорий видят в обращении к фактам, а только затем к чувствам.

Осознание значения — еще одна микротехника. Раз уж вы воссоздали переживание (прошлое и нынешнее) у клиента во время беседы, то полезно изучить, что же эта ситуация для клиента значит. Как вы поняли из случая с м-ром С., он придает отрицательное значение фактам, он рассматривает проблему как “его вину” и главный смысл жизни видит в том, чтобы доставлять другим удовольствие. Только грамотно используя психодинамические директивы и свободные ассоциации, Джоан помогла м-ру С. увидеть параллели между инцидентом с братом в возрасте 6 лет и нынешним поведением в возрасте 72 лет.

Вначале м-р С. чувствовал, что его обязанностью является делать то, чего от него хотят другие, угождать им (довольно часто встречающаяся проблема). Но после утверждения нового смысла он понял, что должен более ответственно относиться к своим нуждам, и Джоан формулирует этот новый смысл в пункте 92 (“Я, Джон С., должен в первую очередь заботиться о себе” и в пункте 96 (“В первую очередь вы должны заботиться о се6е. Что вы на это скажете?”) Это составляет суть нового мировоззрения клиента.

Сформулировать различия между такими приемами, как осознание смысла и пересказ/рефлексия чувств не так уж просто. При осознании смысла идентифицируются глубокие, подспудные значения слов. Клиент повторно интерпретирует свои переживания. Осознание смысла идет рядом с интерпретациями, которые относятся к микротехникам влияния. Интерпретации дает клиенту альтернативные построения, при помощи которых тоже можно рассматривать эту проблему. При осознании смысла клиент способен сам найти новую интерпретацию или смысл прежних фактов или ситуаций.

Резюме собирает воедино мысли клиента, факты, чувства, смысл и все это предоставляется клиенту в законченной форме. Построение резюме включает в себя внимание к клиенту, переживание чувств и мыслей клиента, упорядочение сложного со­держания высказываний. В резюме можно найти основные чувства, отраженные психологом, в нем сводятся воедино все фраг­менты, резюме также помогает психологу понять, точны ли его суждения и дает “передышку” клиенту.

В нескольких местах интервью с м-ром С. можно обнаружить резюме. Например, в пункте 9 Джоан суммирует ключевые фак­ты и чувства предыдущей беседы и добавляет некоторые пози­тивные установки. Резюме в пункте 29 сводит воедино факты второй стадии интервью и подготавливает почву для формулировки желаемого результата. Периодические пересказы и резюме на протяжении 4-й стадии интервью обеспечивают согласован­ность беседы.

 

Основные этапы выслушивания

Навыки внимания организуются в систему, называемую основные этапы выслушивания. В табл. 3.4 объединены все отдельные методы и показано, как выявить факты и эмоции, от­носящиеся к проблеме клиента, а затем изложить их для дальнейшей работы.

Многие концепции психологии и психотерапии используют эту последовательность для выявления фактов. Хотя эти методы не всегда используются в данной последовательности, все же большая часть консультантов в той или иной вариации используют эту модель по мере того, как они начинают узнавать клиента, его жизнь и заботы. Помогаете ли вы клиенту выбрать работу, решается ли вопрос о разводе или проводится психоаналитическая консультация, во всех этих случаях вам надо знать акты, понимать, как клиент к ним относится, а также уметь их систематизировать для дальнейшего анализа. Можно обнаружить, что основные этапы выслушивания и соответствующие микротехники очень полезны во всех теоретических ориентациях. Станете ли вы психологом-бихевиористом, терапевтом-реалистом или семейным психотерапевтом, основные этапы выслушивания всегда будут присутствовать в вашей работе.

 

Таблица 3.4

Основные этапы выслушивания

Методика Описание Функции в процессе беседы
Открытые вопросы “Что?” — выявляет факты, “как?” — чувства, “почему?” — причины, “можно ли?” — общую картину Вопросы используются для выяснения основных фактов и облегчают разговор
Закрытые вопросы   Обычно включают в себя частицу “ли”, на них можно отвечать очень кратко Закрытые вопросы дают воз­можность узнать особые факты, сокращают слишком длинные монологи
Поощрение (поддержка) Повторение нескольких ключевых фраз клиента Поощряет детальную разработку специфических слов и их смысла
Пересказ Повторение сущности слов клиента и его мыслей, используя его ключевые слова Активизирует обсуждение, показывает уровень понимания  
Отражение чувств   Обращает внимание на эмоциональ­ное содержание интервью Поясняет эмоциональную подоплеку ключевых фактов, помогает открывать чувства
Резюме В сжатом виде повторяет основные факты и чувства клиента   Полезно повторять периодически во время беседы, обязательно в конце. Поясняет направление беседы

В эту последовательность не включено осознание смысла. Как более рефлективная методика, она выступает скорее как следствие использования этой последовательности выслушивания, а не является ее частью.

Основные навыки выслушивания особенно полезны на втором и третьем этапе бесед, где вашей целью является сбор информации о возможностях и целях клиента. Интервью с м-ром С. показывает важность той последовательности, когда Джоан буквально вытягивает факты и чувства клиента. Ее ответы также иллюстрируют тот очевидный факт, что не обязательно придерживаться данной последовательности, чтобы получить желаемы результат. Более важна ваша способность получать результаты виде ясных, структурированных фактов.

 

Селективное внимание

Начинающие психологи часто фиксируют свое внимание на проблеме вместо того, чтобы сконцентрировать его на клиенте. Будет разумнее поставить в центр внимания клиента. К примеру м-р С. в пункте 10 говорит следующее:

С: Например, последние три-четыре месяца я стал больше общаться. Когда моя жена умерла, я вообще ничего не делал. Сейчас я немного справился и чувствую себя лучше — особенно если я действую без принуждения. А те люди, с которыми я общаюсь, заставляют меня делать больше, чем я хочу. И я не знаю, как им отказать. Они слиш­ком много ждут от меня, и я, пожалуй, перестану следовать их по­желаниям только для того, чтобы отвлечься от мыслей о жене. Хо­тя я так одинок...

Д: Итак, как я вас поняла, вы сейчас чувствуете одиночество боль­шую часть времени.

С: Да!

Обратите внимание, что в речи Джоан трижды встречается личное местоимение “вы”. Используя имя клиента или местоимение “вы”, психолог фиксирует свое внимание на личности клиента. Начинающие психологи очень часто фиксируют свое внимание на чем угодно, только не на клиенте, сидящем перед ним. В принципе, можно сфокусировать интервью на других, например, на супруге (“Расскажите мне о своей жене”) или на себе (“Я тоже иногда чувствую себя одиноко. Вот, например, вчера вечером..”.) При некоторых поворотах интервью это может оказаться полезным, но в основном терапевтический процесс строится вокруг клиента. Сконцентрируйтесь на личности, си­дящей перед вами. Консультирование предназначено не для психолога, а для клиента, не для отсутствующих лиц, а иногда даже не для разрешения проблемы!

 

Фокус-анализ. анализ возможных направлений интервью

Фокус-анализ — элементарная микротехника, хотя понимание проблем, на которых концентрируется внимание, также крайне важно для успешного консультирования. Осмысление интервью с м-ром С. показывает, что большинство фраз психолога было сфокусировано на личности клиента.

Фокус-анализ полезен и тем, что позволяет нам убедиться, что мы в действительности рассмотрели все возможные пробле­мы клиента. Например, можно было бы ответить м-ру С., по-разному выбирая фокус:

1. Фокус на клиенте: М-р С., вы чувствуете себя подавленно и одиноко. Вы уверены, что знаете, чего хотите лично вы? (В этом примере содержится четыре личностных обращения к м-ру С.)

2. Фокус на другой личности: Расскажите мне побольше о ва­шей жене. (Можно предсказать, что м-р С. начнет рассказывать о смерти жены. Здесь может появиться важная информация, но это ничего не скажет о самом м-ре С. и его реакции на настоя­щее и прошедшее.)

3. Фокус на проблеме: Главной темой беседы была проблема времени, на которое претендовали его друзья, поэтому психолог мог бы спросить: “А что говорят эти люди, когда чего-то от вас хотят?” или “Как часто это бывает?” Опять можно получить ин­формацию, но это мало говорит об отношении мистера С. к этой проблеме. Вы не можете сами исправить ситуацию — это дела м-ра С. Ваша задача как психолога — подтолкнуть людей на решение их проблем. Как мы поняли, у м-ра С., проблема времени дополнялась проблемой одиночества после смерти жены.

4. Фокусирование на психологе: “Мне вспоминается собственное одиночество. Я понимаю, как это тяжело выносить”. Концентрация внимания на себе полезна как прием самораскрытия или обратной связи, это помогает развить у клиента чувств доверия. Развивается раппорт, и это полезно, но не следует слишком часто использовать этот прием.

5. Фокусирование на общности: “мы — фокус”. “Итак, чего же мы достигли?” “Мне нравится, как вы действуете”. Подобное стремление к соучастию характерно для психологов гуманистического направления. Например, Джоан фокусирует внимание на себе и мистере С. в пункте 9, когда она говорит о своих положительных чувствах.

6. Культурно-контекстный фокус: “Это тревожит многих пожилых людей. В нашем обществе им приходится нелегко. В основе многих проблем наших клиентов лежат реальные истории их взаимодействия с политической и социальной системой. Для некоторых клиентов это становится важным центром беседы Часто психологи успешно используют такое фокусирование, особенно работая с черными клиентами или женщинами. Хотя в целом психологи склонны игнорировать культурно-социальный контекст. Только несколько концепций адекватно рассматривают это направление.

Все эти направления фокус-анализа очень важны для понимания того, что же происходит на психологической консультации. Фокус-анализ имеет дело с главной темой, отраженной в структуре предложений, используемых консультантом и клиентом. На практике грамматический строй предложения показывает, насколько глубоко психолог понял заявления клиента. Консультирование построено на том, чтобы клиент “проговорил” несколько “Я-предложений”, в которых были бы отражены он сам и его затруднения. Психолог добивается от него “Я-предложений”, усиленно используя личные местоимения “вы”, “Ваше”, имя клиента. Но следует подчеркнуть, что другие типы фокусировки во время интервью также бывают полезны.

В рукописи интервью не была сделана классификация фокусов. Но в основном интервью сфокусировано на личности м-ра С. Попадаются также фокусировки на личности психолога и “мы-фокус”. Не встречаются, хотя это и возможно, фокусирования на окружающей среде. Было бы полезно вновь просмотреть это интервью и найти для себя несколько видов фокусировки. На будущее знайте, что необходимо постоянно осознавать, на чем вы фокусируете беседу.

 

Навыки воздействия

Клиенту может вполне хватать ваших навыков внимания. Если же вы сможете провести полное пятиэтапное интервью, исключительно используя только навыки выслушивания, это будет свидетельствовать о вашей высокой квалификации. Обнаруживается, что многие клиенты могут эффективно работать над проблемой, даже если вы не даете советов, указаний, предложений. Ранние теории недирективного консультирования (глава X) доказывали необходимость только навыков выслушивания и даже заходили в этом настолько далеко, что критиковали использование вопросов.

Однако использование только навыков внимания и выслушивания делает процесс изменения личности долгим и утомительным. Когда же вы становитесь активным партнером в беседе, то в ваших силах повлиять на скорость этого процесса. Используя знания теории и практики, личный опыт, понимание культурного уровня клиента, вы сможете больше помочь ему.

Обсуждаемые здесь методы — это обратная связь, совет (информация), самораскрытие, интерпретация, логическая по­следовательность, директива и воздействующее резюме. Эти названия уже встречались вам в интервью с м-ром С. Методы и их функции сведены в табл. 3.5.

Методы воздействия довольно сложны и часто оказываются более эффективными, если их использовать как можно реже и в разумном сочетании с методами выслушивания.

Интерпретацию можно считать самым главным методом среди всех техник воздействия. Этот метод дает клиенту новые подходы к проблеме, а это ведет к изменению мировоззрения.

Таблица 3.5

МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

МЕТОД ОПИСАНИЕ ФУНКЦИИ ВО ВРЕМЯ БЕСЕДЫ
Интерпретация Задает новые рамки, в кото­рых клиент может увидеть ситуацию. Может быть полу­чена из теории или собст­венного опыта. Ее можно рассматривать как сердцеви­ну метода воздействия. Попытка дать возможность клиен­ту по-новому увидеть ситуацию. Дает клиенту четко очерченное альтернативное восприятие ре­альности. Это восприятие способ­ствует изменению взглядов, что, в свою очередь, может изменить мысли, настроение, поведение.
Директива (указание) Говорит клиенту, какое дейст­вие предпринять. Может быть просто поведением. Может быть хитроумной техникой на основе какой-нибудь теории.   Ясно показывает клиенту, какого действия хочет от него психолог. Предполагается, что клиент сде­лает то, на что ему указывают. В табл. 3.6 проводятся некоторые директивы, используемые в рам­ках разных теорий, которые дают самые разные результаты.
Совет (информация)   Дает пожелания, общие идеи, домашнее задание, совет, как действовать, ду­мать, вести себя. Умеренно используемые советы дают клиенту полезную информа­цию. Например, этот метод всегда используется при консультации по трудоустройству.
Самораскрытие   Психолог делится личным опы­том и переживаниями, либо разделяет нынешние чувства клиента. Тесно связан с приемом обратной связи, построен на “Я-предложениях” психолога. Способствует установлению раппорта.
Обратная связь Дает клиенту возможность понять, как его воспринимает психолог, окружающие.   Дает конкретные данные, которые помогают клиенту осознать, как другие воспринимают его поведе­ние и стиль мышления, что созда­ет возможность иного самовос­приятия.
Логическая последовательность Объясняет клиенту логические следствия его мышле­ния и поведения. “Если..., то”.   Дает клиенту точку отсчета. Этот метод помогает людям предви­деть результаты действий.  
Воздействующее резюме Часто используется в конце беседы, чтобы суммировать суждения психолога. Чаще все­го используется в комбинации с выводами и резюмирующи­ми высказываниями клиента. Проясняет, чего психолог и кли­ент добились за время беседы. Подводится итог того, что сказал терапевт. Призвано помочь клиен­ту перенести эти обобщения из интервью в реальную жизнь.  
       

 

Отправным моментом для пересказа, рефлексии чувств, отраже­ния значения и т. д. является сам клиент. Отправной точкой для интерпретации является терапевт. Опытные психологи нечасто используют такое сложное орудие, как интерпретация. Две-три мастерские интерпретации — это предел для одной консультации. Ведь это вызов точке зрения клиента, он не перенесет этого в больших дозах, а передозировка ведет к сопротивлению с его стороны.

Примечательно, как Джоан использует интерпретацию вслед за свободными ассоциациями: м-р С. внес в беседу новый, очень информативный материал и рассказал о ситуации, случившейся в детстве между ним и его братом. Джоан дает интерпретациию: “Насколько я поняла, вы боитесь обидеть людей, поскольку вас когда-то так же обидели”. Интерпретируя таким образом ситуацию, Джоан связала прошлое поведение с нынешним. Эта связь чисто психодинамического характера, а эта концепция утверждает, что в ежедневном поведении мы повторяем те модели поведения, которые усвоили в детстве.

То, что Джоан установила данную связь, помогает ей по-новому взглянуть на причины, лежащие в основе нынешнего поведения клиента. (М-р С. начинает плакать при воспоминании о прежних событиях.) Подобная интерпретация дает основу для последующих изменений поведения и показывает, насколько глубокое осознание может изменить поведение.

Директива, конечно, самая сильная методика воздействия. Вопреки распространенному мнению, психолог часто говорит своим клиентам, что им надлежит делать. Указания — это фразы психолога, прямо говорящие, что делать клиенту, что ему гово­рить, как поступать в тех или иных ситуациях. Психолог может дать указание, используя фантазии, мечты (гуманистическая психология), предлагая определенные изменения в поведении (тренировка поведенческих навыков) или вовлекая в свободно-ассоциативное мышление (психодинамическая теория). Даже если вы задаете клиенту домашнее задание — это уже инструк­ция. В табл. 3.6 приводится семнадцать разновидностей дирек­тив. Здесь для вас есть выбор, который будет способствовать вашему профессиональному росту.

Джоан использует несколько указаний, которые реально воздей­ствуют на м-ра С. Директива свободного ассоциирования в п. 52 предлагает ему расслабиться и высказать ассоциации, связанные с его прежними переживаниями. Это помогло выявить новые факты, использованные в приведенной интерпретации, а это оказалось чрезвычайно важным для реального прорыва, кото­рого психолог и клиент достигли за один сеанс. Однако психо­динамические приемы — еще не гарантируют изменения в пове­дении. Эту задачу могла бы завершить тренировка поведенческих навыков, но Джоан выбрала гештальт-директиву, чтобы необходимость изменить поведение стала более ясной. Обратите внимание на гештальт-повторы в п.п. 80-86. Здесь Джоан и м-р С. повторяются несколько раз. Во время подобных репетиций кли­енты часто обнаруживают основные эмоции. Джоан отмечает эти чувства и дает следующее указание, попросив м-ра С. рас­сказать о положительных моментах своей жизни (поиск внут­ренних резервов). После того, как м-р С. разрядился, он смог не только достигнуть инсайта, но и изменить свое поведение.

Эта серия директив особенно ярко показывает ценность действий терапевта. Но не забывайте, что эти действия стали возможными только после того, как Джоан установила раппорт и использовала навыки внимания и выслушивания. Более того, она осуществляла поиск позитивных резервов на протяжении всего интервью для того, чтобы клиент уже имел прочную базу которая помогла бы ему справиться с трудностями прошлого Слишком многие терапевты ожидают роста клиента, который бы отталкивался только от негативного груза проблем.

Таблица 3.6

ПРИМЕРЫ ДИРЕКТИВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПСИХОЛОГАМИ

РАЗЛИЧНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

1.Конкретное пожелание “Я предлагаю вам сделать следующее...”  
2.Парадоксальная инструкция “Продолжайте делать то, что вы делаете... Повторите свои действия (мысли, поступки), по крайней мере, три раза”.  
3. Фантазии   “Представьте себе, что вы вновь оказались в этой ситуации. Закройте глаза и подробно опишите ее. Что вы видите, слыши­те, чувствуете?” “Опишите ваш идеальный день (работу, парт­нера)”. “Представьте, что вы находитесь внутри своего тела”.
4. Ролевое указание   “А сейчас вернитесь к этой ситуации и вновь проиграйте ее”. “Если вы не против, пусть роль останется прежней, но измените небольшой фрагмент поведения”.
5. Гештальт-метод горячего кресла “Говорите со своими родителями, как будто они сидят в этом кресле. А сейчас пересядьте в это кресло и ответьте за них”.  
6. Гештальт-невербальное поведение “Я заметил, что одна ваша рука сжата, а другая раскрыта. Пусть тогда одна рука поговорит с другой”.  
7.Свободные ассоциации   “Запомните это чувство и расскажите о связанных с ним ассо­циациях из воспоминаний детства...” “Перейдите к тому, что происходит в вашей повседневной жизни”.
8.Переоценка (концентраци) Гендлина “Установите для себя негативные чувства, мысли, теперь найди­те для себя негативные переживания. А теперь найдите в этом что-то положительное и сконцентрируйтесь в этом направлении. Объедините это с проблемой”.
9. Релаксация   “Закройте глаза и плывите”. “Сожмите покрепче кулаки, а теперь отпустите”.
10.Системати чес­кая десенсибилизация а) глубокая мышечная релаксация 6) построение иерархии беспокойств в) увязывание объектов тревоги с релаксацией  
11.Языковые замены “Замените “хотелось бы” на “хочу”, “нельзя” на “желатель­но”. Любые новые смысловые изменения”.
12.Принятие чувств “эмо циональное наводнение” “Вернитесь к этому чувству, останьтесь с ним, примите его полностью”.  
13. Медитация   “Спокойно. Сфокусируйте внимание на одной точке. Расслабь­тесь. Следите за дыханием. Сфокусируйте свое мышление...”
14.Гипнотический транс “Внимательно смотрите на эту точку. Расслабьтесь. Следите за дыханием. Фокусируйте свое мышление”
15.Групповая работа “Сейчас я хочу, чтобы вы сделали это...”  
16.Обучение, домашняя работа “Попрактикуйте эти упражнения на следующей неделе и рас­скажите на следующей встрече”. “Заполните этот тест”.  
17.Терапия семей­ных отношений “Поменяйтесь местами со своей женой и сядьте поближе к дочери”

 

Целый набор полезных, но потенциально опасных приемов сгруппировано вокруг понятия “совет”, “информация” и др. Это группа методов, в которых психолог высказывает пожелания; дает инструкцию-информацию, может даже сказать: “Если бы я был на вашем месте, то я бы...” Иногда вы просто обязаны дать совет, потому что у вас есть важная информация. Например, психологи, занимающиеся профориентацией, дают совет-инфор­мацию о вакансиях. Терапевты, использующие транзактный анализ, обучают клиентов основам своей теории. Терапевт реа­листического направления обучает молодежь навыкам и знани­ям, которые помогают в жизни.

Но, как вам известно, иногда советы и инструкции исполь­зуют слишком часто. Советовать надо очень осторожно, в ос­новном по просьбе клиента, иначе клиент скажет вам: “Да, но...” Всякий раз, когда клиент говорит это, вам следует переменить стиль и перейти к методам наблюдения, таким, как расспрашивание и пересказ. (Например: “По-вашему, мое предложение неплодотворно. Как вы считаете, что может быть более полезным для вас?”)

О самораскрытии можно говорить, когда вы делитесь своими переживаниями с клиентом. Можно отметить два типа самораскрытия в интервью, проведенном Джоан. Первый его тип состоит в отношении к клиенту и временами его трудно отличить от обратной связи. Яркий пример этой формы самораскрытия прослеживается в следующем эпизоде:

Д: Меня восхищает ваше мужество и ваша преданность семье — вырастить детей, заботиться о жене, когда она так ужасно больна, а сейчас вы помогаете свояченице-инвалиду. Я была счастлива познакомиться с вами — вы дали мне пример любви и заботы. Я рада, что дела у вас пошли лучше”.

В обоих указанных случаях м-р С. получает информацию отом, как его видит психолог. Самораскрытие подчеркивает, как Джоан воспринимает клиента. Обратная связь строится скорее на объективных данных, хотя слова “вы меня восхищаете” сбли­жает этот прием с самораскрытием.

Как обратная связь, так и самораскрытие помогают клиенту узнать, как он “смотрится” на людях. Различие между приемами довольно условно, оба они помогают человеку более комфортно себя чувствовать, помогают его самораскрытию. Но слишком частое их употребление может помешать исповеди клиента. Некоторые терапевты так увлекаются этими двумя приемами, что редко используют остальные. Некоторым клиентам очень нравит­ся такой психолог, но другим он может показаться навязчивым. Второй тип самораскрытия меньше похож на обратную связь. Тут терапевт говорит о личном опыте, связанном с проблемой клиента. Так в пункте 64 Джоан дает классическое самораскрытие с использованием собственного опыта:

Д: Вы испытываете давление. У меня тоже так бывает. Я чувствую давление обстоятельств перед семьей, и временами мне кажется, что у меня не остается времени на себя и на то, что мне нравится. И его давление не оставляет достаточно простора. Кто или что по­могает вам снять это напряжение?

В этом самораскрытии Джоан добилась важных результатов. Во-первых, ее самораскрытие было коротким. Некоторые терапевты склонны делать это долго, а это уводит внимание от кли­ента. Заметьте, что Джоан немедленно меняет фокус — уводит рассуждение со своей личности на личность клиента с помощью местоимения. В конце самораскрытия она ставит открытый вопрос, чтобы убедиться, что оно достигло цели.

Для вас метод самораскрытия будет безусловно полезным, если вы работаете в рамках современной теории Роджерса. Но и при других ориентациях оно может быть не менее эффективным. Понятие обратной связи уже обсуждалось и ее примеры приводились. Цель обратной связи — помочь клиенту увидеть, как он выглядит в глазах других Когда вы передаете свое ощущение клиенту, фокус вашего внимания переходит с клиента на вас, и тут трудно различить самораскрытие и обратную связь. Другое дело, когда вы рассказываете, как другие воспринимают клиента (фокусирование на других в рамках фокусного анализа), и тут определение приема как обратной связи более оправдано.

Обратная связь может оказаться важным элементом семейной терапии. При семейной терапии очень важно понять, как тебя воспринимают другие члены семьи.

Логическое следствие — сложный метод, и он помогает клиенту принять возможные последствия своих действий. Хотя этот метод не использовался в интервью с м-ром С., можно себе представить, как бы он выглядел в этом контексте:

Д: М-р С., мы обсуждали ваше желание угодить каждому. Я также слышала от вас, что это является предметом вашего внутреннего конфликта и вы чувствуете себя одиноким даже в компании. Послед­ствия того, что вы не можете постоять за себя, ясны: у вас нару­шен сон, вы ощущаете горечь и обиду. Не так ли?

Легко заметить, что утверждения логической последователь­ности по своей стру



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.184.99 (0.02 с.)