Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Некоторые ограничения и практическое применение бихевиористской терапииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тщательно не продуманная терапия может нанести вред клиенту. В предыдущей главе мы показали, какой вред приносит “дикий” психоанализ. Понятие “манипуляторский бихевиоризм” описывает аналогичный феномен в области бихевиористской терапии. Можно говорить о манипуляторском бихевиоризме, если психолог принимает решения за клиента, или если его влияние настолько сильное, что клиенту ничего не остается делать, как только соглашаться с психологом. Мы знаем случай, когда, например, психологи-бихевиористы работали над упражнением эффективности учебного времени для учеников начальных классов. Это уместная цель, но дело в том, что вмешательство проводилось неумело — дети и родители не осознали перемен, проведенных в классе. Манипуляторская терапия имела место в психиатрических клиниках и тюрьмах. При этом применялась стратегия фишек, но их бросали пациентам и заключенных на пол, а те подбирали их и меняли на еду. Эти возмутительные случаи не имеют ничего общего с бихевиористским гуманизмом, со стремлением к совместному принятию решений психологом и клиентом. Ни в коем случае нельзя считать бихевиористскую психологию негуманной и манипуляторской. Точно так же можно использовать во вред клиенту технику психодинамической или гуманистической психологии. Теории и методы не виноваты в том, что их неумело используют. Со временем вы заметите, что техники бихевиоризма “работают”, что клиент получает ощутимую пользу. В то же время вы можете заметить, что, хотя поведение клиента меняется, но остается ощущение, будто что-то важное пропускается. Для таких клиентов могут оказаться полезными методы когнитивно-бихевиористской терапии (глава XI), причем некоторым будут интересны причины того, почему у них сложились именно такие стереотипы поведения. Здесь может оказаться полезной такая противоположность бихевиоризму, как психодинамическая концепция. Короче говоря, объединяя бихевиористскую терапию с другими ориентациями, вы сможете существенно обогатить процесс психотерапии. Попробовав на практике упражнения из табл. 9.1, 9.2, 9.3 вы уже имеете солидный фундамент для овладения бихевиористской терапией. Эта система методов особенно эффективна, если вы хотите своими глазами увидеть, как быстро изменяется поведение клиента, если, например, вы работали над проблемой, связанной с тренингом настойчивости. Существуют и другие техники бихевиоризма (они здесь не обсуждались), которые также дают хорошие результаты. В конце особо стоит упомянуть технику предотвращения рецидивов, которую есть смысл применять, заканчивая беседу, независимо от того, какие методы использовались. Пятая стадия интервью (обобщение), модель Джаниса, наблюдение за клиентом после интервью, умение избежать рецидивов — все это необходимо знать психотерапевту любого направления.
Краткий обзор главы Прочитав эту главу, вы должны уметь: 1. Понимать разницу между бихевиористским подходом, ориентированным на действие, и психодинамической теорией, ориентированной на “инсайт”. Можно сказать, что бихевиористы хотят добиться видимых изменений в поведении клиента, а психологи-фрейдисты добиваются перемен в том, что клиент думает о своих поступках. Некоторые бихевиористы совсем не думают о внутреннем диалоге клиента, а все психологи-фрейдисты считают, что как только будет достигнута определенная степень осознания своих проблем, изменится и поведение. 2. Определять и уметь применять прикладной бихевиоральный анализ. В главе даны методы, которыми необходимо овладеть, чтобы применять их в разных случаях. Пока вы в совершенстве не овладеете этими методами, дальнейшее изучение бихевиоризма будет малоэффективным. 3. Понимать и уметь обсуждать составляющие тренинга настойчивости. Бихевиоризм дает немало эффективных и полезных методов, которые помогают клиенту стать хозяином своей жизни. В главе дана пятишаговая модель тренировки настойчивости. 4. Знать и использовать эффективные методы предотвращения рецидивов, которые помогают клиенту использовать навыки, приобретенные на интервью в своей дальнейшей жизни. 5. Знать следующие ключевые понятия данной главы: бихевиористский гуманизм, прикладной бихевиоральный анализ, операционализация поведения, функциональный анализ, предыстория, результирующее поведение, последствия, тренинг настойчивости, предотвращение рецидивов, релаксация, целенаправленное уменьшение тревожности, моделирование, поощрение, записи, стратегия фишек.
Глава Х. экзистенционально-гуманистическая традиция
ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ Сочетание методологии, теории и практики является сущностью квалифицированного консультирования и терапии. Методология дает основу для эффективной теории и практики: КО-терапевт знает, как построить творческую, плодотворную беседу и как использовать знания этих техник, чтобы воздействовать на клиента в нужном направлении. Важной в этом процессе является индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность, оценка личности и ее социальной среды, а также применение методов позитивного роста и развития. Теория создает организующие принципы для консультирования и психотерапии: КО-терапевт имеет запас альтернативных теоретических подходов и способов общения. Практика — это сочетание методологии и теории. КО-консультант компетентен в теории и методиках, и способен применять их как в целях исследования, так и в практической работе на благо клиента. Подразумевается, что общая компетентность в методологии, теории и практике проявляется в осознании своего собственного мировоззрения и личностных особенностей, а также того, насколько они отличаются от мировоззрения клиента и других профессионалов.
Цели экзистенционально-гуманистической теории Экзистенциально-гуманистическую теорию называют третьей силой в психологии. Если психодинамическая теория делает акцент на то, как на развитие личности воздействует прошлое, а бихевиоризм интересуется тем, как формирует личность окружение, то экзистенциально-гуманистическая теория представляет третье направление, в котором личность является контролирующим центром для принятия решений. В этой главе мы ставим следующие цели: 1. Описать мировоззрение экзистенционально-гуманистической теории и то, как это мировоззрение развивалось Карлом Роджерсом, Фредериком Перлсом, Виктором Франклом. 2. Дать основные теоретические конструкции, примеры применения теории в конкретном интервью, а также техники, связанные с указанными концепциями. 3. Дать вам возможность на практике применить терапевтические техники и методы.
Введение В центре экзистенциально-гуманистической теории стоит человеческое предназначение — жить и действовать, определяя свою судьбу. Сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его прошлом и не в его окружении. Хотя корни экзистенциально-гуманистической традиции мы можем найти в философии, однако именно клиентоцентрированная психология Карла Роджерса оказала большое влияние на распространение этой точки зрения. Разработанные им методы предназначены для того, чтобы вы смогли войти в мир клиента и затем помочь ему избрать свое направление мышления. У Ф. Перлса также большое значение придается процессу принятия решений индивидом, но техника у него исключительно директивная. Если Роджерс старается войти в мир клиента, чтобы понять и затем изменить его мировоззрение, то Перлс более активен и без промедления принимается управлять процессом изменения. Виктор Франкл находится где-то посередине между Роджерсом и Перлсом. Про Роджерса можно сказать, что это “внимающий и слушающий” терапевт, Перлс — “воздействующий”. Франкл привлекает к работе навыки внимания и воздействия, в зависимости от потребностей клиента. Все три подхода дают очень много полезного практической психотерапии. Вернемся к общему мировоззрению и истории экзистенциально-гуманистической теории.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.49.213 (0.007 с.) |