Когнитивно-бихевиоральный подход.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Когнитивно-бихевиоральный подход.



До сих пор мы излагали концепцию позитивной оценки, ко­торая проистекает из психодинамической или гуманистической ориентации. Бихевиористская психология через конструкции когнитивно-бихевиоральной теории построила развитую систе­му, направленную на изменение клиента (см. также главу II).

Бек полагал, что главная цель терапии — скорректировать искаженное мышление. По его модели терапевт должен искать способы изменения паттернов мышления и путей конструиро­вания мировоззрения. Для этого требуется поэтапно:

1. Выявить неадаптивное мышление и представления. Это, конечно, напоминает выявление инконгруэнтности в предложе­ниях клиента, в его мыслях и поступках.

2. Отметить те повторяющиеся паттерны, которые оказались неэффективными. Бек называет такие повторяющиеся паттерны “автоматическими мыслями”. К примеру, вы боитесь какой-то собаки, и сейчас для вас страшны все собаки. Ваша “автомати­ческая мысль” говорит вам, что все собаки опасны. Задача тера­певта — проработать алогичный паттерн и дать понять разницу между безопасной и опасной собакой.

3. Дистанцирование и перецентрирование — это те техники терапевта когнитивно-бихевиорального направления, которые помогают клиенту избавиться от немедленного страха, дают воз­можность посмотреть на проблему со стороны (опять сходство с техникой рефрейминга или переотражения). Навязчивая мысль перестает быть “центром” жизни клиента. Для этого терапевту следует “засвидетельствовать” высказывания, сделанные клиен­том. Тогда клиент может обнаружить, что он мыслил некоррект­но. Работу Бека можно считать продолжением работы Альберта Эллиса (глава II).

4. “Изменяя правила”, терапевт обсуждает с клиентом логику ситуации. К примеру, клиент, у которого фобия к собакам, может понять, что шанс быть укушенным гораздо меньше, чем 1 к 1000, и так можно отучиться думать об “опасности”. В данном случае терапевт атаковал логику клиента, но одновременно вел поиск положительных сторон, т. е. активно изменял мир клиента.

По мере развития этого направления бихевиористской пси­хологии появился широкий выбор новых и мощных методов, основанных на эмоциональном воздействии, которое успешно дополняет логику.

Каждый подход вносит черты позитивного в рассматривае­мую ситуацию, хотя слова и техника могут различаться. Поиск позитивного может оказаться полезным и для вас, он помогает сохранить связь с клиентом, когда тот не поддается воздействию вашего привычного метода или теории. Может оказаться, что иная концепция будет более совместима с мироощущением кли­ента. Если первая позитивная идея не сработала, то стоит по­пробовать другие.

Сейчас, вооружившись введением к различным, казалось бы, но родственным взглядам на психологию человека, давайте вер­немся к поиску позитивного на основе “модельного” примера.

Поиск позитивного: пример интервью.

Рассмотрим на конкретном примере, как поиск позитивного помогает росту клиента. Это третье интервью Мэри с Чарльзом. Здесь Мэри воплощает идеи Франкла по поиску позитивного смысла. Отметим, что она помогает клиенту построить новую точку зрения на ситуацию, используя в основном микротехники выслушивания. По большей части она использует ключевые слова клиента, а он пытается по-новому посмотреть на ситуа­цию.

1.М: Я собираюсь продемонстрировать вам поиск позитивного и вы­явление позитивного смысла. Я буду делать это в манере Франкла. Чтобы мы могли начать, вы, Чарльз, должны коснуться плеч и про­никнуться чувством к предмету, о котором мы сейчас говорили.

Информация/директива

2. Ч: Хорошо... (закрывает глаза, руки идут к плечам, как будто взваливают дополнительную ответственность. Мэри ждет и наблю­дает).

3. М: Вы можете глубже прочувствовать? Директива

4. Ч: ...Да.

(Клиент погружается в переживания еще глубже. Он идет к кон­центрации чувств. Мэри знает по опыту, что клиент — преимуще­ственно кинестетического типа и поэтому напрямую работает с репрезентативными системами. В большинстве случаев клиенты кинестетического типа глубже впадают в эмоциональные пережи­вания.)

5. М: Так.

6. Ч: 0'кей.

(Наблюдая его невербальнос поведение. Мэри поняла, что клиент достиг нужной эмоциональной глубины.)

7. М: Вы можете вернуться к детским переживаниям или другим си­туациям, когда вы ощущали тяжесть на плечах? Можете немного рассказать об этом? (Это техника свободных ассоциаций.) Директива в виде закрытого вопроса

8. Ч: О... Мне было около__ лет, когда мы забрались на чужой участок и мы... толкали бревно по какому-то болотцу или ручью. Это было очень забавно — играть в воде. Я ощущал некоторый дискомфорт, но...

9. М: Итак, было хорошо, но не совсем комфортно. Отражение чувств/конфронтация

(Эта конфронтация построена на смешанных чувствах клиента. Именно амбивалентные, или смешанные чувства очень важны в психотерапии.

10. Ч: Ну... вы правы. Затем я... мы пересекли тропинку, я завяз и мы не могли дальше двигаться.

11. М: Застряли в пути? Поощрение

12. Ч: Да, под нами оказался плывун, и я стал погружаться все глуб­же и глубже. Мне казалось, что смерть близка. А мы были на участ­ке, где нам нельзя находиться, и я не мог сам выбраться. Очень страшно.

13. М: Вам было страшно и вы погружались все глубже? Отражение чувств/пересказ

14. Ч: Да, мне нельзя было туда заходить. И я сказал себе: “Вот что происходит, когда поступаешь неправильно”. Вот и сейчас у меня в животе такое же чувство страха...

(Здесь клиент переходит в настоящее время — прошлое в настоя­щем.)

15. М: Итак, чувство страха и того, что вы умираете. Отражение чувств

16. Ч: Джерри попытался вытащить меня, но не смог. Тогда мне стало еще страшнее. Затем Джерри ушел и я остался один, совер­шенно беспомощный. Затем Джерри вернулся с м-ром Ольсоном и... он ворчал на меня, но вытащил. Я вернулся домой. Помнится, я вымыл ботинки и никому об этом не сказал. Я чувствовал себя виноватым: мне нельзя туда лезть... Я никогда...

(Заметьте, что клиент возлагает на себя ответственность за эти со­бытия. Слово “вина” очень характерно для молодежи среднего класса из его окружения. Отметим, что он ни слова не говорит о друге, который был с ним, возлагая ответственность только на се­бя. Для других культурных групп в таких играх нет ничего предо­судительного и они не стали бы “смывать вину” со своих ног.)

17. М: Итак, все эти чувства у вас ассоциируются с переживаниями детства, я говорю про чувство вины, чувство, что вы занимаете не свое место — вам там быть нельзя — и остальные отрицательные чувства, связанные с этим.

18. Ч: О, Боже, да...

19. М: Приходит ли вам в голову что-то позитивное в этой ситуа­ции? Я знаю, сейчас для вас все это выглядит как негативный опыт. Все-таки, можете ли вы найти нечто положительное в том, что случилось?

(Здесь начинается поиск позитивного. Мэри внимательно выслу­шала клиента и начинает поиск позитивного в данной ситуации. Как показывает опыт терапии, вербальные клиенты довольно бы­стро реагируют на прямой подход. Другие клиенты реагируют мед­леннее, либо они предпочитают выбрать один из множества путей поиска позитивного в негативно опыте.)

20. Ч: ...Я почувствовал облегчение, когда он вытащил меня. Я был очень напуган, чувствовал себя виноватым, но, в конце концов, он вытащил меня.

21. М: То есть вы ощутили помощь, не смотря на чувство страха? Отражение чувств

22. Ч: Знаете что? Помните, Джерри пытался мне помочь, а потом пошел и привел м-ра Ольсена. И... боялся ли я м-ра Ольсена после этого?

23. М: То есть, вы считаете, что у вас появились друзья в трудной ситуации?

24. Ч: Ну, не совсем так, но..., если подумать, то действительно так. На следующей неделе м-р Ольсен позвал меня поработать на его ферме. Похоже, я всегда уделял слишком много внимания негативной части этого опыта... На самом деле... это были настоящие товари­щи.

25. М: Нашлись люди, которые помогли вам в трудной ситуации. Пересказ/повтор

26. Ч: Да, да...

27. М: И м-р Ольсен даже не отругал вас за это, а пригласил на ра­боту.

Пересказ

28. Ч: Не стоило столько взваливать на свои плечи.

(Этот комментарий клиента очень интересен. Он интерпретирует старую ситуацию с новой более позитивной точки зрения. Он вы­работал с помощью терапевта новое видение ситуации. Этот но­вый взгляд по своей природе менее эгоцентричен. Заметьте, что Мэри использует исключительно методы выслушивания.)

29. М: И в самом деле, не следует. Ну а как это соотносится с дру­гими вещами, о которых мы говорили — о секретарше, о детях? Есть тут связь?

Поощрение/открытый вопрос

(Здесь терапевт ищет повторяющиеся паттерны и предлагает кли­енту рассмотреть детские переживания для того, чтобы понять, есть ли остатки этого в сегодняшней повседневной жизни.)

30. Ч: Мэри, из первой беседы я помню, что я оказался чрезмерно за­ботливым. А ведь это все равно что взвалить лишний груз на свои плечи. И, как в той ситуации, это вызывает чувство страха. И сей­час я чувствую... гнев и чувство страха вместе.

31. М: Как они сочетаются? Открытый вопрос

32. Ч: Не знаю точно, но они как-то связаны и это требует объяснения.

33. М: Похоже на паттерн: когда берешь на себя слишком много от­ветственности, относится ли это к... Интерпретация

34. Ч: ...к Джорджии, детям или м-ру Ольсену, ...иногда я в гневе, иногда боюсь. Кое-что мы выяснили.

35. М: Итак, сегодня мы рассмотрели негативную ситуацию и поня­ли, что в ней можно найти позитивного. Может это даст нам ключ к следующему сеансу. Итог

В данном случае поиск позитивного помог клиенту понять новый смысл ситуации. Образно выражаясь, Чарльз был заклю­чен в камеру отрицательного значения ситуации. С помощью терапевта он смог перестроить восприятие мира и изменить его на более позитивное. Теория утверждает, что новая перцепция фактов останется с клиентом и поможет ему иначе взглянуть на будущие ситуации (более позитивно). В этом начало перемен.

Оценивая эффективность интервью по семи направлениям (табл. 7.1), мы замечаем, что клиент демонстрирует большую интенциальность. Более того, поиск позитивного помог клиенту выработать новую конструкцию ситуации и, может быть это стало началом нового, более эффективного мировоззрения. По­хоже, что клиент самостоятельно ставит цели. Однако нет уве­ренности, что инсайт, достигнутый на сеансах, найдет свое отражение на практике. Ясно, что инсайт без действия мало эф­фективен. Мэри необходимо сделать облачение идеи Чарльза для повседневного их употребления.

Терапевт на последнем сеансе очень эффективно использо­вала микротехники. Она выявляет факты, чувства, глубинный смысл, который лежит в основе событий, помогает клиенту уяс­нить новый смысл ситуации. Для нее характерна хорошая инди­видуальная эмпатия. Отзывчивая, она учитывает и культурный аспект. Однако, прежняя практика остается в силе — психолог считает приемлемой индивидуалистически ориентированную терапию. Эти методы не дадут успеха при иных культурный ис­токах.

Терапевт показывает хорошие знания методов наблюдения. Она подталкивает клиента к более глубокому пониманию смыс­ла, который находится под поверхностной структурой предло­жения. Если вы посмотрите видеозапись, вы обнаружите суще­ственную роль невербального отражения. Терапевт поощряет более глубокие переживания, работает с кинестетической и чув­ственной системами. Если бы они предложила клиенту увидеть и услышать старую ситуацию, то воздействие интервью было бы больше, оно получило бы конкретность и более глубокое эмо­циональное выражение. Психолог обеспечивает для клиента благоприятное окружение, в котором он и имеет возможность для роста.

 

Заключение

В этой главе мы предприняли попытку обобщить концеп­ции, изложенные в первых шести главах. Мы разработали тему поиска позитивного, потому что почти все терапевтические школы используют это в том или ином виде. Вы, как терапевт или психолог, должны иметь альтернативы для осуществления поиска позитивного. Вы поймете, что для одних клиентов нужен один подход, а для других характерен другой способ мышления. Чем шире репертуар ваших возможностей, тем большему числу клиентов вы сможете помочь.

Первые шесть глав уделяют основное внимание структуре процесса терапии (консультации). Теперь есть возможность об­ратиться ко второй части книги, где рассматриваются альтерна­тивные теоретические методы. В их основе — понятия и приемы первых шести глав. Если вы освоили эти понятия, то вы можете углублять и развивать свои познания в области теоретических направлений.

Отдельный вопрос — какую теоретическую направленность вы для себя выберете. Имея общее понимание процесса психо­терапии, вы имеете знания для сознательного выбора. Вы може­те ориентироваться на одну специальную теорию или быть при­верженцем общетеоретического подхода. Какой бы вы путь не выбрали, следует с уважением относиться к иным методам. В терапии и психологии еще не открыт метод, который бы подхо­дил для любого клиента.

Краткий обзор главы

В этой главе обобщаются основные идеи первых шести глав и показано, как их можно интегрировать в обычное интервью. Семь основных понятий сведены в таблицу 7.1. Напомним некоторые понятия этой главы:

1. Семь основных понятий первой части этой книги.

Интенциальность, творческое принятие решений, микротех­ники, культурная и индивидуальная эмпатия, навыки наблюде­ния клиента, оценка взаимодействия личность — среда, не­сколько альтернатив поиска позитивного.

2. Альтернативные пути поиска позитивного. Вам следует ознакомиться с концепцией исследования ре­сурсов по Тайлеру, позитивного взгляда по Роджерсу, поиска положительного смысла по Франклу, с концепцией фокусирования (Гендлин), рефрейминга, а также с когнитивными мето­дами Бека. Может вы отметите для себя сходство и различия этих моделей и попробуете их на практике для блага клиентов.

 

Глава VIII. Психодинамическая теория – консультирование и психотерапия

ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Сочетание методологии, теории и прак­тики является сущностью квалифицированно­го консультирования и терапии.

Методология дает основу для эффектив­ной теории и практики: КО-терапевт знает, как построить творческую, плодотворную бе­седу и как использовать знания этих техник, чтобы воздействовать на клиента в нужном направлении. Важной в этом процессе явля­ется индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность, оценка личности и ее со­циальной среды, а также применение мето­дов позитивного роста и развития.

Теория создает организующие принципы для консультирования и психотерапии: КО-терапевт имеет запас альтернативных теоре­тических подходов и способов общения.

Практика — это сочетание методологии и теории. КО-консультант компетентен в тео­рии и методиках, и способен применять их как в целях исследования, так и в практиче­ской работе на благо клиента.

Подразумевается, что общая компетент­ность в методологии, теории и практике про­является в осознании своего собственного мировоззрения и личностных особенностей, а также того, насколько они отличаются от мировоззрения клиента и других профессио­налов.

 

ЦЕЛИ ДАННОЙ ГЛАВЫ

Психодинамическая теория Зигмунда Фрейда является ори­гинальной системой психотерапии. Более всех других теорий психодинамический подход уделяет внимание детству и его влиянию на настоящее поведение клиента. Эта система считает­ся наиболее теоретически сложной по сравнению с другими ориентациями психотерапевтической помощи. Основными целями данной главы являются:

1. Конкретно изложить мировоззрение психоанализа и дока­зать, что оно гораздо шире ортодоксальных рамок, приписывае­мых ему.

2. Рассмотреть некоторые основные теоретические предпо­сылки, включая психологию бессознательного.

3. Показать психоаналитические методы помощи, приводя соответствующие примеры интервью.

4. Продемонстрировать основные методики, сопровождающиеся практическими упражнениями.

5. Обеспечить начинающему психологу возможность попробовать свои силы в психоанализе, используя пятишаговую модель интервью.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.227.34 (0.013 с.)