Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные техники психоаналитического интервьюирования

Поиск

Если теорию Фрейда можно обобщить одним словом “бессознательное”, то методологию его можно обобщить поня­тием “свободного ассоциирования”. На элементарном уровне использовать свободные ассоциации значит просто предложить клиенту говорить все подряд, что ему придет в голову. Более строгим определением может служить следующее:

“Метод, согласно которому проговариваются все без исключе­ния мысли, пришедшие в голову, основаны ли они на специфических элементах (окружающая среда, мечты, сновидения, любой тип идей) или появились спонтанно”. (Лапланч и Монтелис, 1973)

Фрейд начал применять метод свободного ассоциирования при лечении истерии, поскольку он искал глубоко скрытые ис­токи болезни. Он также использовал этот метод для самоанали­за, в частности анализа снов. Именно отталкиваясь от анализа сновидений, Фрейд открыл “королевскую дорогу к бессозна­тельному”. Позволяя своим пациентам говорить все, что прихо­дит в голову (каким бы бессвязным это бы не казалось), он об­наружил, что основные паттерны, объясняющие смысл поступ­ков, снов и мыслей, кажущихся произвольными, начинают по­вторяться.

Необходимо отметить, что принятие творческих решений, о которых шла речь во второй главе, тесно связано с техникой свободного ассоциирования. Клиент и консультант начинают с определения основных проблем, затем клиент начинает прого­варивать свои ассоциации, и выход из положения обычно при­ходит в голову или терапевту, или клиенту. Этот процесс пока­зан в предыдущем интервью. Боб определил свое затруднение, связанное с вышкой, а терапевт в 10 пункте сказал: “остановитесь на чувстве страха и паники, а затем позвольте мыслям течь свободно по вашим воспоминаниям и опишите мне первый образ, пришедший вам в голову”. Во время свобод­ного ассоциирования стала вырисовываться более полная карти­на проблем Боба.

Очень свободные ассоциации кажутся совершенно бессмыс­ленными. Приведем пример того, как этот метод может быть использован для решения проблем повседневной жизни.

“По радио объявили, что будут передавать концерт, и солис­том будет Венни Гудмен. В течение следующих 10 секунд у меня в голове вертелось только: Венни Гудмен? Правильно, он пианист. Интересно, чем отличается Гудмен от того моего английского приятеля?.. Как его?.. Забыл... Не могу уловить разницы. Моя жена думает, что я очень сведущ в этих вещах. А я даже не могу отли­чить Гудмена от... Как же его... Удивительно, почему я поддержи­ваю эту иллюзию жены? Полагаю потому, что она знает так много об искусстве... А мне все еще удается обманывать ее. Конеч­но я мог бы знать о музыке больше. Если бы моя тетушка меньше настаивала, чтобы я учился играть на скрипке...

И как это я удержался от того, чтобы не убить эту женщи­ну. Ну и что, что я повредил пальцы, играя в бейсбол? Может сей­час я был бы способен отличить Гудмена от...

С чувством досады на забытое имя, вертящееся на кончике языка, и с чувством того, что вот-вот я вспомню его, я внезапно увидел себя сидящим на открытой трибуне футбольного поля в Вестоне. Джордж Келл, центровой команды Ред Соке, ударил, би­той по мячу, и траектория его полета была абсолютно плавной. Это был последний матч и Ред Соке выиграл с большим счетом.

Джордж Келл... КЕЛЛ! Ну конечно: Редженальд Келл.! Так зо­вут моего знакомого англичанина!”

(Джонс, 1966)

Приведенный отрывок иллюстрирует несколько ключевых особенностей свободного ассоциирования. Во-первых, конечно, важно освободить ум для свободного размышления, особенно, если мы хотим получить ответ из бессознательной области. На первый взгляд, ассоциации с нелюбимой теткой кажется совер­шенно бессмысленной, но желание убить (kill) тетку приводит нас на бейсбольное поле с Джоном Келлом на нем (kill— Kell — разница только в одной букве). Кроме того, мы видим еще не­сколько пунктов, кажущихся бессвязными — соперничество с женой, удивление, почему он “поддерживает” (cultivate) ее ил­люзию (cultivation имеет еще и сопутствующее сексуальное зна­чение), акцент на слове Гудмен (Godmen — хороший человек) и т. д. И каждый из этих пунктов может служить темой для дальнейшего ассоциирования, этого своеобразного путешествия в бессознательное. Табл. 8.2 дает некоторые толкования свобод­ных ассоциаций, необходимые в практической работе тому, кто серьезно заинтересовался этим направлением.

Свободное ассоциирование в приведенном ранее интервью сочеталось с техникой “переживания чувств”. В пункте 6 и 10 терапевт дает клиенту указание остановиться на чувстве страха и использовать это в качестве основы для свободного ассоцииро­вания.

Сконцентрировавшись на переживании позитивных или негативных чувств, возможно уловить сигналы из подсознания и получить тем самым важный материал для самоанализа. Совмещение концентрации на определенном чувстве и свободных ассоциаций образует метод “сфокусированного свободного ассоциирования”. В случае с Бобом это помогло выяснить характер его чувств к сыну. В еще более чистом виде метод сфокусиро­ванного свободного ассоциирования выражается в повторениях. Концепция повторений тесно связана с микротехникой дачи указаний и может быть продемонстрирована таким образом:

Психолог: Остановитесь на этом чувстве. Переживайте его здесь и сейчас. Скажите: “Я в панике”.

Боб: Я в панике!

Психолог: Снова.

Боб: Я в панике.!

Психолог: Еще раз?

Боб: (дрожа) Я в ПАНИКЕ!!!

Психолог: Теперь перенеситесь в прошлое и расскажите мне, что вы вспомнили.

Таблица 8.2

ТЕХНИКИ И УПРАЖНЕНИЯ СВОБОДНОГО АССОЦИИРОВАНИЯ

Цель этих упражнений — проиллюстрировать основные практические аспекты психодинамической методологии. Человек, внимательно изучивший каждое упражне­ние, приобретает ясное понимание важности свободного ассоциирования и его возможностей в процессе интервью. Однако эти примеры — лишь азы сложной комплексной теории.

1. Символы повседневиости. В основном теория Фрейда базируется на сек­суальности и сексуальных символах. Хорошим способом понять значение символов является попытка проделать следующее упражнение: возьмите лист бумаги и напи­шите все слова, которые приходят вам в голову, когда вы слышите слово “пенис”. Сделайте список как можно более длинным. Теперь возьмите слово “влагалище” и снова составьте список.

Теперь сравните оба списка. Какие предметы повседневного обихода напоми­нают вам пенис и влагалище? Какие типы людей, понятия, предметы из вашей квар­тиры? Предполагается, что ваши творческие возможности достаточно раскрепостили вас для свободного ассоциирования.

Закончив писать списки, вы можете обратиться к 10-й лекции Фрейда (Введение в психоанализ). По всей вероятности, вы обнаружите, что многие ваши символы схожи с тем, что представлены в этой лекции. Используя подобный материал Фрейд и систематизировал свою теорию личности.

Если вы заинтересовались этим и у вас есть время, составьте списки ассоциаций на слова “смерть”, “любовь”, “грудь”, “тело”, “рождение”, “мастурбация” и др. В любом случае, нахождение своих ассоциаций поможет вам осознать символы, с помощью которых вы репрезентируете картину обыденной жизни.

2. “Фрейдовская ошибка”. Ошибки, описки, обмолвки — это по большей час­ти окошки в подсознание. Не все обмолвки (ошибки) разгадываются легко. Но если человек позволит себе свободно ассоциировать, то он с большой долей вероятности поймет скрытый смысл своих оговорок. Вспомните свои речевые ошибки, обмолвки своих друзей и попытайтесь с помощью свободных ассоциаций понять их значение.

Процесс изучения психологии ошибок более детально изложен во второй, третьей и четвертой лекции Фрейда.

Ошибки также указывают нам на забытые места, мысли, прерванные на самом важном месте, поведение, которое постоянно бессознательно повторяется и многое другое. И снова свободное ассоциирование является лучшим способом понять смысл этих ошибок.

3. Анализ сновидений. Вспомните и запишите содержание своего сна. Затем сядьте, расслабьтесь и сфокусируйте свое внимание на одном из эпизодов сна. Позвольте мыслям свободно течь и пусть они идут в любом направлении. Затем посмотрите, появились ли новые идеи, помогающие вам понять смысл сна.

Есть еще один вариант: припомните весь сон и расслабьтесь. Перенеситесь мысленно в детство и отдайтесь потоку ассоциаций. Примерно третья ассоциация будет информативной. Мысленно вернитесь к своему сну и попытайтесь установить связь между содержанием сна и ассоциациями.

Предшествующее упражнение содержит в себе те же элементы, что и упражне­ние анализа сновидений. По мере чтения лекций Фрейда вы сможете обнаружить, что отвергаете некоторые его взгляды и постулаты. Некоторые построения Фрейда возможно интуитивно предсказать, используя технику свободных ассоциаций. Глубо­кое изучение этой техники и ее частое применение позволит вам более глубоко разобраться в теории фрейдизма.

4. Анализ сопротивления. Под сопротивлением понимают “все слова и по­ступки клиента, которые препятствуют проникновению в его подсознание” (Лапланч). Например, во время выполнения одного из вышеприведенных упражнений, вы вне­запно на чем-то споткнулись и не смогли сказать дальше ни слова. Ваши ассоциации остановились, словно наткнулись на преграду. Эта блокировка является маленьким примером сопротивления и является частью более широкого механизма вытеснения. Чтобы понять “заблокированную” ассоциацию, следует обратить внимание на бло­кировку как таковую. Приведем следующий пример. Предположим, вы хотите более глубоко понять чувство по отношению к родителям или другому значимому лицу. Один путь достижения этого — написать на листе бумаги все слова, приходящие вам в голову при воспоминании об этом человеке. Предположим, что список слов, свя­занных с человеком, будет следующим: теплота, любовь, прогулка до Верхнего озера, постель, прикосновение, сексуальность (заблокировано), нежность, ревность, гнев, фрустрации (заблокировано). Во-первых, по этому списку можно представить себе общую картину чувств. Далее следует вернуться к блокировке, и, имея целью понять природу сопротивления, сделать следующее:

1) свободно ассоциировать, взяв блокировку в качестве отправного пункта (во время этого может быть найден ключ к пониманию сопротивления):

2) расслабиться, спеть первую пришедшую на ум песню и потом свободно ассо­циировать на тему спетой песни;

3) сделать любой рисунок и снова подбирать ассоциации;

4) пойти в магазин, выбрать книгу или взять словарь и выбрать слово, далее, отталкиваясь от вашего выбора, снова свободно ассоциировать (иногда ответ прихо­дит немедленно).

Этот краткий список упражнений не исчерпывает всей глубины сопротивления. Если вы заинтересовались этим, вам следует “разбить” хотя бы один ваш блок сопротивления и обрести более глубокий материал для самоанализа. Материал из 19-й лекции Фрейда представит нам дополнительные упражнения.

5. Анализ переноса. Иногда мы встречаем людей, которые нам сразу не нра­вятся. Психоанализ предполагает, что переносим на этот новый объект опыт наших прежних негативных чувств. Выберите какого-нибудь человека, с которым у вас проблемы в отношениях, и попробуйте отдаться потоку свободных ассоциаций со­гласно вышеприведенным правилам. Затем прочитайте 27-ю лекцию Фрейда и срав­ните то, что вам не нравится с тем, что он говорил.

Другой важной техникой является анализ сновидений. На самом поверхностном уровне эта техника подразумевает изуче­ние того, что запомнилось из содержания снов при помощи свободного ассоциирования. То, что лежит под явным сюжетом сновидения — это скрытое значение с глубинным содержанием и смыслом. При анализе снов психоаналитики используют тех­ники свободного ассоциирования, фиксации на чувствах и по­вторений. Между прочим, темой беседы с Бобом вполне могло быть содержание сна. Форма и содержание интервью ничуть не изменилось бы, если бы случай на пожарной вышке только при­снился Бобу.

Еще одной важной методической частью психоанализа яв­ляете анализ сопротивления. “Сопротивлением называются любые мысли, слова, поступки клиента, препятствующие проник­новению в его подсознание. Все остальные психологические подходы обычно игнорируют сопротивление и ищут другие, более легкие пути помощи клиенту. Профессиональные психо­аналитики, наоборот, первым делом обращают внимание на сопротивление. В процессе консультирования психолог часто сталкивается с тем, что клиент не слышит очень важных фраз. Клиент может переспросить: “Что?”, с отсутствующим выражением лица. Или, например, клиент может слушать очень внима­тельно, но почему-то немедленно забывать то, что сказал тера­певт минуту назад. Есть и другие типы сопротивления: клиент теряет нить разговора, перескакивает на другой предмет беседы, забывает ключевые эпизоды снов, опаздывает на сеанс, отказы­вается свободно ассоциировать. Сопротивление демонстрирует, какими разнообразными способами подсознание противится терапевтическому вмешательству.

Сопротивление предоставляет психологу прекрасную воз­можность углубить свое понимание клиента. Очень важно для терапевта решить в какой момент беседы воспользоваться со­противлением как материалом для конфронтации, сопротивле­ние часто показывает, где у клиента наблюдается наибольшая степень неконгруэнтности. Одним из возможных путей анализа сопротивления может быть следующий: отметить его, интерпре­тировать клиенту, а затем попросить его свободно ассоцииро­вать, сделав сопротивление отправным пунктом.

В приведенном интервью есть пример сопротивления, когда в пункте 21 Боб не слышит вопроса терапевта. Как мы уже от­мечали, этот вопрос возможно является преждевременным. Если бы психолог захотел поработать с сопротивлением, наиболее приемлемыми техниками в тот момент были бы интерпретация и свободное ассоциирование. В табл. 8.2 приведены примеры того, как сопротивление может быть использовано в целях уг­лубленного понимания проблем клиента.

Важными техниками психоанализа являются также анализ переноса и обратного переноса. Перенос (перенесение) относится к тем чувствам, которые клиент испытывает по отношению к терапевту. Обратный перенос характеризует чувства психолога к клиенту. Во время анализа переноса мы обнаруживаем, что кли­ент не имеет представления о качествах психолога, в основном из-за нейтральности, объективности последнего. Клиент поэто­му расположен к тому, чтобы заниматься проекцией своих чувств на образ терапевта. Клиент переносит на терапевта свои мысли и чувства, относящиеся к другим людям. Этот факт пре­доставляет терапевту информацию о чувствах переживаемых клиентом “здесь” и “сейчас”. В пункте 3 приводится пример простого переноса у Боба, когда он говорит, что ему обязательно надо показать терапевту сделанный им архитектурный проект. При обнаружении переноса следует действовать так же, как при обнаружении сопротивления, то есть идентифицировать перенос и сделать его предметом свободного ассоциирования для выяс­нения смысла. Слишком прямолинейная или преждевременная трактовка переноса может травмировать, смутить клиента, по­этому анализ этот лучше проводить на поздних стадиях лечения. Практически все психологи и терапевты, независимо от их ори­ентации, наблюдают случаи переноса в поведении их клиентов. Тем не менее, различные теории по-разному относятся к этому факту и многие направления вообще игнорируют его.

В результате обратного переноса у психолога могут возник­нуть “пятна слепоты”, разрушающие интервью. Психолог обязан идентифицировать, понять и проработать свои чувства к клиен­ту. Большинство исследований психодинамического подхода посвящены выработке такой формы терапии, при которой психоаналитик разделял бы чувства, мысли, установки и фантазии клиента. Для этого необходим детальный психоаналитический тренинг. Наставник, учитель психоанализа должен анализиро­вать феномен обратного переноса с помощью свободного ассоциирования, а также еще нескольких психоаналитических тех­ник. Обучение психоанализу очень похоже на обычное интер­вью между терапевтом и клиентом. Сильные чувства обратного переноса или сопротивления по отношению к клиенту могут помешать психологу в работе, и в этом случае особенно полезно пройти курс психоанализа самому психологу. Осознание своих чувств по отношению к клиенту и умение обращаться с этими чувствами — необходимая составная часть любого психологиче­ского направления.

Психодинамический подход к консультированию основан на интерпретировании. Интерпретирование — сложный и тонкий метод, соединяющий воедино теоретические посылки Фрейда с фактами биографии клиента. В третьей главе мы определили термин интерпретации как умение посмотреть на ситуацию кли­ента новыми глазами, вывести ее из старых рамок. Примени­тельно к психоанализу это означает, что во время интерпретиро­вания идет активный поиск бессознательных желаний, нужд и стереотипов клиента. 18 пункт приведенного интервью демонстрирует нам интерпретацию психолога. Судя по 19 пункту, она. была принята и расширена. Возможна и более глубокая интерпретация того факта: “Иногда вам хочется убить своего сына так, как когда-то вам хотелось убить отца. Это указывает на вашу сексуальную неадекватность и на амбивалентные чувства no отношению к половому акту”. Необходимо отметить, что такая интерпретация на первых этапах беседы шокирует клиента, нo может быть плодотворна в середине лечения (после 12-го интервью). Поверхностные интерпретации вполне приемлемы во время первых встреч, но более глубокие следует отложить до установления доверительных отношений между консультантом и клиентом.

Можно предложить следующую последовательность интерпретирования. Во-первых, психологу необходимо использовать навыки выслушивания, чтобы выяснить проблему. Затем следует ее проинтерпретировать и дать клиенту время на реагирование. Психолог может “провериться” и спросить клиента: “Каков ваша реакция на мои слова?” или “Как по-вашему, имеет ли смысл?” Такая проверка обеспечивает обратную связь и побуж­дает клиента принять или отвергнуть интерпретацию. Этот про­цесс продемонстрирован в высказываниях психолога с пункта 16 до пункта 20. Еще более четко это приведено в 21-м пункте, когда Бобу было явно недостаточно времени, чтобы воспринять слова психолога.

Интенциальный психоаналитик воспитывает в клиенте уме­ние самому интерпретировать. Когда клиент по-новому интер­претирует свою проблему, происходит так называемый “инсайт”, который можно определить как способность взглянуть на ста­рую проблему с точки зрения новых перспектив. Инсайт напря­мую связан с интенциональным, творческим реагированием. Человек, умеющий нестандартно мыслить, интерпретировать свой опыт, способен в случае необходимости изменить свой взгляд на мир. Причем этот новый взгляд не обязательно должен быть выражен в словах. Вербальный инсайт или новые словес­ные конструкции появляется только в том случае, когда клиент смог усвоить новую информацию, полученную во время сеанса, и использовать ее в повседневной жизни. Психоанализ в основ­ном подвергается критике за то, что делает акцент на инсайте, обращенном в прошлое, в то время как в настоящем продолжают накапливаться повседневные проблемы.

Суммируя данный раздел, следует отметить один основополагающий факт: свободное ассоциирование — основа всех вышеприведенных техник. Мы рассмотрели этот метод в первую очередь и подчеркнули, что он тесно связан с тренингом принятия решений. Свободные ассоциации — кратчайший путь к подсознанию. Все техники, которые мы обсудили (фиксация на чувствах, сфокусированная свободная ассоциация, повторение, анализ сновидений, сопротивления, переноса и обратного переноса, интерпретация) — в каких-то аспектах связаны со свободным ассоциированием. Чтобы вскрыть подсознательный материал, психоаналитик должен быть мастером свободного, творческого ассоциирования и должен уметь научить клиента вербализации его ассоциаций.

Тем не менее, к этому умению психоаналитики присоедияют еще и необходимость интеллектуальной дисциплины. В следующем разделе, обсуждая практическое значение этого подхода, мы в первую очередь обратим внимание на высокие интеллектуальные требования к тем, кто собирается использовать психоанализ в целях личного развития и усовершенствования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 759; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.201.93 (0.01 с.)