Упражнения по оценке развития и личным конструкциям



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения по оценке развития и личным конструкциям



Вернемся к схеме развития жизненного цикла (табл. 6.2). Она дает набор правил для определения развития клиента. Точ­но так же вы в состоянии оценить собственное развитие и по­нять, почему у вас появились определенные личные конструк­ции. Та точка зрения, на которой вы стоите — это фактор окру­жения для вашего клиента. Упражнение довольно длинное. Но оно очень выигрышно для понимания ваших потребностей и возможностей, а это необходимо знать тем, кто сам хочет помо­гать другим.

1. Жизненная стадия. На какой жизненной стадии вы хронологически находитесь? Какое важное событие ассоциируется у вас с этим конкретным возрастом? Выпишите все главные собы­тия, которые приходятся на каждую из ранних стадий. Очень быстро набросайте список слов, подходящих для каждого собы­тия. Значительные события играют важную роль в построении системы личных конструкций.

2.Ключевые системы. Каковы ваши нынешние ключевые системы (работа, семья, школа...)? Совпадают ли они с теми, что перечислены у Эгана Стоуна? Какие слова и конструкции харак­терны для каждой из этих систем? Как эти системы воздейству­ют на ваше поведение?

3. Задачи развития. С какими задачами развития вы успешно справляетесь? Какие для вас трудны? Многие клиенты придут к вам с проблемами, связанными с задачами развития. Сможете ли вы помочь человеку в решении тех задач, с которыми вы не сталкивались (например, поможете ли вы человеку, потерпев­шему крушение карьеры)?

4.Ресурсы развития. Взгляните на полный список ресурсов развития и поставьте себе оценки по каждому от одного до пяти. Насколько вы чувствуете себя способным помочь людям, чьи ресурсы развития отличаются от ваших? Может быть, вы захоти­те добавить в этот список свои особые жизненные навыки, полезные для ваших клиентов (Навыки консультирования, методы работы, социальные знания.) Какие проблемы клиента вы легко понимаете? Какие с трудом?

5.Кризисы развития. Насколько успешно вы преодолели прежние кризисы? Какова ваша оценка текущего кризиса развития? На высоте вы или в “минусе”? Как эти переживания могут отразиться на вашей работе психолога?

Просмотрите вновь этот лист самооценки. Обратите вни­мание на повторяющиеся ключевые слова и конструкции и по­пытайтесь понять, какое окружение вы представляете для дру­гого человека. В какой области вы бы хотели наиболее полно развить свой потенциал? Какие вы планируете действия?

Сохраните эту вашу работу по самоизучению. Это поможет вам понять, почему вы выбрали какую-то одну теорию из мно­жества возможных. Может оказаться, что ключевые конструкции и мысли, возникшие у вас, созвучны с конструкциями теории.

 

Что следует делать?

В ситуациях, требующих срочного вмешательства, таких, как избиение ребенка, скандал с женой, угроза самоубийства — главным является определение проблемы, исходящее от психо­лога. Посредничество, госпитализация, устройство в ночлежный дом и другие кризисные вмешательства — это та область, где терапевт берет на себя ответственность, невзирая на желание или нежелание клиента. В большинстве случаев разработка пла­на лечения проводится совместно клиентом и психологом и позволяет выбирать среди различных альтернатив.

Лечение может происходить в разной форме. Это может быть психотерапия типа индивидуального интервью. Это может быть занятие вместе с семьей клиента. Это может быть объеди­нение клиентов в группу.

“В некотором смысле психология личных конструкций, приме­няя широкий набор психотерапевтических процедур, становится эклектичной. Теоретической основой для такого положения вещей является отнюдь не эклектизм. Интересно отметить, что, будучи систематически изложен, эклектизм уже теряет привкус эклек­тики”.

(Келли, 1955)

Для каждого клиента требуется свой план лечения, и вряд ли найдется одна теория, подходящая для всех клиентов.

План лечения — это конкретный план действий с клиентом, расписанный на серию интервью. Он появляется как результат эффективного процесса оценки, сопряженного с пониманием собственных личных конструкций и теоретической ориентации. Модель для формирования такого плана приводится в табл. 6.5.

 

Таблица 6.5

ПЛАН ТЕРАПИИ,

РАССЧИТАННЫЙ НА НЕСКОЛЬКО СЕАНСОВ

 

1. Раппорт/ структурирование. Как установить раппорт с клиентом? Какие темы наиболее комфортны/дискомфортны? Как клиент относится к структурированию? В каком месте структурирование пой­дет успешно?
2. Определение проблемы и итоги оценки. Составьте список проблем клиента в порядке степени важности. Включите в список достоинства и резервы кли­ента для разрешения этих проблем.
3. Желаемый результат. Какой, с вашей точки зрения и точки зрения клиента, идеальный выход из создавшейся ситуации?    
4. Изучение альтерна­тив- ных выходов/ инконгруэнтности. Каковы основные инконгруэнтности клиента? Каким обра­зом их легче всего выявить? Какие техники подходят для этого лучше всего?
5. Обобщение. Каковы ваши планы обобщения результатов интервью?

 

 

Следует отметить, что информацию, которую вы получили через интервью и оценку, можно построить в сжатом виде для того, чтобы свести вместе все результаты оценки, тестирования и дополнительной информации. Проблемы и позитивные ресурсы клиента можно увязать с идеальным разрешением проблемы. Особая роль отводится инконгруэтности. Здесь можно указать ваши собственные соображения и идеи клиента, касающиеся разрешения задач и перечислить различные теории и методы терапии. В конце следует рассмотреть обобщенный план воплощения целей. Оценка клиента и врачебное вмешательство, не содержащее запланированных перемен как части лечебного процесса — это просто неэффективная трата времени.

В качестве важных компонентов личности Келли перечисля­ет: время, эмоциональную вовлеченность клиента в терапевтиче­ский процесс, отношения между клиентом и терапевтом, эмо­циональное состояние клиента (страх, обеспокоенность, чувство вины) и конкретные жалобы клиента.

Келли определяет разного рода психологические неудачи и проблемы как “личные конструкции, которые неизменно ис­пользуются, вопреки тому, что они постоянно оказываются не- состоятельными”. Целью терапии, в таком случае, является снятие блокады и тиражирования слишком свободных или слиш­ком жестких конструкций для того, чтобы освободить личность для творческого реагирования. Однако Келли ставит более скромные цели: “Можно сказать просто, что цель психотера­пии — это облегчить жалобы человека на себя и на других, а также жалобы других на него.”

Келли отмечет, что методы психоанализа могут сказаться полезными для раскрепощения клиентов со слишком жесткими конструкциями. Бихевиористские техники помогают людям со слишком свободными конструкциями. Поэтому понимание те­рапевтом основных конструкций клиента дает ему возможность выбрать наиболее эффективную в данном случае теоретическую ориентацию. Терапия фиксированной роли и методы Келли в этой книге не излагаются. И хотя они подчас полезны, но глав­ный вклад Келли мы видим в том, что его теория касается об­щей природы психотерапевтического процесса. Вполне очевид­ны параллели между плодотворным мышлением Келли и идеей интенциональности. Келли не отвергает никакой психологической теории и он много сделал для интеграции, казалось бы, противоположных направлений и идей. Келли ведет речь об индивиде с “восприимчивой” системой конструкций. Интенциональность требует восприимчивых конструкций и способности подготовить себя к действию через эти конструкции. Поэтому ответ на вопрос “что делать с клиентом?” зависит от полноты и точности оценки его проблем и обстоятельств, системы конструкций, понимания окружающей среды. Есть много вариантов для оказания ему помощи. Это большой набор теорий по индивидуальному консультированию, семейная терапия, групповой тренинг, вмешательство в окружение клиента. Выбор техник зависит от степени жестких или гибкости системы конструкций клиента. Наиболее эффективная теория или техника — та, у которой больше рычагов, обеспечивающих перемены в клиенте. И для того, чтобы найти наиболее удачную технику психотерапии для конкретного клиента, надо проработать пси­хотерапевтом не один год.

 

Оценка клиента - резюме

Исследуя клиента и его потребности, психолог или терапевт может руководствоваться пятиэтапным планом оценки, который

был разработан Дж. Келли и несколько адаптирован авторами книги. Кроме того, здесь идет речь о трех направлениях, кото­рые дополняют уже обсуждавшуюся в главе V пятишаговую мо­дель интервью.

1. В чем проблема клиента? (относится ко 2-й стадии пяти­этапной модели интервью.)

Та проблема, с которой клиент пришел на консультацию, не обязательно должна быть в центре внимания. Необходима сба­лансированность между непосредственными нуждами клиента и требованиями к более глубокому взгляду на вещи со стороны клиента.

Для разработки проблемы полезно прибегнуть к методам журналистов и задать вопросы типа: Кто ваш клиент? Что слу­чилось? Когда случилось? Где? Как клиент реагирует на пробле­му? Почему это случилось?

Очень важно для правильной оценки понимать, на какой стадии жизни находится клиент, каковы его конкретные ресур­сы развития, кризисы развития, которые лежат в основе его проблем?

2.Какие конструкции образуют мировоззрение клиента? (ста­дия 1 и 2 в течение всего интервью.)

То, что клиент думает о проблеме, может оказаться гораздо важнее самой проблемы. Язык, который он использует, для опи­сания своего мира, дает вам в руки ключ к системе личных конструкций. (Конструкции — это предложения или группы предложений, которые мы используем для описания и структурирования мира.)

Тест “хранилище” — это объективный инструмент, который был разработан Келли для изучения того, как клиент организует пространство межличностных отношений. Сравнивая фигуры значимых для клиента людей, вы можете составить список ключевых личных конструкций. Так же возможно составить представление о личных конструкциях клиента и психолога, анали­зируя обычные ежедневные беседы или интервью. Еще один способ построения оценки — психологические тесты.

Жесткие конструкции — те, которые дают излишне фиксированную картину мира, а для слишком свободных конструкций характерно отсутствие организации и концентрации внимания. Желательными считаются восприимчивые конструкции, которые обладают достаточной гибкостью и направленностью. Понятие восприимчивых конструкций тесно связано с понятием интенциально мыслящего индивида.

Большинство теорий, описанных в книге — это набор кон­струкций, созданных профессионалами. Хотя эти конструкции имеют под собой жизненную основу, все-таки желательно под­бирать ту систему, которая бы гармонировала с конструкциями клиента.

3. В каком окружении (ситуация, среда) находится клиент?(стадии 2,3,5).

Личность есть продукт окружения, и окружение есть резуль­тат деятельности личности. Невозможно рассматривать индиви­да вне его взаимодействия со средой. Перечислены семь ключе­вых факторов: личность, пол, семья, этнос, место проживания, класс и культура — главные факторы окружения. Знание семей­ных обстоятельств и культурной принадлежности совершенно необходимо для правильной оценки индивида.

Особое внимание следует обратить на влияние окружающей среды. Отмечалось, что семейная атмосфера чаще, чем индиви­дуальный выбор, влияет на профориентацию. Несбалансирован­ное разделение власти и богатства в обществе было названо символическим насилием в обществе. После оценки клиента у психолога появляется несколько возможных путей лечения. Тут важно понять контекст ситуации и окружения, понять, как кли­ент воспринимает этот контекст и выяснить: способно ли понимание этого клиента стать частью процесса психологической помощи. Кроме того, у психолога остается возможность прямого воздействия на окружение, как дополнение к индивидуальному консультированию.

4. Какими теориями и конструкциями руководствуется психолог?

Психолог для клиента — элемент окружения. Окружение может быть либо деструктивным, либо способствующим его росту. Поэтому важно, чтобы психолог понимал собственную систему конструкций, историю своей среды и их потенциальное воздействие на клиента. Слишком жесткая приверженность одной теории и собственным конструкциям может привести к тому, что психолог не слышит клиента, не может оценить его своеобразного взгляда на мир и сознательно или неосознанно навязывает клиенту свое мировоззрение.

Так что, чтобы оценить клиента, психолог должен в первую очередь уметь оценивать себя и свое воздействие на клиента.

6.Что следует делать? (стадия 3, 4, 5)

Полная оценка требует перейти к действиям. Уже имея огромное количество фактов, психолог должен решить, какое же действие предпринять. Кроме индивидуального консультирования у психолога есть возможность проведения семейной терапии, тренинга социальных навыков или даже действия в окру­жении клиента.

Интенциальность тесно связана с восприимчивыми конструкциями по терминологии Кэлли. Можно сказать, что оценка производится для того, чтобы обнаружить некие зоны, где отсутствует интенциональность. Затем вырабатывается программа, которая помогает личности разнообразить формы своего пове­дения.

Кардинальный вопрос — “Какая техника терапии нужна, для какого человека, в какое время, при каких условиях?” Ответ на этот вопрос пока недоступен. Однако можно построить план бесед, основанный на пятишаговой модели интервью и использовать эти рамки для разбора личных сложностей процесса оценки.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.0.150 (0.009 с.)