Педагогическая техника преподавателя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая техника преподавателя



Любой педагог в своей деятельности использует разнообразные приемы личного воздействия на студенческую аудиторию, которые либо усиливают, либо ослабляют процесс воспитания и обучения. Однако совершенно очевидно, что одних только личных качеств недостаточно, чтобы достичь конкретного результата поэтому для реализации педагогических замыслов необходима система знаний, умений и навыков, т. е. педагогическая техника.

Педагогическая техника, являясь компонентом педагогического мастерства, выступает обязательным условием реализации педагогической технологии в процессе педагогического воздействия и неотъемлемой частью системы общепедагогических умений педагога, которая позволяет ему лучше управлять собой и взаимодействовать с аудиторией в процессе воспитательного влияния.

Педагогическая техника — элемент технологии, состоящий из системы умений, обеспечивающих педагогу подготовку его организма (психофизиологического аппарата) как инструмента воздействия [21]. Она может быть представлена: как синтез духовной культуры и педагогически целесообразной внешней выразительности, который является гармоничным единством внутреннего и внешнего содержания педагогической деятельности [33], и как принцип научной организации педагогического труда, поскольку является органичной частью того или иного метода. Ее выбор направлен на целесообразность, оптимизацию и формирование системы приемов.

Педагогическая техника позволяет с наименьшей затратой энергии добиться больших результатов, поэтому в педагогическом процессе она выполняет служебную функцию [56]. С ее помощью преподаватель оказывает через механизм внушения определенное влияние как на осознаваемые, так и на неосознаваемые компоненты психики студентов. Поэтому с точки зрения внушающего воздействия приемы педагогической техники можно поделить на: оказывающие вербальное воздействие (речь и интонация — выразительные/невыразительные), оказывающие реальное вербальное внушающее влияние (жесты, мимика, поза — выразительные/невыразительные, подвижные, отвлекающие, скованные) (П. В. Галахова).

Принципы педагогической техники. Выделяют несколько принципов педагогической техники (А. Гин):

принцип свободы выбора предполагает, что любое обучающее действие педагога направлено на предоставление учащемуся права выбора, которое уравновешивается осознанной ответственностью за него;

принцип открытости позволяет не просто давать знания, а открывать границы их поиска и использования, что, в свою очередь, стимулирует саморазвитие субъектов педагогического процесса, их познавательную активность;

принцип деятельности нужен для того, чтобы теория перехода в практику, только тогда знания, полученные на учебных занятиях, станут базой для педагогической техники;

принцип обратной связи — своеобразный контрольный барометр, с помощью которого преподаватель определяет эффективность использованных им приемов обучения и воспитания;

принцип идеальности характеризуется тем, что любое действие определяется не только пользой, но и энергетическими, психологическими затратами, которые следует учитывать.

Если суммировать все имеющиеся взгляды, то можно представить, что основу педагогической техники составляют умения, условно разделенные на две большие группы.

1. Умения взаимодействовать с личностью и коллективом в процессе решения разнообразных педагогических задач. К ним можно отнести:

знания, способности, умения в области техники и культуры речи;

- дидактические, организаторские, конструктивные и коммуникативные умения;

- умения по оптимальному использованию средств коммуникативного воздействия на личность воспитуемых, приемов позитивного взаимодействия с ними;

- умения в области технологических приемов предъявления педагогического требования, поощрения и наказания;

- элементы актерского и режиссерского искусства в педагогической деятельности.

2. Умения управлять собой. К ним можно отнести: умения, направленные на самопознание, саморегуляцию педагогом своего психического состояния; умения управлять и выражать свои эмоции; стрессоустойчивость педагога; умения социально-перцептивные; владение своим организмом; умения по созданию творческого самочувствия.

Особенности педагогической техники. Очерчен круг особенностей всех умений, составляющих педагогическую технику.

Во-первых, все умения имеют общую область применения -непосредственное взаимодействие педагога с его воспитанниками, поэтому проявление умений нельзя четко спланировать, часто они носят импровизационный характер, но именно владение педагогической техникой делает взаимодействие эффективным и творческим.

Во-вторых, все умения носят ярко выраженный индивидуально-личностный характер, так как формируются на основе индивидуальных психофизиологических особенностей педагога.

В-третьих, именно через комплекс этих умений раскрываются нравственно-эстетические позиции педагога, которые являются показателем его педагогической культуры и отражают профессиональный потенциал личности.

Составляющие педагогической техники. Центральным звеном является речь преподавателя и голос как инструмент ее реализации.

Преподаватель в своей деятельности пользуется как письменной, так и устной речью: задачи одной направлены на точность, лаконичность изложения учебной информации, а задачи другой вытекают из необходимости проводить продуктивное общение. Оба вида речи должны соответствовать рациональной организации взаимодействия, полноценному восприятию, осознанию и закреплению информации.

Вычленяют несколько особых характеристик речи.

На первом месте стоит правильность речи, т. е. ее соответствие литературным нормам, под которыми понимается единственная возможность или предпочтительный вариант правильного применения слова. Норма речи выступает как регулятор речевого поведения.

Еще одна характеристика речи — ее точность, т. е. строгое соответствие слов обозначаемым предметам и явлениям. В качестве средств точной речи рассматривают верное словоупотребление; избегание тех слов и выражений, которые не передают точный смысл сказанного; значение и правильное разграничение многозначности слов; четкое разграничение однокоренных слов, близких по смыслу, а также омонимов; точное понимание значения и сферы применения архаизмов, профессиональных и иностранных слов и т. д.

Такая характеристика речи, как ее выразительность, определяется теми особенностями, которые поддерживают внимание и интерес к речи. Выразительность усиливают: интерес говорящего к содержанию собственной речи и к собеседнику; хорошее знание языковых норм; сознательное стремление к точности; использование в практике совокупности соответствующих средств выразительности. К ним относится правильная ритмико-интонационная организация, которая выражается в умении применять паузы, использовать логические ударения, соблюдать соответствующую мелодию речи.

На восприятие информации влияют такие показатели речи, как: скорость, громкость и отчетливость, которые выражают психологические особенности преподавателя. Так, скорость речи соответствует темпераменту и в целом жизненному темпу человека: уверенный в себе говорит легко, течение речи равномерное; робкий говорит невыразительно; у возбужденного речь прерывистая, емкость речи считают показателем жизненной энергии, а отчетливость — внутренней дисциплины, стремления показать другим свою жизненную позицию.

Еще один элемент педагогической техники — это мимика и пантомимика, которые являются средствами невербальной коммуникации. Экспрессия поведения значительно усиливает эффективность восприятия получаемой информации. С помощью мимики преподаватель передает свое эмоциональное состояние. Всем давно известно, что насупленные брови воспринимаются как гнев или презрение; широко раскрытые глаза — показатель радости; рот плотно сомкнут — значит, от преподавателя не жди хорошей оценки, он рассержен; тусклые глаза студента — показатель его безразличия, усталости; поднятые вверх брови — признак удивления, интереса. Во время общения немаловажную роль играет так называемый контакт глаз, и поэтому в технологии общения существует множество приемов, позволяющих педагогу разумно его использовать. Например, чтобы установить первичный контакт, рекомендуется найти себе среди аудитории единомышленников и переводить взгляд с одного студента на другого в первые 15 секунд общения.

Ни один преподаватель во время работы с аудиторией на учебном занятии не обходится без пантомимики. Жестикуляция его бывает разнообразной, с ее помощью он выражает оценку, доверие или недоверие к аудитории, описательные жесты помогают выразительному объяснению материала, начало и завершение учебного занятия сопровождаются жестами приветствия и прощания, а когда предъявляется требование, то оно сопровождается утвердительными жестами.

По характерным признакам посадки тоже судят об эмоциональном состоянии человека. Если студент сложил руки куполом, то он, скорее всего, закрывается от общения; преподаватель с «наполеоновской» позой, когда он стоит за кафедрой с руками, скрещенными на груди, является воплощением превосходства. А уж если педагог заходит в аудиторию, тяжело ступая, то наверняка он в гневе от невыполненного домашнего задания.

Все невербальные средства преподавателя полифункциональны и направлены на изменение взаимоотношений go студенческой аудиторией в момент передачи информации. Они являются своеобразным индикатором психических состояний субъектов взаимодействия, позволяют поддерживать оптимальный уровень психологической близости между преподавателем и студентами и выполняют роль уточнения понимания вербальной информации.

Педагогический процесс представляет собой систему управления деятельностью его субъектов, позволяющую передавать, транслировать определенный опыт человеческих взаимоотношений, знаний, ценностных ориентиров. Однако как студент, так и преподаватель должны обладать умением транспонировать полученные сведения в рамках реально создавшейся педагогической ситуации. В связи с этим встает вопрос о необходимости овладения каждым субъектом педагогического процесса техникой саморегуляции. Знание преподавателем ее основ — залог его активности возможности уйти от «профессионального сгорания» и в целом замедлить процесс деформации личности.

Понятие «саморегуляция» было выведено из представления о человеке как самообучающейся, самосовершенствующейся, саморегулирующейся системе.

Саморегуляция представляет собой целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности и выражает специфику психических средств отражения и моделирования действительности.

Несмотря на большое разнообразие проявлений, саморегуляция имеет следующую структуру: принятая субъектом цель его произвольной активности; модель значимых условий деятельности; программа собственных исполнительских действий; система критериев успешности деятельности; информация о реально достигнутых результатах; оценка соответствия реальных результатов критериям успеха; решения о необходимости и характере коррекции деятельности.

Саморегуляция организма включает в себя преодоление внутренней нерешительности, снятие излишнего напряжения и волнения, мобилизацию рабочего самочувствия и создание необходимого настроения самим человеком для себя. Она базируется на умении правильно использовать внутренние резервы организма, что является важнейшим условием самоуправления, так как бесспорно имеет особое значение во всех сферах человеческой жизнедеятельности и, конечно же, в процессе общения.

Для преподавателя важной является его стрессоустойчивость. Стресс как своеобразная реакция организма на психическое или физическое напряжение выражается в виде изменений в восприятии и осознании информации, представлений о внутренней и внешней пространственной среде, направленности мышления, эмоциональных реакций на критическую ситуацию, стремления человека к изоляции или, наоборот, к сплочению, а также к конфронтации.

Физиологически организм реагирует на стресс частыми головными болями, непроходящим чувством усталости, невозможностью сосредоточиться на конкретном деле, «улетучиванием мыслей», потерей памяти, неудовлетворенностью выполненной Работой.

Появление стресса в условиях педагогического процесса связано с особенностями преподавательского труда, который требует одновременного восприятия и осмысления коммуникаций разного рода, управления постоянно изменяющейся микроситуацией в студенческой аудитории во время проведения учебного занятия, взаимодействия с разными социальными группами (коллегами, студентами и их родителями). На появление стресса оказывают влияние социально-ролевые ожидания, которые выражаются в выполнении педагогом ряда требований со стороны администрации, его личностные ожидания, которые влияют на статусное положение в педагогическом коллективе, а также ожидания преподавателя по отношению к студентам. Чтобы уменьшить негативное влияние стресса, преподавателю рекомендуется заниматься аутотренингом, развивать уверенность в себе, стремиться к эмоциональной гибкости.

Эмоциональная гибкость как форма саморегуляции педагога является в совокупности с направленностью и компетентностью интегральной характеристикой его личности, обусловливающей эффективность педагогической деятельности в целом.

Эмоциональная гибкость соотносится с эмоциональной устойчивостью. Давая определение понятию «эмоциональная устойчивость», нужно отметить, что в самом общем плане оно представляет собой способность индивида противостоять тем эмоциональным раздражителям, которые могут отрицательно влиять на протекание деятельности.

Эмоциональная устойчивость — сложное, интегративное качество личности, характеризующееся таким сочетанием эмоциональных, волевых, нравственных и интеллектуальных компонентов психической деятельности, которое способствует успешному решению человеком сложных и ответственных задач в напряженной эмоциональной области, без значительного отрицательного влияния последней на самочувствие, здоровье и дальнейшую работоспособность человека.

Понятие «эмоциональная устойчивость» сочетается с понятием «психологическая устойчивость», которое обозначает синтез свойств и качеств личности, позволяющий уверенно и самостоятельно в различных эмоциональных условиях выполнять свою профессиональную деятельность. Психологическая устойчивость выражается в умении педагога быстро ориентироваться в измененных условиях школьной жизни, находить оптимальные решения в сложных, нестандартных психолого-педагогических ситуациях и при этом сохранять выдержку, самообладание.

В качестве показателей психологической устойчивости деятельности преподавателя выделяют: уверенность в себе как в профессионале; отсутствие страха перед студенческой аудиторией; умение владеть собой в виде самоконтроля; отсутствие эмоциональной напряженности, ведущей к раздражительности, невыдержанности, неуравновешенности в общении со студентами; наличие волевых качеств личности, таких, как целеустремленность, организованность, выдержка и т. д.

Динамика эмоциональной гибкости педагога определяется гармонизацией и усложнением его аффективных проявлений', способностью оживлять подлинные эмоции в многократно повторяющемся учебно-воспитательном процессе, вызывать положительные эмоции, контролировать отрицательные, т. е. проявлять гибкость поведения, нестандартность, творчество.

Эмоциональная гибкость проявляется в способах отражения педагогом собственных чувств и чувств студентов.

Игнорирование преподавателем эмоциональных проявлений своих воспитанников характеризуется тем, что его собственные высказывания не соответствуют чувствам, за исключением тех случаев, когда он осуждает или ругает кого-то. Такое поведение вызывает враждебность у студентов.

Иногда педагог реагирует не на истинные чувства учащегося, а на те, которые он сам ему приписывает, при этом в высказываниях иногда бывает искренним, но положительные эмоции старается не обнаруживать.

Случается, что преподаватель реагирует на поверхностные чувства студента, довольно точно их определяет, не боится выражать положительные и отрицательные чувства невербально.

Понимание эмоциональной сферы студентов достигается, когда преподаватель реагирует на скрытые, глубинные чувства обучаемого, помогая тем самым студенту осознать, почему он чувствует то, что чувствует. Педагог искренне реагирует как на вербальном, так и на невербальном уровне, причем отрицательная реакция не унижает чувства собственного достоинства воспитанника.

Высокий уровень владения педагогической техникой составляет совокупность таких умений, как: варьирование стимуляции учащегося; разнообразие способов привлечения внимания студентов к восприятию и усвоению материала; использование большого арсенала невербальных средств коммуникации; искусное применение системы положительных и отрицательных подкреплений; мастерское чтение лекций (использование дивергентных задач для стимулирования творческой активности, постановка разнообразных вопросов, педагогически грамотное подведение итогов занятия и его отдельных частей).

Выделяются несколько условий формирования педагогической техники: опыт, активная профессиональная позиция преподавателя, профессиональное самовоспитание.

Таким образом, педагогическая техника как научное понятие включает в себя большой арсенал средств труда преподавателя: от его внешнего облика (внешность, манеры, поза) до техники речевой деятельности (темп, тембр, высота голоса, артикуляция), от техники педагогического воздействия и взаимодействия в процессе педагогического общения до техники управления психофизиологическим аппаратом. Педагогическая техника — неотъемлемая часть педагогического мастерства, культуры и педагогической технологии преподавателя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 5300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.76.43 (0.027 с.)