Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа производственной практики (педагогической)

Программа производственной практики (педагогической)

Продолжительность — 3 недели.

Дневное отделение — 2 курс (4 семестр).

Тема: Знакомство с методиками и технологиями социально-педагогической деятельности.

Объект: педагогически запущенные дети, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; дети, испытывающие проблемы в той или иной деятельности.

Цель практики: познакомить студентов с методиками и технологиями социально-педагогической деятельности. Совершенствование коммуникативных, организаторских, диагностических, дидактических, аналитических умений и навыков, формирование проектировочных умений, овладение профессиональными функциями социального педагога.

Место прохождения практики: образовательные,социально-педагогические, коррекционные, специальные профилактические учреждения, центры досуга и творчества детей, физкультурно-оздоровительные и спортивные учреждения.

Задачи практики:

1. Помочь студентам овладеть социально-педагогическими технологиями работы с различными категориями детей, семьей, социальными службами, организациями и учреждениями.

2. Овладеть технологиями социально-педагогической диагностики и профилактики, коррекционно-реабилитационными технологиями.

3. Научить проектировать социально-педагогическую работу с детьми и подростками.

4. Сформировать умения устанавливать профессионально этические отношения с родителями или лицами, их заменяющими.

Задание практиканту:

1. Познакомиться с программой практики, распределением по объектам со своими групповыми руководителями.

2. Познакомиться с учреждением (общие сведения, его структура, основные направления деятельности, состав специалистов). Изучить документацию, регламентирующую деятельность учреждения и отражающую общие направления работы. В дневнике привести перечень всех документов, имеющихся в учреждении.

3. Познакомиться с категориями детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи, выявить их основные проблемы и потребности.

4. Выделить не менее трех детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи и разработать схему социальной диагностики каждого клиента. Определить его психологические и возрастные особенности, интересы, условия жизни, позитивные/негативные влияния, проблемы, а также необходимость привлечения специалистов для решения проблемы.

5. Составить социальный паспорт личности ребенка, сформулировать социальный диагноз.

6. Выбрать методы для решения социально-педагогической проблемы клиента.

7. Изучить особенности профессионально-этического взаимодействия социального педагога с родителями/опекунами ребенка.

8. Разработать программу профилактической, коррекционной, реабилитационной работы с детьми в зависимости от социального диагноза с указанием конкретных проблем, специалистов.

9. Обобщить полученные результаты, написать отчет о прохождении практики.

Примерный диагностический материал для исследования трудных подростков:

1. Фрейбурская анкета агрессивности.

2. Тест определения склонности к риску.

3. Метод экспресс-диагностики состояния запущенности, разработанный Р.В. Овчаровой.

 

Методические указания:

Задание данной практики можно разделить на две составляющие: диагностирование и разработку технологий оказания помощи клиентам в решении выявленных проблем. При проведении диагностики студентам следует использовать такие методы сбора первичной информации, как изучение и анализ литературы по проблеме исследования, анализ документов (протоколы, учетные карточки, характеристики, личные дела и т. д.), беседа со специалистами. В результате студенты должны разработать программу социально-педагогической помощи, которая включает в себя следующие разделы:

- формулировка и обоснование изучаемой проблемы;

- указание цели и задач исследования объекта социальной диагностики;

- определение самого объекта и предмета исследования;

- выдвижение гипотезы, выбор методов, методик и техник диагностирования.

Результатом социальной диагностики является социальный диагноз, в котором обобщены все полученные данные, на его основе составляется социальный прогноз. Итогом социального прогноза должны стать программа действий по решению проблемы, разработка технологий, возможное внедрение в практику работы социально-педагогического учреждения.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Галагузова, Ю.Н. Социальная педагогика: практика глазами преподавателей и студентов / Ю.Н. Галагузова, Г.В. Сорвачева, Г.Н. Штинова. — М.: ВЛАДОС, 2001.

2. Классному руководителю: учебно-метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. — М.: ВЛАДОС, 2001.

3. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе / Л.И. Маленкова. — М.: Ноосфера, 1999.

4. Нагавкина, Л.С. Социальный педагог. Введение в должность / Л.С. Нагавкина, О. К. Крокинская, С.А. Косабуцкая. — СПб.: КАРО, 2000.

5. Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н.Е. Щуркова. — М., 1998.

 

Права и обязанности студентов-практикантов

Студент-практикант имеет следующие права:

- выбор типа учреждения в соответствии с индивидуальными интересами и тематической направленностью его научной работы (курсовой, ВКР и т. д.);

- обращаться за консультацией по всем вопросам, возникающим в ходе практики, к руководителям практики, администрации учреждения и социальному педагогу, пользоваться научной и научно-методической литературой, иметь доступ к открытым нормативно-законодательным актам и другим документам, необходимым для выполнения заданий практики;

- обращаться за методической помощью к факультетскому, групповому руководителю и преподавателю-методисту;

- присутствовать на открытых занятиях педагогов, педагогических советах, психолого-педагогических консилиумах, планерках, конференциях, семинарах, родительских собраниях, проводимых в учреждении, где они проходят практику;

- изучать опыт работы педагогов образовательных учреждений, специалистов, работающих в социальных учреждениях;

- выступать с результатами, полученными в ходе практики, на студенческих конференциях;

- собирать в ходе практики материалы для курсовых, выпускных квалификационных работ, организовывать необходимую опытно-экспериментальную работу,

- вносить предложения о совершенствовании организации практики в учреждениях и на факультете,

- творчески выполнять любое задание,

- на продление сроков прохождения практики по уважительной причине (болезнь, академический отпуск, семейные обстоятельства).

В обязанности студента входит:

- организовывать свою практическую деятельность в соответствии с правилами внутреннего распорядка базы практики;

- выполнять распоряжения администрации и руководителей практик;

- находиться в образовательном или социально-педагогическом учреждении ежедневно на менее 6 часов согласно графику своей работы, установленному в соответствии с режимом работы учреждения и по согласованию с групповым руководителем;

- вести ежедневно дневник практики;

- своевременно заполнять и сдавать документацию в день, установленный руководителем практики факультета;

- сдать документацию, соответствующую целям и содержанию практики (перечень документации определяется и утверждается на заседании кафедры);

- присутствовать на установочной и заключительной конференции;

- пройти медицинское обследование.

В случае невыполнения требований студент может быть отстранен от прохождения практики.

Студент, отстраненный от практики или получивший неудовлетворительную оценку, а также не сдавший практику в установленные сроки, считается не выполнившим учебный план данного семестра. Ему может быть предоставлена возможность вторичного прохождения практики в другом учреждении в дополнительно отведенные сроки.

 

Образец ведения дневника практики

Число, время пребывания Задание на день Анализ проделанной работы Примечание
       
       

Общие сведения о ребенке

Анкетные данные:

- фамилия, имя,

- дата рождения,

- класс, школа,

- домашний адрес.

Требования к сценарию.

· В сценарии должна быть четко поставлена цель и определена транслируемая ценность или ценности.

· Сценарий должен представлять из себя план мероприятия, включающий этапы проведения, краткое описание площадок (блоков) и заданий на каждый блок.

· Сценарий должен описывать все режиссерские компоненты мероприятия.

· Должны быть подробно представлены Погружение и Рефлексия.

· Сценарии должны быть представлены на две категории возрастов 50/50

4. Полученные результаты. Фото (видео) отчет. Презентация.

5. Используемая литература.

 

Обработка результатов

Шкала 1 — СС (свойства субъекта самосознания) показывает уровень самосознания. Первые четыре суждения свидетельствуют о непринятии физического «Я», 5—6 — указывают на отсутствие идентификации с именем пола, 7 — ленность, остальные свидетельствуют о неадекватной самооценке и уровне нарушений формирования самосознания запущенного ребенка.

Шкала 2 — СО (свойства субъекта общения) определяет уровень сформированности свойств субъекта общения. Первые два суждения касаются потребности ребенка в притязании, утверждения 5, 6, 7, 20 говорят о низкой коммуникативной активности ребенка и его неудовлетворенной потребности в общении, в 4, 8, 16, 19 содержатся указания на низкий социальный статус ребенка и его отвержение окружающими. Позиции 13, 14, 15, 21 свидетельствуют о социальной неадекватности ребенка, связанной со слабой социальной рефлексией, а остальные демонстрируют способы защитно-компенсаторного поведения социально отверженного ребенка.

Шкала 3 — СД (свойства субъекта деятельности) показывает уровень развития свойств субъекта деятельности. Суждения 1—9 демонстрируют дисгармонию мотивации учения. 10—16 свидетельствуют о нарушениях в учебно-познавательной активности ребенка. 17—22 характеризуют несформированность осознанности и целенаправленности обучения, опирающихся на психологические новообразования школьного возраста.

Шкала 4 — ОТ (общий уровень тревожности) содержит 22 вопроса, 10 из которых характеризуют семейную тревожность ребенка. Вторая часть вопросов (12) содержит характеристику тревожности ребенка в школе. Чем выше балл тревожности, тем больше указаний на отвержение запущенного ребенка референтными общностями и его социальную дезадаптацию.

Шкала 5 — ВМ (воспитательный микросоциум) также имеет два аспекта.

ВМС— воспитательный микросоциум семьи (15 суждений) и ВМУ— воспитательный микросоциум учреждения (10 суждений).

В этих суждениям отражается неблагоприятная семейная и школьная атмосфера, отвержение запущенного ребенка педагогами и родителями, авторитарно-гиперсоциализированный тип отношения к ребенку, сдерживающий его активность и самовыражение. Общее высокое количество баллов по шкале диагностирует неблагоприятность социально-педагогической ситуации развития ребенка.

Шкала 6 — ДР (достоинства ребенка) содержит четыре вопроса о ребенке, которые касаются его положительных качеств и выявляет, знают ли родители, педагоги, что он любит, что он умеет, что он хочет и какой он. Незаполненность этой шкалы свидетельствует о незнании, отвержении, неприятии, одностороннем подходе к ребенку со стороны педагогов и родителей.

Социально-педагогическая запущенность диагностируется при наличии совпадений по 1, 4, 5 и одной из оставшихся шкал (2, 3) либо по всем шкалам. Число совпадений при легкой степени запущенности составляет 10—25 %, выраженной степени — 25—30 % и более. При легкой степени запущенности совпадений суждений опросника и ответов респондентов группируются в первой трети утверждений.

 

БЛАНК ОТВЕТОВ

Имя, фамилия ребенка _____________________________________________

Возраст__________________________________________________________

Класс ____________________________________________________________

 

1—СС 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
11—СО 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
3 —СДУ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
4— ОТС ОТУ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
5 — ВМС ВМУ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Образец оформления титульного листа

Московский государственный областной университет

Факультет психологии

Кафедра социальной работы и

Социальной педагогики

Программа производственной практики (педагогической)

Продолжительность — 3 недели.

Дневное отделение — 2 курс (4 семестр).

Тема: Знакомство с методиками и технологиями социально-педагогической деятельности.

Объект: педагогически запущенные дети, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; дети, испытывающие проблемы в той или иной деятельности.

Цель практики: познакомить студентов с методиками и технологиями социально-педагогической деятельности. Совершенствование коммуникативных, организаторских, диагностических, дидактических, аналитических умений и навыков, формирование проектировочных умений, овладение профессиональными функциями социального педагога.

Место прохождения практики: образовательные,социально-педагогические, коррекционные, специальные профилактические учреждения, центры досуга и творчества детей, физкультурно-оздоровительные и спортивные учреждения.

Задачи практики:

1. Помочь студентам овладеть социально-педагогическими технологиями работы с различными категориями детей, семьей, социальными службами, организациями и учреждениями.

2. Овладеть технологиями социально-педагогической диагностики и профилактики, коррекционно-реабилитационными технологиями.

3. Научить проектировать социально-педагогическую работу с детьми и подростками.

4. Сформировать умения устанавливать профессионально этические отношения с родителями или лицами, их заменяющими.

Задание практиканту:

1. Познакомиться с программой практики, распределением по объектам со своими групповыми руководителями.

2. Познакомиться с учреждением (общие сведения, его структура, основные направления деятельности, состав специалистов). Изучить документацию, регламентирующую деятельность учреждения и отражающую общие направления работы. В дневнике привести перечень всех документов, имеющихся в учреждении.

3. Познакомиться с категориями детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи, выявить их основные проблемы и потребности.

4. Выделить не менее трех детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи и разработать схему социальной диагностики каждого клиента. Определить его психологические и возрастные особенности, интересы, условия жизни, позитивные/негативные влияния, проблемы, а также необходимость привлечения специалистов для решения проблемы.

5. Составить социальный паспорт личности ребенка, сформулировать социальный диагноз.

6. Выбрать методы для решения социально-педагогической проблемы клиента.

7. Изучить особенности профессионально-этического взаимодействия социального педагога с родителями/опекунами ребенка.

8. Разработать программу профилактической, коррекционной, реабилитационной работы с детьми в зависимости от социального диагноза с указанием конкретных проблем, специалистов.

9. Обобщить полученные результаты, написать отчет о прохождении практики.

Примерный диагностический материал для исследования трудных подростков:

1. Фрейбурская анкета агрессивности.

2. Тест определения склонности к риску.

3. Метод экспресс-диагностики состояния запущенности, разработанный Р.В. Овчаровой.

 

Методические указания:

Задание данной практики можно разделить на две составляющие: диагностирование и разработку технологий оказания помощи клиентам в решении выявленных проблем. При проведении диагностики студентам следует использовать такие методы сбора первичной информации, как изучение и анализ литературы по проблеме исследования, анализ документов (протоколы, учетные карточки, характеристики, личные дела и т. д.), беседа со специалистами. В результате студенты должны разработать программу социально-педагогической помощи, которая включает в себя следующие разделы:

- формулировка и обоснование изучаемой проблемы;

- указание цели и задач исследования объекта социальной диагностики;

- определение самого объекта и предмета исследования;

- выдвижение гипотезы, выбор методов, методик и техник диагностирования.

Результатом социальной диагностики является социальный диагноз, в котором обобщены все полученные данные, на его основе составляется социальный прогноз. Итогом социального прогноза должны стать программа действий по решению проблемы, разработка технологий, возможное внедрение в практику работы социально-педагогического учреждения.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Галагузова, Ю.Н. Социальная педагогика: практика глазами преподавателей и студентов / Ю.Н. Галагузова, Г.В. Сорвачева, Г.Н. Штинова. — М.: ВЛАДОС, 2001.

2. Классному руководителю: учебно-метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. — М.: ВЛАДОС, 2001.

3. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе / Л.И. Маленкова. — М.: Ноосфера, 1999.

4. Нагавкина, Л.С. Социальный педагог. Введение в должность / Л.С. Нагавкина, О. К. Крокинская, С.А. Косабуцкая. — СПб.: КАРО, 2000.

5. Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н.Е. Щуркова. — М., 1998.

 

Права и обязанности студентов-практикантов

Студент-практикант имеет следующие права:

- выбор типа учреждения в соответствии с индивидуальными интересами и тематической направленностью его научной работы (курсовой, ВКР и т. д.);

- обращаться за консультацией по всем вопросам, возникающим в ходе практики, к руководителям практики, администрации учреждения и социальному педагогу, пользоваться научной и научно-методической литературой, иметь доступ к открытым нормативно-законодательным актам и другим документам, необходимым для выполнения заданий практики;

- обращаться за методической помощью к факультетскому, групповому руководителю и преподавателю-методисту;

- присутствовать на открытых занятиях педагогов, педагогических советах, психолого-педагогических консилиумах, планерках, конференциях, семинарах, родительских собраниях, проводимых в учреждении, где они проходят практику;

- изучать опыт работы педагогов образовательных учреждений, специалистов, работающих в социальных учреждениях;

- выступать с результатами, полученными в ходе практики, на студенческих конференциях;

- собирать в ходе практики материалы для курсовых, выпускных квалификационных работ, организовывать необходимую опытно-экспериментальную работу,

- вносить предложения о совершенствовании организации практики в учреждениях и на факультете,

- творчески выполнять любое задание,

- на продление сроков прохождения практики по уважительной причине (болезнь, академический отпуск, семейные обстоятельства).

В обязанности студента входит:

- организовывать свою практическую деятельность в соответствии с правилами внутреннего распорядка базы практики;

- выполнять распоряжения администрации и руководителей практик;

- находиться в образовательном или социально-педагогическом учреждении ежедневно на менее 6 часов согласно графику своей работы, установленному в соответствии с режимом работы учреждения и по согласованию с групповым руководителем;

- вести ежедневно дневник практики;

- своевременно заполнять и сдавать документацию в день, установленный руководителем практики факультета;

- сдать документацию, соответствующую целям и содержанию практики (перечень документации определяется и утверждается на заседании кафедры);

- присутствовать на установочной и заключительной конференции;

- пройти медицинское обследование.

В случае невыполнения требований студент может быть отстранен от прохождения практики.

Студент, отстраненный от практики или получивший неудовлетворительную оценку, а также не сдавший практику в установленные сроки, считается не выполнившим учебный план данного семестра. Ему может быть предоставлена возможность вторичного прохождения практики в другом учреждении в дополнительно отведенные сроки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.45.187 (0.008 с.)