Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гоу впо Тульский государственный педагогический

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический

университет им. Л.Н. Толстого

 

 

УТВЕРЖДЕНО

На заседании Ученого Совета университета

Протокол № «» 20 г.

Ректор ____________Н.А. Шайденко

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Педагогические технологии и управление образовательными системами»

По специальности 031900 «Специальная психология»

 

Рассмотрено на заседании кафедры

Практической психологии и педагогики

Протокол № 1 «9» сентября 2010 г.

Зав. кафедрой ______Кувырталова М.А.

 

Тула 2010

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обновление общества и системы образования в Р.Ф., предполагающие отказ от стереотипов, переход от технократического к гуманитарному типу мышления, необходимость повышения самостоятельности и ответственности педагога за результаты профессиональной деятельности обусловили поиск новых подходов к общепедагогической подготовке будущего учителя. В связи с этим определенные изменения происходят в номенклатуре и содержании педагогических дисциплин.

Согласно новому образовательному стандарту в учебные планы педвузов введен курс «Педагогические технологии и управление образовательными системами». Данный курс объединяет две предметные области.

Цель курса: формирование у студентов целостного представления о технологическом подходе в педагогическом процессе, управлении образованием, школой, развитием коллектива как сложными социально-педагогическими системами, ориентированными на всестороннее развитие личности в условиях поиска новых форм и методов организационно-педагогической деятельности руководителя, учителя образовательного учреждения.

Задачи курса «Педагогические технологии и управление образовательными системами»

1. Формирование у студентов общетеоретических и нормативно-правовых понятий о системе образования, современной школе, деятельности учителя как управляемых системах, педагогических технологиях.

2. Формирование умений прогнозировать, моделировать будущую профессиональную деятельность.

3. Знакомство студентов с теорией и опытом управления инновационным развитием современной школы, реализацией разнообразных педагогических технологий.

4. Содействие развитию у студентов практической готовности к реализации профессионально-педагогических функций управления различными образовательными системами.

При определении содержания курса «Педагогические технологии и управление образовательными системами» учитывались: - общая логика формирования нового педагогического мышления будущего учителя, его готовность к профессиональной деятельности в условиях альтернативного, личностно-ориентированного образования;

- инновационные процессы в отечественной системе образования;

- усложнение функций общеобразовательной школы, изменение содержания и условий ее деятельности;

- повышение роли и значимости управления развитием современными пед. системами;

- поиски путей решения нетрадиционных организационных задач в системе «администрация - учителя - ученик - родители».

- новая парадигма внутришкольного управления, ориентированная на создание в школе условий, обеспечивающих системно-мотивационный подход в организации самоуправляемой индивидуальной и коллективной деятельности в различных автономизированных внутришкольных системах.

Курс «Педагогические технологии и управление образовательными системами» состоит из 2 основных разделов: 1 раздел - «Педагогические технологии»; 2 раздел - «Управление образовательными системами».

В ходе различных видов и форм учебной деятельности студенты углубляют знания по основным теоретическим и практическим проблемам педагогических технологий, образования, деятельности школы, учителя, путях и перспективах решения школоведческих и управленческих проблем.

Особое внимание в курсе уделяется характеристике системы образования, школы в РФ как сложных социально-педагогических систем, функционирующих в условиях постоянной изменчивости факторов внешней среды, а также изменений внутренних состояний системы, вызываемых этими факторами.

Включение вопросов о педагогических технологиях, системе образования и школе в Тульском регионе содействует осмыслению понятия «регионализации образования», вооружает студентов знаниями об основных типах учебных заведений г. Тулы и области, формирует у будущего учителя видение специфики региона, конкретного образовательного пространства.

Знакомство с альтернативными учебными заведениями (гимназии, лицеи, колледжи, школы-комплексы, негосударственные образовательные учебные заведения) дает студентам возможность увидеть общее и особенное в организации деятельности данных типов и видов образовательно-воспитательных учреждений, а также в деятельности учителя на уроке и во внеурочное время.

Центральное место в курсе занимают теоретические и практические вопросы по педагогическим технологиям, управления системой образования, школой, образовательно-воспитательным процессом. В связи с этим студентам предлагается изучить основные подходы в педагогической теории к понятиям педагогические технологии, педагогическая диагностика, управление образовательными системами, уровни управления образованием (федеральным, региональным, муниципальным, внутришкольным), стили управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения и др.

Предусматривается также знакомство с понятием «педагогический менеджмент». В связи с этим в содержании курса выделены специальные темы о планировании, организации управления школьным коллективом, контроле и в учете в развитии образовательных систем с учетом новых теоретических и практических разработок в области педагогического менеджмента.

Немаловажное значение в курсе «Педагогические технологии и управление образовательными системами» уделяется проблемам содержания и организации методической работы, повышения квалификации и педагогического мастерства учителя, процедуре аттестации педагогических работников, что позволяет студентам более глубоко осмыслить свою будущую профессиональную деятельность в условиях непрерывного образования.

Особое внимание обращается изучению нормативных, программно-методических документов в области функционирования современной системы образования, школы, которые создают законодательные основы педагогической деятельности будущего учителя в решении проблем управления педагогическими системами: Закон РФ «Об образовании», «Конвенция о правах ребенка», «Типовое положение о школе», Устав образовательного учреждения, «Типовое положение об аттестации педагогических работников государственных, муниципальных образовательных учреждений РФ» и др.

Изучение студентами курса предполагает различные виды и формы организации их учебной деятельности: лекции, практические работы, творческие индивидуальные и групповые задания, рефераты. Межпредметные связи данного курса с другими педагогическими дисциплинами, психологией позволяет будущему учителю целостно подойти к осмыслению своей профессии в условиях современной школы как управляемой системы.

Особое место в структуре курса отводится самостоятельной работе студентов, в связи с чем предусмотрены блоки специальных вопросов и заданий. Также имеется комплект тестового материала, работа с которым во многом будет содействовать успешному освоению студентами нормативно-правовых знаний в области решения организационно-педагогических задач управления различными педагогическими системами.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Факультет психологии, специальность «Специальная психология»,
дополнительная специальность «Логопедия»

ДФО 70 часа:

Факультет психологии, специальность «Специальная психология»

ЗФО 72 часов:

III. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ К ПРАКТИЧЕСКИМ

ЗАНЯТИЯМ ПО КУРСУ

Практическое занятие №1

План

  1. Сущность понятия “педагогическая диагностика”. Основные функции диагностики.
  2. Характеристика основных методов педдиагностики, условия их выбора учителем.
  3. Технология включения результатов диагностики в образовательный процесс.
  4. Педагогический прогноз, предупреждение диагностических ошибок.

Литература

1. Педагогические технологии / Под общей ред. В. С. Кукушина. – М., 2006.

2. Педагогика: теории, системы, технологии: Учебник для студ. высш. и сред. учебных заведений/ Под ред. С. А. Смирнова. 8-е изд. М. Академия, 2008. 352.

Вопросы и задания

1. Проанализируйте определение понятия «педагогическая диагностика» в следующих источниках: 3,4,7,8. Выделите основания, по которым даются определения данного понятия. Сравните сущностные характеристики психологической и педагогической диагностики.

2. На конкретных примерах проанализируйте функции педдиагностики.

3. Каким образом, по вашему мнению, может осуществляться взаимодействие школьного психолога для диагностики ребенка, группы, класса?

4. Подберите диагностический инструментарий для определения причин слабой успеваемости подростка. Какие типичные диагностические ошибки здесь могут быть допущены.

5. На конкретных примерах (из литературы, собственных наблюдений) покажите, как осуществляется прогнозирование и коррекция на основе результатов диагностики.

6. На конкретных примерах проанализируйте и обоснуйте необходимость пед. диагностики для осуществления интегративного и дифференцированного подходов в обучении.

7. Опираясь на материалы курсов педагогической психологии, возрастной психологии, социальной психологии проанализируйте возможности оперативной и долговременной диагностики, и использование для диагностики индивидуума и группы.

Тема: Технология и техника индивидуально-группового взаимодействия.

Цель: Рассмотреть способы организации ученической группы, потенциал индивидуального и группового взаимодействия, условия выбора и адаптация технологии оптимального взаимодействия.

Основные понятия: “Парная” педагогика, этапы развития группы, ценностное единство, ситуация успеха, щадящие, гуманистические технологии и техники.

План

1. Детская группа как педагогический феномен.

2. Этапы развития группы, технология взаимодействия.

3. Характеристика различных подходов к технологии создания группы.

4. Особенности организации группового взаимодействия в различных типах образовательных учреждений.

5. Новые формы групповой работы, их характеристика.

Методические рекомендации

Используя материал и знания по психологии, и педагогике, социальной педагогике и опираясь на источники 3,4,5 в списке литературы раскройте и охарактеризуйте понятия «детская группа», «парная» педагогика», этапы развития группы».

Раскройте способы организации ученической группы, рассмотрев при этом различные щадящие, гуманистические технологии и техники.

Выявите и охарактеризуйте особенности организации группового взаимодействия в различных типах образовательных учреждений на основе материала, собранного во время школьного практикума, индивидуального сбора информации и анализа различных источников.

Пользуясь работами Щурковой Н.Е., Иванова И.Л. и Белкина А.С. охарактеризуйте новые формы и приемы работы с детьми.

Предложите свою форму групповой работы и дайте ей характеристику, обозначив заранее (самостоятельно) цели и задачи (сплоченность ребят, формирование чувства взаимодействия учащихся в группе).

Сделайте выписки изстатьи Л.М. Перминова “Опыт введения регионального компонента в содержание образования” в журнале “Педагогика” № 4, 1998. Ответьте на вопросы:

1. В чем суть описанного эксперимента?

2. Каковы критерии оценки результативности изучаемого процесса?

3. Обоснуйте достаточность выбранных автором показателей для определения “общекультурной компетентности” учащихся.

Подготовьте тезисы доклада по теме “Проблемы использовании компьютера при контроле в обучении” по предложенной литературе

Литература

  1. Роберт И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Учебно-методическое пособие. М. Дрофа. 2008. 312 с.
  2. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: Учебное пособ. для студ. вузов/Л.Д.Столяренко.-6-е изд., испр. Ростов-на-Дону: Феникс,2009.-542с.
  3. Теория и практика образовательной технологии/Науч. редактор В.В.Гузеев. – М.: НИИ школьных технологий, 2004.
  4. Шуркова Н. Е. Педагогическая технология/Н. Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2009.

Практическое занятие №2

План

1. Сущность развивающего обучения.

2. Иерархия целей проблемно-развивающего обучения.

3. Технологии развивающего обучения (Занкова Л.В., Эльконина Д.Б. - Давыдова В.В.).

4. Отбор содержания и постановка проблемных задач развивающего характера.

5. Формы проблемно-развиваюещего обучения.

Методические рекомендации.

При изучении первого вопроса необходимо познакомиться с работами М.И. Махмутова, И.Я. Лернера, Т.В. Кудрявцева, В. Оконя и др.

Обратить внимание на тот факт, что развивающее обучение направлено на усвоение не только результатов научного познания, но и процесс получения этих результатов. Это обучение предполагает общее развитие школьника.

Развивающее обучение как дидактическая система: цели, содержание, формы, методы средства обучения.

При изучении второго вопроса уточнить понятие иерархия как сопоставление.

Обратите внимание, что цели проблемно-развивающего обучения направлены не только на формирование знаний, на овладение способами деятельности, а также общеучебными умениями и навыками. Цели проблемно-развивающего обучения конкретизируются в трех условиях:

1. Уровень усвоения знаний.

2. Уровень овладения способами деятельности и применения способностей в новой, неизвестной ситуации. Проанализируйте таксономию учебных задач Д. Толменголовой:

а) цели обучения, предполагающие воспроизведение знаний;

б) цели обучения, предполагающие воспроизведение простых мыслительных действий;

в) цели обучения, ориентирующие на формирование сложных мыслительных операций;

г) цели обучения, предполагающие работу над речью для выражения продуктивного мышления;

д) цели обучения, направленные на развитие продуктивного мышления.

Докажите (опровергинте), что она отражает принцип развития в обучении.

Подготовка третьего вопроса требует ознакомление с базисным учебным планом образовательных учреждений России (1993 г.), который является отражением образовательных стандартов.

Подробно изучите характеристики учебного плана: гибкость, интеграция, дифференциация, унификация, гуманизация.

Литература

1. Базисный учебный план образовательных учреждений России.

  1. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии/Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2007.
  2. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972.
  3. Сорока-Росинский В.Н. Школа Достоевского. - М.: Знание, 1978.
  4. Педагогика: теории, системы, технологии: Учебник для студ. высш. и сред. учебных заведений/ Под ред. С. А. Смирнова. 8-е изд. М. Академия, 2008. 352.

Практическое занятие №3

Тема: Современные информационные технологии и их педагогические возможности.

Основные понятия: информатизация образования, компьютеризация обучения, новые информационные технологии.

Цель: 1.Осмысление понятий «информатизация образования», «комъютеризация обучения», «новые информационнные технологии (НИТ)».

2. Выявление дидактических преимуществ и недостатков применения НИТ в учебном процессе.

3.Характеристика принципа дидактической целесообразности использования ЭВМ в процессе изучения различных дисциплин.

4.Определение личностной значимости знания современных информационных технологий и умения их использовать дидактически обоснованно.

План

1. Характеристика понятий: Информатизация образования, компьютеризация обучения, новые информационные технологии (НИТ).

2. Основные типы информационных технологий и их влияние на компоненты учебного процесса. Классификация требований к современной информационной технологии.

3. Выявление специфических черт влияния предмета (русс. яз., литература, алгебра, история и т.д.) на применение ЭВМ в обучении. Обсуждение алгоритма отбора компьютерных программ на основе принципа дидактической целесообразности.

4. Задание: обсудите разработанный при подготовке к занятиям алгоритм педагогического диагностирования программного средства (и учтите следующие условия: содержание темы, уровень подготовки учащегося, место программных срезов в структуре урока).

Литература

  1. Российская педагогическая энциклопедия. М., 2007, т.1,
  2. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М., 2007
  3. Гершунский Б.С. Философия образования XXI века. М., 1998, с.288-308
  4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие/Под ред.И.В. Роберт. М:Дрофа,2008.-312с.
  5. Уваров А.Ю. Компьютерная коммуникация в современном образовании. \ Информатика и образование, №4, 1998.

Методические рекомендации.

При подготовке к первому вопросу можно воспользоваться источниками 1, 2, 3,5, 7. Дайте определение каждому понятию: «информатизация образования», «компьютеризация обучения», «новые информационные технологии»; соотнесите понятия между собой, выделите их существенные различия и общие признаки.

Для изучения 2 вопроса целесообразно прочитать и проанализировать следующие источники 2, 4, 5, 7. Следует описать основные типы информационных технологий, выявить дидактические преимущества и недостатки применения НИТ в учебном процессе, раскрыть требования к современной информационной технологии.

Изучение источников 4, 6 позволит Вам раскрыть педагогические возможности ЭВМ в учебном процессе. С помощью знания специфики изучения Вашего предмета (в зависимости от факультета) Вы должны выявить характер применения ЗВМ в обучении процессе изучения данной дисциплины, раскрыть принцип дидактической целесообразности.

Для выполнения 4 задания студенты самостоятельно выбирают соответствующие условия (содержание, темпы, уровень подготовки учащегося, место программных срезов в структуре урока) или эти условия задаются самим преподавателем. Задача студента- разработать алгоритм педагогического диагностирования программного средства в процессе изучения соответствующей дисциплины и тем самым показать знания современных информационных технологий и умения их использовать дидактически обоснованно

Практическое занятие №4

Тема: «Оптимизация обучения. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в обучении»

Цель: проанализировать технологию реализации ИДП в обучении; выявить педагогические условия реализации ИДП.

Основные понятия: оптимизация обучения, индивидуально-дифференцированный подход.

План

1. Построение дидактических технологий, оптимизирующих процесс обучения на основе теории.

2. оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский).

3. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении: методология и технология.

4. Педагогические условия реализации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.

Литература

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.,2005.
  2. Селевко, Г.К. Социально-воспитательные технологии/Г.К.Селевко, А.Г.Селевко. – М.: Народное образование, 2002.
  3. Акимова М.К.,Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход.-М.,1992.
  4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения \\ Изб. пед. труды.-М.,2006.
  5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М..,1989.
  6. Унт И.Я. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 2005.

Методические рекомендации

При подготовке к 1 вопросу целесообразно изучить источники 1, 3, 4. Раскройте понятие «оптимизация обучения». На основе оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский). Основные подходы к построению дидактических технологий, оптимизирующих процесс обучения. 2 и 3 вопросы плана семинарского занятия требуют изучения источников 2, 5, 6,7. Особое внимание следует обратить на раскрытие понятия «индивидуально-дифференцированный подход» в образовании, выявить методологические и технологические условия реализации ИДП в обучении и показать на конкретном примере создание данных педагогических условий по практике, а также возможность реализации ИДП в процессе изучения определенной дисциплины.

Выбор содержания учебного материала, характеристики класса, а также структуры урока и его места в системе других уроков осуществляет сам студент.

Раздел «Управление образовательными системами»

Практическое занятие №1.

Тема: Система образования в РФ. Управление ее развитием.

Цель: сформировать представление о кардинальных изменениях в системе образования Российской Федерации в условиях современного социально-экономического, политического и культурного развития общества.

Задачи:

1.Раскрыть теоретические аспекты понятия системы образования.

2.Показать динамику и перспективы развития образования в России.

3.Охарактеризовать новый закон РФ «Об образовании» с учетом внесенных дополнений.

4.Охарактеризовать современную структуру системы образования в РФ, ее особенности.

План.

1. Система образования: как разновидность социально-педагогических систем.

2. Сущность реформирования образования в России в 90-е годы. Закон РФ «Об образовании».

3. Структура и особенности системы образования в РФ.

4. Проблемы и перспективы развития образования и школы в России.

Литература

1. Закон РФ «Об РФ об образовании» (с изменениями и дополнениями) М. Новая школа 2008г.

2. Баранников А. В. Основные направления образовательных реформ и изменения законодательства в области образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2001. - № 2.

3. Бим-Бад Образование в контексте социализации// Педагогика. - 2007. - №1. - с. 3-8.

4. Национальная образовательная доктрина «Наша новая школа» // Качество образования в школе. 2009. № 4. С. 3-15.

5. Педагогика под редакцией П. И. Пидкасистого. М., 2008, - стр. 513-517; 529-531.

6. Симонов В. П. Педагогический менеджмент, М., 2005, - стр. 36-47.

7. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами. М.: Владос 2009 г.

Методические указания

При подготовке первого пункта плана семинарского занятия следует отметить, что образование все чаще рассматривается как разновидность сложной и динамической социальной системы, представляющая собой в свою очередь совокупность целого ряда педагогических систем. Это нашло отражение в социологическом подходе к трактовке понятия «система образования». В то же время данное понятие можно рассматривать с точки зрения гносеологии как совокупность различных видов познавательной деятельности человека, представленную чувственно-эмоциональным отражением реальности, понятийным мышлением на уровне обыденного сознания, научным мышлением.

Следует подчеркнуть, что гносеологический и социологический подходы к пониманию системы образования сложились исторически. В связи с этим желательно дать краткую характеристику основных этапов становления и развития системы образования в России, привлекая для этого уже имеющиеся знания из курса истории педагогики. На конкретных примерах покажите: чем обусловливалось развитие системы образования, какие особенности имела система образования на определенных этапах исторического развития России.

Из рекомендованной литературы использовать №1, 3.

2. Второй вопрос плана семинарского занятия предусматривает краткую характеристику основных изменений в социально-экономической, политической, культурной жизни Российского общества на современном этапе (новая парадигма образования, ориентация на общечеловеческие гуманистические ценности, свобода выбора путей и форм получения образования, развития личности, профессиональная мобильность и др.).

Следует дать краткую характеристику этапов реформы образования: подготовительного (1987-1989), стартового (1990-1992), переходного (1993-1997).

Большое внимание уделить рассмотрению основных разделов Закона РФ «Об образовании», который был принят в 1992 к., дополнен и уточнен к 1996.

Из рекомендованной литературы использовать №1, 4.

3. Современную систему образования в РФ следует представить исходя из понятия ее как совокупности взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений и организаций (Раз.III. ст. 8 Закона РФ «Об образовании»).

Из рекомендованной литературы использовать № 1, 10.

4. Данный пункт плана семинарского занятия в большей степени ориентирован на анализ «Основных положений концепции очередного этапа реформирования системы образования», «Национальной доктрины образования в РФ», Федеральной программы развития образования.

Следует обратить внимание на перспективные цели и задачи развития образования в России. Так же необходимо охарактеризовать основные направления модернизации системы образования.

Из рекомендованной литературы использовать № 4,5,6.

Практическое занятие №2

Содержание и специфика управления в школах различных типов

А. ГИМНАЗИЯ

Гимназия должна обеспечивать:

- формирование интеллектуального потенциала общества;

- выявление наиболее способных и одарённых детей; создание условий для развития индивидуальных способностей каждой личности;

- подготовку учащихся к получению высшего образования, к творческому труду в различных сферах деятельности;

- поиск, разработку нового содержания образования и воспитания, форм и методов его реализации.

Гимназию от обычной школы отличают:

- учебные планы и программы, которые определяются профилем гимназии;

- контингент учащихся, который формируется на конкурсной основе;

- педагогический коллектив, в состав которого помимо творческих, способных к исследовательской деятельности учителей входят преподаватели высших учебных заведений, научные сотрудники, инженерно-технический персонал и др.;

- структура управления, изменённое штатное расписание;

- финансовое обеспечение, которое включает дополнительные ассигнования.

Работа по корректировке учебных программ в зависимости от профиля гимназии ведётся параллельно с созданием учебного плана гимназии.

Обобщённый вариант учебного плана и программы гимназии утверждается педагогическим и научно-методическим советом.

Введение новых курсов, не изучаемых в общеобразовательной школе, потребует создания или адаптации программ, учебно-методических пособий, дидактического материала.

В деятельности гимназии особое место отводится индивидуальной работе с учащимися, составлению и реализации индивидуальных программ.

Научно-методический совет - общественный орган внутришкольного управления. В его задачи входит:

- разработка стратегии научно-методической работы;

- организация системы повышения квалификации, педагогического мастерства педагогического коллектива гимназии;

- организация работы научно-методических служб;

- обеспечение механизма взаимодействия школы с вузами, НИИ и др.;

- использование результатов научных исследований, передового опыта с учётом специфики учебно-воспитательного процесса гимназии.

Особая роль в условиях деятельности гимназии отводится внеклассной и внешкольной воспитательной работе.

Б. ЛИЦЕЙ

В названии “лицей” выражена заявка на связь и преемственность с лицейским образованием, существовавшим в России и существующим ныне во Франции и некоторых других странах мира.

В современной России лицейское образование призвано способствовать возрождению интеллектуального и духовного потенциала народа. Современный российский общеобразовательный лицей (в отличие от профессионального, технического) создаётся для завершения общего среднего образования наиболее способными учащимися.

Общеобразовательный лицей представляет собой школу старшеклассников с физико-математической, инженерно-экономической или иной ориентацией. Одновременно обеспечивается общекультурная подготовка. Лицей может быть нацелен на поступление выпускников в вузы региона. Вместе с тем, уровень образования в лицее должен быть достаточным для поступления в университеты и другие ведущие вузы России и зарубежья.

В лицее, в отличие от колледжа, профессиональная подготовка не выдвигается на первый план. Лицеи ориентируются на различные отрасли знания и профессии.

Лицей может открываться и действовать:

- как самостоятельное учебное заведение;

- в комплексе с массовой школой или гимназией (лицейские классы);

- в качестве лицейских классов, школы-лицея при вузе (на договорной основе) или как структурное подразделение вуза;

- лицей с интернатом для всех или для части учащихся.

Возможные варианты создания и дальнейшего развития лицея:

1. Лицей создаётся на базе одной из общеобразовательных школ. Это вызывает необходимость учёта интересов населения микрорайона школы, сложившиеся связи, традиции школы, возможности педагогического коллектива работать как с лицеистами, так и продолжать обучение части учащихся по программам массовой школы. Дифференциация обучения усложняет структуру общешкольного коллектива, но способствует сплочению учащихся на основе общности их познавательных интересов и одновременно порождает тенденции к обособлению педагогов и учащихся лицейских и обычных классов.

2. Лицей создаётся на новой учебно-материальной базе, со своими помещениями, с возможностью для руководителя более свободного подбора соответствующих педагогических и других кадров, освобождением лицея от осуществления всеобуча в школьном микрорайоне.

Возможна организация лицея на основе кооперации вузов, предприятий и органов народного образования. В решении об открытии лицея разграничиваются функции учредителей в материально-техническом, кадровом обеспечении и управлении лицеем. Основные направления допрофессиональной подготовки в лицее определяются исходя из соответствующих профилей вуза (вузов). Подготовка учащихся, ориентированная на определённые факультеты, строится на основе единого учебного плана, что даёт возможность достаточно широкого выбора выпускникам лицея.

Директор лицея назначается по согласованию с вузом или вузами и другими учредителями, осуществляющими материальное обеспечение и финансирование лицея.

По согласованию с вузами определяются правила комплектования контингента учащихся, их права при поступлении в данные вузы.

В отличие от массовой школы для общеобразовательного лицея характерны следующие особенности управления:

- более высокий уровень взаимодействия с вузами;

- новые звенья и новые должностные лица;

- иной качественный состав педагогического персонала и учащихся;

- большая самостоятельность в отношениях с органами управления образованием.

Взаимодействие лицея и вуза может строиться:

а) на договорной основе;

б) на основе подчинённости ректорату вуза, если лицей является структурным подразделением вуза.

По согласию директора лицея, учредителей и общественности может быть учреждён попечительский совет лицея.

Управление лицеем предполагает взаимодействие руководителя с иным, чем в массовой школе, контингентом учащихся, а также с качественно иным персоналом педагогов.

Для лицея характерна микросреда, объединяющая учителей (прежде всего профилирующих предметов) и учеников, их совместные творческие поиски. Значимой чертой организации учебно-воспитательного процесса в лицее является включение учеников в различные формы научно-исследовательской деятельности, проводимой с участием профессорско-преподавательского состава, на базе лабораторий, проектно-конструкторских подразделений вузов или связанных с вузами предприятий и учреждений.

При наборе в лицейские классы используются следующие критерии:

- интерес ученика к избранному предмету, отрасли знаний, роду деятельности;

- способность к нестандартным подходам, решениям;

- знание и понимание наиболее важных для дальнейшего обучения разделов государственной программы;

- состояние здоровья.

В процессе комплектования контингента учащихся предусматриваются формы предварительной подготовки и ознакомления с условиями обучения в лицее: организация факультативов, проведение конкурсов, олимпиад, подготовительных (в том числе платных) курсов для желающих поступить в лицей, заблаговременная информация об условиях набора в лицей, а также организация рекламы.

Специфика лицея определяет особенности деятельности его руководителей в современных условиях:

- сосредоточение внимания на творческо-поисковом и стратегическом аспектах управления, а также использовании дополнительных источников финансово-хозяйственного обеспечения деятельности лицея;

- перестройка структуры внутришкольного управления, включающей, в частности, введение должностей заместителей директора по научно-методической работе и экономической деятельности;

- развитие взаимодействия

а) с руководителями, работниками и общественностью “партнёров” лицея, заинтересованных в его успешной работе: вузов, предприятий, НИИ и т.д., а также с отдельными лицами;

б) с новыми органами общественного управления, в частности с попечительским советом лицея.

В. КОЛЛЕДЖ

Своеобразие колледжа как объекта управления определяется спецификой содержания и организации его деятельности. Профессиональных направлений в структуре его учебно-воспитательного процесса может быть много.

Возможна организация подготовки педагогов в колледже, созданном на базе педагогического училища или общеобразовательной школы, действующих в комплексе “педучилище - вуз” или “школа - вуз”.

В колледже можно также готовить учителей изобразительного искусства, музыки, трудового обучения, гувернёров (домашних педагогов), социальных педагогов для работы по месту жительства, воспитателей продлённого дня, классных наставников, учителей русского языка и литературы, математики - для работы в 5-7 классах основной школы. Выпускники колледжа могут продолжить образование на дневном (с 3-го курса) или на вечернем отделениях педвуза.

В систему колледжа включаются педагогические классы, действующие в школах.

Решение об открытии колледжа принимает орган управления, осуществляющий финансирование колледжа.

Предварительное обоснование решения содержит:

- аргументацию потребности в создании колледжа;

- данные о наличии кадров и учебно-материальной базы, возможностях её укрепления, в том числе с участием спонсоров;

- наличие договора с вузами, научными учреждениями о сотрудничестве и совместной работе.

Закон РФ “Об образовании”. Раздел III. Управление системой образования.

Статья 33. Порядок создания и регламентация деятельности образовательного учреждения.

1. Об



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.61 (0.016 с.)