Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Технологии развивающего обучения, технология проблемного обучения (отечественный и зарубежный опыт).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные понятия: технология, развивающее обучение, проблемное обучение. Цель: - определить дефиниции понятий технология, развивающее обучение, проблемное обучение. - показать возможности технологии подхода в организации проблемно-развивающего обучения. План 1. Сущность развивающего обучения. 2. Иерархия целей проблемно-развивающего обучения. 3. Технологии развивающего обучения (Занкова Л.В., Эльконина Д.Б. - Давыдова В.В.). 4. Отбор содержания и постановка проблемных задач развивающего характера. 5. Формы проблемно-развиваюещего обучения. Методические рекомендации. При изучении первого вопроса необходимо познакомиться с работами М.И. Махмутова, И.Я. Лернера, Т.В. Кудрявцева, В. Оконя и др. Обратить внимание на тот факт, что развивающее обучение направлено на усвоение не только результатов научного познания, но и процесс получения этих результатов. Это обучение предполагает общее развитие школьника. Развивающее обучение как дидактическая система: цели, содержание, формы, методы средства обучения. При изучении второго вопроса уточнить понятие иерархия как сопоставление. Обратите внимание, что цели проблемно-развивающего обучения направлены не только на формирование знаний, на овладение способами деятельности, а также общеучебными умениями и навыками. Цели проблемно-развивающего обучения конкретизируются в трех условиях: 1. Уровень усвоения знаний. 2. Уровень овладения способами деятельности и применения способностей в новой, неизвестной ситуации. Проанализируйте таксономию учебных задач Д. Толменголовой: а) цели обучения, предполагающие воспроизведение знаний; б) цели обучения, предполагающие воспроизведение простых мыслительных действий; в) цели обучения, ориентирующие на формирование сложных мыслительных операций; г) цели обучения, предполагающие работу над речью для выражения продуктивного мышления; д) цели обучения, направленные на развитие продуктивного мышления. Докажите (опровергинте), что она отражает принцип развития в обучении. Подготовка третьего вопроса требует ознакомление с базисным учебным планом образовательных учреждений России (1993 г.), который является отражением образовательных стандартов. Подробно изучите характеристики учебного плана: гибкость, интеграция, дифференциация, унификация, гуманизация. Литература 1. Базисный учебный план образовательных учреждений России.
Практическое занятие №3 Тема: Современные информационные технологии и их педагогические возможности. Основные понятия: информатизация образования, компьютеризация обучения, новые информационные технологии. Цель: 1.Осмысление понятий «информатизация образования», «комъютеризация обучения», «новые информационнные технологии (НИТ)». 2. Выявление дидактических преимуществ и недостатков применения НИТ в учебном процессе. 3.Характеристика принципа дидактической целесообразности использования ЭВМ в процессе изучения различных дисциплин. 4.Определение личностной значимости знания современных информационных технологий и умения их использовать дидактически обоснованно. План 1. Характеристика понятий: Информатизация образования, компьютеризация обучения, новые информационные технологии (НИТ). 2. Основные типы информационных технологий и их влияние на компоненты учебного процесса. Классификация требований к современной информационной технологии. 3. Выявление специфических черт влияния предмета (русс. яз., литература, алгебра, история и т.д.) на применение ЭВМ в обучении. Обсуждение алгоритма отбора компьютерных программ на основе принципа дидактической целесообразности. 4. Задание: обсудите разработанный при подготовке к занятиям алгоритм педагогического диагностирования программного средства (и учтите следующие условия: содержание темы, уровень подготовки учащегося, место программных срезов в структуре урока). Литература
Методические рекомендации. При подготовке к первому вопросу можно воспользоваться источниками 1, 2, 3,5, 7. Дайте определение каждому понятию: «информатизация образования», «компьютеризация обучения», «новые информационные технологии»; соотнесите понятия между собой, выделите их существенные различия и общие признаки. Для изучения 2 вопроса целесообразно прочитать и проанализировать следующие источники 2, 4, 5, 7. Следует описать основные типы информационных технологий, выявить дидактические преимущества и недостатки применения НИТ в учебном процессе, раскрыть требования к современной информационной технологии. Изучение источников 4, 6 позволит Вам раскрыть педагогические возможности ЭВМ в учебном процессе. С помощью знания специфики изучения Вашего предмета (в зависимости от факультета) Вы должны выявить характер применения ЗВМ в обучении процессе изучения данной дисциплины, раскрыть принцип дидактической целесообразности. Для выполнения 4 задания студенты самостоятельно выбирают соответствующие условия (содержание, темпы, уровень подготовки учащегося, место программных срезов в структуре урока) или эти условия задаются самим преподавателем. Задача студента- разработать алгоритм педагогического диагностирования программного средства в процессе изучения соответствующей дисциплины и тем самым показать знания современных информационных технологий и умения их использовать дидактически обоснованно Практическое занятие №4 Тема: «Оптимизация обучения. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в обучении» Цель: проанализировать технологию реализации ИДП в обучении; выявить педагогические условия реализации ИДП. Основные понятия: оптимизация обучения, индивидуально-дифференцированный подход. План 1. Построение дидактических технологий, оптимизирующих процесс обучения на основе теории. 2. оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский). 3. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении: методология и технология. 4. Педагогические условия реализации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Литература
Методические рекомендации При подготовке к 1 вопросу целесообразно изучить источники 1, 3, 4. Раскройте понятие «оптимизация обучения». На основе оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский). Основные подходы к построению дидактических технологий, оптимизирующих процесс обучения. 2 и 3 вопросы плана семинарского занятия требуют изучения источников 2, 5, 6,7. Особое внимание следует обратить на раскрытие понятия «индивидуально-дифференцированный подход» в образовании, выявить методологические и технологические условия реализации ИДП в обучении и показать на конкретном примере создание данных педагогических условий по практике, а также возможность реализации ИДП в процессе изучения определенной дисциплины. Выбор содержания учебного материала, характеристики класса, а также структуры урока и его места в системе других уроков осуществляет сам студент. Раздел «Управление образовательными системами» Практическое занятие №1. Тема: Система образования в РФ. Управление ее развитием. Цель: сформировать представление о кардинальных изменениях в системе образования Российской Федерации в условиях современного социально-экономического, политического и культурного развития общества. Задачи: 1.Раскрыть теоретические аспекты понятия системы образования. 2.Показать динамику и перспективы развития образования в России. 3.Охарактеризовать новый закон РФ «Об образовании» с учетом внесенных дополнений. 4.Охарактеризовать современную структуру системы образования в РФ, ее особенности. План. 1. Система образования: как разновидность социально-педагогических систем. 2. Сущность реформирования образования в России в 90-е годы. Закон РФ «Об образовании». 3. Структура и особенности системы образования в РФ. 4. Проблемы и перспективы развития образования и школы в России. Литература 1. Закон РФ «Об РФ об образовании» (с изменениями и дополнениями) М. Новая школа 2008г. 2. Баранников А. В. Основные направления образовательных реформ и изменения законодательства в области образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2001. - № 2. 3. Бим-Бад Образование в контексте социализации// Педагогика. - 2007. - №1. - с. 3-8. 4. Национальная образовательная доктрина «Наша новая школа» // Качество образования в школе. 2009. № 4. С. 3-15. 5. Педагогика под редакцией П. И. Пидкасистого. М., 2008, - стр. 513-517; 529-531. 6. Симонов В. П. Педагогический менеджмент, М., 2005, - стр. 36-47. 7. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами. М.: Владос 2009 г. Методические указания При подготовке первого пункта плана семинарского занятия следует отметить, что образование все чаще рассматривается как разновидность сложной и динамической социальной системы, представляющая собой в свою очередь совокупность целого ряда педагогических систем. Это нашло отражение в социологическом подходе к трактовке понятия «система образования». В то же время данное понятие можно рассматривать с точки зрения гносеологии как совокупность различных видов познавательной деятельности человека, представленную чувственно-эмоциональным отражением реальности, понятийным мышлением на уровне обыденного сознания, научным мышлением. Следует подчеркнуть, что гносеологический и социологический подходы к пониманию системы образования сложились исторически. В связи с этим желательно дать краткую характеристику основных этапов становления и развития системы образования в России, привлекая для этого уже имеющиеся знания из курса истории педагогики. На конкретных примерах покажите: чем обусловливалось развитие системы образования, какие особенности имела система образования на определенных этапах исторического развития России. Из рекомендованной литературы использовать №1, 3. 2. Второй вопрос плана семинарского занятия предусматривает краткую характеристику основных изменений в социально-экономической, политической, культурной жизни Российского общества на современном этапе (новая парадигма образования, ориентация на общечеловеческие гуманистические ценности, свобода выбора путей и форм получения образования, развития личности, профессиональная мобильность и др.). Следует дать краткую характеристику этапов реформы образования: подготовительного (1987-1989), стартового (1990-1992), переходного (1993-1997). Большое внимание уделить рассмотрению основных разделов Закона РФ «Об образовании», который был принят в 1992 к., дополнен и уточнен к 1996. Из рекомендованной литературы использовать №1, 4. 3. Современную систему образования в РФ следует представить исходя из понятия ее как совокупности взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений и организаций (Раз.III. ст. 8 Закона РФ «Об образовании»). Из рекомендованной литературы использовать № 1, 10. 4. Данный пункт плана семинарского занятия в большей степени ориентирован на анализ «Основных положений концепции очередного этапа реформирования системы образования», «Национальной доктрины образования в РФ», Федеральной программы развития образования. Следует обратить внимание на перспективные цели и задачи развития образования в России. Так же необходимо охарактеризовать основные направления модернизации системы образования. Из рекомендованной литературы использовать № 4,5,6. Практическое занятие №2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.7.53 (0.007 с.) |