Тема: Технологии развивающего обучения, технология проблемного обучения (отечественный и зарубежный опыт). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Технологии развивающего обучения, технология проблемного обучения (отечественный и зарубежный опыт).



Основные понятия: технология, развивающее обучение, проблемное обучение.

Цель: - определить дефиниции понятий технология, развивающее обучение, проблемное обучение.

- показать возможности технологии подхода в организации проблемно-развивающего обучения.

План

1. Сущность развивающего обучения.

2. Иерархия целей проблемно-развивающего обучения.

3. Технологии развивающего обучения (Занкова Л.В., Эльконина Д.Б. - Давыдова В.В.).

4. Отбор содержания и постановка проблемных задач развивающего характера.

5. Формы проблемно-развиваюещего обучения.

Методические рекомендации.

При изучении первого вопроса необходимо познакомиться с работами М.И. Махмутова, И.Я. Лернера, Т.В. Кудрявцева, В. Оконя и др.

Обратить внимание на тот факт, что развивающее обучение направлено на усвоение не только результатов научного познания, но и процесс получения этих результатов. Это обучение предполагает общее развитие школьника.

Развивающее обучение как дидактическая система: цели, содержание, формы, методы средства обучения.

При изучении второго вопроса уточнить понятие иерархия как сопоставление.

Обратите внимание, что цели проблемно-развивающего обучения направлены не только на формирование знаний, на овладение способами деятельности, а также общеучебными умениями и навыками. Цели проблемно-развивающего обучения конкретизируются в трех условиях:

1. Уровень усвоения знаний.

2. Уровень овладения способами деятельности и применения способностей в новой, неизвестной ситуации. Проанализируйте таксономию учебных задач Д. Толменголовой:

а) цели обучения, предполагающие воспроизведение знаний;

б) цели обучения, предполагающие воспроизведение простых мыслительных действий;

в) цели обучения, ориентирующие на формирование сложных мыслительных операций;

г) цели обучения, предполагающие работу над речью для выражения продуктивного мышления;

д) цели обучения, направленные на развитие продуктивного мышления.

Докажите (опровергинте), что она отражает принцип развития в обучении.

Подготовка третьего вопроса требует ознакомление с базисным учебным планом образовательных учреждений России (1993 г.), который является отражением образовательных стандартов.

Подробно изучите характеристики учебного плана: гибкость, интеграция, дифференциация, унификация, гуманизация.

Литература

1. Базисный учебный план образовательных учреждений России.

  1. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии/Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2007.
  2. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972.
  3. Сорока-Росинский В.Н. Школа Достоевского. - М.: Знание, 1978.
  4. Педагогика: теории, системы, технологии: Учебник для студ. высш. и сред. учебных заведений/ Под ред. С. А. Смирнова. 8-е изд. М. Академия, 2008. 352.

Практическое занятие №3

Тема: Современные информационные технологии и их педагогические возможности.

Основные понятия: информатизация образования, компьютеризация обучения, новые информационные технологии.

Цель: 1.Осмысление понятий «информатизация образования», «комъютеризация обучения», «новые информационнные технологии (НИТ)».

2. Выявление дидактических преимуществ и недостатков применения НИТ в учебном процессе.

3.Характеристика принципа дидактической целесообразности использования ЭВМ в процессе изучения различных дисциплин.

4.Определение личностной значимости знания современных информационных технологий и умения их использовать дидактически обоснованно.

План

1. Характеристика понятий: Информатизация образования, компьютеризация обучения, новые информационные технологии (НИТ).

2. Основные типы информационных технологий и их влияние на компоненты учебного процесса. Классификация требований к современной информационной технологии.

3. Выявление специфических черт влияния предмета (русс. яз., литература, алгебра, история и т.д.) на применение ЭВМ в обучении. Обсуждение алгоритма отбора компьютерных программ на основе принципа дидактической целесообразности.

4. Задание: обсудите разработанный при подготовке к занятиям алгоритм педагогического диагностирования программного средства (и учтите следующие условия: содержание темы, уровень подготовки учащегося, место программных срезов в структуре урока).

Литература

  1. Российская педагогическая энциклопедия. М., 2007, т.1,
  2. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М., 2007
  3. Гершунский Б.С. Философия образования XXI века. М., 1998, с.288-308
  4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие/Под ред.И.В. Роберт. М:Дрофа,2008.-312с.
  5. Уваров А.Ю. Компьютерная коммуникация в современном образовании. \ Информатика и образование, №4, 1998.

Методические рекомендации.

При подготовке к первому вопросу можно воспользоваться источниками 1, 2, 3,5, 7. Дайте определение каждому понятию: «информатизация образования», «компьютеризация обучения», «новые информационные технологии»; соотнесите понятия между собой, выделите их существенные различия и общие признаки.

Для изучения 2 вопроса целесообразно прочитать и проанализировать следующие источники 2, 4, 5, 7. Следует описать основные типы информационных технологий, выявить дидактические преимущества и недостатки применения НИТ в учебном процессе, раскрыть требования к современной информационной технологии.

Изучение источников 4, 6 позволит Вам раскрыть педагогические возможности ЭВМ в учебном процессе. С помощью знания специфики изучения Вашего предмета (в зависимости от факультета) Вы должны выявить характер применения ЗВМ в обучении процессе изучения данной дисциплины, раскрыть принцип дидактической целесообразности.

Для выполнения 4 задания студенты самостоятельно выбирают соответствующие условия (содержание, темпы, уровень подготовки учащегося, место программных срезов в структуре урока) или эти условия задаются самим преподавателем. Задача студента- разработать алгоритм педагогического диагностирования программного средства в процессе изучения соответствующей дисциплины и тем самым показать знания современных информационных технологий и умения их использовать дидактически обоснованно

Практическое занятие №4

Тема: «Оптимизация обучения. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в обучении»

Цель: проанализировать технологию реализации ИДП в обучении; выявить педагогические условия реализации ИДП.

Основные понятия: оптимизация обучения, индивидуально-дифференцированный подход.

План

1. Построение дидактических технологий, оптимизирующих процесс обучения на основе теории.

2. оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский).

3. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении: методология и технология.

4. Педагогические условия реализации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.

Литература

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.,2005.
  2. Селевко, Г.К. Социально-воспитательные технологии/Г.К.Селевко, А.Г.Селевко. – М.: Народное образование, 2002.
  3. Акимова М.К.,Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход.-М.,1992.
  4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения \\ Изб. пед. труды.-М.,2006.
  5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М..,1989.
  6. Унт И.Я. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 2005.

Методические рекомендации

При подготовке к 1 вопросу целесообразно изучить источники 1, 3, 4. Раскройте понятие «оптимизация обучения». На основе оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский). Основные подходы к построению дидактических технологий, оптимизирующих процесс обучения. 2 и 3 вопросы плана семинарского занятия требуют изучения источников 2, 5, 6,7. Особое внимание следует обратить на раскрытие понятия «индивидуально-дифференцированный подход» в образовании, выявить методологические и технологические условия реализации ИДП в обучении и показать на конкретном примере создание данных педагогических условий по практике, а также возможность реализации ИДП в процессе изучения определенной дисциплины.

Выбор содержания учебного материала, характеристики класса, а также структуры урока и его места в системе других уроков осуществляет сам студент.

Раздел «Управление образовательными системами»

Практическое занятие №1.

Тема: Система образования в РФ. Управление ее развитием.

Цель: сформировать представление о кардинальных изменениях в системе образования Российской Федерации в условиях современного социально-экономического, политического и культурного развития общества.

Задачи:

1.Раскрыть теоретические аспекты понятия системы образования.

2.Показать динамику и перспективы развития образования в России.

3.Охарактеризовать новый закон РФ «Об образовании» с учетом внесенных дополнений.

4.Охарактеризовать современную структуру системы образования в РФ, ее особенности.

План.

1. Система образования: как разновидность социально-педагогических систем.

2. Сущность реформирования образования в России в 90-е годы. Закон РФ «Об образовании».

3. Структура и особенности системы образования в РФ.

4. Проблемы и перспективы развития образования и школы в России.

Литература

1. Закон РФ «Об РФ об образовании» (с изменениями и дополнениями) М. Новая школа 2008г.

2. Баранников А. В. Основные направления образовательных реформ и изменения законодательства в области образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2001. - № 2.

3. Бим-Бад Образование в контексте социализации// Педагогика. - 2007. - №1. - с. 3-8.

4. Национальная образовательная доктрина «Наша новая школа» // Качество образования в школе. 2009. № 4. С. 3-15.

5. Педагогика под редакцией П. И. Пидкасистого. М., 2008, - стр. 513-517; 529-531.

6. Симонов В. П. Педагогический менеджмент, М., 2005, - стр. 36-47.

7. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами. М.: Владос 2009 г.

Методические указания

При подготовке первого пункта плана семинарского занятия следует отметить, что образование все чаще рассматривается как разновидность сложной и динамической социальной системы, представляющая собой в свою очередь совокупность целого ряда педагогических систем. Это нашло отражение в социологическом подходе к трактовке понятия «система образования». В то же время данное понятие можно рассматривать с точки зрения гносеологии как совокупность различных видов познавательной деятельности человека, представленную чувственно-эмоциональным отражением реальности, понятийным мышлением на уровне обыденного сознания, научным мышлением.

Следует подчеркнуть, что гносеологический и социологический подходы к пониманию системы образования сложились исторически. В связи с этим желательно дать краткую характеристику основных этапов становления и развития системы образования в России, привлекая для этого уже имеющиеся знания из курса истории педагогики. На конкретных примерах покажите: чем обусловливалось развитие системы образования, какие особенности имела система образования на определенных этапах исторического развития России.

Из рекомендованной литературы использовать №1, 3.

2. Второй вопрос плана семинарского занятия предусматривает краткую характеристику основных изменений в социально-экономической, политической, культурной жизни Российского общества на современном этапе (новая парадигма образования, ориентация на общечеловеческие гуманистические ценности, свобода выбора путей и форм получения образования, развития личности, профессиональная мобильность и др.).

Следует дать краткую характеристику этапов реформы образования: подготовительного (1987-1989), стартового (1990-1992), переходного (1993-1997).

Большое внимание уделить рассмотрению основных разделов Закона РФ «Об образовании», который был принят в 1992 к., дополнен и уточнен к 1996.

Из рекомендованной литературы использовать №1, 4.

3. Современную систему образования в РФ следует представить исходя из понятия ее как совокупности взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений и организаций (Раз.III. ст. 8 Закона РФ «Об образовании»).

Из рекомендованной литературы использовать № 1, 10.

4. Данный пункт плана семинарского занятия в большей степени ориентирован на анализ «Основных положений концепции очередного этапа реформирования системы образования», «Национальной доктрины образования в РФ», Федеральной программы развития образования.

Следует обратить внимание на перспективные цели и задачи развития образования в России. Так же необходимо охарактеризовать основные направления модернизации системы образования.

Из рекомендованной литературы использовать № 4,5,6.

Практическое занятие №2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.025 с.)