Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика педагогической технологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В конце XX в. и теоретики, и практики стали интенсивно разрабатывать содержание педагогической технологии как средства реализации задачи педагогической инноватики, стремящейся перевести школу функциональную в школу развивающуюся. Понятие «педагогическая технология» получило распространение и стало широко использоваться в теории обучения. Появились термины «технология обучения», «образовательная технология», «технологии в обучении», «технологии в образовании», которые в педагогической литературе имели множество формулировок в зависимости от того, как авторы представляли сущность, предмет, структуру и составляющие технологического процесса. Для того чтобы определиться в дефинициях этого понятия, обратимся к его эволюции. Трансформация термина проходит несколько периодов (В. И. Боголюбов). Первый период обозначен 1940 - серединой 1950-х гг. Появление термина «технологии в образовании» связывают с распространением в школах разнообразных технических средств; он обозначал достижения инженерной мысли в учебном процессе. Второй период приходится на 1959—1960-е гг., когда появилось большое количество разработок по внедрению в педагогический процесс так называемого технологического подхода. Его теоретической базой считают идеи программированного обучения, котороечетко структурировало учебные цели и последовательную, по-1ементную процедуру их построения. Появился термин «технологии образования», подразумевающий научное описание целей, средств, методов, ведущих к запланированному результату, а к середине 1960-х гг. было дано определение понятию «педагогическая технология», ставшее основой для современной интерпретации. Третий период приходится на 1970-е гг. Здесь выделяются три особенности: - происходит расширение базы педагогической технологии счет включения в нее в качестве базового основания информатики, педагогической квалиметрии, научной организации педагогического труда; - изменяется методическая основа из-за перехода от вербального к аудиальному обучению; - ведется активная подготовка профессиональных педагогов-технологов. В 1980-е гг. начался четвертый период, характеризующийся созданием компьютерных лабораторий, использованием интерактивных видео. Современная интерпретация понятия «педагогическая технология» может быть представлена тремя аспектами: - научным, поскольку педагогическая технология является частью науки, занимающейся разработкой целей, задач, содержания, методов и проектирующей педагогические процессы; - процессуально-описательным, поскольку описывает алгоритм процессов, совокупность целей, содержания, методов, средств для достижения желаемого результата; - процессуально-действенным, так как способствует осуществлению педагогического процесса в сочетании личностных, инструментальных и методологических средств. В образовательной практике понятие «педагогическая технология» употребляется на трех соподчинительных уровнях: - общепедагогическом, когда имеют в виду целостную педагогическую систему и термин «педагогическая технология» выступает синонимом этого педагогического явления. Например, педагогическая технология подготовки воспитателей в педагогическом колледже, педагогическая технология частной школы, дошкольного учреждения; - частнометодическом, когда отождествляются понятия «технология» и «частная методика» применительно к работе одного преподавателя в рамках одного предмета. Например, технология преподавания педагогов-новаторов, педагогика среднего профессионального образования, педагогическая технология развивающего, проблемного обучения и т. д.; - локальном, когда имеют в виду отдельные части в рамках конкретного предмета или учебно-воспитательного процесса. Например, технология контроля знаний студентов, технология тренинга как разновидности учебного занятия, технология самостоятельной работы студентов и т. д. Для того чтобы подойти к определению места педагогической технологии в мастерстве преподавателя, обратим внимание на два момента: выявление сущности «технологического» принципа обучения и выделение в структуре педагогической технологии процессуальной части. Основания «технологического» принципа построения обучения таковы: каждая детально обозначенная цель имеет правило, процедуру его использования в виде конкретного алгоритма. В таком варианте обучение приобретает инструментальную направленность. Набор процедур составляет основу процедурной стороны обучения, которая рассматривается как способ достижения поставленных целей. Процессуальная часть педагогической технологии, т. е. сам технологический процесс, представлена следующим алгоритмом: организация учебно-воспитательного процесса, методы и формы деятельности студентов, методы и формы работы преподавателя, деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала и диагностика результатов. Педагогическая технология — компонент педагогического мастерства, представляющий собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром с целью формирования у него отношения к этому миру, гармонично сочетающего свободу личностных проявлений и социокультурных норм. Исходя из определения, в педагогической технологии ключевыми становятся понятия: «воздействие», «взаимодействие», «отношение», «свобода личностных проявлений», «социокультурная норма». Значит, педагог, будучи проводником социокультурных норм, должен передать их воспитанникам. Для этого ему необходимо ориентироваться в механизмах взаимодействия и владеть приемами педагогического воздействия. Основу данных процессов составляет отношение преподавателя к моральным и культурным ценностям и своему воспитаннику. В самом общем плане отношения проявляются как взаимосвязь, взаимозависимость субъектов в отражении и восприятии многообразия социальных связей на основе уважения, подстраивания к другому человеку. Познание социокультурных ценностей, идеалов возможно лишь в условиях направленной активности личности, базисным основанием которой является личностная свобода. Педагогическая технология имеет свои принципы, позволяющие преподавателю воспринимать студента как субъекта и организовывать педагогическое взаимодействие в позитивном ключе. Ориентация на социально-ценностное отношение воспитанника предполагает, что, выстраивая отношения со студентами, преподаватель должен учитывать не только их возрастные особенности, но и социальный опыт, систему сформированных отношений, уровень культуры. Следует подчеркнуть, что восприятие студента как субъекта педагогического процесса позволяет поставь его в позицию субъективной свободы, которая, в свою очередь, строится на активном взаимодействии с другими людьми и окружающим социумом. Признание индивидуальности личности строится на учете ее психологических особенностей: характера, темперамента, эмоциональной структуры, состояния в момент взаимодействия с педагогом. Позиция студента «принять, понять и поощрить» раскрывает суть данного принципа. Чтобы его осуществить, преподаватель должен обладать педагогической культурой и мастерством. Взаимное раскрытие «Я» педагога и «Я» студента — это принцип гуманистической педагогики. Искусство преподавания заключается не только в наборе эффективных приемов изложения учебной информации, но, прежде всего, в том отношении, которое преподаватель выражает к своим студентам, испытывая вместе с ними их радости и неудачи и вместе с тем показывая свои маленькие слабости и достоинства, ведь «личность воспитывает личность». Важна и другая сторона медали. Как это ни странно, но у уважающего студентов преподавателя всегда есть причина для гордости, потому что он видит в них только хорошее. «Я» педагога и «Я» студента составляют единый педагогический мир, в котором комфортно и интересно. Сущность педагогической технологии составляет функционально-операционный подход, согласно которому цель взаимодействия субъектов педагогического процесса есть функция, а педагогическое воздействие выступает как операционное обеспечение и реализуется с помощью системы приемов и умений преподавателя варьировать их для достижения наилучшего результата. Объектом педагогической технологии и ее центральной категорией является педагогическое воздействие, особенность которого заключается в интеграции всех элементов системы в короткий момент для технологически грамотного влияния преподавателя на возникшую педагогическую ситуацию в контексте культуры. Педагогическая технология имеет ряд ключевых операций, т. е. умений, которые являются начальным уровнем ее овладения. 1. Я-сообщение. Суть этой операции выражается в оглашении субъектом своего состояния и отношения к поступку другого в момент взаимодействия. Это дает возможность уйти от открытой оценки действия студента, которая оказывает на личность определенное давление. Вместо этого опосредованное суждение осуществляет некоторую коррекцию отношения и поведения на основе свободы выбора и позволяет отойти от предписаний и указаний. Особенность операции — опора на достоинства студента; формы трансляции: «Я всегда..,», «Мне всегда...», «Меня всегда...». 2. Положительное подкрепление. Эти умения способствуют развитию позитивных взаимоотношений между преподавателями студентами, которые строятся на публичном оглашении достоинств студента, обязательно заслуженных, и в присутствии других. Формы трансляции: «Вы такие...», «Ты такой...». Кроме этого, уместно использование комплимента и различных приемов поощрения. Значение данной ключевой операции для студента неоценимо, поскольку создает предпосылки для проживания им ситуации успеха. Ощутив ее на себе, будущий воспитатель будет моделировать ее в работе с дошкольниками. 3. Безусловность нормы. Основанием операции становится выполнение преподавателем и студентами культурной нормы. Нужно обратить внимание на то, что, в отличие от детей дошкольного возраста и учащихся школ, которые приспосабливаются к требованиям педагога, студенты колледжа уже обладают определенным запасом норм со сложившимся отношением к ним. Задача преподавателя — максимально соотнести нормы и ценностные ориентиры студентов. Здесь существенную роль играет так называемый МЫ-подход, который позволяет объединить усилия преподавателя и студентов. Формы трансляции такие: «Мы будем...», «Нам надо...», «У нас...». Базисный тезис, лежащий в основании этих умений, дает возможность понять, что высшая ценность социума — это человек, любая моральная норма регламентирует систему отношений, делая жизнь человека комфортной. Важно подчеркнуть, что все операции педагогической технологии, приемы воздействия при осуществлении разных ее слагаемых транслируются к определенным образом ориентированной личности, в силу возраста имеющей конкретные представления о системе ценностей, зачастую с осознанными мотивами и потребностями, как личностными, так и профессиональными, подготовленными к определенному стереотипу отношений между педагогом и учащимися. Поэтому преподавателю во избежание негативных последствий следует особо обратить внимание на систему отношения педагога к студентам как к равноправным партнерам. Предваряя разговор о слагаемых педагогического мастерства, обратим внимание на связь между техникой и технологией. Мастерство — это искусство. Педагогическая техника как компонент мастерства и слагаемое технологии синтезирует внутреннее и внешнее содержание педагогической деятельности, является условием для ее выражения. В свою очередь, технология в совокупности всех имеющихся умений техники выступает как способ влияния на компетентное решение поставленной перед педагогом задачи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.62.36 (0.008 с.) |