Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация педагогических технологий

Поиск

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно – воспитательного процесса.

Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что – то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской.

Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.

1. По научной концепции усвоения опыта выделяют:

· - ассоциативно – рефлекторные технологии;

· - бихевиористские технологии;

· - развивающие технологии и т.д.

2. По ориентации на личностные структуры:

· - информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам);

· - операционные технологии (формирование способов умственных действий);

· - эмоционально – художественные и эмоционально – нравственные технологии (формирование сферы эстетических и нравственных отношений);

· - технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности);

· - эвристические технологии (развитие творческих способностей);

· - прикладные технологии (формирование действенно – практической сферы).

3. По характеру содержания и структуры выделяют следующие технологии:

· - обучающие и воспитывающие;

· - светские и религиозные;

· - общеобразовательные и профессионально – ориентированные;

· - гуманитарные и технократические;

· - различные отраслевые;

· - частнопредметные;

· - монотехнологии (весь учебно-воспитательный процесс строится на какой – либо одной приоритетной доминирующей идее, концепции);

· - комплексные (политехнологии) (комбинируются из элементов различных монотехнологий);

· - проникающие технологии (технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов).

1. По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П.Беспалько предложена классификация педагогических систем (технологий).

Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся); цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем); рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным); ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств).

Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (дидактических систем):

· - классическое лекционное обучение (управление разомкнутое, рассеянное, ручное);

· - обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

· - система "консультант" (разомкнутое, направленное, ручное);

· - обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное);

· - система "малых групп" (цикличное, рассеянное, ручное) – групповые, дифференцированные способы обучения.

· - компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);

· - система "репетитор" (цикличное, направленное, ручное) – индивидуальное обучение;

· - "программное обучение" (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

В практике обычно выступают различные комбинации этих "монодидактических" систем, самыми распространенными из которых являются:

· - традиционная классическая классно – урочная система, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);

· - современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;

· - групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;

· - программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

2. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяются несколько типов технологий:

· - авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно – воспитаельного процесса, а ученик есть лишь "объект".

· - дидактоцентрические технологии отличаются высокой степенью невнимания к личности ребенка, в них господствуют субъект – объектные отношения педагога и учащихся, приоритет обучения над воспитанием, самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.

· - личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка приоритетна, она является целью образовательной системы. Они характеризуются антропоценричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

· - гуманно – личностные технологии отличаются своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности.

· - технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект – субъектных отношениях педагога и ребенка.

· - технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности.

· - эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом ("неосознаваемом", подсознательном) знании – Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс – это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине.

6. Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий:

· - догматические;

· - репродуктивные;

· - объяснительно – иллюстративные;

· - технологии программированного обучения;

· - технологии проблемного обучения;

· - технологии развивающего обучения;

· - технологии саморазвивающего обучения;

· - диалогические;

· - коммуникативные;

· - игровые;

· - творческие.

7. По категории учащихся наиболее важными являются:

· - массовая (традиционная) школьная технология;

· - технология продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования);

· - технология компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания);

· - различные виктимологические технологии (сурдо, орто, тифло, олигофренопедагогика);

· - работа с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

8. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий:

· - педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии, приоритетом которых являются личностные отношения, индивидуальный подход. Они характеризуются нежестким демократическим управлением и яркой гуманитарной направленностью содержания (к ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно – личностная технология Ш.А.Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н.Ильина);

· - педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативное обучение Е.И.Пассова);

· - педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала (технология "диалог культур" В.С.Библера и С.Ю.Курганова, система "Экология и диалектика" Л.В.Тарасова);

· - природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка (обучение по Л.Н.Тостому, воспитание грамотности по А.Кушниру и др.);

· - альтернативные методы: вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе и др.);

· - многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных "Школа самоопределения" А.Н.Тубельского, "Русская школа" И.Ф.Гончарова, "Школа – парк" М.Балабана и др.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.192 (0.007 с.)