Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация педагогических технологийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно – воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что – то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп. 1. По научной концепции усвоения опыта выделяют: · - ассоциативно – рефлекторные технологии; · - бихевиористские технологии; · - развивающие технологии и т.д. 2. По ориентации на личностные структуры: · - информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам); · - операционные технологии (формирование способов умственных действий); · - эмоционально – художественные и эмоционально – нравственные технологии (формирование сферы эстетических и нравственных отношений); · - технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности); · - эвристические технологии (развитие творческих способностей); · - прикладные технологии (формирование действенно – практической сферы). 3. По характеру содержания и структуры выделяют следующие технологии: · - обучающие и воспитывающие; · - светские и религиозные; · - общеобразовательные и профессионально – ориентированные; · - гуманитарные и технократические; · - различные отраслевые; · - частнопредметные; · - монотехнологии (весь учебно-воспитательный процесс строится на какой – либо одной приоритетной доминирующей идее, концепции); · - комплексные (политехнологии) (комбинируются из элементов различных монотехнологий); · - проникающие технологии (технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов). 1. По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П.Беспалько предложена классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся); цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем); рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным); ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (дидактических систем): · - классическое лекционное обучение (управление разомкнутое, рассеянное, ручное); · - обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное); · - система "консультант" (разомкнутое, направленное, ручное); · - обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное); · - система "малых групп" (цикличное, рассеянное, ручное) – групповые, дифференцированные способы обучения. · - компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное); · - система "репетитор" (цикличное, направленное, ручное) – индивидуальное обучение; · - "программное обучение" (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа. В практике обычно выступают различные комбинации этих "монодидактических" систем, самыми распространенными из которых являются: · - традиционная классическая классно – урочная система, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография); · - современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами; · - групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора; · - программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов. 2. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяются несколько типов технологий: · - авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно – воспитаельного процесса, а ученик есть лишь "объект". · - дидактоцентрические технологии отличаются высокой степенью невнимания к личности ребенка, в них господствуют субъект – объектные отношения педагога и учащихся, приоритет обучения над воспитанием, самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. · - личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка приоритетна, она является целью образовательной системы. Они характеризуются антропоценричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. · - гуманно – личностные технологии отличаются своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности. · - технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект – субъектных отношениях педагога и ребенка. · - технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. · - эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом ("неосознаваемом", подсознательном) знании – Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс – это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. 6. Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий: · - догматические; · - репродуктивные; · - объяснительно – иллюстративные; · - технологии программированного обучения; · - технологии проблемного обучения; · - технологии развивающего обучения; · - технологии саморазвивающего обучения; · - диалогические; · - коммуникативные; · - игровые; · - творческие. 7. По категории учащихся наиболее важными являются: · - массовая (традиционная) школьная технология; · - технология продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования); · - технология компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания); · - различные виктимологические технологии (сурдо, орто, тифло, олигофренопедагогика); · - работа с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы. 8. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий: · - педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии, приоритетом которых являются личностные отношения, индивидуальный подход. Они характеризуются нежестким демократическим управлением и яркой гуманитарной направленностью содержания (к ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно – личностная технология Ш.А.Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н.Ильина); · - педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативное обучение Е.И.Пассова); · - педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала (технология "диалог культур" В.С.Библера и С.Ю.Курганова, система "Экология и диалектика" Л.В.Тарасова); · - природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка (обучение по Л.Н.Тостому, воспитание грамотности по А.Кушниру и др.); · - альтернативные методы: вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе и др.); · - многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных "Школа самоопределения" А.Н.Тубельского, "Русская школа" И.Ф.Гончарова, "Школа – парк" М.Балабана и др.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.192 (0.007 с.) |