Диагностическая деятельность преподавателя высшей школы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностическая деятельность преподавателя высшей школы.



В качестве предмета диагностической деятельности педагога можно выделить проявляющиеся на уровне тенденций причин­но-следственные связи между условиями (или применяемыми средствами) и следующими за ними изменениями в индивиду­ально-личностном становлении субъектов образования (обучае­мых или воспитанников, а также их родителей и педагогов). Ина­че говоря, предмет диагностики — это состояния, свойства, ха­рактеристики учащегося (воспитанника) или образовательного процесса, а также тенденции, определяющие результативность про­фессиональной деятельности педагога, В научном исследовании предметом диагностики могут быть законы и закономерности как устойчиво повторяющиеся причинно-следственные связи.

Целью диагностической деятельности педагога в конечном счете является получение объективной информации для управления (контроля и коррекции) качеством педагогического процесса, повышения эффективности педагогической деятельности.

Задача — заданный в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) образ результата деятельности, который должен быть достигнут преобразованием этих условий согласно определенной процедуре. Задача как способ осознания ситуации включает в себя требования (результат), условия (известное) и искомое (неизвестное), формулирующееся в виде вопроса.

В соотношении с диагностической целью задача конкретизирует цель диагностической деятельности педагога, определяет этап достижения цели. Решение всей совокупности задач, таким образом, обеспечивает достижение цели.

В число диагностических задач входят:

· выявление динамики развития детей для коррекции возможных отклонений;

· определение исходного состояния воспитанности класса для разработки программы или плана работы с ним;

· выявление условий продуктивности учебной деятельности учащегося или класса;

· оценка эффективности определенных действий педагога;

· - изучение проблемной ситуации в семье ученика и т.д.

Таким образом, педагогическую диагностику можно определить как деятельность по выявлению актуального состояния и тенденций индивидуально-личностного развития субъектов педагогического взаимодействия, направленную на управление качеством образовательного процесса.

Диагностическая деятельность в работе педагога выходит на первый план при первичном знакомстве с классом или новым ребенком, пришедшим в класс, при анализе и оценке промежуточных результатов по этапам работы (подведение итогов отдельного праздника, урока, четверти, года), в проблемных случаях (затруднение ребенка, правонарушение, отклоняющееся поведение) для определения оптимальных форм педагогической помощи ребенку.

Соотношение педагогической и других видов диагностики. Выделение объекта, предмета, цели и задач диагностической деятельности позволяет понять общие и отличительные признак педагогической диагностики в сравнении с психологической, медицинской, технической диагностикой и научным познанием.

Таблица 1

Виды диагностики

Различия видов диагностической деятельности в первую оче­редь выявляются в сопоставлении объектов и предметов диагно­стики (табл. 1). В педагогической деятельности в наибольшей мере используется опыт, накопленный в сфере психологической диаг­ностики, поскольку взаимодействие участников педагогического процесса наиболее полно осознается при понимании состояния каж­дого из них, что достигается с помощью методов психологии.

Диагностическая деятельность педагога — неотъемлемая состав­ляющая его профессиональной деятельности, направленной на выявление фактического состояния, специфических особенностей, происходящих изменений в участниках и в самом процессе педагогического взаимодей­ствия, а также на прогнозирование перспектив этих изменений.

74. Развитие творческого мышления у студентов.

Развитие творческого мышления совершается в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в процессе взаимодействия с миром, посредством овладения в процессе обучения содержания материальной и духовной культуры, искусства. Поэтому есть возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого мышления, о системном формирующем воздействии.

Творческое мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые выдвигаются перед людьми. Решая задачи, человек размышляет, делает выводы, творит и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Качество личности, в значительной степени способствующее результативному творчеству - это открытость новому опыту. Это качество выражается в готовности воспринимать и осваивать то новое, что появляется в окружении человека. Кроме того, открытые к новому опыту люди характеризуются любопытством, даже некоторой игривостью.

Для развития творческого мышления необходимы следующие факторы: способность рисковать, дивергентное мышление, гибкость в мышлении и действиях, быстрота мышления, способность выдвигать оригинальные идеи, богатое воображение, умение воспринимать неоднозначные вещи, эстетические ценности, развитая интуиция.

Можно выделить некоторые предпосылки развития творческого потенциала человека:

  • Развитие базы знаний и умений, накопление и систематизация того запаса информации, на основе которого можно творить что-то новое, а так же совершенствование навыков, необходимых для соответствующего вида деятельности.
  • Создание атмосферы, располагающей к творчеству. Ключевая характеристика этой атмосферы - отсутствие критики на стадии порождения идей, что позволяет преодолеть внутренние ограничения, препятствующие тому, чтобы увидеть проблему в новом ракурсе.
  • Поиск аналогий. Шансы на творческое решение задачи возрастают, если удаётся разглядеть аналогии между ней и какими-то другими проблемными ситуациями, даже если они на первый взгляд и не сходны между собой.

 

 

75. Понятие о деятельности. Учение как деятельность. Формирование учебной деятельности студентов. Сущность понятия «профессиональное образование». Функции профессионального образования. Особенности профессионально-педагогической деятельности преподавателя.

 

Педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной. Её своеобразие состоит и в том, что она по своей природе имеет адаптивный гуманистический, коллек­тивный и творческий характер.
Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокуль­турной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности, творческой индивидуальности.
Учитель готовит своих воспитанников к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Он, объективно ос­таваясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее.
Учитель-гуманист не только верит в демократические идеалы и высокое предназначение своей профессии. Он своей деятельностью приближает гуманистическое будущее. Выступая субъектом образо­вательного процесса, учитель должен признавать право быть субъек­тами и за учащимися. Это значит, что он должен быть способным довести их до уровня самоуправления в условиях доверительного общения и сотрудничества.

Педагогическая деятельность носит коллективный характер. В ней очень трудно вычленить вклад, каждого педагога, семьи и других источников воздействий в качественное преобразование субъекта деятельности - воспитанника.
С осознанием закономерного усиления коллективистических на­чал в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие совокупного субъекта педагогической деятельности. Под совокуп­ным субъектом в широком плане понимается педагогический коллек­тив школы или другого образовательного учреждения, а в более уз­ком - круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отноше­ние к группе учащихся или отдельному ученику.
Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения по­ставленных целей. Творчески работающий педагог создает свою педагогическую систему, и она является средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Творческий потенциал педагога формируется на основе накоп­ленного им социального опыта, психолого-педагогических и пред­метных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих нахо­дить и применять оригинальные решения, новаторские формы и ме­тоды и тем самым совершенствовать исполнение своих профессио­нальных функций. Педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения.
Но опыт убеждает, что творчество приходит только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей. Научить творчеству можно при обеспечении постоянной интеллектуальной активности будущих учи­телей и специфической творческой познавательной мотивации, кото­рая выступает регулирующим фактором процессов решения педаго­гических задач.

Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, которая заключается в направлен­ной передаче от старших поколений младшим накопленных челове­чеством культуры и опыта, создании условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ро­лей в обществе.
Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается решением кон­кретизированных задач обучения и воспитания по различным на­правлениям. Цель педагогической деятельности - явление историче­ское. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к совре­менному человеку с учетом его духовных и природных возможно­стей. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания раз^ личных социальных и этнических групп, а с другой - потребности и стремления отдельной личности.
В качестве основных объектов цели педагогической деятельно­сти выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспи­танников.
Основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.
Структура педагогической деятельности включает три взаи­мосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный.
Конструктивная деятельность, в свою очередь, включает кон­структивно-содержательную (отбор и композиция учебного материа­ла, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий уча­щихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).
Организаторская деятельность предполагает выполнение сис­темы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.
Коммуникативная деятельность направлена на установление пе­дагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родите­лями.
Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педаго­гической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую под­готовку как основу профессионализма.

Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме, отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя.
К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы учителя, который позволяет профессиональные требо­вания к учителю объединить в три основных комплекса, взаимосвя­занных и дополняющих друг друга:

общегражданские качества;

ка­чества, определяющие специфику профессии учителя;

специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).

 

76. Организация образования в современной высшей школе и в физкультурном вузе. Сущность и закономерности процесса обучения. Психологические основы обучения.

Основой целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда.

Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений, успешно выполняющим функции менеджера.

Изменяющаяся социально-экономическая ситуация в постсоветском пространстве обусловила необходимость модернизации образования, переосмысление теоретических подходов и накопившейся практики работы учебных заведений.

Концепцией модернизации образования до 2010 г. и Программой среднего профессионального образования РФ предусмотрены такие приоритеты образования, как доступность, качество, эффективность.

Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. Изучение инновационного опыта показывает, что большинство нововведений посвящены разработке технологий.

В последние десятилетия в педагогической практике начали широко применяться различные образовательные технологии, хотя мысль о технологизации процесса обучения высказывал ещё Я.А. Коменский почти 400 лет назад. Он призывал сделать обучение «техническим», т.е. таким, чтобы всё, чему учат, имело успех.

За рубежом, прежде всего в США, интерес к образовательным технологиям возник в середине XX в., когда появились первые программы аудиовизуального обучения, т.е. обучения с помощью технических средств. Термин «образовательные технологии», появившийся в 1960-х гг., означает построение педагогического процесса с гарантированным результатом.

Педагогика давно искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с воспитанниками и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. Длительное время считалось, что достаточно найти какие-то приёмы или методы – и желаемая цель будет достигнута. Постепенно педагогическая практика накопила много средств, методов и форм обучения и воспитания, но результаты их применения были не всегда однозначны.

Очевидно, что оптимизация педагогического процесса путём совершенствования методов и средств, является необходимым, но не достаточным условием. Отбор методов, средств и форм должен совмещаться с реализацией конкретной цели и отработкой системы контроля показателей обучения и воспитания. Этому и призвана помочь технологизация педагогического процесса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.014 с.)