Педагогические способности в структуре педагогической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические способности в структуре педагогической деятельности



Успех педагогической деятельности зависит от многих факторов, одним из которых считают способность к педагогической деятельности.

Общее определение способностей сводится к следующему: это такие устойчивые индивидуальные психические свойства личности, которые являются условиями успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности.

Способности бывают общими и специальными. Они возникают и развиваются в процессе деятельности, зависят от знаний, умений в определенной области.

Профессиональные способности — это совокупность довольно стойких, хотя, конечно, и изменяющихся под влиянием воспитания индивидуально-психологических качеств личности человека, которая на основе компенсации одних свойств личности другими определяет успешность обучения определенной трудовой деятельности, ее выполнения и совершенствования в ней. Когда человек может успешно выполнять многие виды деятельности, то говорят об одаренности.

О том, что такое педагогические способности, так же как и по поводу способностей вообще, нет единого мнения. Педагогические способности можно отнести к специальным. Они являются самостоятельной подструктурой организаторских способностей, которые необходимы всем, кто работает с людьми, и включаются одновременно и в структуру организаторских способностей, и в структуру способностей к умственному труду. Эти две группы, однако, могут существовать и независимо одна от другой. Педагогические способности представляют собой особый вид одаренности, поскольку педагогическая деятельность в целом весьма разнообразна.

Существует мысль о связи таланта с личностью и характером в целом. Поэтому к чертам таланта можно отнести следующие три существенных признака: многосторонность образования личности, способностей; осознание и овладение своими способностями; включение способностей в характер.

В сопутствующих свойствах личности, играющих значительную роль в педагогической работе, выделяют организованность, трудоспособность, любознательность, самообладание, активность, настойчивость, сосредоточенность и распределяемость внимания. Особое место в структуре педагогических способностей занимает педагогический такт, потому что при достаточно высокой его выраженности он может компенсировать отсутствие большинства Других способностей. Особенность его заключается и в том, что такт в очень большой степени является умением, приобретаемым на личном опыте.

Правильная оценка профессиональных способностей должна осуществляться по схеме, в которой особенности личности являются центральным звеном: понимание психологических особенностей данной трудовой деятельности, в частности причин наиболее типичных ошибочных действий; сопоставление с этими особенностями психологической структуры достаточно разносторонне изученной личности; вынесение экспертного заключения на основании всестороннего сопоставления этих двух структур с обязательным учетом компенсаторных возможностей личности. Однако многосторонность этой деятельности не позволяет свести способности педагога к отдельным узким свойствам человека.

Раскрывая особенности педагогических способностей и их содержание, будем исходить из того, что в основе лежат умственные способности, а для некоторых категорий педагогов, например для преподавателей средних и высших профессиональных заведений, и способность к научной деятельности.

Психологическая сущность общих способностей к умственному труду заключается в следующем. Способности к умственному труду преимущественно относятся к процессу мышления. Физиологически они означают тот уровень аналитико-синтетической деятельности, на котором осуществляются систематизация сложных связей и подвижная взаимосвязь между первой и второй сигнальными системами. Эти способности прежде всего включают в себя те качества, которые обозначаются как сообразительность, т. е. быстрота умственной ориентировки, вдумчивость, критичность.

Уровень умственных способностей определяется: словесным пониманием как способностью понимать идеи и выражать в словах свои мысли; богатством словаря; способностью решать проблемы, предвидеть, планировать действия, используя при этом свой опыт; памятью; способностью быстро и правильно производить счетные операции; наличием пространственных представлений, восприятием пространственных отношений и связей; умением усматривать сходство и различие в предметах и явлениях. Все эти качества вместе взятые образуют так называемую интеллектуальную одаренность как один из компонентов способностей к умственному труду. Еще одним компонентом является способность человека эмоционально погружаться в захватившее его содержание и концентрировать на нем все свои душевные силы.

Интуиция — особая форма мышления как опосредованного, второсигнального отражения объективной реальности. Она входит в мышление наряду с суждением, наглядно действенным и логическим мышлением, мышлением вероятностями, воображением и диалектическим мышлением. Интуиция не может заменить логического познания, основанного на сознательном анализе специально добытых фактов, хотя человек, принимающий решение по интуиции, обычно обосновывает его словами: «Сам не пойму почему, но чувствую, что надо делать так». Значение интуиции состоит в том, что интуитивные выводы в силу быстроты их получения бывают полезны в процессе умственного труда. Способность к интуиции — это элементарная специальная способность, которая входит во многие сложные способности.

С точки зрения содержания педагогические способности разделяют на следующие: дидактические, представляющие способность передавать учащимся учебный материал; академические, т. е. способности к соответствующей области науки, например к математике, литературе и т. д.; перцептивные, т. е. способность проникать во внутренний мир обучаемого; речевые, дающие педагогу возможность ярко и четко выражать свои мысли и чувства; авторитарные, представляющие собой способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на студента; педагогическое воображение, т. е. предвидение последствий своих действий; способность к распределению внимания. В дополнение к перечисленным способностям можно назвать профессиональную зоркость, оптимистическое прогнозирование, мобильность, т. е. адекватность реакций, педагогическую интуицию и технику.

Для развития педагогических способностей необходимы определенные условия: активная, творческая деятельность, практика, стремление быть мастером своего дела, приобретение знаний по специальности, постепенность в преодолении трудностей как фактор развития способностей.

В педагогических способностях выделяется два уровня.

1. Перцептивно-рефлексивный, обращенный к объекту и субъекту. Краткая характеристика этого уровня определяется особой чувствительностью:

- к объектам реальной действительности, вызывающим интеллектуальный и эмоциональный отклик у объекта педагогического воздействия; высоко развитому чувству эмпатии, проявляющемуся в так называемом «чувстве объекта», т. е. в быстром и сравнительно легком и глубоком проникновении в психологию студента;

- к изменениям, происходящим в объекте педагогической деятельности под влиянием различных средств воздействия, и причинам, вызвавшим эти изменения, т. е. в чувстве меры;

- к достоинствам и недостаткам собственной деятельности, проявляющимся во взаимодействии со студентами, выраженном в чувстве причастности.

2. Проективный, обращенный к способам воздействия на объект. Этот уровень связан с выработкой стратегий воздействия и проявляется также в особой чувствительности: к долговременному проектированию результатов и способов воздействия; конструированию способов воздействия; коммуникации с воспитуемыми и обучаемыми; организации воздействия; анализу причин успехов и неудач при осуществлении деятельности.

Проективный уровень включает следующие педагогические способности:

- гностические, проявляющиеся как чувствительность к исследованию объекта, процессов и результатов собственной деятельности и способам ее перестройки на основе этого знания;

- проектировочные, т. е. чувствительность к способам проектирования личности учащегося, отбору и композиционному построению учебно-воспитательного процесса применительно к возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых;

- конструктивные — чувствительность к способам композиционного построения предстоящих занятий со студентами, которые бы вызывали у последних эмоциональный, интеллектуальный и практический отклик;

- коммуникативные — это чувствительность к способам установления взаимоотношений с учащимися и их перестройка в соответствии с развитием целей и средств;

- организаторские, т. е. чувствительность к способам включения обучаемых в различные виды деятельности и способам превращения коллектива в инструмент воздействия на каждую отдельную личность, позволяющим делать личность активной в самодвижении к целям воспитания.

Кроме перечисленных, различают экспрессивные, мажорные, тесно связанные с коммуникативными способностями и по сути являющиеся их разновидностями, а также авторитарные способности, выражающиеся в умении преподавателя быстро завоевать авторитет у своих подопечных.

Организаторские способности в той или иной мере нужны каждому преподавателю и составляют основу его функций руководства. Они направлены на создание условий для решения общественно значимых групповых задач и тесно связаны с проявлением у педагога его умственных и волевых качеств, умением мобилизовать студентов на решение учебно-производственных вопросов.

К структурным элементам организационных способностей можно отнести: способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их так называемую общественную энергичность; способность понимать и верно реагировать на психологию людей, т. е. психологическую избирательность; психологический такт как способность устанавливать меру взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми, исходя из их индивидуально-психологических особенностей и состояния в данный момент; общий уровень развития как показатель сообразительности, разносторонности и общих умственных способностей человека; инициативность, как творческую, так и исполнительскую; практичность ума, т. е. способность непосредственно, быстро и гибко применять свои знания и свой опыт при решении практических задач, а также склонность к организаторской деятельности, самостоятельность, в отличие от внушаемости и слепой подражательности, наблюдательность, самообладание, выдержку, работоспособность, требовательность к студентам, доброжелательное отношение к людям и т. д. (А. В. Лысенко).

Коммуникативные способности — это способности к образованию межличностных отношений, обеспечивающих успешную коллективную деятельность и нахождение в ней своего места, сплочению коллектива, способность привлекать к себе людей. Часто коммуникативные способности совпадают со способностью к лидерству, но иногда они проявляются, напротив, в конформизме или в скромности и дисциплине. Особую значимость коммуникативные способности приобретают в процессе профессиональной адаптации молодых специалистов и формирования у них профессиональной устойчивости и творчества в педагогическом труде.

Экспрессивные способности определяются как умение преподавателя ярко и образно выражать свои мысли с помощью слова. Известно, что информация передается или воспринимается человеком двумя способами: вербально, т. е. словом или невербально, с помощью жестов, мимики и пантомимики. Преподаватель должен обладать достаточной силой голоса, мелодичностью речи, владеть «языком тела» — все это не только элементы педагогической техники, но и своеобразные способности, которые следует развивать и без которых не достичь контакта и взаимопонимания со студентами.

Мажорные способности — это оптимизм и юмор преподавателя, помогающие активизировать учебный процесс, предупредить конфликт, снять напряжение. Способности педагога быстро ориентироваться в ситуации и соответственно случаю использовать улыбку, шутку, выражать свою коммуникативную бодрость во время контакта со студенческой аудиторией играют значительную роль в преподавательской деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1715; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.14.219 (0.012 с.)