Показатели эффективности педагогического мастерства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели эффективности педагогического мастерства



Определить, насколько преподаватель владеет педагогическим мастерством, помогают показатели эффективности педагогического мастерства:

- улучшение количественных и качественных характернее Учебной деятельности студентов;

- уменьшение времени на достижение конкретной учебной цели;

- прочность усвоения и закрепления знаний, умений, навыков студента;

- облегчение учебной деятельности; удовлетворенность процессом обучения, преподавателем, студентами;

- отношение к учению.

Многоплановость педагогического мастерства заставляет говорить о необходимости выявления его критериев. Их пять, каждый из которых характеризует связи между субъектами педагогического процесса и отражает основные стороны деятельности педагога в обучении.

1. Владение преподавателем содержанием и дидактической организацией педагогического процесса проявляется:

- в научности, доступности, развивающем и воспитывающем характере содержания;

- в установлении внутрипредметных и межпредметных связей при изложении учебного материала при разнообразии средств его передачи;

- в ориентации содержания на формирование системы знаний, умений и навыков обучаемых;

- в отборе учебного материала, оптимального по содержанию, с выделением в нем главного и существенного;

- в связи нового материала с ранее изученным, актуализации прежних знаний.

2. Организация и осуществление профессионально-педагогической деятельности в процессе обучения реализуются через владение преподавателем всеми видами обучающей деятельности в их разнообразном сочетании, а также проявляются в конструктивных, гностических, организационных и коммуникативных умениях, позволяющих преподавателю выбирать, оптимальные формы, методы, средства обучения, осуществлять перестройку своей деятельности в соответствии с новыми задачами, творчески относиться к передовому опыту, проявлять индивидуальный стиль деятельности, научно организовывать свой собственный труд и проявлять по отношению к обучаемым педагогический такт.

3. Организация преподавателем учебной деятельности студентов как критерий мастерства проявляется:

- в четкой постановке целей и задач обучения и доведении их до сознания учащегося, в выборе соответствующих методов и приемов с учетом возможностей, дидактической подготовленности студентов к преодолению трудностей при усвоении учебного материала;

- в построении обучения на основе индивидуализации и дифференциации учебной деятельности учащихся, формировании их познавательной самостоятельности в процессе аудитор-Н0й и внеаудиторной учебной деятельности.

4. Стимулирование и мотивация педагогом личности обучаемого выражаются через: предъявление педагогического требования, поощрение, наказание, формирование общественного мнения; формирование стойких мотивов учения; использование разнообразных возможностей педагогического воздействия в процессе формирования личности обучаемого; опору на положительные качества личности обучаемого; создание комфорта в обучении, воспитание творческого отношения к учебному труду, формирование профессиональной ориентации студентов в обучении.

5. Структурно-композиционное построение учебного процесса выражается в: умении комплексного решения задач воспитания, обучения и развития; целенаправленной взаимосвязи, взаимодействии основных компонентов учебного процесса, реализуемом по формуле «педагог — обучаемые — содержание»; выборе целесообразных средств педагогической коммуникации; четкости и логичности перехода от одного этапа учебного занятия к другому через оперативную корректировку; повышении информативности процесса обучения; ориентации на осуществление студентами самостоятельной работы.

Все вышеперечисленные критерии реализуют функциональный показатель мастерства педагога. Кроме этого, есть еще обобщенный результативно-личностный показатель, связанный с результатами деятельности как педагога, так и обучаемых. В него входят: успешность обучения; комплексное решение задач образования, воспитания и развития обучаемых; степень перевода обучаемого с уровня «объект обучения и воспитания» на уровень «субъект обучения и воспитания»; совершенствование преподавателем своей профессиональной деятельности; профессионально-педагогическая и социальная значимость личности педагога. В литературе описаны две модели школы, в которых по-разному видится роль преподавателя и соответственно уровень его педагогического мастерства.

В модели минимальных полномочий, или модели массовой школы, роль педагога сводится к выдаче определенного материала за строго определенное время с наибольшей эффективностью, этому от него требуется постоянный профессиональный рост в направлении совершенствования техники преподавания. Деятельность преподавателя строго регламентирована разнообразии предписаниями, обязательность исполнения которых не позволяет преподавателю быть свободным в выборе.

В модели открытого профессионализма ориентир сделан на объем знаний, которыми овладевают учащиеся в конце учебного года; педагог свободен в выборе образовательной технологии, автором которой может стать он сам. Педагог в такой модели рассматривается как независимый профессионал, который берет на себя полную ответственность за все, что делает. Обязанность администрации сводится к созданию условий для творческого роста преподавателя, основу которого составляют творческие способности и конструктивные умения.

Описанные модели не противопоставляются, так как в каждой есть свои достоинства и недостатки, вопрос в другом — какую модель выбирает для себя педагог как ориентир в достижении профессионального мастерства.

Таким образом, педагогическое мастерство может быть рассмотрено как динамический процесс развития совокупности профессионально-личностных качеств педагога, его умений и способностей, позволяющих преподавателю эффективно осуществлять профессиональную деятельность.

Авторитет преподавателя

Каждому преподавателю вне зависимости от возраста и стажа работы хочется быть авторитетом для своих студентов, поскольку для педагога это и мера его популярности и признания, и система отношений к нему и предмету, и степень власти, которую может реализовать преподаватель, и уважение со стороны окружающих.

Авторитет преподавателя является довольно сложной педагогической категорией, поскольку трудно выделить его составляющие, механизмы развития, способы удержания.

Авторитет — общепризнанное значение лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на глубоких знаниях, компетенции, достижениях в своей области, а также само лицо, пользующееся влиянием или признанием.

Авторитет возникает как следствие социальных потребностей и призван обеспечить эффективную деятельность по их удовлетворению.

Современная интерпретация авторитета позволяет рассматривать его как социальное отношение, выраженное в сознательном подчинении массы людей своему руководителю на основе доверия к нему, разумности, справедливости его требований.

Авторитет рассматривается в научной литературе в широком и узком смысле: в первом случае это форма существования общественных отношений; во втором — общественная значимость какого-либо лица.

Авторитет представляет собой объективно существующее социальное явление, а авторитетный человек для окружающих выступает носителем определенных социальных норм.

С точки зрения психологии понятие «авторитет» может и не соотноситься с представлением о власти. Им может обладать личность, имеющая высокую степень референтности или престиж должности, поскольку она авансирует человеку определенный уровень уважения. Иногда должность ассоциируется с профессией.

Существует два взгляда в отношении авторитета в науке и образовании. Первый — отрицает положительное значение авторитета. Это отрицание основывается на мнении, что в науке ни одна концепция, ни одно высказывание не могут быть признаны как истинные, а поэтому претензия на обладание истиной порождает авторитарные теории и авторитаризм, проявления которых в любой форме опасны для прогресса науки (Н. В. Буковская).

Второй — основывается не на подчинении, а на признании и осознании того, что эта личность превосходит других умом, остротою суждений или иными достоинствами.

Образование как система предполагает так называемое властвующее начало, но в силу своей творческой сущности ему подходит та форма власти, которая способствует широкому простору мыследеятельности и самоопределению личности. В качестве одной из форм власти и предлагается авторитет, который в таких своих характеристиках, как компетентность, опыт, общепризнанность, доступность критике, взаимное доверие, определяет продуктивность образования.

Авторитет в образовании составляет реальность педагогического процесса, представляет собой способ его саморегуляции и функционирует в разнообразных формах и видах.

Критерием, основанием для классификации видов авторитета служит представление образования как знания, деятельности и социального института. Поэтому авторитет в образовании представлен в трех видах:

- авторитет знаний, идей, теорий, т. е. когнитивный авторитет;

- авторитет знаний, должностей, профессий, т. е. институциональный авторитет;

- личностный авторитет.

Носителем и транслятором этих видов авторитета является педагог. Помимо видов, можно выделить и уровни авторитета, связанного с его иерархической организацией. Педагог находится под влиянием различных авторитетов учений, педагогов, писателей, принимает на себя роль ученика и в то же самое время является посредником между «большими авторитетами» и своими воспитанниками, студентами, детьми, школьниками.

По мнению ряда авторов, уровни авторитета бывают разными, но для обозначения высшего уровня используются такие определения, как действительный авторитет, подлинный авторитет, высокий авторитет, истинный авторитет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.199.50 (0.012 с.)