Педагогическое творчество преподавателя



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическое творчество преподавателя



Творчество— деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной.

Понятие творчества рассматривается в двух аспектах: как создание нового, ранее неизвестного и как способность принятия лучшего решения в конкретной практической ситуации. Поэтому говорят о социальном и психологическом критериях творчества (Г. М. Афонина).

Следует различать субъективную и объективную стороны творчества. С объективной точки зрения оно определяется конечно продуктом — научным открытием, новизной исследования, изобретением, рационализацией. При этом его масштаб может быть весьма различен, но социальная ценность и новизна решения в нем обязательны. С субъективной точки зрения творчество определяется самим процессом, даже если конечный его продукт не обладает необходимой социальной ценностью и новизной. Фактически человек как бы открывает в творчестве новое о себе и для себя. В связи с этим различают два вида творчества: предварительно подготовленное и сиюминутное в виде экспромта.

Существует целая система стилеобразующих особенностей творческой деятельности, которые проявляются и закрепляются в устойчивых интеллектуальных качествах творческой деятельной личности (Н. Ю. Посталюк).

1. Способность к видению проблемы (проблемное видение мира, чувство проблемы, интеллектуальная инициатива) считают важнейшим качеством, определяющим системность практико-познавательного процесса. Оказывается, что труднее увидеть проблему, чем найти ее решение, а ее постановка уже сама по себе в определенной степени ведет к ответу.

2. Оригинальность мышления является важным интеллектуальным качеством, в котором проявляется творчество. Она выражается в самостоятельности мышления, или самостоятельности суждений, признаком которого является оригинальность, т. е. способность смотреть на предмет нетрафаретно, увидеть его в новом свете, а также необычность и остроумность решения.

3. Диалектичность мышления — одна из важнейших интегральных характеристик творческой деятельности, выражающаяся в вариативности мышления.

4. Легкость ассоциирования рассматривается как способность мысли к быстрому и свободному переключению от движения в одном направлении к движению в обратном. Рядом с этим качеством всегда называется воображение, или творческое изображение, как способность вызывать в сознании определенные составные части и создавать из них новые психологические образования.

5. Гибкость мышления (подвижность мыслительных процессов) противоположна инертности. Характеризуется свободным переключением с одной умственной операции на качественно другую.

6. Антиконформизм мышления (неконформность, инверсионность мышления) проявляется как неподчинение общепринятому мышлению. Независимость, умение отбросить общепринятый ход мысли, поменять свое мнение, отрешиться от традиционных взглядов — важнейшие условия продуктивной деятельности, поскольку разрушают шаблоны прошлого опыта.

7. Легкость генерирования идей (экспрессивная беглость) заключается в том, что чем больше идей выдвигает человек, тем выше вероятность, что среди них будут ценные, но при этом важно, чтобы хоть одна получила развитие.

8. Критичность мышления в широком смысле рассматривается как строго контролируемое отношение к поступающей ин формации и выражается в способности чувствовать, какие идеи следует развить, а какие отбросить.

9. Способность к оценочным действиям. Ее показателем называют умение выбирать одну из многих альтернатив до ее проверки. Это качество связано с предыдущим.

10. Способность к переносу (транспозиция отношений, расширение сферы применения). Механизм переноса усвоенных образцов деятельности в новую ситуацию делает сопоставимой различную информацию в процессе решения. Для творческой деятельности характерны достаточно сложные формы переноса (элементарный перенос, или просто алгоритмический), а также высокие показатели широты переноса.

оптимизацию процесса и результатов труда — это творчество, которое осуществляется не только планомерно, но и системно с учетом принципов оптимизации педагогического процесса;

научно организованный — наиболее высокий уровень организации творческого труда. Он отличается тем, что теоретическую основу педагогической деятельности составляют идеи и принципы, а также методы научной организации педагогического труда. Этот уровень является своего рода эталоном и достигается очень редко.

Рассмотренное здесь деление педагогической деятельности по уровням творчества условно. У одного педагога возможно наличие разных уровней, а также самые различные варианты пересечения уровней.

Чтобы выйти на определенный уровень, следует говорить о готовности педагога к творчеству, которая выражается: в непрерывном образовании и самообразовании преподавателя; в развитии творческих возможностей всех участников педагогической деятельности, т. е. самого педагога и его студентов; в создании и эффективном использовании научной организации труда учителя.

Творческая природа педагогического труда связана с индивидуальностью каждого педагога.

Индивидуальность— неповторимое своеобразие — определяйся как высшая стадия развития личности, основной характеристикой которой являются целостность, способность отстаивать и реализовывать личностные смыслы, ценности (С. А. Гильманов).

Творческая индивидуальность— характеристика личности, обладающей творческой направленностью, мотивацией, способностями, мышлением, внутренней активностью.

Творческая индивидуальность педагога проявляется: в характере и содержании отношений и взаимодействий со студентами; в способах осуществления профессиональных действий и личностном доминировании, проявляющемся в оригинальности, неповторимости методических приемов и интуитивных находках; в результатах творчества, имеющих два аспекта: нахождение оригинальных приемов и создание нового в содержании и технологиях образования.

Творческий процесс в деятельности преподавателя реализуется через систему личностно-профессиональных качеств. В нее входят:

научно-поисковая подсистема (логико-педагогическая): научные знания по предмету; психолого-педагогические знания; развитое педагогическое мышление; умение научно-обоснованно решать педагогические задачи; владение методиками учебно-воспитательного воздействия;

субъективно-эмоциональная подсистема (психологическая): психофизиологические компоненты личности и их состояние; творческое самочувствие и умение управлять психологическим состоянием; процесс общения; педагогическая импровизация и интуиция; практическое владение своей эмоционально-творческой природой; элементы актерского мастерства, оказывающие воспитывающее и психотерапевтическое воздействие на индивидуальность студента.

Кроме этого, структуру творческой деятельности дополняют такие качества личности, как чувство увлеченности при решении педагогических задач, способность генерировать идеи, отражать и устанавливать новые связи между компонентами задачи, стремиться к независимому суждению, самоорганизации и самообразованию (А. С. Косогорова).

Творческие проявления личности соединяются в своеобразную триаду качеств: оригинальность как способность предлагать необычный способ решения проблемы и мыслить неординарно; чувствительность; интеграция как способность одновременно учитывать и объединять несколько противоположных условий, предпосылок, принципов.

Творческая индивидуальность проявляется и закрепляется в творческом стиле деятельности (Ю. Ю. Посталюк).

Категория «творческий стиль деятельности» является упрощенным отражением реального творческого процесса, проявляется на уровне субъектов творчества как сложная многомерная система, основные компоненты которой — мотивационный, интеллектуальный, эмоционально-волевой. Содержание каждого реализуется через стилеобразующие черты творческой деятельности и выражается в способности видеть и проводить педагогическую «инструментовку» проблемы, находить индивидуальные способы решения.

Мешают проявлению творческой индивидуальности преподавателя, существенно тормозят этот процесс, а иногда полностью его блокируют барьеры педагогического творчества: инерция мышления, по-другому вязкость мышления; узость мышления, выражающаяся в его функциональной ограниченности, когда использование знаний происходит лишь в установленных мыслительных пределах. На процесс творчества влияют сформированность и владение преподавателем формами, методами и средствами изучения педагогической деятельности, а также отсутствие или недостаточность организационно-педагогической готовности к творческому труду. Выделяют также внутриличностные барьеры творческого самовыражения педагога. К ним относят личностные обоснования педагогом собственных педагогических действий или уклонение от них: «это у меня уже есть», «это у меня не получится», «это не решает моей главной проблемы», «здесь не все равноценно».

Чтобы свести к минимуму негативное влияние барьеров творчества, реализовать творческий потенциал личности и выразить свою индивидуальность, преподавателю нужно овладеть технологией педагогического творчества. При этом необходимо помнить, что движущей силой является постоянно возникающее и разрешаемое противоречие между использованием зафиксированных в педагогической технике типовых действий и необходимостью находить новые пути для решения возникающих в практике задач. А предпосылкой творческого процесса является проблемная ситуация, определяемая как противоречие между потребностью в получении результата и отсутствием адекватных средств и способов для его достижения.

Этапы процесса организации творческого поиска:

подготовительный — это прежде всего выбор темы, методов и средств, формулировка цели и задач, рабочих гипотез, подготовка себя к творческому поиску и проверка этой готовности;

исследовательский — это наблюдение за процессом труда в соответствии с его целью и задачами и своевременное фиксирование результатов; внесение корректив в процесс труда, если намеченное после многократных наблюдений не получается или при изменении условий труда; проведение отдельных экспериментов; многократное повторение удавшихся методов и приемов труда, сформировавшихся навыков с целью проверки устойчивости их результатов; проверка педагогом результатов своего творческого поиска;

завершающий, на котором происходит обобщение результата творческого поиска и выясняется: разрешены ли поставные задачи; достигнута ли сформулированная цель; оправдали рабочие гипотезы и насколько эффективно; что не подтвердилось и почему; кто и как этот опыт может использовать.

Можно выделить и такие этапы в творческом процессе педагога, как: возникновение замысла, направленного на решение педагогической задачи; разработка его; воплощение в деятельности, в общении с людьми; анализ и оценка результатов творчества.

Различают три фазы в процессе технического изобретения:

- подготовленную, в которую входят усмотрение потребности, возникновение желания удовлетворить эту потребность, формулировка задачи;

- центральную, или основную, включающую поиск решения, нахождение принципа решения и превращение его в схему;

- заключительную, когда происходит обоснование найденного решения и материально-техническое оформление изобретения.

В творческом процессе выделяют также триаду значимых рубежей: понимание сущности того, что ищется; гипотезу о конечном виде искомого и возможном пути его достижения; установление соответствия найденного с тем, что предполагалось искать в начале решения той или иной проблемы.

Логика творческого процесса высвечивается в таких этапах, как: возникновение замысла; осознание цели; накопление наблюдений; выбор лучшего из возможных решений творческой задачи путем перебора вариантов; результат творческого процесса и его оценка.

Существует ряд форм проявления творчества в труде: мотивационные, проявляющиеся в виде интереса и избирательного стремления к определенному виду труда; личностные, выраженные в самостоятельности, инициативности, независимости ума при решении конкретных задач, стремлении организовывать в пространстве и времени свой труд, и, наконец, синтетические, существующие в виде планирования труда, организации трудовых межличностных отношений, рационализации труда и изобретательства.

Педагогическое творчество — процесс интеграции сознательного и интуитивного, поэтому важным технологическим моментом является овладение преподавателем навыками педагогической импровизации. Их основу составляет интуиция, т. е. как бы целостное схватывание условий проблемной ситуации (чувственной и интеллектуальной). Это и необходимый момент выхода за границы сложившихся стереотипов поведения, логики решения интеллектуальной задачи, и уровень подсознания. Рассмотрение импровизации в отрыве от интуиции невозможно. Импровизация опирается на интуицию. Более того, интуиция является составной частью импровизации, первым ее этапом.

Импровизация как разновидность творческого процесса имеет свою структуру (В. Н. Харькин).

1. Здесь происходит неожиданное интуитивное обнаружение идеи, оригинального хода, парадоксальной мысли, т. е. озарение, которое, как правило, возникает в нестандартной ситуации и (или) на фоне эмоционального подъема, проявляется в результате оценки проблемы; как мгновенное осмысление идеи и выбор пути ее реализации; как публичное воплощение идеи; как мгновенный анализ результата.

2 и 3. Этапы выбора пути и публичного воплощения задуманного.

4. Мгновенный интуитивно-логический анализ результата импровизации. На этом этапе принимается решение о продолжении импровизации или осуществляется интуитивно-логическая пристройка к дальнейшему процессу деятельности.

Специфика педагогической импровизации определяет особенности педагогической деятельности. В ней довольно четко и особенно рельефно прослеживается соотношение стереотипного и импровизационного. Стереотипное действие задается всякого рода регламентами: структурой учебно-воспитательного процесса, программами, учебными и поурочными планами, учебниками, методическими пособиями, с одной стороны, и опытом работы или, при его отсутствии, заменяющими опыт штампами, заученными в педагогических учебных заведениях, — с другой.

Импровизационное действие предопределяется самой спецификой педагогической деятельности, условиями ее протекания.

Педагогической импровизации, как и импровизации вообще, свойственны следующие признаки: совпадение процессов создания и исполнения или их минимальный разрыв, их сиюминутность и, в большинстве случаев, публичный характер, а также то, что импровизация — продукт единства интуитивного и логического с изначальной опорой на инсайт.

Обусловленность педагогической деятельности творческим началом предполагает постоянную готовность педагога к импровизации ради того, чтобы полно и эффективно воплотить задуманное (В. И. Загвязинский).

Готовность к импровизации выражается: в уровне знания педагогом предмета и методики его преподавания; в умении применять знания по педагогике и психологии, распределять и концентрировать внимание; в уровне развития воображения и творческом вдохновении; в умении общаться и владеть речью, всем псиихофизическим аппаратом; в уровне развития интуиции и способности перевоплощаться; в умении мгновенно адекватно производить анализ ситуации и принимать решения; в умении сиюминутно и публично реализовать принятое решение; в уровне умения органично переходить от экспромтного к запланированному.

Интуиция и импровизационные способности преподавателя развиваются благодаря творческому мышлению педагога, а также опираются на педагогический опыт преподавателя.

Педагогическая импровизация— элемент деятельности, который представляет собой своеобразную трансформацию педагогом педагогической техники в творческом характере действия.

Формы осуществления педагогической импровизации самые разнообразные: словесное, физическое или словесно-физическое действие. Словесное действие проходит в форме монолога педагога или диалога со студентами (шутка, реплика к месту). Физическое действие в чистом виде, без словесного, встречается в импровизации не часто, проявляется в форме взгляда, жеста, танца или других движений и действий, осуществляемых личностью или группой. Такую импровизацию зафиксировать трудно. Импровизация словесно-физического действия проявляется в виде игры, розыгрыша, спектакля и т. д.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.132.225 (0.021 с.)