Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Словарь педагогических терминов

Поиск

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).

Вид обучения – обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции используемых средств, методов и форм обучения.

Воспитание – 1) в социальном смысле – функция общества по подготовке человека к жизни, осуществляемая всеми социальными институтами; 2) в педагогическом смысле – целенаправленный процесс формирования личности, осуществляемый педагогами.

Гениальность – высший уровень развития способности человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Различаются общая и специальная одаренность.

Общая умственная одаренность проявляется в овладении всеми видами деятельности, в которой она более всего раскрывается.

Основными признаками высокой одаренности являются:

· раннее проявление способностей;

· быстрый темп усвоения знаний;

· формирование умений и навыков в какой-либо деятельности;

· склонность и интерес к какой-либо деятельности;

· элементы оригинальности, творчества в деятельности. (БСЭ, М.,1972)

Дидактика - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения (о целях, содержании, методах, средствах и организационных формах).

Диагностика – точное определение результатов образовательного (воспитательного) процесса.

Дидактическая игра – коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый ученик и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.

Задатки – анатомо-физиологические, морфологические и функциональные особенности, которые выступают природными предпосылками развития способности человека.

Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями.

Закономерности - объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями отдельными сторонами педагогического процесса.

Знания - понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы).

Индивид (от лат.- неделимое, особь) - человек как целостный неповторимый представитель рода с его психологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.

Индивидуальность - своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, Проявляется в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.

Квалификация – уровень и вид профессиональной обученности, характеризующий возможности специалиста решать определенные классы профессиональных задач. Показателем квалификации профессиональной являются квалификационные категории, которые присваиваются работнику в соответствии с нормативными характеристиками данной профессии.

Концепция непрерывного образования – современная альтернативная система взглядов на развитие образовательной практики; провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составную часть его образа жизни в любом возрасте.

Лекция – 1) организационная форма обучения, устное изложение учебного материала;

2) метод обучения представляющий собой монологическое изложение преподавателем учебной информации.

Личность - сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную деятельность.

Личность - человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.

Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Методология педагогической науки – учение о принципах, методах, формах и принципах познания и преобразования педагогической действительности.

Наследственность - свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Что наследует человек?

Анатомо-физиологическую структуру, отражающую видовые признаки индивида как представителя человеческого рода: задатки речи, мышления, прямохождения, трудовой деятельности.

Физические особенности: внешние расовые признаки, окраску кожи, волос, цвет и рефракцию глаз, черты лица, телосложение, строение нервной системы, на основе которой в результате психофизиологического развития и взаимодействия человека с внешним миром формируется определенный тип ВНД.

Физиологические особенности: формы обмена веществ, сочетание в организме белков, группу и резус-фактор крови и др.

Аномалии в развитии организма: многопалость, короткопалость, заячья губа, волчья пасть, помутнение хрусталика (катаракта), цветовая слепота (дальтонизм).

Предрасположенность к некоторым заболеваниям

наследственного характера.

/// Не все врожденное является наследственным. Некоторые врожденные индивидуальные особенности ребенка определяются условиями его утробного развития. (См. Л.Хахалин Загадка вашего ребенка)

Навыки – составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства; формируется путем многократного повторения.

Наблюдение – метод исследования, рассчитанных на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.

Образование как процесс – освоение в образовательных учреждениях, а также в результате самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений;

как результат - достигнутый уровень в освоении знаний, умений, на­выков, опыта деятельности и отношений;

как система - совокупность преемственных образовательных про­грамм и государственных стандартов, сеть реализующих их образова­тельных учреждений, органов управления образованием.

Обучение – 1) специально организованный процесс передачи и освоения системы знаний, умений и навыков под руководством педагога;

2) в своей сущности есть целенаправленный, социально и индивидуально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности всем богатством духовной и материальной культуры человечества;

3) процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные ЗУНы, опыт Де и поведения, а также личностные качества.

Движущая сила такого обучения - ПРОТИВОРЕЧИЯ, их преодоление между:

- ранее усвоенным и изученным;

- обыденно житейскими и научными знаниями;

- учебно-познавательными, исследовательскими действиями и научным знанием;

- знанием и формированием навыков, умений.

Если нет общения "Преподаватель - обучающийся", то нет и передачи знаний, социального источника передачи культурных ценностей и т.д.

- это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение. Овладение той или иной Де, лежащие в основе формирования личности.;

- можно представить как процесс стимуляции внутренней и внешней активности ученика и управление ею.

Обучаемость - способность обучающегося овладевать заданным содержа­нием образования; учебная способность, потенциальные возможности, восприимчивость к обучению.

Обученностъ - последствия, достигнутые результаты обучения.

Отметка - результат оценивания, его условно-формальное (знаковое) выражение.

Оценка - процесс соотношения реальных результатов с планируемы­ми целями; мнение о ценности, уровне или значении кого или чего-нибудь.

Педагогика – наука о сущности и закономерностях общего и профессионального развития личности в процессе образования.

Педагогическая форма - это устойчивая завершенная организация пе­дагогического процесса в единстве всех компонентов.

Педагогические средства - материальные объекты и предметы духов­ной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащих­ся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнооб­разная деятельность, в которую включаются учащиеся: труд. игра, уче­ние, общение, творчество и т.д.

Педагогический процесс - целенаправленное и организованное взаи­модействие взрослых и детей, реализующее цели образования в воспитания в условиях педагогической системы.

Педагогическое взаимодействие - преднамеренные контакты преподавателя с обучающимся (длительные и временные), следствием которых являются взаимные изменения в деятельности и отноше­ниях.

Педагогическое общение - многоплановый процесс организации, уста­новления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимо­действия между преподавателем и обучающимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Педагогическая техника – элемент педагогического мастерства, форма организации поведения преподавателя.

Педагогический тест – система знаний возрастающей трудности и специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру и измерить уровень знаний.

Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень саморганизации профессиональной деятельности.

Практика (от греч. practices – деятельный, активный) – материальная, целеполагающая деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование природных и социальных объектов, всеобщая основа развития человеческого общества и познания. П. В самых различных своих проявлениях присутствует в процессе обучения, считается одним из основных компонентов профессиональной подготовки медицинской сестры.

Преподавание – передача системы знаний, умений, опыта деятельности; деятельность обучающего.

Принципы обучения - исходные положения, которыми руководству­ется преподаватель в процессе обучения.

Принцип – 1) это инструментальное, данное в категориях деятельности (Де) выражение педагогической концепции, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, это знание и целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики (Загвязинский В.И., с.35).

2)исходные положения, которым руководствуется педагог в процессе обучения. Принципы определяют содержание, организационные формы, методы учебно-воспитательного процесса (УВП) в соответствии с целями образования и закономерностями процесса обучения.

Факторы, лежащие в основе принципов обучения:

· Закономерности процесса обучения;

· Цель и задача образования и воспитания;

· Психологические особенности;

· Профессиональная практика.

Проблемная ситуация – документированная модель пациента в виде задачи, требующей для правильного решения: самостоятельных рациональных операций мышления с предоставленными условиями задачи, самостоятельного вывода о достаточности или недостаточности имеющихся условий для решения задачи, профессионального умения быстро, рационально и правильно добывать недостающие для решения исходные данные, трактовать добытую информацию, определять проблемы пациента, формулировать сестринские диагнозы, составлять план сестринского ухода за пациентом и т.п.

Проблемное обучение – обучение студентов на проблемных ситуациях с целью успешной предварительной подготовки к предстоящей работе в реальных практических условиях.

Программированное обучение - дидактическая система с цикличным управлением мыслительной деятельности обучающихся, направленным информационным процессом, обеспечивающий каждому студенту индивидуальное обучение по его способностям и автоматизированными средствами управления процессом обучения.

Профессия – устойчивый род трудовой деятельности, требующий определенного круга знаний и умений.

Рабочая программа учебной дисциплины – документ, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся к определенной учебной дисциплине рабочего учебного плана образовательного учреждения, разрабатываемый и принимаемый этим образовательным учреждением самостоятельно.

Развитие - процесс и результат количественных и качественных изме­нений в организме и личности человека.

Рассказ – метод обучения, представляющий монологическое сообщение преподавателя о каких-то событиях, фактах, явлениях и использующийся для конкретизации теоретических положений, создания интереса к изучаемому материалу.

Рефлексия – осознание и осмысление собственных действий, приёмов, способов деятельности.

Самостоятельная работа – это планируемая работа обучающихся, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самовоспитание – 1) это сознательная, целенаправленная самостоятель­ная деятельность, ведущая к возможно более реализации, развитию и совершенствованию личности;

2) осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совер­шенствование положительных и преодоление отрицательных лично­стных качеств.

Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. С. бывает актуальной ( как личность видит и оценивает себя в настоящее время), ретроспективной (как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапам жизни), идеальной (каким бы хотел видеть себя человек, его эталонные представления о себе), рефлексивной (как, с точки зрения человека, его оценивают окружающие люди).

Саморазвитие - собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии и обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала

Семинар – форма учебных занятий, на которых под руководством преподавателя обучающиеся обсуждают вопросы изучаемой темы.

Специальность – категория, характеризующая направленность и содержание образования при обучении в среднем профессиональном заведении.

Способности- свойства или качества личности, позволяющие ей успешно выполнять какой-либо из видов общественно-полезной деятельности. Способности нельзя понять без развития, ибо условием существования способности является ее развитие (Кочкарев Ю.С. О природе способностей. Ставрополь, 1974).

Содержание образования - система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в про­цессе обучения.

Социализация - усвоение человеком ценностей, норм, установок, об­разцов поведения, присущих в данное время обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и соци­ального опыта.

Средства обучения – составная часть материально-технического оснащения учебного заведения, представляющая совокупность предметов, которые заключают в себя учебную информацию или выполняют тренирующие функции и предназначены для формирования у обучающихся знаний, умений, навыков, управления их познавательной и практической деятельностью.

Стандарт образования – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Субъектность - способность человека осознавать себя носителем зна­ний, воли; отношений, производить осознанный выбор в системе социальных отношений, отдавать себе отчет в своих действиях и жизни, способность быть стратегом собственной жизни; осмысли­вать связи своего «Я» с другими людьми.

Талант -способность к достижению высокого порядка, но остающийся в рамках того, что уже было достигнуто.

Тест – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Урок - динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени преподаватель занимается с определенным составом обучающихся (с классом, группой) по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования.

Умения -владение способами (приемами и действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Учебный план – документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок последовательность) их изучения и количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета в год, неделю; продолжительность учебного года, каникул.

Учение – деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний.

Формирование - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности.

Форма обучения – внешняя сторона организации учебного процесса.

Форма организации обучения – конструкция отдельного звена процесса обучения, определённый вид занятий.

Человек - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющие собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.

Ценности педагогические – нормы, регулирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.

Ценностные ориентации – отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Эксперимент (педагогический) – научно поставленный опыт преобразования педагогической действительности в точно устанавливаемых условиях.

Приложение 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.175.48 (0.008 с.)