ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ



Анкетирование –метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).

Вид обучения – обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции используемых средств, методов и форм обучения.

Воспитание – 1) в социальном смысле – функция общества по подготовке человека к жизни, осуществляемая всеми социальными институтами; 2) в педагогическом смысле – целенаправленный процесс формирования личности, осуществляемый педагогами.

Гениальность –высший уровень развития способности человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Различаются общая и специальная одаренность.

Общая умственная одаренность проявляется в овладении всеми видами деятельности, в которой она более всего раскрывается.

Основными признаками высокой одаренности являются:

· раннее проявление способностей;

· быстрый темп усвоения знаний;

· формирование умений и навыков в какой-либо деятельности;

· склонность и интерес к какой-либо деятельности;

· элементы оригинальности, творчества в деятельности. (БСЭ, М.,1972)

Дидактика - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения (о целях, содержании, методах, средствах и организационных формах).

Диагностика– точное определение результатов образовательного (воспитательного) процесса.

Дидактическая игра – коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый ученик и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.

Задатки – анатомо-физиологические, морфологические и функциональные особенности, которые выступают природными предпосылками развития способности человека.

Закон– необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями.

Закономерности - объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями отдельными сторонами педагогического процесса.

Знания - понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы).

Индивид(от лат.- неделимое, особь) - человек как целостный неповторимый представитель рода с его психологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.

Индивидуальность- своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, Проявляется в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.

Квалификация– уровень и вид профессиональной обученности, характеризующий возможности специалиста решать определенные классы профессиональных задач. Показателем квалификации профессиональной являются квалификационные категории, которые присваиваются работнику в соответствии с нормативными характеристиками данной профессии.

Концепция непрерывного образования – современная альтернативная система взглядов на развитие образовательной практики; провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составную часть его образа жизни в любом возрасте.

Лекция – 1) организационная форма обучения, устное изложение учебного материала;

2) метод обучения представляющий собой монологическое изложение преподавателем учебной информации.

Личность- сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную деятельность.

Личность- человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.

Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Методология педагогической науки – учение о принципах, методах, формах и принципах познания и преобразования педагогической действительности.

Наследственность - свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Что наследует человек?

Анатомо-физиологическую структуру, отражающую видовые признаки индивида как представителя человеческого рода: задатки речи, мышления, прямохождения, трудовой деятельности.

Физические особенности: внешние расовые признаки, окраску кожи, волос, цвет и рефракцию глаз, черты лица, телосложение, строение нервной системы, на основе которой в результате психофизиологического развития и взаимодействия человека с внешним миром формируется определенный тип ВНД.

Физиологические особенности: формы обмена веществ, сочетание в организме белков, группу и резус-фактор крови и др.

Аномалии в развитии организма: многопалость, короткопалость, заячья губа, волчья пасть, помутнение хрусталика (катаракта), цветовая слепота (дальтонизм).

Предрасположенность к некоторым заболеваниям

наследственного характера.

/// Не все врожденное является наследственным. Некоторые врожденные индивидуальные особенности ребенка определяются условиями его утробного развития. (См. Л.Хахалин Загадка вашего ребенка)

Навыки– составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства; формируется путем многократного повторения.

Наблюдение – метод исследования, рассчитанных на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.

Образование как процесс – освоение в образовательных учреждениях, а также в результате самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений;

как результат - достигнутый уровень в освоении знаний, умений, на­выков, опыта деятельности и отношений;

как система - совокупность преемственных образовательных про­грамм и государственных стандартов, сеть реализующих их образова­тельных учреждений, органов управления образованием.

Обучение– 1) специально организованный процесс передачи и освоения системы знаний, умений и навыков под руководством педагога;

2) в своей сущности есть целенаправленный, социально и индивидуально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности всем богатством духовной и материальной культуры человечества;

3) процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные ЗУНы, опыт Де и поведения, а также личностные качества.

Движущая сила такого обучения - ПРОТИВОРЕЧИЯ, их преодоление между:

- ранее усвоенным и изученным;

- обыденно житейскими и научными знаниями;

- учебно-познавательными, исследовательскими действиями и научным знанием;

- знанием и формированием навыков, умений.

Если нет общения "Преподаватель - обучающийся", то нет и передачи знаний, социального источника передачи культурных ценностей и т.д.

- это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение. Овладение той или иной Де, лежащие в основе формирования личности.;

- можно представить как процесс стимуляции внутренней и внешней активности ученика и управление ею.

Обучаемость- способность обучающегося овладевать заданным содержа­нием образования; учебная способность, потенциальные возможности, восприимчивость к обучению.

Обученностъ- последствия, достигнутые результаты обучения.

Отметка- результат оценивания, его условно-формальное (знаковое) выражение.

Оценка- процесс соотношения реальных результатов с планируемы­ми целями; мнение о ценности, уровне или значении кого или чего-нибудь.

Педагогика – наука о сущности и закономерностях общего и профессионального развития личности в процессе образования.

Педагогическая форма- это устойчивая завершенная организация пе­дагогического процесса в единстве всех компонентов.

Педагогические средства- материальные объекты и предметы духов­ной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащих­ся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнооб­разная деятельность, в которую включаются учащиеся: труд. игра, уче­ние, общение, творчество и т.д.

Педагогический процесс- целенаправленное и организованное взаи­модействие взрослых и детей, реализующее цели образования в воспитания в условиях педагогической системы.

Педагогическое взаимодействие- преднамеренные контакты преподавателя с обучающимся (длительные и временные), следствием которых являются взаимные изменения в деятельности и отноше­ниях.

Педагогическое общение- многоплановый процесс организации, уста­новления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимо­действия между преподавателем и обучающимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Педагогическая техника – элемент педагогического мастерства, форма организации поведения преподавателя.

Педагогический тест – система знаний возрастающей трудности и специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру и измерить уровень знаний.

Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень саморганизации профессиональной деятельности.

Практика(от греч. practices – деятельный, активный) – материальная, целеполагающая деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование природных и социальных объектов, всеобщая основа развития человеческого общества и познания. П. В самых различных своих проявлениях присутствует в процессе обучения, считается одним из основных компонентов профессиональной подготовки медицинской сестры.

Преподавание– передача системы знаний, умений, опыта деятельности; деятельность обучающего.

Принципы обучения- исходные положения, которыми руководству­ется преподаватель в процессе обучения.

Принцип –1) это инструментальное, данное в категориях деятельности (Де) выражение педагогической концепции, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, это знание и целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики (Загвязинский В.И., с.35).

2)исходные положения, которым руководствуется педагог в процессе обучения. Принципы определяют содержание, организационные формы, методы учебно-воспитательного процесса (УВП) в соответствии с целями образования и закономерностями процесса обучения.

Факторы, лежащие в основе принципов обучения:

· Закономерности процесса обучения;

· Цель и задача образования и воспитания;

· Психологические особенности;

· Профессиональная практика.

Проблемная ситуация –документированная модель пациента в виде задачи, требующей для правильного решения: самостоятельных рациональных операций мышления с предоставленными условиями задачи, самостоятельного вывода о достаточности или недостаточности имеющихся условий для решения задачи, профессионального умения быстро, рационально и правильно добывать недостающие для решения исходные данные, трактовать добытую информацию, определять проблемы пациента, формулировать сестринские диагнозы, составлять план сестринского ухода за пациентом и т.п.

Проблемное обучение – обучение студентов на проблемных ситуациях с целью успешной предварительной подготовки к предстоящей работе в реальных практических условиях.

Программированное обучение - дидактическая система с цикличным управлением мыслительной деятельности обучающихся, направленным информационным процессом, обеспечивающий каждому студенту индивидуальное обучение по его способностям и автоматизированными средствами управления процессом обучения.

Профессия – устойчивый род трудовой деятельности, требующий определенного круга знаний и умений.

Рабочая программа учебной дисциплины – документ, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся к определенной учебной дисциплине рабочего учебного плана образовательного учреждения, разрабатываемый и принимаемый этим образовательным учреждением самостоятельно.

Развитие- процесс и результат количественных и качественных изме­нений в организме и личности человека.

Рассказ– метод обучения, представляющий монологическое сообщение преподавателя о каких-то событиях, фактах, явлениях и использующийся для конкретизации теоретических положений, создания интереса к изучаемому материалу.

Рефлексия– осознание и осмысление собственных действий, приёмов, способов деятельности.

Самостоятельная работа – это планируемая работа обучающихся, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самовоспитание– 1) это сознательная, целенаправленная самостоятель­ная деятельность, ведущая к возможно более реализации, развитию и совершенствованию личности;

2) осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совер­шенствование положительных и преодоление отрицательных лично­стных качеств.

Самооценка –оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. С. бывает актуальной (как личность видит и оценивает себя в настоящее время), ретроспективной (как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапам жизни), идеальной (каким бы хотел видеть себя человек, его эталонные представления о себе), рефлексивной (как, с точки зрения человека, его оценивают окружающие люди).

Саморазвитие- собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии и обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала

Семинар – форма учебных занятий, на которых под руководством преподавателя обучающиеся обсуждают вопросы изучаемой темы.

Специальность –категория, характеризующая направленность и содержание образования при обучении в среднем профессиональном заведении.

Способности- свойства или качества личности, позволяющие ей успешно выполнять какой-либо из видов общественно-полезной деятельности. Способности нельзя понять без развития, ибо условием существования способности является ее развитие (Кочкарев Ю.С. О природе способностей. Ставрополь, 1974).

Содержание образования - система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в про­цессе обучения.

Социализация - усвоение человеком ценностей, норм, установок, об­разцов поведения, присущих в данное время обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и соци­ального опыта.

Средства обучения –составная часть материально-технического оснащения учебного заведения, представляющая совокупность предметов, которые заключают в себя учебную информацию или выполняют тренирующие функции и предназначены для формирования у обучающихся знаний, умений, навыков, управления их познавательной и практической деятельностью.

Стандарт образования – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Субъектность - способность человека осознавать себя носителем зна­ний, воли; отношений, производить осознанный выбор в системе социальных отношений, отдавать себе отчет в своих действиях и жизни, способность быть стратегом собственной жизни; осмысли­вать связи своего «Я» с другими людьми.

Талант -способность к достижению высокого порядка, но остающийся в рамках того, что уже было достигнуто.

Тест – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Урок- динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени преподаватель занимается с определенным составом обучающихся (с классом, группой) по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования.

Умения -владение способами (приемами и действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Учебный план– документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок последовательность) их изучения и количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета в год, неделю; продолжительность учебного года, каникул.

Учение – деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний.

Формирование - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности.

Форма обучения – внешняя сторона организации учебного процесса.

Форма организации обучения – конструкция отдельного звена процесса обучения, определённый вид занятий.

Человек- живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющие собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.

Ценности педагогические – нормы, регулирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.

Ценностные ориентации – отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Эксперимент (педагогический)– научно поставленный опыт преобразования педагогической действительности в точно устанавливаемых условиях.

Приложение 3





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.019 с.)