Развитие критического мышления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие критического мышления



Теория развития критического мышления (КМ) стала известна в России с 1997г. Цель данной образовательной технологии – развитие умственных способностей обучающихся. КМ – это способность анализировать информацию с позиции логики с тем, чтобы быстро и самостоятельно принимать продуманные решения, как в стандартных, так и нестандартных ситуациях.

Признаки критического мышления (по Д.Клустеру):

- человек пытается самостоятельно, независимо от других сформулировать какую-то идею, дать оценку ситуации;

- любая информация является для человека отправным, а не конечным пунктом критического мышления; чтобы сформировать свою позицию, необходимо изучить различные идеи, теории, концепции, факты и т.д.

- КМ начинается с постановки вопросов и усвоения проблем, которые нужно решить;

- человек стремится к убедительной аргументации, которая начинается с утверждения и подкрепления его основаниями (используемая идея, теория, система понятий); затем следует цепочка рассуждений, приводящая к высказанному утверждению;

- человек всегда стремится к обсуждению идей, мнений в ситуации полилога, дискуссии, оппонирования;

- КМ осуществляется в ситуации реально значимой для человека, определяемой его потребностями и целями.

Технология развития критического мышления (ТРКМ) – целостная система формирования умений и навыков работы с информацией через чтение и письмо, совокупность разнообразных приёмов, направленных сначала на вызов исследовательской, творческой активности обучающихся, затем предоставление ему возможности для самостоятельного осмысления информации, и, наконец, оказание помощи в оформлении приобретённых знаний.

 
Важным условием реализации ТРКМ является применение специальных приёмов в контексте трёхфазового технологического цикла учебного занятия: вызов, осмысление, рефлексия.

 
 


Стадия (фаза) Деятельность преподавателя. Задачи данной стадии Деятельность обучающихся Возможные методы и приёмы
Стадия вызова Актуализация уже имеющихся знаний, активизации познавательной деятельности, Воспроизведение уже имеющихся знаний, постановка проблемы, формулирование вопросов, на которые необходимо получить ответы Словесные методы: рассказ, описание, характеристика, объяснение, беседа Наглядные: составление кластеров, таблиц, схем. Практические: упражнения «верные и неверные утверждения», перепутанные логические цепочки и т.д.
Стадия осмысления Непосредственная работа с новой информацией (с помощью активных методов чтения), оформленной в виде текста. Самостоятельное чтение текста, осмысление информации с помощью специальных пометок, предложенных преподавателем: «V» – уже знаю, согласен; «-» - противоречит тому, что в уже знаю; «+» - новое; «?» - непонятно необходимо получить более подробные сведения по данному вопросу Методы активного чтения: маркировка на полях с помощью значков; заполнение таблицы (с выписками из текста); поиск ответов на вопросы первой фазы занятия
Стадия рефлексии Возвращение к первоначальным записям-предположениям; обсуждение; выполнение творческих или практических заданий с использованием новой информации В конце занятия ответить устно или письменно на три вопроса: Что вы узнали нового на занятии, что поняли и чему научились? Соотнесение новой информации со старой, рефлексия: -Что я теперь знаю? - Как изменились мои взгляды? - Что я теперь могу делать иначе после того, как получил новую информацию?     Заполнение кластеров, таблиц, схем; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, логическим цепочкам; ответы на поставленные вопросы; дискуссии; написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе; - исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Коррекция исходной информации
Анализ и обсуждение
Анализ и обсуждение
Логическая цепочка
Синквейны
Кластеры
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Приложение 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.83.121 (0.005 с.)