Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место программы в структуре ООП.↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Теория воспитания. Теория обучения» ДИСЦИПЛИНЫ ПЕДАГОГИКА Направление подготовки (специальность) 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование Профили подготовки Логопедия Олигофренопедагогика Специальная психология Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Самара 2012 г. 1. Цель и задачи программы: Цель: сформировать у студентов систему профессиональных знаний по теории и методике обучения и воспитания, умений, навыков и компетенций, необходимых для организации учебного и воспитательного процессов. Задачи: - изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития; - организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным и иным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области; -организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности; - осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры. Для освоения программы дисциплины студент должен Знать о(об): - предмете и задачах теории обучения (дидактики) и теории воспитания; - физиологических, социокультурных, информационных, нормативных основах теории обучения (дидактики) и теории воспитания; - ценностных основах профессиональной деятельности в сфере обучения и воспитания; - сущности, движущих силах, противоречиях и логике процесса обучения и воспитания; - особенностях отбора содержания образования в современной школе; -основных положениях Федерального Государственного образовательного стандарта; - основных нормативно-правовых документах, определяющих содержание общего образования; - дидактических теориях, концепциях; - методах обучения; - организационных формах обучения и воспитания; - особенностях урока как основной (ведущей) формы организации учебной работы, классификации(типологии) и структуре уроков; - дидактических и воспитательных принципах и правилах; - средствах обучения и воспитания; - внеурочных формах обучения и воспитания; - особенностях, видах, типах, уровнях самостоятельной работы учащихся на уроке и во внеурочное время; - видах, методах и формах контроля результатов обучения и воспитания; - педагогических технологиях, технологиях обучения и воспитания; формирование у бакалавров умений: - определять образовательные, воспитательные, развивающие задачи процесса обучения; - анализировать результаты учебной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации; - системно анализировать и выбирать образовательные, воспитательные концепции; -использовать методы педагогической диагностики для решения различных образовательных, воспитательных и развивающих задач; -применять разнообразные типы урока, нетрадиционные формы организации урока; - применять в учебной деятельности современные методы обучения, в том числе проблемные, творческие и исследовательские методы обучения, методы личностно-ориентированного и эвристического обучения; - выделять современные средства обучения, в том числе и информационно-коммуникационные; - применять в учебном процессе разнообразные виды, типы и уровни самостоятельной работы учащихся на уроке и во внеурочное время; - различать и использовать разнообразные виды, методы и формы контроля результатов обучения и воспитания; - осуществлять процесс обучения в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений; - проектировать образовательный процесс с использованием современных педагогических технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;
способствовать овладению бакалаврами: - способами учебной и инновационной деятельности в образовании; - различными средствами коммуникации в учебной и воспитательной деятельности; - способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны; - методами обучения и воспитания; - средствами обучения и воспитания; - способами организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время; - основными формами организации учебно-познавательной деятельности учащихся; - способами контроля результатов обучения и воспитания. Объем раздела и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы. Всего 108 часов, из них аудиторных занятий – 36 часов, из них занятий в интерактивной форме – 8 часов, самостоятельная работа – 36 часов, экзамен -36 часов. 4.1.Объем раздела «Теория восптаия. Теория обучения.» Таблица 1
Виды учебной нагрузки.
Содержание раздела. Модуль - Теория воспитания (40ч.). ЛЕКЦИИ Тема 1. Сущность процесса воспитания и его особенности. Сущность процесса воспитания. Воспитание, его специфика и характерные особенности. Общие концепции воспитания, концепция воспитания в современной России Движущие силы и логика воспитательного процесса. Диалектика процесса воспитания. Системы и структуры воспитательного процесса. Общие закономерности процесса воспитания. Принципы воспитания. Тема 2. Формирование личности в процессе воспитания. Проблема содержания воспитания. Нравственное воспитание и формирование мировоззрения школьников. Гражданское воспитание. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся. Эстетическое воспитание школьников. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни. Тема 3. Методы и средства воспитания. Понятие о методах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания. Характеристика методов воспитания. Выбор методов и средств воспитания. Специфика применения различных методов воспитания с учащимися различных возрастных групп. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ Семинар 2. Содержание и цели воспитания. Воспитывающая деятельность. Посеешь поступок - пожнешь привычку, Посеешь привычку - пожнешь характер, Посеешь характер - пожнешь судьбу. Основные понятия: цель, задачи воспитания, стратегические и тактические задачи, содержание воспитания, умственное, нравственное, трудовое, физическое, эстетические, гражданское воспитание, деятельность, воспитывающая деятельность, педагогическая деятельность, педагогические способности, педагогическое мастерство. Вопросы для обсуждения: 1. Что такое цель и задачи воспитания? Цели воспитания в глобальном и локальном значении: как они взаимосвязаны? 2. Как формулируется цель воспитания в современной гуманистической теории воспитания? Найдите доводы подтверждающие ее необходимость. 3. Задачи стратегические и диалектические. 4. Что следует понимать под содержанием воспитания? Чем оно отличается от содержания образования? От чего зависит выбор содержания воспитания? 5. Какая цель воспитания, его стратегические задачи определяют содержание воспитания? 6. Общая характеристика видов воспитания: нравственного, умственного, физического … 7. Почему деятельность считается основой воспитательного процесса? Может ли быть деятельность во вред растущему человеку? Сущность деятельностного подхода в воспитании. 8. Разнообразные виды деятельности. Что они дают растущему человеку? 9. Методические основы педагогический деятельности, обеспечивающие деятельности воспитывающий характер. 10. Педагогические возможности игры. 11. Личностно-ориетированный классный час. Тестовые задания №4. 1. Содержание воспитания - это: 1) достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта познавательной деятельности, ценностных ориентаций и отношений; 2) общие идеи о построении природы, жизни общества, а также привычки поведения; 3) научные факты, понятия, теории о природе, обществе, человеке, т.е. знания, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, а также способности, умения, навыки, привычки поведения. 4) знания, качества и свойства личности. Которые она должна приобрести в процессе воспитания. Заполните пропуски. Цель воспитания – это то, к чему ……………………… Цель воспитания – это также ………………., решаемых воспитанием. Выделяются …………………. И ………………….. цели воспитания. Определяющим фактором при постановке общей цели воспитания всегда являются …. Итого _____________ баллов Тестовые задания №5. 1. Вставьте пропущенные буквы: · Деятельность - _______________ существования и _________________ человека, всесторонний процесс ___________________________ им окружающей ________________________ и _____________________ реальности в соответствии с его потребностями, _______________ и _______________ (Л.И. Буева). · Деятельность - ____________________ субъекта, направленная на ___________________ мира, на ____________________________ или порождение определенного объективированного продукта материальной или ____________________ культуры (В.С.Кукушкин). 2. Деятельность носит воспитывающий характер, если: - ребенок выступает ее _______________; - деятельность для него имеет _________________________________; - ребенок имеет возможность ______________________________________ от одного вида деятельности к другому; а также право _________________________________ социальной позиции; - ребенок испытывает ___________________________________ (Н.Е. Щуркова). 3. Условия воспитывающей деятельности: 1) Воздействие на _____________________, ___________________________, _______________________________________ сферы личности школьника. 2) ________________________________________ определяет воспитательный потенциал организуемой в педагогическом процессе деятельности. 3) Последовательное и целенаправленное формирование ____________________________________________________ растущего человека ко всему, чтобы он не делал с позиций _______________________________________________. 4) Специально избранная ____________________________, ________________________ и __________________ организации, которые обеспечивают наиболее эффективную реализацию ее воспитательного потенциала. 1. Виды воспитывающей деятельности: · Ителлектуально-познавательная__________________________________________________ · Ценностно-ориентированная______________________________________________________ · Трудовая _______________________________________________________________________ · Общественно-полезная ___________________________________________________________ · Художественно-творческая _______________________________________________________ · Физкультурно-спортивная ________________________________________________________ · Свободное общение______________________________________________________________ Итого ________ баллов Творческие задания: 1. Прочитайте описанную ниже ситуацию и подумайте: почему трудовое воспитание в данном случае оказалось малоэффективным? Что было сделано не так? Молодая учительница пошла с пятым классом вскапывать лунки деревьев в школьном саду. Детям объяснили, как нужно выполнять эту операцию, и они активно взялись за работу. Учительница подходила то к одному, то к другому, подбадривала. Дело спорилось. Но через час энтузиазм иссяк, все как-то затормозилось. Многие просто стояли, опершись на лопаты. Учительница начала покрикивать на ребят, называла лодырями. Ученики рывками брались за работу, но дело вперед не двигалось… 2. Темы для дискуссий: · "В гражданском обществе, - писал Гегель, - каждый для себя - цель, все другие суть для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть объема своих целей, эти другие суть потому средства для целей особенного" (Гегель Г. Соч. - М., Л., 1934. - Т.7. - С.211). - Согласны ли вы с этим высказыванием? Если да, то каким должно быть содержание воспитания в таком случае? Если нет, то почему? · "… Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, не плодотворно, не законно и не возможно. Права воспитания не существует. Я не признаю его …" (толстой Л.Н. Воспитание и образование // Пед.соч. - М., 1989. - С.208-209). - Разделяете ли вы мнение Л.Н. Толстого? Приведите аргументы в поддержку своего мнения. Литература: 1. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М., 1999. 2. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. - М., 2002. - С. 423-438. 3. Николенко Л.А. На пути к личности - Рига, 2002. - С.45-72. 4. Степанов Е. Личностно-ориентированный классный час // Воспитание школьника - 2003 - №3 - с.14-22. 5. Тимофеев Ю. Игры в летнем лагере // Воспитание школьника - 2003 - №5 - с.38-44. 6. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника - М., 1998. 7. Яковлева В. Классный час - размышление. Поговорим об ответственности // Воспитание школьника - 2003 - №4 - с.24-26. Семинар № 3. Методы, формы и средства воспитания. Планирование воспитательной работы. Методика и техника планирования воспитательной работы. Основные понятия: метод, методический прием, метод воздействия, метод воспитания, форма, форма воспитания, внеклассная воспитательная работа, воспитательное дело, коллективное творческое дело, комплексный подход, план, планирование, перспективный план, календарный план. Вопросы для обсуждения: 1. Метод воспитания и метод воздействия: в чем сходство и различие: 2. Классификация методов воспитания: зачем? Что в основе? Какая классификация наиболее приемлема? 3. Теоретические и методические основы методов убеждения (формирования сознания) 4. Как наилучшим образом реализовать методы организации жизни и деятельности детей? 5. Поощрения и наказания: за и против. Педагогические правила реализации. 6. Приемы и педагогическая техника воздействия. 7. Воспитательное дело и мероприятие: сущность и отличительные черты. 8. Методические правила подготовки и проведения любой организационной формы воспитания. 9. Система организационных форм воспитания. 10. Основные идеи и сущность личностно-ориентированного КТД? 11. Этапы подготовки и проведения КТД как основа новой технологии воспитания. 12. В чем заключается специфика педагогической позиции воспитателя, работающего по методике КТД? 13. Функции и принципы педагогического планирования. 14. Алгоритм разработки перспективного плана. · Определение порядка и сроков действий по разработке плана. · Проведение анализа воспитательной работы за прошедший учебный год (примерная структура анализа). · Моделирование педагогом образа класса и процесса воспитания в нем. · Коллективное планирование. 15. Виды планов. Структуры планирования. 16. Формы, методы и приемы планирования.
Тестовые задания № 7. Заполните пропуски. Приучение – это интенсивно выполняемое ………. При использовании приучения должно быть ясное представление о ……… Содержание приучения выражается в коротком ………. Перед началом приучения нужно показать, как …….. Приучение требует постоянного …………… Значительный педагогический эффект дает организация приучения в ……….. форме. 7. Что такое поощрение? Из приведенных ответов выберите правильный, обосновав оши бочность остальных. 1) Поощрение – способ педагогического воздействия на воспитанника, выражающий положительную оценку его поведения с позиций интересов одноклассников и с целью закрепления положительных качеств. 2) Поощрение – это метод воспитания, который предполагает выяснение воспитаннику благодарности. 3) Под поощрением следует понимать такой метод воспитания, когда воспитатель поощряет воспитанника с целью формирования положительного отношения к своим обязанностям. 4) Поощрение – метод вознаграждения за хорошие поступки. 5) Поощрение – прием стимулирования деятельности воспитанников. Установите соответствие.
Содержание модуля «Теория обучения» (32 ч.) ЛЕКЦИИ Образовательный процесс. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Образовательный процесс и процесс обучения. Цель образования. Содержание образования. Проблема содержания образования в педагогике. Анализ современных дидактических концепций. Концепции содержания современного образования.. Социокультурная и компетентностная теории содержания образования. Организационная структура содержания образования. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения. Основная образовательная программа (ООП) школы, ее характеристика. Базисный учебный (образовательный) план школы. Характеристика учебных (образовательных) программ, учебников, учебных пособий, учебно-методических комплектов (УМК). Сущность, структура и функции процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Закономерности обучения. Принципы обучения. Принцип целостности процесса обучения Методы, формы и средства обучения. Понятие методов обучения. Классификации методов обучения. Критерии выбора методов обучения в связи с целями и психологическими условиями обучения. Дидактические условия эффективности методов обучения. Формы организации процесса обучения. Общая характеристика классно-урочной системы обучения. Средства обучения. Классификации средств обучения.. Современные подходы к оценке образовательных результатов. Средства педагогической диагностики. Вариативность и инновации в образовании. Система образовательных учреждений Типология и многообразие общеобразовательных учреждений. Авторские общеобразовательные учреждения. Инновационные поиски в образовательном процессе школы. Знания, умения, навыки (ЗУН). Способы умственных действий (СУД). Педагогические технологии. Основные качества современных педагогических технологий. Научные основы педагогических технологий. Классификация педагогических технологий. Описание и анализ педагогических технологий. Современное традиционное обучение. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала. Частнопредметные педагогические технологии. Альтернативные технологии. Природосообразные технологии. Педагогические технологии авторских школ. Технологии проектирования.
Содержание тем модуля «Теория обучения»
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
1. Дидактическое проектирование развивающего обучения. 2. Личностный подход к учащимся в обучении. 3. Развитие научного мировоззрения у учащихся в процессе обучения 4. Педагогическое управление развитием познавательной активности учащихся в процессе обучения. 5. Дидактические способы стимулирования познавательной активности учащихся. 6. Дидактические приемы интенсификации процесса обучения учащихся 7. Дифференциация процесса обучения на уроках. 8. Интеграциясодержания обучения в начальных классах. 9. Педагогические условия формирования у учащихся научных знаний. 10. Способыреализации индивидуально-личностного подхода в процессе обучения. 11. Объяснение как метод обучения на уроке. 12. Коммуникативные методы активного обучения. 13. Эффективность дидактического построения системы методов управления самостоятельной познавательной деятельностью учащихся. 14. Дидактическое построение учебных задач разного уровня сложности. 15. Проектирование учебной информации на уроке. 16. Вербальные методы общения в процессе обучения. 17. Моделирование проблемных ситуаций в процессе обучения. 18. Исследование качества знаний у учащихся. 19. Дидактические способы оценивания учебных достижений учащихся. 20. Формирование познавательного интереса у учащихся 21. Дидактическая игра как метод развивающего обучения. 22. Дидактические методы коррекции учебной деятельности учащихся, неуспевающих в процессе обучения. 23. Педагогический контроль успеваемости учащихся как способ регуляции учебной деятельности и стимулирования познавательной активности 24. Дидактическая система работы с одаренными детьми. 25. Способы организации проблемного обучения. 26. Построение проблемного изложения учебного материала. 27. Основные направления реализации принципов научности и доступности в процессе обучения 28. Дидактические условия осуществления принципа наглядности в процессе обучения 29. Дидактические приемы формирования осознанных знаний. 30. Дидактическое управление формированием учебно-исследовательских умений учащихся. 31. Дидактические способы развития основных учебных умений учащихся. 32. Способы организации групповых видов учебной работы на уроке. 33. Дидактическое конструирование системы вопросов учебного содержания в беседе с учащимися на уроках. 34. Моделирование учебных задач, развивающих творческую активность учащихся 35. Методы обучения учащихся работе с учебником 6.2. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ по курсу дисциплины ПЕДАГОГИКА
Раздел 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ 1. Педагогика как наука. Ее социальные функции Объект, предмет и задачи педагогики 2. Понятийно-категориальный аппарат педагогики 3. Место педагогики в общей системе наук о человеке, связь педагогики с другими науками 4. Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система 5. Структура педагогической науки, ее ведущие отрасли 6. Личность как педагогическая и психологическая категория. 7. Источники и факторы развития личности 8. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства 9. Цель и задачи воспитания как педагогического процесса Методология педагогической науки 10. Научное исследование в педагогике 11. Логика педагогического исследования 12. Общая характеристика методов научно-педагогического исследования
Раздел 2. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ 1. Методологические основы исследования и проблема периодизации развития образования педагогической мысли 2. Источники историко-педагогических исследований 3. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества 4. Воспитание и школа в античном мире 5. Воспитание и образование в эпоху Средневековья 6. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения 7. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII в.) 8. Образование и педагогическая мысль в Европе и Америке в эпоху нового времени (XVII-XIX вв.) 9. Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIX в (до 80-х годов) 10. Школа и педагогика в России до 90-х годов XIX в 11. Зарубежная педагогика и школа в конце XIX в 12. Школа и педагогика в России а конце XIX и начале XX в. (до 1917 г.). 13. Зарубежная школа и педагогика в период между Первой и Второй мировыми войнами 14. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917г.) 15. Образование и педагогическая мысль в России после Второй мировой войны 16. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ 1. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. 2. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения 3. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения 4. Закономерности обучения. 5. Принципы обучения 6. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса обучения 7. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования 8. Понятие методов обучения Классификации методов обучения 9. Критерии выбора методов обучения в связи с целями и психологическими условиями обучения. Дидактические условия эффективности методов обучения 10. Формы организац
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.44 (0.014 с.) |