ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реструктуризация предприятий в процессе формирования рыночной экономики



Реструктуризация предприятий в процессе формирования рыночной экономики

Реструктуризация (Р.) — это структурная реорганизация, управленческая и финансовая адаптация предприятия к успешной работе в рыночных условиях. Процесс Р. может быть пассивным и активным. Пассивная Р. осуществляется за счет рационального использования имеющегося оборудования, совершенств-ния форм и методов управления, маркетинговой деятельности без значительных дополнительных финансовых средств (проводится в сжатые сроки и, как правило, до приватизации). Активная Р. происходит за счет средств стратегического инвестора в постприватизационный период и рассчитана на более продолжительный период.

Применяются различные варианты Р.:

• реструктурирование государственных предприятий реального сектора экономики с целью их акционирования и сохранения за государством контрольного пакета акций;

• реструктурирование с целью дальнейшей продажи предприятия, что особенно актуально в отношении объектов малой приватизации;

• реструктурирование после приватизации объекта за счет средств потенциального инвестора.

Базисные условия и механизмы для проведения Р. определены в постановлениях Правительства РБ № 64 от 14 сентября 1994 г. «Об утверждении положения о порядке создания предприятия на базе структурного подразделения, выделяемого в процессе приватизации из состава действующего предприятия, находящегося в республиканской собственности».

Важнейшие задачи Р. белорусских предприятий заключаются в снижении энерго- и материалоемкости производств и уменьшении их зависимости от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Особой формой Р. является создание финансово-промышленных групп (ФПГ). Многие крупные предприятия во взаимодействии с банковскими структурами при широком использовании маркетинговых форм работы могут стать эффективными субъектами мирохозяйственных связей. В нашей стране ФПГ формируются на основе Указа Президента РБ № 482 «О создании и деятельности в республике хозяйственных групп» (декабрь 1995 г.), Закона РБ «О финансово-промышленных группах» (1999 г.). На базе межправительственных соглашений с участием предприятий и организаций РФ и РБ зарегистрированы МФПГ «Гранит», «Белрусавто», «Межгосметиз», «Формат», «Электронные технологии», «Интерагроинвест», «Оборонительные системы».

Осуществление Р. промышленных предприятий путем создания интегрированных объединений внутри страны и межгосударственных корпоративных структур, будет способствовать активизации процесса модернизации промышл. производства и обеспечит его устойчивое развитие.

Основные принципы Р. предприятий заключаются в рыночной самоорганизации и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Государство должно создавать необходимые макроэкономические условия, проводить требуемые институциональные преобразования, смягчать отрицательные социальные последствия от ликвидации и реструктуризации неэффективных (хронически убыточных) производств на основе разработки и реализации программ.

Формирование программ модернизации производства и Р. предприятий должно осуществляться путем конкурсного отбора, а при их реализации следует использовать принцип совместного финансирования как за счет собственных средств предприятий, так и из республиканского и местных бюджетов, средств инновационных фондов соответствующих министерств

и концернов.

 

 

Демонополизация и развитие конкуренции, задачи либерализации экономики

Беларусь приступила к реализации антимонопольных мер после принятия в 1992г. Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Основными направлениями демонополизации являются:

• формирование новых экономических структур, особенно малых и средних предприятий; • разукрупнение концернов, производственных и других объединений, препятствующих развитию конкуренции; • государственное регулирование деятельности монополий; • контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, приобретением акций.

В соответствии с проводимой антимонопольной политикой стал регулярно составляться Госуд. реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках РБ. Основным критерием для включения в него является доля хозяйствующего субъекта на рынке конкретного товара, превышающая предельно установленную величину. Для хозяйствующих субъектов — производителей товаров и услуг (кроме продукции производственно-технического назначения (ППТН)) она составляет: для одного — 30%, двух —54, трех—72, четырех—95; для производителей ППТН — соответственно 45,67,86 и 100%. Число предприятий промышленности, занимающих доминирующее положение на товарных рынках РБ, в последние годы заметно сократилось. Для успешного осуществления антимонопольной политики главное значение имеет всемерное развитие конкуренции (К.) К. на рынке выступает в разных формах и осуществляется различными способами. Она мб внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между разноотраслевыми товары). Различают совершенную К., чистую монополию, монополистическую К. и олигополию.

Совершенная К. представлена в таких сферах деятельности, где действует достаточно много продавцов и покупателей идентичного (стандартного) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на его цену. При чистой монополии существует только 1 продавец, причем он производит товар, не имеющий аналогов. Особое место занимают «естественные монополии» (топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, коммунальное хоз-во), где в настоящее время К. невозможна или экономически нецелесообразна. Как правило, они находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Монополистическая К. (монополия по дифференцированн. продукту) предполагает относительно большое количество производителей, предлагающих схожую, но не идентичную продукцию. В условиях монополистической К. каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением (дифференцированный продукт). Данный вид К характерен для большинства отраслей сферы обслуживания (станций технического обслуживания, банковских учреждений, сети ресторанов); в производящих отраслях—это производство безалкогольных напитков, компов, одежды, телефонной аппаратуры, стирального порошка и тд. Олигополия представляет собой рыночную структуру, при кот. отраслевой спрос множества покупателей удовлетворяется небольшим числом производителей. Чаще всего на олигополистич. рынке действуют 3-10 крупных предприятий, на кот. приходится половина и более общих продаж продукта.

По методам осущ-ния К. можно подразделить на ценовую и неценовую. 1 — продажа товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем конкуренты. 2 — предложение товара более высокого качества, с большой надежностью и сроком службы, более высокой производитель-ности. Процесс становления К. в переходной экономике во многом зависит от преобразования отношений собственности. Преобладание гос.собственности на средства производства сдерживает ее развитие. Чем быстрее идет процесс приватизации, тем выше эффективность конкурентного рыночного механизма.

Экономическая интеграция

Беларуси и России

Среди стран СНГ наиболее последовательно эк-кую интеграцию осущ. РБ и РФ, подписавшие в апреле 1996 г. Договор об образ-нии Сообщества Беларуси и России, а год спустя — Договор об образовании Союза Беларуси и России, кот развивал положения пред-щего документа с целью достижения интеграции в эк-кой и др сферах общ-ной жизни. Важнейшими предпосылками эк-го взаимодействия Беларуси и России явл также территориальное раздел-е труда и сложившаяся специализация и кооперация эк-ких связей. главная цель эк.интегр-ции Бел. И России: реализация стратегических и текущих интересов в решении проблемы повышения уровня жизни народа на основе эффективного использ-я преимуществ межгос-го раздел труда, специализации и кооперирования производства, создания благоприятных усл-й для возобновления эк-го роста. Это предполагает проведение политики в области структурной перестройки эк-ки, единую направленность эк-ких реформ, осущ. единой политики в области гос регулирования соц-эк-ких процессов, внешнеэк-кой деят-сти, а также согласованной соц. политики. Взаимозависимость эк-к Беларуси и России обусл-ет необходимость сохр-я сов-го рынка, развития инфраструктуры, восстановления общего научно-технол-го и информ-го пространства, образования единого таможенного пространства. Создание общего эк-го пространства позволит: повысить эффективность функц-ния реального сектора эк-ки, обеспечить выход на мировые рынки с новой конкур-носпособной продукцией ,обеспеч эффективное использ-е природных ресурсов ,скоординировать политику гос-в с целью устойчивого роста эк-ки, повышения уровня и кач-ва жизни народов.

Осн-е направления, механизмы и мер-тия по углублению интеграции и формир-ю общего эк-го пространства опред в Программе эк-го сотрудничества РБ и РФ на1999—2008. Для повышения эффективности интегр процессов необходимо:

• проводить согласованную макроэк-кую политику

•синзронизир-ть интеграцию эк-к обеих стран в мировую эк-ку;

•унифицировать законодат-ю и нормативно-правовую базы

• сформировать единое эк-кое пространство, в том

числе информ-е; фондовый рынок и рынок труда;

•объединить все системы

•разработать программы и их финансовое обеспечение;

• развивать торгово-эк-кие отношения и межрегиональноесотрудничество.

Завершающим этапом в эк-кой интеграции РБ с РФ должно быть введение единой валюты.

Понятие безопасности функц-ния страны и задачи её обеспечения. Концепция нац безопасности (НБ).

Указом президента РБ в 2010 г утверждена концепция НБ РБ, кот содержит методологические основы построения системы обеспечения НБ белоруск гос-ва.

В концепции под НБ понимается состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и гос-ва от внутр и внешн угроз. Сост части НБ – безоп в полит, эк, военной, эколог, информац и гуманит сферах.

В мире нет полностью самодостаточных гос-в. Для обеспечения безоп гос-ва все возрастающую роль играет конкурентоспособность НЭ.

Обеспечение НБ представляет собой деят-сть субъектов обеспеч НБ по защите личности, общества и гос-ва от внутр и внешн угроз, реал-ции нац интересов, созданию необход условий для устойчивого развития РБ. Субъектами обеспечения НБ являются: государство; общественные и иные организации; граждане.

Объектами НБ являются:

· личность – ее конституционные права, свободы и законные интересы;

· общество – его материальные и дух ценности, система общественных отношений, охраняемых нормами права;

· государство – его независимость, территориальная целостность, суверенитет, конституционный строй.

Целью обеспечения НБ явл достижение и поддержание такого уровня защищенности личности, общества и гос-ва от внутр и внешн угроз, кот гарантирует устойчивое развитие РБ и реализацию ее нац интересов.

Основными задачами обеспечения НБ выступают:

· разработка и реализация гос политики обеспечения НБ;

· определение и поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства;

· нейтрализация источников внутр угроз и защита от внешних угроз НБ;

· обеспечение реализации нац интересов и устойчивого развития РБ;

· создание системы обеспечения НБ и организация ее эффективного функционирования.

Обеспечение НБ осуществляется по направлениям, выделяемым в соответствии с основными сферами жизнедеятельности личности, общества и государства.

Для обесп НБ внешнеэк политику следует строить на основе многовекторности, использования преимуществ международного разделения труда, расширения рынков товаров и услуг.

77. Экономическая безопасность и показатели

Экономическая безопасность страны представляет собой важную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности: производственная; фи­нансовая; продовольственная; энергетическая; инфраструк­турная; инновационная; внешнеэкономическая.

Производственная безопасность — основа экономической безопасности, поскольку аккумулирует в себе все многообра­зие факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень пос­ледней. Для повышения производственной безопасности необхо­димы: структурная модернизация экономики путем приоритет­ного развития наукоемких высокотехнологичных экспортоориентированных и импортозамещающих нересурсо- и неэнерго­емких производств с высокой долей добавленной стоимости; повышение конкурентоспособности выпускаемой про­дукции; • переход на инновационный путь развития экономики; • социальная ориентация перспективной структуры эконо­мики, ускоренное развитие сферы услуг.

Финансовая безопасность страны охватывает все секторы экономики: государство, нефинансовые предприятия, финан­совые организации, домашние хозяйства, регионы, а также внешнеэкономическую деятельность.

Основная задача обеспечения финансовой безопасности Беларуси - улучшение финансового состояния организаций реального сектора экономики, уменьшение числа убыточных производств.

Продовольственная безопасность является как самостоятель­ным направлением, так и составной частью экономической бе­зопасности.

Для обеспечения продовольственной безопасности требу­ется, чтобы совокупные потребности в сельскохозяйственной продукции и продовольствии покрывались в основном за счет собственного производства.

Инфраструктурная безопасность имеет для национальной экономики Беларуси особое значение, так как республика зани­мает стратегически важное геополитическое и экономико-географическое положение, располагает густой сетью железнодо­рожных и автомобильных магистралей, газо- и нефтепроводов.

Инновационная безопасность имеет для Беларуси первосте­пенное значение, так как в государствах с ограниченными при­родными ресурсами роль научно-технической и инновацион­ной деятельности является решающей в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности в целом. Основным показателем развития научной деятельности, принятым для межстрановых сопоставлений, является доля затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте (наукоемкость ВВП).

Внешнеэкономическая безопасность, учитывая открытый ха­рактер экономики РБ, является одним из приоритетов проводимой соц.-эк. политики. Внешнеэкономическая безопасность должна обеспечить сохранение эк-го суверенитета страны, рост конку­рентоспособности нац. экономики и защиту интере­сов бел. производителей с учетом изменений мировых эк-х процессов.

Координирует деятельность всех субъектов страны по обес­печению национальной, в том числе экономической, безопас­ности Совет безопасности Республики Беларусь, председате­лем которого является Президент Республики Беларусь При Совете безопасности Республики Беларусь Указом Пре­зидента создана Межведомственная комиссия по безопаснос­ти в экономической сфере.

 

 

78. Функции гос.органов в сист.обеспеч-я безопас-ти

Система обеспеч-я нац.безопас-ти (СОНБ) – сов-ть взаимод-щих субъ-в обеспеч-я нац.безоп-ти и ср-в, используемых ими для осущ-я деят-ти по защите и реализации нац.интересов РБ и обеспечению безопас-ти личности, общ-ва и гос-тва. Правовую основу СОНБ составляют Конституция РБ, законы РБ, норматив.правовые акты Президента РБ, иные акты законод-ва, регулир-щие общественные отнош-я в сф. обеспеч-я нац.безоп-ти (ОНБ), в том числе м/унар. договоры РБ.

Субъекты ОНБ осущ-ют согласованную деят-ть по достижению цели и реш-ю задач ОНБ в соот-вии с их правовым статусом, определяемым законод-вом. Президент РБ осущ-т общее рук-во СОНБ путем реализации своих полномочий в этой сф. ч/з Совет Безопасности РБ и его рабочий орган – Гос.секретариат Совета Безопасности РБ, а также ч/з Совет Министров РБ; Нац.собрание РБ принимает з-ны в сф. ОНБ; Совет Безопасности РБ рассм-ет вопр. внутрен. и внеш. политики РБ, затрагивающие интересы нац.безоп-ти, принимает по ним реш-я, в т.ч. опред-ет гос.органы, ответственные за ОНБ в основных сф. жизнед-ти личности, общ-ва и гос-тва, и пороговые знач-я индикаторов состояния нац.безоп-ти, организует эффективное функц-ние СОНБ; Совет Министров РБ в пределах своей компетенции разраб-ет конкрет.меры по ОНБ, организует и контролирует их реализацию; гос.органы, подчиненные (подотчетные) Президенту РБ, и республиканские органы гос.управл-я, подчиненные Правительству, в соот-вии с их компетенцией реализуют меры,направ. на реш-е задач ОНБ, поддерж-ют в состоянии готовности к применению имеющиеся силы и ср-ва; суды осущ-ют правосудие по делам, затрагивающим вопросы ОНБ; органы местного упр-я и самоупр-я обеспеч-ют реш-е задач в сф. ОНБ, отнесенных законод-вом к их компетенции.

Основные функции СОНБ:

-совершенст-е концептуальных организационных и правовых основ ОНБ; -уточнение в соотв-ии со складывающейся обстановкой интересов личности, общ-ва и гос-ва, формир-е и поддержание их необх-го баланса; -разраб-ка и своеврем. коррект-ка индикаторов состояния нац. безоп-ти, критериев эффектив-ти деят-ти субъ-в ее обеспеч-я; -орг-ция и проведение мониторинга, анализа и оценки состояния нац.безоп-ти; -определ-е приоритетных напр-ий и задач ОНБ в основных сф. жизнед-ти личности, общ-ва и гос-ва; -прогноз-е, своеврем. выявление возрастания ур-ня опасности, оценка внутр. и внеш. рисков, вызовов и угроз нац. безоп-ти; -разраб-ка и практичес.реализ-я комплекса оперативных и долговрем-х мер по предупрежд-ю и нейтрализации рисков, вызовов и угроз нац.безоп-ти, недопущению нанесения ущерба нац.интересам и развитию РБ;

-управление имеющимися силами и ср-ми, поддержание их в постоян. готов-ти на основе организацион-го,кадрового,финанс-го,материал-го, техничес, информац-го и иного ресурсного обеспеч-я; -орг-ция взаимод-я и координация действий всех субъ-в ОНБ, оценка эффект-ти их деят-ти;

-информир-е граждан по вопросам состояния и ОНБ.

Реструктуризация предприятий в процессе формирования рыночной экономики

Реструктуризация (Р.) — это структурная реорганизация, управленческая и финансовая адаптация предприятия к успешной работе в рыночных условиях. Процесс Р. может быть пассивным и активным. Пассивная Р. осуществляется за счет рационального использования имеющегося оборудования, совершенств-ния форм и методов управления, маркетинговой деятельности без значительных дополнительных финансовых средств (проводится в сжатые сроки и, как правило, до приватизации). Активная Р. происходит за счет средств стратегического инвестора в постприватизационный период и рассчитана на более продолжительный период.

Применяются различные варианты Р.:

• реструктурирование государственных предприятий реального сектора экономики с целью их акционирования и сохранения за государством контрольного пакета акций;

• реструктурирование с целью дальнейшей продажи предприятия, что особенно актуально в отношении объектов малой приватизации;

• реструктурирование после приватизации объекта за счет средств потенциального инвестора.

Базисные условия и механизмы для проведения Р. определены в постановлениях Правительства РБ № 64 от 14 сентября 1994 г. «Об утверждении положения о порядке создания предприятия на базе структурного подразделения, выделяемого в процессе приватизации из состава действующего предприятия, находящегося в республиканской собственности».

Важнейшие задачи Р. белорусских предприятий заключаются в снижении энерго- и материалоемкости производств и уменьшении их зависимости от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Особой формой Р. является создание финансово-промышленных групп (ФПГ). Многие крупные предприятия во взаимодействии с банковскими структурами при широком использовании маркетинговых форм работы могут стать эффективными субъектами мирохозяйственных связей. В нашей стране ФПГ формируются на основе Указа Президента РБ № 482 «О создании и деятельности в республике хозяйственных групп» (декабрь 1995 г.), Закона РБ «О финансово-промышленных группах» (1999 г.). На базе межправительственных соглашений с участием предприятий и организаций РФ и РБ зарегистрированы МФПГ «Гранит», «Белрусавто», «Межгосметиз», «Формат», «Электронные технологии», «Интерагроинвест», «Оборонительные системы».

Осуществление Р. промышленных предприятий путем создания интегрированных объединений внутри страны и межгосударственных корпоративных структур, будет способствовать активизации процесса модернизации промышл. производства и обеспечит его устойчивое развитие.

Основные принципы Р. предприятий заключаются в рыночной самоорганизации и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Государство должно создавать необходимые макроэкономические условия, проводить требуемые институциональные преобразования, смягчать отрицательные социальные последствия от ликвидации и реструктуризации неэффективных (хронически убыточных) производств на основе разработки и реализации программ.

Формирование программ модернизации производства и Р. предприятий должно осуществляться путем конкурсного отбора, а при их реализации следует использовать принцип совместного финансирования как за счет собственных средств предприятий, так и из республиканского и местных бюджетов, средств инновационных фондов соответствующих министерств

и концернов.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.73.179 (0.015 с.)