Многовекторность внешнеэк политики Беларуси: понятие, тинденции развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Многовекторность внешнеэк политики Беларуси: понятие, тинденции развития.



Многовект внешнеэк политика Б как важнейшая составляющая междунар многовекторной политики нацелена на активизацию эк взаимодействия с различными странами и регионами мира в сфере междунар торговли, инвестиционной деятельности, доступа к междунар рынкам факторов пр-ва.

Основные направления её реализации:

1. Диверсификация поставок производст-х рес-в, прежде всего толивно-энергетич-х, кот ставит целью обеспечение надёжности поставок и снижение рисков повышения цен на ресурсы зарубежными поставщиками-монополистами.

2. Диверсификация рынков сбыта ГП, позволяющая увеличить объём экспорта пр-ции отечественных производителей и снизить риски неблагоприятного изменения торгового режима на традиц-х рынках сбыта.

3. Привлечение в экономику иностр капитала в виде прямых иностранных инвестиций, нацеленное на структурную трансформацию экономики на базе создания новых отраслей и импортозамещающих производств, включение действующих предприятий в глобальные технологич цепочки.

4. Достижение взаимных эффектов в научно-технической и инновац деят-сти, необх-мых для структурной трансф-ции эк-ки на основе перехода к новым технологич укладам; расширение масштабов внедрения результатов научно-технической деятельности за счёт выхода на новые рынки. Традиционным партнёром Б в этой сфере явл РФ.

5. Активизация новых форм и направлений междунар кооперации через участие в новых проектах и формирование новых отраслей и видов деятельности. Примерами реал-ции данного напр-ния могут служить новые перспективные отрасли, зарождающиеся в республике, - логистический сервис, въездной туризм, финансовое посредничество.

Осн этапами развития в процессах междунар эк интеграции явл участие республики в формировании ряда интеграц-х группировок на основе подписания след док-в:

· Соглашение о создании СНГ(РФ, Б, Укр, 1991г)

· Соглашение о Тамож союзе между Б и РФ (1995 г)

· Договор об образовании сообщества Б и РФ (1996 г)

· Договор о Союзе Б и РФ (1997 г)

· Договор о созд Союзного гос-ва Б и РФ (1999 г)

· Соглашение о формир-и Единого эк простр-ва Б, РФ, Казахст, Укр (2003 г)

· Договор о созд единой тамож территории и формировании Тамож союза (2008 г)

Функционирование с 2012 г Единого эк пространства в рамках стран – участниц ТС предполагает создание однотипных мех-змов рег-ния экономик и т.д. Таким обр, республика, реализуя принцип многовекторности, активно участвует в развитии разнообразных форм междунар эк интеграции, кот создаёт предпосылки для вхождения в мир экономику.

 

Понятие безопасности функц-ния страны и задачи её обеспечения. Концепция нац безопасности (НБ).

Указом президента РБ в 2010 г утверждена концепция НБ РБ, кот содержит методологические основы построения системы обеспечения НБ белоруск гос-ва.

В концепции под НБ понимается состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и гос-ва от внутр и внешн угроз. Сост части НБ – безоп в полит, эк, военной, эколог, информац и гуманит сферах.

В мире нет полностью самодостаточных гос-в. Для обеспечения безоп гос-ва все возрастающую роль играет конкурентоспособность НЭ.

Обеспечение НБ представляет собой деят-сть субъектов обеспеч НБ по защите личности, общества и гос-ва от внутр и внешн угроз, реал-ции нац интересов, созданию необход условий для устойчивого развития РБ. Субъектами обеспечения НБ являются: государство; общественные и иные организации; граждане.

Объектами НБ являются:

· личность – ее конституционные права, свободы и законные интересы;

· общество – его материальные и дух ценности, система общественных отношений, охраняемых нормами права;

· государство – его независимость, территориальная целостность, суверенитет, конституционный строй.

Целью обеспечения НБ явл достижение и поддержание такого уровня защищенности личности, общества и гос-ва от внутр и внешн угроз, кот гарантирует устойчивое развитие РБ и реализацию ее нац интересов.

Основными задачами обеспечения НБ выступают:

· разработка и реализация гос политики обеспечения НБ;

· определение и поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства;

· нейтрализация источников внутр угроз и защита от внешних угроз НБ;

· обеспечение реализации нац интересов и устойчивого развития РБ;

· создание системы обеспечения НБ и организация ее эффективного функционирования.

Обеспечение НБ осуществляется по направлениям, выделяемым в соответствии с основными сферами жизнедеятельности личности, общества и государства.

Для обесп НБ внешнеэк политику следует строить на основе многовекторности, использования преимуществ международного разделения труда, расширения рынков товаров и услуг.

77. Экономическая безопасность и показатели

Экономическая безопасность страны представляет собой важную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности: производственная; фи­нансовая; продовольственная; энергетическая; инфраструк­турная; инновационная; внешнеэкономическая.

Производственная безопасность — основа экономической безопасности, поскольку аккумулирует в себе все многообра­зие факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень пос­ледней. Для повышения производственной безопасности необхо­димы: структурная модернизация экономики путем приоритет­ного развития наукоемких высокотехнологичных экспортоориентированных и импортозамещающих нересурсо- и неэнерго­емких производств с высокой долей добавленной стоимости; повышение конкурентоспособности выпускаемой про­дукции; • переход на инновационный путь развития экономики; • социальная ориентация перспективной структуры эконо­мики, ускоренное развитие сферы услуг.

Финансовая безопасность страны охватывает все секторы экономики: государство, нефинансовые предприятия, финан­совые организации, домашние хозяйства, регионы, а также внешнеэкономическую деятельность.

Основная задача обеспечения финансовой безопасности Беларуси - улучшение финансового состояния организаций реального сектора экономики, уменьшение числа убыточных производств.

Продовольственная безопасность является как самостоятель­ным направлением, так и составной частью экономической бе­зопасности.

Для обеспечения продовольственной безопасности требу­ется, чтобы совокупные потребности в сельскохозяйственной продукции и продовольствии покрывались в основном за счет собственного производства.

Инфраструктурная безопасность имеет для национальной экономики Беларуси особое значение, так как республика зани­мает стратегически важное геополитическое и экономико-географическое положение, располагает густой сетью железнодо­рожных и автомобильных магистралей, газо- и нефтепроводов.

Инновационная безопасность имеет для Беларуси первосте­пенное значение, так как в государствах с ограниченными при­родными ресурсами роль научно-технической и инновацион­ной деятельности является решающей в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности в целом. Основным показателем развития научной деятельности, принятым для межстрановых сопоставлений, является доля затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте (наукоемкость ВВП).

Внешнеэкономическая безопасность, учитывая открытый ха­рактер экономики РБ, является одним из приоритетов проводимой соц.-эк. политики. Внешнеэкономическая безопасность должна обеспечить сохранение эк-го суверенитета страны, рост конку­рентоспособности нац. экономики и защиту интере­сов бел. производителей с учетом изменений мировых эк-х процессов.

Координирует деятельность всех субъектов страны по обес­печению национальной, в том числе экономической, безопас­ности Совет безопасности Республики Беларусь, председате­лем которого является Президент Республики Беларусь При Совете безопасности Республики Беларусь Указом Пре­зидента создана Межведомственная комиссия по безопаснос­ти в экономической сфере.

 

 

78. Функции гос.органов в сист.обеспеч-я безопас-ти

Система обеспеч-я нац.безопас-ти (СОНБ) – сов-ть взаимод-щих субъ-в обеспеч-я нац.безоп-ти и ср-в, используемых ими для осущ-я деят-ти по защите и реализации нац.интересов РБ и обеспечению безопас-ти личности, общ-ва и гос-тва. Правовую основу СОНБ составляют Конституция РБ, законы РБ, норматив.правовые акты Президента РБ, иные акты законод-ва, регулир-щие общественные отнош-я в сф. обеспеч-я нац.безоп-ти (ОНБ), в том числе м/унар. договоры РБ.

Субъекты ОНБ осущ-ют согласованную деят-ть по достижению цели и реш-ю задач ОНБ в соот-вии с их правовым статусом, определяемым законод-вом. Президент РБ осущ-т общее рук-во СОНБ путем реализации своих полномочий в этой сф. ч/з Совет Безопасности РБ и его рабочий орган – Гос.секретариат Совета Безопасности РБ, а также ч/з Совет Министров РБ; Нац.собрание РБ принимает з-ны в сф. ОНБ; Совет Безопасности РБ рассм-ет вопр. внутрен. и внеш. политики РБ, затрагивающие интересы нац.безоп-ти, принимает по ним реш-я, в т.ч. опред-ет гос.органы, ответственные за ОНБ в основных сф. жизнед-ти личности, общ-ва и гос-тва, и пороговые знач-я индикаторов состояния нац.безоп-ти, организует эффективное функц-ние СОНБ; Совет Министров РБ в пределах своей компетенции разраб-ет конкрет.меры по ОНБ, организует и контролирует их реализацию; гос.органы, подчиненные (подотчетные) Президенту РБ, и республиканские органы гос.управл-я, подчиненные Правительству, в соот-вии с их компетенцией реализуют меры,направ. на реш-е задач ОНБ, поддерж-ют в состоянии готовности к применению имеющиеся силы и ср-ва; суды осущ-ют правосудие по делам, затрагивающим вопросы ОНБ; органы местного упр-я и самоупр-я обеспеч-ют реш-е задач в сф. ОНБ, отнесенных законод-вом к их компетенции.

Основные функции СОНБ:

-совершенст-е концептуальных организационных и правовых основ ОНБ; -уточнение в соотв-ии со складывающейся обстановкой интересов личности, общ-ва и гос-ва, формир-е и поддержание их необх-го баланса; -разраб-ка и своеврем. коррект-ка индикаторов состояния нац. безоп-ти, критериев эффектив-ти деят-ти субъ-в ее обеспеч-я; -орг-ция и проведение мониторинга, анализа и оценки состояния нац.безоп-ти; -определ-е приоритетных напр-ий и задач ОНБ в основных сф. жизнед-ти личности, общ-ва и гос-ва; -прогноз-е, своеврем. выявление возрастания ур-ня опасности, оценка внутр. и внеш. рисков, вызовов и угроз нац. безоп-ти; -разраб-ка и практичес.реализ-я комплекса оперативных и долговрем-х мер по предупрежд-ю и нейтрализации рисков, вызовов и угроз нац.безоп-ти, недопущению нанесения ущерба нац.интересам и развитию РБ;

-управление имеющимися силами и ср-ми, поддержание их в постоян. готов-ти на основе организацион-го,кадрового,финанс-го,материал-го, техничес, информац-го и иного ресурсного обеспеч-я; -орг-ция взаимод-я и координация действий всех субъ-в ОНБ, оценка эффект-ти их деят-ти;

-информир-е граждан по вопросам состояния и ОНБ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.009 с.)